Условия обучения в техническом — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Условия обучения в техническом

2022-12-30 21
Условия обучения в техническом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УНИВЕРСИТЕТЕ

Условия приема абитуриентов

Переход на двухуровневое образование сопровождается и коренным изменением условий приема абитуриентов в вуз. Система конкурсного отбора по результатам вступительных экзаменов, который проводит вуз, заменил конкурс цифр: результатов Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), который проводится на базе общеобразовательной школы. Абитуриент имеет право подавать копии документов в несколько вузов, а в пределах одного вуза на ряд специальностей и направления обучения. В любой момент абитуриент имеет право забрать свои документы из любого места их подачи. В результате, до последнего момента вступительная комиссия и вуз не знают, какое количество абитуриентов и по каким специальностям принято и сколько действительно будет обучаться студентов.

По некоторым специальностям количество студентов в три, четыре раза превышает плановые показатели приема. По другим специальностям, наоборот, отмечается падение числа студентов. На специальностях со сверхплановым набором формируют группы в 35 и более человек. Предполагается, что после первого семестра будет естественный отсев. Однако, массового отсева студентов из переполненных групп нет. Учебный отдел формирует учебную нагрузку кафедрам в конце учебного года. Далее нагрузка распределяется по преподавателям кафедр. На летние каникулы преподаватели уходят с персональным графиком работы в следующем осеннем семестре. После завершения приема распределение нагрузки по кафедрам и преподавателям изменяется. Осенью приходиться в пожарном порядке уговаривать преподавателей взять дополнительную учебную нагрузку или искать преподавателей-совместителей на стороне. Все это отрицательно сказывается на условиях работы преподавателей и студентов-первокурсников.

Преподавателю приходится работать в переполненной аудитории с обширной группой студентов-первокурсников. Особенные проблемы возникают при преподавании дисциплин содержащих лабораторные занятия. В число таких дисциплин входят химия, физика, почвоведение, земледелие и др. Министерство образования предполагает ввести скорректированные правила приема абитуриентов. В новых правилах будут учтены недостатки, характерные для старых правил приема. Ограничивается число вузов и специальностей, на которые абитуриент может подавать заявления о приеме. Многие классические университеты устанавливают перечень дополнительных экзаменов, собеседований для поступающих абитуриентов.

 

1.2. Условия преподавания учебной дисциплины

Повышенная нагрузка на профессора в техническом университете – главное различие условий преподавания в нем и классическом университете.

В Московском государственном университете им. Ломоносова нагрузка на профессора составляет 4 – 6 студентов. В техническом университете нагрузка на профессора в 3 – 4 раза выше и составляет 18 – 25 студентов. На практических занятиях, занятиях по курсовому проектированию численность группы студентов составляет более 20 человек. На лекциях общее число студентов в аудитории достигает 80 и более человек.

В классических университетах применяют классическую диалоговую (в форме беседы, диспута) методику обучения. В течение занятия профессор в диалоговом режиме индивидуально работает с каждым из 4 – 6 студентов. Диалоговая методика динамичная. В ней преподаватель задает такую скорость подачи учебного материала, которая совпадает со скоростью его усвоения каждым студентом. Это достигается тем, что преподаватель постоянно отслеживает скорость и качество усвоения учебного материала студентом. По скорости и качеству он корректирует скорость и характер подачи учебного материала.

В техническом университете использование классической методики диалогового обучения не представляется возможным. Профессор из-за ограничений по времени не может в пределах аудиторного занятия индивидуально работать с каждым из 18 – 20 студентов. Поэтому в техническом университете на практике применяют монологовую методику обучения. Здесь скорость подачи профессором учебного материала и скорость его усвоения студентом существенно различаются. Профессор не имеет возможности ежесекундно оценивать характер усвоение учебного материала каждым студентом и оперативно изменять скорость и особенности его подачи.

Помимо повышенной нагрузки на преподавателя в техническом университете сокращается объем аудиторных занятий. Сокращение объема аудиторных занятий уменьшает время прямого общения преподавателя с каждым студентом. Поэтому, с одной стороны, возникает задача повышения отдачи от каждого аудиторного занятия, с другой, – повышение отдачи от внеаудиторных занятий.

Успешность освоения студентом учебного материала по изучаемой дисциплине профессор фактически оценивает 2 – 3 раза за весь период ее преподавания: на практических занятиях, при сдаче курсового учебного проекта и на экзамене или зачете. Такие оценки не позволяют преподавателю оперативно оценить скорость и характер усвоения каждым студентом учебного материала и оперативно изменить параметры подачи учебного материала. Это снижает эффективность и качество обучения.

Новые условия приема абитуриентов на основе результатов ЕГЭ привели в стены технических университетов студентов с недостаточным уровнем школьной подготовки. Недостаточный уровень школьной подготовки показали тесты, проведенные по профильным предметам в МГУ им. Ломоносова, МГУ природообустройства и других высших учебных заведениях. Преподавателю вместо представления вузовской учебной дисциплины приходится давать студенту-первокурснику азы школьной грамоты по физике, химии, математике.

В результате сокращается объем аудиторных часов, которые необходимо использовать для изучения вузовской дисциплины. И опять преподавателю необходимо решать задачу повышения отдачи от каждого аудиторного часа и каждого часа самостоятельных занятий студента вне аудитории.

 

1.3. Условия изучения учебной дисциплины

Повышенная учебная нагрузка на студента в техническом университете – главное различие в условиях обучения в нем и классическом университете. Число изучаемых дисциплин после образования СНГ в классическом университете практически не изменилось. По сравнению с отраслевым учебным институтом число изучаемых студентом дисциплин в техническом университете возросло. К перечню изучаемых дисциплин добавились дисциплины гуманитарного, экономического и юридического профиля. Одновременно наблюдается дробление одного учебного курса на ряд новых дисциплин.

Расширение перечня изучаемых дисциплин сопровождается сокращением объема аудиторных и увеличением доли внеаудиторных занятий. Сокращение продолжительности аудиторного общения преподавателя со студентом еще более снижает эффективность монологовой методики преподавания и качество подготовки студента в отраслевом университете. Повышение объема внеаудиторных занятий требует от студента освоения наиболее эффективных приемов работы с учебным материалом. В новые учебные материалы необходимо ввести элементы устного диалога преподавателя со студентом.

В период внеаудиторных занятий преподаватель не имеет возможности оперативно оценить уровень освоения учебного материала каждым студентом и оперативно изменить скорость его подачи.

Фактическое всеобщее высшее образование, которое обеспечили новые условия приема абитуриентов на основе результатов ЕГЭ, привели в вузы студентов с недостаточным уровнем школьной подготовки. Столкнувшись с необходимостью изучения вузовской учебной дисциплины и устранением школьных огрехов, студент-первокурсник кое-как пытается осваивать вузовский курс или делает вид, что осваивает его. Затруднения студента усугубляет отсутствие навыка обучения, которое не выработала школа.

Недостаточное материальное обеспечение заставляет студента помимо учебы заниматься подработкой. Часто студенты в вузе занимают вакантные должности технического учебного персонала – лаборантов, снабженцев, установщиков компьютерных программ. Положительной стороной такой практики является возможность получения дополнительных знаний и более продолжительного общения с преподавательским составом. Недостаток – дополнительная нагрузка и отвлечение от основной учёбы. Преподавателю в процессе работы приходится обучать такого студента, затрачивая дополнительное время и усилия, а иногда доделывать то, что он не успел или не смог сделать. Возможности найти работу в научном секторе вуза весьма ограничены, что связано с недостаточным объемом научных хоздоговорных работ и низким уровнем финансирования университтета.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.