Аудит прочей кредиторской задолженности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Аудит прочей кредиторской задолженности

2022-12-30 34
Аудит прочей кредиторской задолженности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кредиторская задолженность - это сумма обязательств (долга) предприятия другим юридическим или физическим лицам. Основными задачами проверки кредиторской задолженности являются:

¯ проверка соблюдения платежной дисциплины;

¯ изучение обоснованности применяемых при расчетах цен, тарифов и других стоимостных показателей;

¯ проверка реальности сумм кредиторской задолженности;

¯ разработка рекомендаций по упорядочению расчетов и снижению кредиторской задолженности.

Особое внимание при проверке расчетов по кредиторской задолженности занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками. Аудитор проверяет наличие договоров на поставку продукции и правильность его оформления. При наличии кредиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины ее возникновения.

При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых разниц, и как эти курсовые разницы списались.

Осуществляя проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор использует следующие аудиторские процедуры:

¯ проверка наличия и правильности оформления документов на приобретение ТМЗ;

¯ проверка обоснованности, своевременности и правильности оформления предъявленных претензий;

¯ проверка полноты и своевременности оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ и услуг;

¯ проверка достоверности и законности задолженности поставщикам и подрядчикам;

¯ проверка правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками;

¯ проверка правильности составленных корреспонденций счетов, соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета.

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен выяснить, насколько он может опереться на проведенную в этом направлении работу внутреннего аудита, выявить состояние внутреннего контроля и учета.

Контроль качества аудита

Контроль качества аудиторской деятельности направлен на предупреждение неправильной оценки аудиторского риска; достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора; обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой отчетности.

Во всех аудиторских организациях должна существовать система внутреннего контроля качества аудита. Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций.

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий и обеспечивается тремя факторами:

¯ надлежащим руководством за ходом аудита со стороны руководителя аудиторской организации;

¯ надзором со стороны аудиторов за действиями ассистентов во время проверки;

¯ проверкой результатов проделанной работы. Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования.

Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На данном этапе контролируются:

1. Отдельные аудиторские направления, включающие в себя:

¯ порядок соблюдения принципов аудита;

¯ выполнение общего плана и программы аудита;

¯ надлежащее документирование аудиторских доказательств;

¯ обоснованность выводов, сделанных аудиторами.

2. Общий контроль качества аудита:

¯ контроль личных качеств сотрудников;

¯ обоснованное распределение обязанностей между членами группы;

¯ соблюдение правил (стандартов) аудита.

При выявлении фактов неправильного выполнения задания руководитель проверки может заменить аудитора (или ассистента) на другого специалиста.

На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами последующим направлениям:

¯ соответствует ли выполненная работа программе аудита;

¯ надлежащим ли образом оформлены полученные результаты в рабочих документах аудитора:

¯ достигнуты ли цели аудиторских процедур;

¯ соответствуют ли выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Помимо внутреннего контроля качества аудиторских услуг в рамках каждой конкретной организации в настоящее время усиливается соответствующий контроль со стороны государства и общественных аудиторских объединений. Государством делегировано осуществление контроля за качеством аудиторских услуг, соблюдением стандартов аудиторской деятельности аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям. Например, в Палате аудиторов РК в настоящее время создан и функционирует комитет, осуществляющий соответствующие проверки в отношении аудиторских организаций — членов палаты аудиторов. Проверки проводятся сертифицированными уполномоченными экспертами в этой области. По результатам проверок выдается заключение о соответствии качества работы аудиторской организации требованиям нормативных правовых актов. Профессиональное аудиторское объединение выступает гарантом соблюдения аудиторами стандартов, а также принципов и процедур внутреннего контроля качества.

