Индивидуальная траектории развития школьников — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальная траектории развития школьников

2022-12-30 30
Индивидуальная траектории развития школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальная траектории развития школьников

Одним из приоритетных направлений современного образования выступает выстраивание индивидуальной траектории образования и развития личности обучающегося. Так, в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта» [5] отмечено о необходимости создавать педагогические условия для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, включения школьников, студентов в различные виды деятельности в соответствии с их способностями, образовательными запросами обучающихся.

Обратимся к понятию «траектория». С.И. Ожегов [4] в толковом словаре русского языка понятие «траектория» определил как линию движения чего-либо. Движение в развитии человека – это есть его становление, формирование личностных качеств, обозначение его настоящего и ориентация на дальнейшую цель.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут».

       Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать свою траекторию развития, творческую индивидуальность.

       ХХI век – это век скоростей, высокой нестабильности, огромного информационного потока, период перемен и неопределенности. Не так давно ученые подсчитали, что современный человек за неделю получает столько информации, сколько человек, живший в средние века, получал за всю жизнь.

       Современная социальная ситуация характеризуется развитием технологий, трансформацией рынка труда, сложно организованными общественными взаимодействиями и процессами, предъявляются все новые и новые требования к образовательным результатам, необходимым молодым людям для успешной социализации, интеграции в современном мире и построения собственной жизненной и профессиональной стратегии.

       Рассмотрим компетенции, которые сегодня необходимы на современном рынке труда: умение решать сложные задачи; критическое мышление; креативность; управление людьми; навыки координации, взаимодействия; эмоциональный интеллект; суждение и скорость принятия решений; клиентоориентированность; умение вести переговоры; когнитивная гибкость.

       В противовес данным требованиям обозначим, какие существуют проблемы и вопросы в процессе развития обучающихся на сегодняшний день: общее эмоциональное неблагополучие;информационная перегруженность; несамостоятельность, избалованность; погоня за успехом; высокая конкуренция; проблема разрешения конфликтов; социальное расслоение; дефицит времени; рост ответственности за свой выбор; слабое здоровье.

       Таким образом, мы видим, что возникает противоречие: между запросом общества и личностными характеристиками подрастающего поколения. Сегодня большое значение имеет непрерывное образование. «Образование через всю жизнь» и востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, ответственность, усваивающие и применяющие знания в незнакомых ситуациях, способные выстраивать коммуникации с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей. Каковы слагаемые успеха? В чем заключается успешность обучения? Как выстроить свой путь развития? С чего начинать и как пошагово идти к намеченной цели? Эти и другие вопросы волнуют многих людей, разного возраста, а особенно, молодых, стоящих на пороге выбора жизненного пути. Человек должен обладать такими навыками и способностями, которые помогут ему действовать в ситуациях неопределенности и многозадачности.

Предлагаем для практики:

· Проведение анкетирования (Приложение А).

· Разработка нескольких вариантов «Колеса жизненного баланса» (Приложение Б):

– «Колесо жизненного баланса»;

– «Колесо учебы и способностей, умений и навыков».

· Обучение по составлению ментальных карт личностного развития

Приложение А (анкета)

Анкета по теме самоорганизации и планированию

Содержание

Самоорганизация

 

1 Имя, возраст, время, когда проводится опрос
2 Что хочу (пропиши свои мечты и свое видение себя) Каким хочешь быть?________________________________________________ Что тебе мешает?___________________________________________________ Как ты думаешь над чем тебе необходимо работать? _________________________________________________________________
3 Каждую компетенцию оцени от 1 до 10 баллов: 1. самоорганизация; 2. планирование своей работы и выполнение намеченных целей (дисциплина, ответственность); 3. стратегическое мышление, нацеленность на результат; 4. умение работать в команде; 5. коммуникация, общение; 6. социальная ответственность. 7.как ты тратишь время?  
4 Какие посещаешь кружки, секции, и на что они направлены? ________________________________________________________________________________________________________________________________________  
5  У тебя есть режим дня: Д а__________________ Нет________________________  
6 Формируешь ли ты свое портфолио. Электронный вариант? Да_____________ Нет________________  
7 Твой внешний вид, опрятность, культура общения. Ты обращаешь внимание на это? Да _______________ Нет _________________ Не задумывался ________________________    
8 Как часто ты знакомишься с жизнью интересных людей? Да, знакомлюсь ____________________________________ Нет.никогда не знакомился __________________________
9 К кому ты предъявляешь претензии: к себе или к окружающим?_______________________________________________________________________________ Умеешь ли видеть положительное и выстраиваешь над чем необходимо работать?_______________________________________________________________________
10 Пишешь ли  свои основные цели? Да__________________ Нет___________________
11 Пишешь ли план на каждый день? ДА _________________ Нет__________________________
12  Обращаешь ли внимание на Самообразование Да___________________ Нет_________________________
13 Ты себя считаешь ответственным человеком? Да___________ Нет________ Иногда________________
14 Хорошо ли ты ориентируешься в городе (улицы, культурные ценности, знаешь историю города)? Да ___________________ Нет_______________________

