Коррекция детско – родительских отношений. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Коррекция детско – родительских отношений.

2022-12-30 20
Коррекция детско – родительских отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов путем коррекции ментального восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и реабилитационную поддержку его семье. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
В процессе работы ребенок начинает восприни­мать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собствен­ного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способно­сти и одновременно испытать чувство ответственности. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия. Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста; наиболее целесообразны следующие возрастные границы: 6—7 лет, 8—9 лет, 10—11 лет. Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда кон­фликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем. Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек). Предпочтительны разнополые группы. Цикл включает 10 занятий, продолжительность каждого 2 часа. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю.
Для проведения занятий требуется игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.
Противопоказаниями для посещения групп являются: — у детей — умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния; — у родителей — наличие собственных глубин­ных личностных проблем (это может препятство­вать концентрации на нуждах ребенка), интеллекту­альная неспособность к овладению необходимыми навыками, наличие эндогенного заболевания.Цели и задачи - Коррекция отношений родителей и детей: — установление и развитие отношений партнер­ства и сотрудничества родителя с ребенком; — улучшение понимания родителями собствен­ного ребенка, особенностей и закономерностей его развития; — достижение способности к эмпатии, к понима­нию переживаний, состояний и интересов друг друга; — выработка навыков адекватного и равноправ­ного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; — устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Общая структура занятия включает в себя следую­щие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошед­шего занятия, ритуал прощания. Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, созда­вать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка — средство воздействия на эмоциональ­ное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возни­кает необходимость как-то изменить эмоциональ­ное состояние детей. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из двух блоков. I блок — упражнения, либо позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмер­ного эмоционального возбуждения. II блок — танец. Основное содержание занятия — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокуп­ность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познаватель­ных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы. Рефлексия занятия — предполагает оценку занятия в двух аспектах: — эмоционально-смысло­вом (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным); — эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния).Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

 

10. Психопрофилактика нарушений психического здоровья. Цели профилактики психического здоровья:1) предотвращение или снижение частоты психиче­ских заболеваний; 2) облегчение их тяжести или сокращение длительности; 3) уменьше­ние их воздействия на трудоспособность. Причинами психогенных или неорганических, расстройств считают результаты взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. Основные психотерапевтиче­ские школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Более конкретно, есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечи­вать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормаль­ное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способ­ность справляться с жизненными трудностями.. Органы школьного образования и здравоохране­ния, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семей­ные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер; они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Про­граммы по психическому здоровью особенно полезны для родителей детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях. Исследования показали, что низкая школьная успеваемость у детей из бедных семей или семей, принадлежащих к этническим меньшинствам, может быть обуслов­лена недостаточным питанием и плохим медицин­ским уходом в сочетании с эмоционально и интеллектуально обедненной средой. Поскольку нестабильная финансовая ситуация, скверные жилищные условия, расовые предрассудки и проблемы в семейной жизни приводят к трудно­стям обучения ребенка, их профилактика - задача внутренней политики, требующая сочетания экономических, социальных, медицинских и образовательных мер.

 

11. Методологические основы организации психологической службы в специальном образова­нии.

Психологическая работа – система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации и коррекции в сфере образования для обеспечения условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию обучаемых. Психологическая служба образования – один из существенных компонентов целостной системы образования страны, представляющий собой сеть специализированных подразделений, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа».

Зарождение психологической службы образования обусловлено взаимодействием науки и практики. Психологическая служба соединила в себе как нерасторжимое целое науку о развитии личности обучаемого и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных образовательных учреждений и жизни вообще. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного и школьного возраста и готовности науки удовлетворить и углубить эти по­требности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.

Взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимозависят психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования.

Психологическая служба образования –интегральное яв­ление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практи­ческого и организационного.
В нашей стране первые попытки практического исполь­зования психологии в обучении и воспитании детей воз­никли еще на рубеже XIX?XX вв. и связаны с так называе­мой педологией, объединяющей в интересах практики результаты отдельных науч­ных дисциплин, изучающих развивающегося человека.

В 1930-е годы педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей. Многие крупные ученые-педагоги, педологи и психологи того времени (Н.К. Крупская, К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.) решительно возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была весьма ненадежна, а в ряде случаев просто сомнительна. Широкое использова­ние тестов в школе вело во многих случаях к необоснованным выводам по поводу умственного развития детей, переводам в специальные школы и т.д.

12. Содержание психологической службы в спец. Образовании. Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям.Психопрофилактическая работа Мероприятия:
- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекоменда­ции по оказанию помощи детям в адаптационный период; - проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возмож­ных отставаний и пробелов в подготовке к школе; - участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения; - проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;  - ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;

- организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей; - ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитатель­ном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми; - консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем; - способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педаго­гов; осуществляют мероприятия по предупрежде­нию и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива; - проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагоги­ческих воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

Психодиагностическая работа

Задачи: - проводят в случае необходимости психологиче­ское обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;
- проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитатель­ной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
- проводят диагностику общения детей со взрос­лыми и сверстникам; выявляют психологические причины нарушения общения; - совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имею­щих преимущественно медицинскую и дефектологи­ческую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркома­нии, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

Развивающая и психокоррекционная работа

Данное направление предполагает активное воздействие психолога и процесс формирования личности и индивидуальности ребенка:
- психолог разрабатывает и осуществляет про­граммы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- психолог разрабатывает и осуществляет про­граммы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка. Психологическая часть этих программ планиру­ется и осуществляется психологом, а педагогиче­ская часть разрабатывается психологом совместно с учтелем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога.

Консультативная работа В рамках данного направления работники психологи­ческой службы
- консультируют администрацию учебно-воспита­тельного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества;
- проводят индивидуальное и групповое консультиро­вание детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
- способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представи­телей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собра­ниях, чтения лекций;
- выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений;
- в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприя­тий, по вопросам организации самоуправления.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.