Комитет по осуществлению внешнего контроля качества аудиторских организаций осуществляет следующие функции:

1) организация контроля качества аудита, осуществляемого аудиторскими организациями и аудиторами – членами Палаты аудиторов;

2) разработка рекомендаций для внедрения в аудиторскую практику членов Палаты аудиторов внутрифирменных стандартов аудита и постановке внутренней системы контроля качества аудиторских организаций, а также в разработке рекомендаций для совершенствования системы внутреннего контроля качества аудита;

3) контроль над соблюдением требований законодательства РК об аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, Международных стандартов аудита в ходе проведения проверок качества аудиторской деятельности и соблюдения членами Палаты аудиторов профессиональной этики;

4)  утверждение результатов проверок контроля качества работы аудиторских организаций;

5)  отбор контролеров, подготовка, обучение и повышение их профессионального уровня;

6) ведение Реестра и Досье контролеров;

7) обобщение информации по всем проведенным проверкам контроля качества и информирование совета Палаты аудиторов;

8) составление ежегодного годового отчета о проведенных проверках;

9) организация по поручению Совета палаты аудиторов повторных и/или дополнительных проверок;

10) разрешение возникших разногласий либо конфликтных ситуаций между контролерами и проверенными аудиторскими организациями;

11) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные акты по вопросам контроля качества работы аудиторских организаций;

12) формирование графика проведения проверки контроля качества аудиторских организаций и его утверждение;

 

Дополнение к вопросу 5. Роль большой четверки в экономике РК

К вопросу присутствия иностранных компаний на казахстанском рынке оценочных услуг

В последнее время в ряде казахстанских СМИ появились критические материалы, касающиеся аудиторской и консалтинговой деятельности “большой четверки”. Их роль в возникновении и развитии мирового финансового кризиса очевидна и безусловна. В течение трех-четырех лет наблюдались шумные скандалы по их аудиторским услугам, но это, как правило, касалось больших дел на Западе. Что касается казахстанского финансового рынка, то такая массированная атака представляется неслучайной, т.к. пришло время разобраться в роли, значении и, собственно, функциях “большой четверки”.

Как известно, аудиторские компании в Республике Казахстан в соответствии с законодательством не имеют право осуществлять никакую другую деятельность. Если раньше члены “большой четверки”, как и другие компании, проводили аудит, оценку имущества, оказывали консалтинговые услуги, то после выхода последней редакции Закона “Об аудите” они быстро сориентировались и открыли при себе смежные компании, которые имеют такое же наименование или с некоторым добавлением – к примеру, “плюс”.

Неоднократно в статьях и выступлениях я утверждал, что деятельность “большой четверки” в секторе оценочных услуг оказывает негативное влияние на казахстанскую экономику. Во-первых, нет ни одного иностранца, имеющего государственную лицензию на право оценочной деятельности. Во-вторых, компании установили крайне высокие тарифы, которые явно не соответствуют качеству выполняемых отчетов. “Четверка” ведет достаточно жесткую политику, которая не только исключает конкуренцию входящих в нее компаний между собой, но и, наоборот, продвигает их интересы.

Глубоко убежден, что запад нам не поможет – ни деньгами, ни, как оказалось, советами. Западные аналитики и специалисты не имеют практики, знаний, исторического опыта оценки активов в условиях постплановой, постсоветской экономики. Им легче разрушить все до основания и, как где-нибудь в Африке, начать сначала, с возникающего рынка. Образно говоря, оценка – это уравнение, где с одной стороны – результат, с другой – расчеты. Корректность (правильность) результата зависит от полноты, корректности информационных данных и методологии расчетов. Однако, справочники, таблицы, формулы, методики, используемые в условиях развитого рынка, совершенно не подходят к этапу возникающего и развивающегося рынка.

“Большая четверка” ведет закрытую политику в оценке. Специалисты проходят обучение и подтверждают свою квалификацию за рубежом. Что касается присутствия на семинарах, “круглых столах”, совещаниях, проводимых Казахстанской Ассоциацией оценщиков (КАО) и другими профес­сиональными организациями, то их там не встретишь. Топ-менеджеры, работающие в офисах “четверки”, малоизвестны в оценочном сообществе, что не может не вызывать сомнений в их квалификации. Некоторые рядовые специалисты знакомы автору по учебе в вузах, по работе в других компаниях. По сути, они наши ученики. Но когда встает вопрос участия в тендерах, выступают вперед – “мы четверка”. На вопрос же, являетесь ли вы филиалом или аффилированной компанией головной “четверки”, следует ответ, что “напрямую – нет”. Значит, в случае недостоверной оценки головные компании не будут нести ни моральной, ни материальной ответственности. Отсюда вопрос: “Что за явление такое в казахстанской оценке – ТОО “Делойт”, ТОО “Эрнст и Янг”, ТОО “KPМG” или ТОО “Прайс уотерхаус куперс””? По-научному это называется франчайзинг, когда за определенные деньги используется раскрученный бренд. Ладно, если бренд подтверждается качеством оценки, но ведь это далеко не так.