Здоровый образ жизни, тренировки, питание

 

1 Твой режим тренировок.У тебя вообще есть режим тренировок?
2 Режим питания. Посмотри внимательно на свой рацион питания, из чего он состоит? Ты обращаешь внимание на свое питание? Да_____________________ Нет__________________________ Иногда ____________________________
3 Куда тратишь время, составь схему примерно процентное соотношение  (учеба, тренировки, сон, еда, кружки, самообразование, помощь по дому, компьютер,)
4 Знаешь ли, над чем тебе необходимо работать, какие знания, навыки получить и к какому сроку? Записываешь  ли данную информацию? Да _________ Нет_________ Иногда____________  
5 Есть ли у тебя воля добиваться поставленной нужной цели или сдаешься и не ищешь новых вариантов решения вопроса? Да _________________ Нет____________________ Не знаю ________________________
6 Проанализируй насколько у тебя есть теоретические и практические навыки по   · Противопожарной безопасности:____________________ · первой медицинской помощи:______________________ · обращению с электричеством:______________________________ · выживанию в лесу:_________________________ · начальной военной подготовки:________________________________ · правила ГАИ___________________________________________________ · Ты собираешься учиться на права?_____________________________________________
7 Болел ли ты в этом году? ____________Сколько раз? ____________Что делаешь для укрепления здоровья?______________________________________________________________________ Нужен ли на работе часто болеющий сотрудник? _____________ Какие ты сделал исходя из вышесказанного вывод?_____________________________________________________
8 Изучаешь ли ты литературу по здоровому питанию, закаливанию? Да ________ Нет______________ Иногда_________________________
9 У тебя прямая осанка?____________ И что ты делаешь, чтобы спина была прямой? _____________________________________________________________________________  
10 Во сколько ты встаешь и во сколько ложишься спать?____________________________________________________________________________

Формирование навыков организационной работы разных направлений деятельности.

Социальные связи. Профориентация. Работа в команде

1 Участвуешь ли ты в разработке социальных проектов и их реализации? Да ______________ Нет_________________ Иногда__________________
2 Есть ли у тебя команда, с которой ты реализуешь программы, проекты? Да ___________ Нет__________________
3 Ходишь ли на конференции, семинары, форумы? Самостоятельно? Да _______________ Нет __________________ Иногда ______________________
4 Изучаешь ли хорошо историю, рассматриваешь ли вопросы исторических подмен?(Да ____,Нет___.) Знаешь ли ты новости в мире?  Да _________________.Нет______________ Хорошо ли ориентируешься по географической карте? ДА _____________.Нет___________
5 В решении своих проектов, с какими работодателями сотрудничал? Сам их находил или были уже договоренности? Да (прокомментируй)__________________ Нет (прокомментируй)_____________________
6 Твои ближайшие проекты, которые ты реализуешь? Есть ___________ Нет______________ Планирую _______________
7 Изучаешь ли ты различные документы, юридические вопросы (договора, письма). Как часто ты это пишешь? Да,документы изучаю___________________  Нет,не изучаю ____________________________

Коммуникативная культура. Выступления. Знание иностранных языков. Написание статей

1 Ведешь ли сам мастер классы? Да _________ Нет__________ Иногда ______________
2 Изучаешь ли ты иностранные языки? Да ______________ Нет_____________ Планирую_____________________
3 Твой стиль общения (конфликтный, неконфликтный, часто ли обижаешься и т.д.) Напиши краткий комментарий________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Как часто ты пишешь статьи, публикации, умеешь ли работать с письменными текстами? Да пишу_________________ Нет, не пишу______________ Планирую этим заниматься _____________________
5 Как часто выступаешь на аудитории?_________________ Изучаешься эту тему?________________ Работаешь над своей дикцией? ________________Делаешь упражнения?_________________
6 Есть практика выступления на телевидение, радио, прессе? Да есть практика выступления _____________________ Нет практики выступления _____________________________ Планирую этим вопросом заняться _______________________________

