Ярмарка тщеславия» Теккерея (основные образы, идейный смысл) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ярмарка тщеславия» Теккерея (основные образы, идейный смысл)

2022-12-30 34
Ярмарка тщеславия» Теккерея (основные образы, идейный смысл) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Писать и печататься Теккерей начал одновременно с Диккенсом, но заявил о себе как писатель позже Диккенса. Отставая от Диккенса в темпах своего творчества, Теккерей схватывал конфликты той же эпохи в их более определившейся стадии, видел все более обостренно. у Теккерея рисовалось резким сатирическим гротеском.

Ярмарка Тщеславия" - "роман без героя" - так в подзаголовке Теккерей назвал свою книгу. В этих трех словах он выразил и свой замысел, и свою идейную позицию о  современным ему обществом.

Произведение создавалось в очень напряженный исторический период, обусловленный развитием революционного движения.

знали Теккерея как писателя-пародиста, зло и остроумно высмеивающего высокомерных и презрительных снобов. Роман закрепил за Теккереем звание замечательного реалиста, воссоздающего нравы и обычаи английского общества, анализирующего характеры людей без пристрастия и тенденциозности.

Реалистическая эпопея о современной Англии.

По замыслу автора, роман должен был дать картину всего современного ему общества. Хотя автор ограничивался изображением «средних» и «высших» классов.

В мире героев Теккерея тщеславие – норма человеческого поведения. Оно необходимо, чтобы выглядеть респектабельным.

смысл заглавия в начальной главе романа: «Здесь увидят зрелища самые разнообразные: кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в легком жанре, – и все это обставлено подходящими декорациями и щедро иллюминировано свечами за счет самого автора».

Подзаголовок «Ярмарки тщеславия» – «Роман без героя». Писатель хотел подчеркнуть, что все по существу одинаково плохи на «ярмарке житейской суеты» – одни в большей, другие в меньшей мере алчны, корыстолюбивы, сознательно или бессознательно эгоистичны и тщеславны, лишены подлинной человечности. В романе не может быть героя, поскольку единственным героем этого общества Теккерей считал саму «ярмарку». Смысловая интонация в ее изображении – «таковы все».

В романе чередуются две переплетающиеся сюжетные линии: линия Седли – Осборн (события развертываются вокруг истории жизни Эмилии Седли) и линия Кроули – Стайн (в центре этой части рассказа стоит Бекки Шарп). Вначале жизни Эмилии и Бекки пересекаются, потом расходятся, чтобы снова сойтись. В одной «хронике» главными действующими лицами выступают банкиры, коммерсанты, биржевики и прочие дельцы Сити и их семьи, в другой – поместные и мелкопоместные дворяне и столичные аристократы, их семьи и прихлебатели. Противопоставляя два мира (из которых один – аристократический – кажется буржуазным и мелкобуржуазным снобам желанным и образцовым), Теккерей в то же время с огромной убедительностью показывает их глубочайшую внутреннюю связь.

По ходу повествования о браке Эмилии Седла с лейтенантом Осборном, сыном крупного лондонского коммерсанта, и о ее дальнейшей жизни, о проникновении в семейство баронета Кроули, а потом в «высший свет» авантюристки Бекки Шарп – дочери нищего художника и французской танцовщицы – Теккерей выводит на сцену своей «комедии кукол» десятки различных персонажей и, сталкивая их, изображает поглощение мелкого, капитала крупным, разорение одной части поместного дворянства и приспособление другой к новым буржуазным условиям, проникновение крупных капиталистов в круги «света» и стремление старой знати во что бы то ни стало сохранить свои привилегии и традиции, на которых держится весь государственный строй.

Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. в романе все действующие лица крепко связаны между собой и подчинены одному замыслу. Теккерей изображает разные семьи, разные социальные среды – семейство Питта Кроули, аристократические особняки, в которые попадает Бекки, военно-чиновничью среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазию из Сити, частные пансионы и учебные заведения, гостиные Осборнов и Седли, рейнские сады, немецкую оперу. Перед читателем проходят различные представители «средних классов» и «высшего света»: грубоватый и простоватый делец Седли и чопорный коммерсант Осборн; грубый, неотесанный помещик сэр Питт Кроули, «не умеющий грамотно писать и никогда не стремившийся что-либо читать» и член парламента лорд Стайн, младший брат баронета Бьют Кроули – священник поневоле, и офицеры Н-ского полка; такие воспитатели юношества, как девицы Пинкертон и супруги Вил, и прихлебатели аристократов Бэркер и Соутдоун, готовые служить проходимцам, связанным с «лучшими домами королевства».

Образы, созданные художником-реалистом большого дарования, показывают, как тщеславие и денежные интересы проникают не только в общественные, но и в семейные и личные взаимоотношения, как они уродуют людей, толкают их на скрытые, а порой и совершенно открытые преступления.

Коммерсанты и банкиры, так же как и джентльмены, возводящие свой род к Вильгельму Завоевателю, рисуются как персонажи одной и той же неприглядной комедии: формы, их жизни, поведения различны, но сущность одна. Так же, как счастье душевно хрупкой Эмилии Седли зависит от положения дел ее отца на бирже, так надежды всех без исключения членов семейства Кроули зиждятся на получении наследства старой родственницы мисс Кроули. Пит Кроули-младший по существу руководствуется теми же принципами, что и Осборн Старший – здесь, как и всюду, разница лишь в формах, ибо в основе всего – богатство. Циничный деспотизм лорда Стайна в семье покоится на тех же основаниях, что и деспотизм старика Осборна: тот и другой держат в зависимости близких, обладая над ними властью собственника, хозяина и распорядителя материальных благ. Деньги так же всесильны в буржуазных кварталах Лондона, как и в его аристократических особняках.

Повествуя о судьбах двух героинь, он имеет перед собой образец романа нравоописательного. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут. Судьба каждого человека оказывается неотделима от истории, от судьбы нации.

. Кроме того, писатель постоянно связывает то, что происходит с его героинями, со значительными общественными событиями: «...Разве не жестоко, что столкновение великих империй не может свершиться, не отразившись самым губительным образом на судьбе безобидной маленькой восемнадцатилетней девушки, воркующей или вышивающей кисейные воротнички у себя на Рассел-сквер? О нежный простенький цветочек! Неужели грозный рев военной бури настигнет тебя здесь, хоть ты и приютился под защитою Холборна? Да, Наполеон делает свою последнюю ставку, и счастье бедной маленькой Эми Седли каким-то образом вовлечено в общую игру».

Триумф Наполеона в романе влечет за собой разорение и крах семьи Седли, битва при Ватерлоо уносит жизнь Джорджа Осборна. В то же время для Ребекки крупная финансовая удача (спекуляция лошадьми) связана со всеобщей паникой в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо.

В жанровом– роман социальный, роман-хроника. Писатель изображает «историю нравов» в движении, показывает моральную деградацию английского буржуазного общества, как процесс. Он ярко рисует портреты типичных представителей господствующих классов и их различных слоев и борьбу внутри этих, классов.

Бекки почти с детства цинична в своем отношении к людям, она – беззастенчивая авантюристка с первых шагов в жизни. такой, как она есть, ее сделали неблагоприятные обстоятельства. «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, – размышляет Ребекка, – имей я пять тысяч фунтов в год». Бекки отличается своей хищнической цепкой хваткой, честолюбием, ловким и изворотливым умом. Она обаятельна и приветлива, ее глаза и обворожительная улыбка могут обмануть неопытного человека. После смерти отца она плачет не от горя, а от сознания, что осталась нищей. «Если раньше ее нельзя было назвать лицемеркой, то теперь одиночество научило ее притворяться». Бекки постоянно ощущает свое одиночество, ведь ей в одиночку приходится бороться за свое счастье. Вот почему она надевает маску лицемерия и носит ее до конца своих дней, даже когда станет всеми уважаемой почтенной дамой и будет заниматься благотворительностью. Бекки коварна, лжива, лицемерна, но все ее качества обусловлены ее положением в обществе, которое относится к ней враждебно и неприветливо. Она цинично высказывается о банкротстве Осборнов и с улыбкой сообщает своему мужу, что Эмилия «это переживет».