В последнее время КАО проводит подготовку международных экспертов совместно с Американской ассоциацией сертификации тренинговых программ (А.А.С.Т.Р.). В качестве отрицательного примера используется отчет об оценке имущественного комплекса (бизнеса) в ВКО, выполненный представителем “четверки”. Другой пример: при оценке крупного гостиничного комплекса в центре Алматы для целей Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) налогооблагаемая стоимость увеличилась в шесть с половиной раз, стоимость услуг за оценку превысила аналогичный тариф казахстанских оценщиков более чем в 15 раз, а объекты-аналоги подбирались по европейским столицам. Подобных отчетов в экспертном совете КАО накопилось достаточно.

“Четверка” не утруждает себя членством в профес­сиональных организациях оценщиков РК. Не замечено их присутствие при разработке научных, правовых, методических и других материалов по оценочной деятельности. Мы лично не встречаемся с руководителями и можем судить об их уровне как специалистов на основании отчетов об оценке. С другой стороны, нет вопросов к иностранным оценочным компаниям так называемого “второго эшелона”: “Тили Бекер Казахстан”, “Американ Эпрайзерс”, “Скотт Холанд” и др. Они имеют свою нишу, проходят переподготовку и находятся в постоянном творческом контакте с местными специалистами.

С 1994 года согласно правительственному постановлению право проводить аудит в банках второго уровня имеет только “четверка”. Выполнять одновременно работу по аудиту и оценке залогового и другого имущества запрещено. Компания, проводящая аудит, заявляет, что не доверяет квалификации казахстанских специалистов и примет отчет об оценке имущества только своих коллег по “четверке”.

Или, например, приходит в иностранный банк, входящий в десятку крупнейших в РК, новый бухгалтер и заявляет, что отчеты казахстанских оценщиков не соответствуют требованиям МСФО, поэтому следует привлечь спецов из “четверки”. Глупость и лоббизм. Глупость, так как базой оценки залогов выступает рыночная стоимость, и МСФО здесь ни причем. Лоббизм - потому что, как выясняется, он сам перешел в банк из “четверки”.

Известны и понятны симпатии госчиновников к аудиторам и оценщикам “четверки”. Дошло до того, что в перечень условий отбора оценщиков при проведении конкурсов для структур ФНБ “Самрук-Казына” введен пункт о наличии рекомендации одного из представителей “четверки”. Видимо, пускать чужие, т.е. местные, глаза и уши в условия контрактов ни к чему. Да и по части “откатов” партнеры из “четверки” – специалисты известные. И при чем здесь государственные тайны, секреты, интересы?

Господа из “четверки” в последнее время у себя дома получили заслуженную уничижительную критику, потеряли значительную часть заказов и активизируют свою деятельность на развивающихся рынках, в том числе в Казахстане.

Принятые 9 ноября 2009 года изменения, дополнения в Закон “Об оценочной деятельности в РК” усиливают госрегулирование, с одной стороны, и предоставляют серьезные полномочия саморегулируемым профессиональным организациям – Палатам оценщиков, с другой. Создается система подготовки и аттестации оценочных кадров, введены штрафы, вплоть до лишения лицензии за недостоверную оценку, оценщик должен быть членом одной из Палат, страховать свою профессиональную ответственность. Не сомневаюсь, что встречи с руководителями оценочных компаний “четверки”, наконец, состоятся.

Александр Калинин,

директор исполкома

Казахстанской ассоциации оценщиков, директор Палаты оценщиков “

Алматинская Ассоциация оценщиков”

04.02.2010

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.