IT -технологии

1 Владеешь ли IT-технологиями? ДА ________________ Нет _____________________
2 Как хорошо ты владеешь некоторыми приложениями? Да ___________________ Нет_______________________ Планирую изучить _____________________
3 Хорошо ли ты знаешь, на каких сайтах можно узнать полезную информацию? Да.изучаю_____________________  Нет, не знаю _________________________
4 Печатаешь слепым методом? Да___________ Нет_________________ Планирую обучиться ______________________
5 Что ты планируешь по этой теме в ближайшее время пройти?  Напишите краткий комментарий ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Помощь по дому, в семье

1 Как ты помогаешь дома по хозяйству, внимателен ли ты? Да помогаю ________________ Очень редко____________________ Планирую больше помогать_________________________
2 Поддерживаешь ли порядок в своих документа__________________, на рабочем столе______? Легко ли ты можешь у себя найти необходимые материалы?_______________________________
3 Умеешь ли ты благодарить? Да ________________ Редко________________ Не задумывался ___________________

Учеба

1 Какие сам прошел семинары, курсы, онлайн-курсы? Напиши ________________________________________________________________________
2 Умеешь ли определить какие предметы необходимы для поступления? Напишите_______________________________________________________________________
3 Какие предметы ты больше всего любишь? Напишите ____________________________________________________________________________
4 Какую профессию ты хотел бы получить? ____________________________________________ Ты знакомился с современным Атласом профессий (Сколково)? ДА знаком _____________ Нет, не знаком________________________
5 Если бы ты был работодатель, какого бы сотрудника ты принял на работу. Перечисли его качества? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 Умеешь ли ты учиться. Узнаешь ли способы, позволяющие быстрее осваивать материал? Да занимаюсь изучением __________ Нет, не занимаюсь_____________________________

Комментарии

   
  Напиши очем задумался?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты думаешь, на что необходимо обратить внимание?________________________________ Что самостоятельно осваивать?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обязательно отмечать сроки реализации своих задач. Ты с этим согласен?_________________________________________________________________________     Узнал сам поделись с другими! Если не я, то кто же!  Спешите делать добро! Бой с самим собой есть самый трудный бой, победа из побед победа над собой! Успешной работы!

Приложение Б. «Колесо жизненного баланса»

       Колесо жизненного баланса помогает быстро оценить свое текущее состояние. Детально рассматривая и оценивая каждую сферу, легко можно увидеть, над чем в будущем необходимо поработать.

      

Рис. 1. Колесо жизненного баланса

Приложение В. «Ментальная карта»

Ментальная карта, диаграмма связей, ассоциативные карты – у них много имён. Это такой способ визуального представления информации. Удобно расписывать и составлять карты, как для личностного развития, так и для больших и малых проектов.

Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» – «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграмма связей», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления») – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации.

Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект-карте беспредельно расти и постоянно дополняться.

Список литературы

1. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Знание, 1992. – 78 с.

       2. Балагина, Е.В., Голованова, О.Б., Филиппова, Ю.С. Индивидуализация образования и основы тьюторского сопровождения: учеб.-метод. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 62 с.

       3. Казагачев, В.Н., Горбань, Л.Г., Толочко, Я.И. Ментальные карты как средство повышения творческого мышления // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 766-769.

Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. – 2006. – 944 с.

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // «Российская газета» от 18 декабря 2013 г. № 285.

 

Индивидуальная траектории развития школьников

Одним из приоритетных направлений современного образования выступает выстраивание индивидуальной траектории образования и развития личности обучающегося. Так, в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта» [5] отмечено о необходимости создавать педагогические условия для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, включения школьников, студентов в различные виды деятельности в соответствии с их способностями, образовательными запросами обучающихся.

Обратимся к понятию «траектория». С.И. Ожегов [4] в толковом словаре русского языка понятие «траектория» определил как линию движения чего-либо. Движение в развитии человека – это есть его становление, формирование личностных качеств, обозначение его настоящего и ориентация на дальнейшую цель.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут».

       Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать свою траекторию развития, творческую индивидуальность.

       ХХI век – это век скоростей, высокой нестабильности, огромного информационного потока, период перемен и неопределенности. Не так давно ученые подсчитали, что современный человек за неделю получает столько информации, сколько человек, живший в средние века, получал за всю жизнь.

       Современная социальная ситуация характеризуется развитием технологий, трансформацией рынка труда, сложно организованными общественными взаимодействиями и процессами, предъявляются все новые и новые требования к образовательным результатам, необходимым молодым людям для успешной социализации, интеграции в современном мире и построения собственной жизненной и профессиональной стратегии.

       Рассмотрим компетенции, которые сегодня необходимы на современном рынке труда: умение решать сложные задачи; критическое мышление; креативность; управление людьми; навыки координации, взаимодействия; эмоциональный интеллект; суждение и скорость принятия решений; клиентоориентированность; умение вести переговоры; когнитивная гибкость.

       В противовес данным требованиям обозначим, какие существуют проблемы и вопросы в процессе развития обучающихся на сегодняшний день: общее эмоциональное неблагополучие;информационная перегруженность; несамостоятельность, избалованность; погоня за успехом; высокая конкуренция; проблема разрешения конфликтов; социальное расслоение; дефицит времени; рост ответственности за свой выбор; слабое здоровье.

       Таким образом, мы видим, что возникает противоречие: между запросом общества и личностными характеристиками подрастающего поколения. Сегодня большое значение имеет непрерывное образование. «Образование через всю жизнь» и востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, ответственность, усваивающие и применяющие знания в незнакомых ситуациях, способные выстраивать коммуникации с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей. Каковы слагаемые успеха? В чем заключается успешность обучения? Как выстроить свой путь развития? С чего начинать и как пошагово идти к намеченной цели? Эти и другие вопросы волнуют многих людей, разного возраста, а особенно, молодых, стоящих на пороге выбора жизненного пути. Человек должен обладать такими навыками и способностями, которые помогут ему действовать в ситуациях неопределенности и многозадачности.

Предлагаем для практики:

· Проведение анкетирования (Приложение А).

· Разработка нескольких вариантов «Колеса жизненного баланса» (Приложение Б):

– «Колесо жизненного баланса»;

– «Колесо учебы и способностей, умений и навыков».

· Обучение по составлению ментальных карт личностного развития

Приложение А (анкета)

Анкета по теме самоорганизации и планированию

Содержание

Самоорганизация

 

1 Имя, возраст, время, когда проводится опрос
2 Что хочу (пропиши свои мечты и свое видение себя) Каким хочешь быть?________________________________________________ Что тебе мешает?___________________________________________________ Как ты думаешь над чем тебе необходимо работать? _________________________________________________________________
3 Каждую компетенцию оцени от 1 до 10 баллов: 1. самоорганизация; 2. планирование своей работы и выполнение намеченных целей (дисциплина, ответственность); 3. стратегическое мышление, нацеленность на результат; 4. умение работать в команде; 5. коммуникация, общение; 6. социальная ответственность. 7.как ты тратишь время?  
4 Какие посещаешь кружки, секции, и на что они направлены? ________________________________________________________________________________________________________________________________________  
5  У тебя есть режим дня: Д а__________________ Нет________________________  
6 Формируешь ли ты свое портфолио. Электронный вариант? Да_____________ Нет________________  
7 Твой внешний вид, опрятность, культура общения. Ты обращаешь внимание на это? Да _______________ Нет _________________ Не задумывался ________________________    
8 Как часто ты знакомишься с жизнью интересных людей? Да, знакомлюсь ____________________________________ Нет.никогда не знакомился __________________________
9 К кому ты предъявляешь претензии: к себе или к окружающим?_______________________________________________________________________________ Умеешь ли видеть положительное и выстраиваешь над чем необходимо работать?_______________________________________________________________________
10 Пишешь ли  свои основные цели? Да__________________ Нет___________________
11 Пишешь ли план на каждый день? ДА _________________ Нет__________________________
12  Обращаешь ли внимание на Самообразование Да___________________ Нет_________________________
13 Ты себя считаешь ответственным человеком? Да___________ Нет________ Иногда________________
14 Хорошо ли ты ориентируешься в городе (улицы, культурные ценности, знаешь историю города)? Да ___________________ Нет_______________________

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.