Она не любит никого, кроме самой себя, равнодушна даже к собственному ребенку. Она плачет непритворными слезами только один раз, когда узнает о том, как просчиталась, заключив брак с младшим сыном сэра Питта Кроули, тогда как могла бы выйти за отца и стать лэди Кроули и хозяйкой всего его состояния.

 

Так, Эмилия вначале производит впечатление положительной героини. Она приветлива, добра, заботится о своей подруге, желая компенсировать недостаток домашнего тепла и уюта, которого та лишена, оставшись сиротой. Ей свойственен эгоизм по отношению к родным, ограниченность, скрытая за мнимой стойкостью и цельностью характера.

Осборна-старшего. Это лондонский делец, человек беспредельно деспотичный в осуществлении своей власти, основанной на богатстве. Он привык расценивать все только на деньги и все определять деньгами. Осборн лишает сына наследства и проклинает его за вступление в брак с дочерью разорившегося Седли – его бывшего благодетеля. Вместе с тем Теккерей показывает нестерпимые душевные мучения, которые терпит отец Джорджа, когда он после потери единственного и любимого сына следует тем принципам собственника, которые воспитало в нем общество и которые он считает нерушимыми.

Капитан Родон Кроули – недалекий отпрыск дворянского семейства, игрок и дуэлянт, охотник и ловелас, избалованный аристократическими связями и перспективами наследства богатой тетки, убедительно рисуется в то же время меняющимся под воздействием подлинной и глубокой любви к жене, а позднее к сыну. Портрет Родона становится не только глубоко волнующим, но и почти величественным, когда он, убедившись в измене жены и в гнусности роли, которую она вместе со своим титулованным любовником заставляет его играть, восстает и, избив маркиза Стайна, уходит из дома, опозоренного ложью, продажностью, цинизмом и лицемерием.

В бездушном и жестоком мире собственников и эгоистов лишь один герой дан писателем с несомненным сочувствием и теплотой – это Доббин – истинный джентльмен,. Доббин выделяется среди окружающих его людей и не укладывается в ту систему отношений, которая торжествует вокруг него.

Теккерей в качестве режиссера гигантского спектакля, разыгрываемого на ярмарке, выбирает кукольника. Кукольник – это всезнающий автор XVIII века, он создает сценарий и руководит действием своих артистов. Его выход открывает и закрывает действие романа, обрамляет заключенные в нем события.

Но одновременно с кукольником есть автор другого века, путешествующий вместе со своими героями по улицам шумного Лондона, следующий за героинями в Брюссель, автор-повествователь и рассказчик – умный, наблюдательный, проницательный и объективный, восстановить истину.

Подобно моралистам XVIII века, писатель уделял много места в романе комментирующим текст рассуждениям от автора. Выраженные в этих отступлениях мысли, неизменно пропитанные большой горечью. щемящая тоска в подтексте всех рассуждений Теккерея, навязчивые представления о жизни как о комедии (или даже фарсе), которую играют на подмостках жизненного балагана все без исключения, пока не придет смертный час. «Ах, vanitas vanitatum! – восклицает писатель словами Экклезиаста, заканчивая роман, – кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получит то, что жаждет его сердце, а, получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим куклы и закроем ящик, ибо наше представление окончено».

. «Ярмарка тщеславия! Ярмарка тщеславия!» – восклицает он, нарисовав портрет сэра Питта Кроули – человека, никогда не знавшего «никаких желаний, волнений или радостей, кроме грязных и пошлых», пользующегося вместе с тем почестями и властью и занимающего на ярмарке житейской суеты более высокое положение, чем самые блестящие умы или незапятнанные добродетели.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.