Структурно–функциональная характеристика транспорта — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Структурно–функциональная характеристика транспорта

2022-12-30 37
Структурно–функциональная характеристика транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Транспорт, осуществляя перевозки между предприятиями, районами и странами, активно влияет на масштабы общественного производства, его структуру и уровень развития. От транспорта зависит не только нормальная деятельность предприятий в сфере производства, но и обороноспособность страны, удовлетворение потребности людей в общении, отдыхе, лечении, обмене культурными ценностями. Как вид хозяйственной деятельности транспорт можно представить системой, состоящей из 2-х подсистем (рис.1.1).

 

Рис. 1.1. Структура транспортной системы России

 

Транспорт общего пользования иногда бывает универсальным (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированным (трубопроводный, линии электропередач), внутренним (перевозки внутри страны) и внешним (перевозки в заграничном сообщении).

Транспорт необщего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды продукции, а так же производственный персонал внутри предприятия, осуществляет перевозки грузов и сырья из объединений и других крупных территориальных образований, обслуживая промышленное и с/х производство, обеспечивает внутрипроизводственные перевозки строительных организаций, предприятий торговли, снабжения, сбыта и т.д. Такой транспорт может быть назван технологическим или внутрипроизводственным транспортом. Промышленный транспорт является составной частью процесса производства.

К важнейшим особенностям транспорта можно отнести следующее:

· Транспортную продукцию нельзя хранить и накапливать. Процессы ее производства и потребления в технологическом смысле неотделимы, так как продукцией транспорта является само перемещение грузов и пассажиров.

· В процессе производства транспортной продукции (в отличие от промышленной) она экономически обособленна от предметов труда (перемещаемых грузов и пассажиров), которые не должны претерпевать никаких негативных вещественных изменений. Это, конечно, не означает, что предметы труда на транспорте не меняют в процессе производства никаких своих свойств. Так, осуществляя необходимые перемещения сырья и готовой продукции, транспорт увеличивает их потребительскую стоимость.

· Транспорт тесно взаимодействует практически со всеми отраслями народного хозяйства и является определяющим фактором при решении многих экономических, социальных, экологических и других проблем; функционирование транспортных объектов носит обслуживающий характер, т.е. в процессе перевозки не создается новая вещественная продукция.

· Большой удельный вес (до 2/3 и выше) в транспортных расходах занимают топливо, зарплата и амортизационные отчисления.

· Транспорт является капиталоемкой и фондоемкой отраслью народного хозяйства, для него характерны продолжительные сроки проектирования, создания и функционирования основных фондов.

· На транспорте, как правило, осуществляется этапное наращивание мощностей, постоянных устройств. При этом после выполнения некоторого этапа (например, введения новой дороги на транспортной сети) создаются резервы пропускной способности, которые осваиваются обычно не сразу, а постепенно в течение ряда лет.

· Функционирование транспортных объектов обладает свойством инерционности. Они способны работать некоторое время по инерции, за счет перегрузок и в ущерб качеству продукции, сохраняя, тем не менее, видимость удовлетворения потребности.

· Для транспорта характерна переменная во времени загрузка объектов с возрастающим по годам трендом и со значительными сезонными, месячными, суточными колебаниями, называемыми неравномерностью перевозок.

· Объекты транспорта имеют, как правило, пространственно-сетевой характер, и обладают ограниченной территориальной взаимозаменяемостью при производстве транспортной продукции.

· В транспортной системе функционирует большое количество взаимодействующих элементов, что обуславливает появление значительного эмерджентного (скачкообразного, внезапного) эффекта и возможность достижения поставленных целей различными способами.

· Наличие транспорта общего и необщего пользования ведет к значительной ведомственной разобщенности управления.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.