Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую.

2022-12-30 23
Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.

Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.

ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время.

 

 6). Современная система международных отношений.

Нет единства в определении наименования системы. Исследователи в основном согласны считать Ялтинско-Потсдамскую систему МО завершившейся в 1991 г. с распадом СССР и прекращением биполярного противостояния МО на нынешнем этапе. Определённая их часть считает приемлемым название беловежская эпоха, остальные придерживаются названия Post Cold-War era. Прежде всего, сама современная система международных отношений находится в переходном состоянии, в ней переплетаются и взаимодействуют традиционные, можно даже сказать, многовековые силы и закономерности и новые, проявляющиеся на наших глазах, факторы и тенденции. Современные МО отличает не только беспрецедентная динамика, но и сложность (многополярность) и многомерность. Появились новые дестабилизирующие силы и тенденции, «проснулись» старые, часто в своей основе архаичные конфликты, родились конфликты «нового поколения». Новые локальные, прежде всего, этнополитические конфликты, новые напряжения по линии Север - Юг, многообразие новых, не всегда сочетающихся друг с другом международных режимов, новые миграционные потоки, ведущие, в частности, к появлению нового, не интегрированного в развитые общества низшего класса, политическая и иная дестабилизация в результате глобальных режимных изменений (т.е. «волны демократизации») и др. - все это мы тоже должны учитывать при анализе и попытках концептуализации современных международных отношений.

Особый вопрос - это политико-правовой режим современных международных отношений. Качественные изменения, происходящие в мировой политике, не могут не оказывать влияния и на, казалось бы, устоявшиеся правила, которые призваны регулировать поведение участников международного взаимодействия.

Идет переосмысление ряда базовых принципов публичного международного права не только учеными, но и практиками. Некоторые страны и блоковые союзы по-новому, нетрадиционно толкуют ряд фундаментальных положений международного права, а то и вовсе закрывают на них глаза.

Словом, проблематика современных международных исследований значительно усложнилась, к тому же и современные международные отношения еще не представляют собой окончательно сформировавшуюся систему, продолжают

 

 

IV. МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Политолог в своей практической деятельности вынужден постоянно анализировать состояние международных отношений между государствами и делать прогнозы о перспективах их развития. Анализ данного состояния необходимо проводить в какой-то последовательности: по направлениям, блокам, показателям. Изложение данной последовательности проведения исследования называется методикой исследования.

Методика исследования может послужить основой публикации или выступления перед общественностью. Но личный опыт автора свидетельствует: в своей деятельности политолог использует представленные ниже методики комплексно, в зависимости от состояния взаимоотношений между странами или группами государств. Что приходит, естественно, только с опытом работы в этом направлении.

1) Методика определения состояния МО между государствами по видам (сферам) деятельности

 

1. Политические – играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений.

2. Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

3. Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

4. Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились.

5. Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

6. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

2) Методика определения состояния МО между государствами по состоянию реализации направлений деятельности через конкретные действия (способы)

Предлагаемая методика является усложненным вариантом методики анализа состояния МО по видам (сферам) деятельности государств и предлагает сосредоточить больше внимания на конкретных действиях в реализации этих направлений во взаимоотношениях государств.

НАПРАВЛЕНИЯ деятельности в МО Конкретные действия по реализации направлений деятельности во взаимоотношениях государств
1 политические Совещания, съезды, переговоры, конференции, форумы, встречи, визиты, обмен делегациями, выступления в СМИ ……
2 экономические Акты взаимопомощи, заключение договоров, соглашений о поставках, помощь возмездная и безвозмездная, отказ от долгов, САНКЦИИ….
3 правовые Введение в конституции положения о приоритете межд норм над нормами внутри государства. Выступления в ООН, международные суды, трибуналы, образование союзов, блоков, организаций,
4 религиозные Совещания, переговоры, встречи, визиты, заявления религиозных деятелей, обмен религиозными делегациями, выступления в СМИ по вопросам нравственности……
5 дипломатические Вызов посла, нота, заявление, создание организаций, встречи, подписание договоров, соглашений, переговоры, разрыв отношений
6 миротворческие Принуждение к миру, разъединение, поддержка миротворцев в стране. Уничтожение или изъятие запасов вооружений
7 психологические Поддержки, давления, изоляции
8 профилактические Предупреждение о последствиях, принуждение к миру, разъединение. Уничтожение или изъятие запасов вооружений и т.п.
9 протестные Пикет, голодовка, уход с совещания. Манифестация требований
10 бюрократические Неисполнения обязательств, проволочек, обещаний, затягивания переговоров, «закулисье», подписание документов
11 провокационные Демонстрация протеста, угрозы около границ, хулиганство около посольств, избиения, задержания, захват заложников, блокирование, поджоги, взрывы, забрасывание территорий камнями, бутылками и т.п., нарушение экологии, санитарии
12 террористические угроза или непосредственное посягательство на жизнь и здоровье государственных и общественных деятелей; террори­зирование населения (совершение террористических актов отдельных лиц или создание общественной опасности); захват заложников; захват и угон транспортных средств; уни­чтожение или повреждение материальных объектов (промышленности, энергетики, транспорта, связи и др.), чреватые гибелью большого числа людей и значительным материальным ущербом; нападения на объекты го­сударственной власти, управления, безопасности.  
20 силовые Создание препятствий, ограждений. Уничтожение или изъятие запасов вооружений и т.п. Разгон (блокирование) митингов, демонстраций, сборищ.
21 боевые. Война: приграничный конфликт, операция, бой,

3) Методика определения состояния МО по развитости способов и уровней международных отношений

По данной методике оценки международных отношений выделяют группы способов реализации международных отношений:

а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей - научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;

б) международное действие - совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;

 в) международное взаимодействие - социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;

 г) международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

На их основании делается вывод: какая группа способов МО наиболее характерна для состояния взаимоотношений между государства или группами государств.

  3) Методика определения состояния МО по развитости уровней международных отношений

Уровни международных отношений: международные отношения развертываются и существуют как по вертикали и по горизонтали. По вертикали – масштабные уровни: Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер. По горизонтали – групповые уровни, т.е. групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения, которые реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями

4). Методика определения состояния МО по развитости взаимоотношений субъектов политической организации общества – субъектов общественно-политической обстановки в государстве.

По данной методике исследователь определяет состояние взаимоотношений каждого из субъектов политической организации общества одного государства относительно другого и даёт им качественную характеристику. При этом исследуются: органы государственной власти и реализации государственной политики; общественно-политические организации, движения; политические партии; ассоциации; кружки и их бое­вики, отряды самообороны, охранники; политические фракции; политические лидеры и их представители; вооруженные форми­рования; средства массовой информации; военно-патриотические, националистические, религиозные, профсоюзные, спор­тивные, экологические, национально-территориальные, культурно-досуговые, пацифистские, антиармейские организации; объединения и организации частного бизнеса, оказывающие влияние на внутреннюю политику государства; забастовочные движения; иностранные фирмы и службы на территории страны; мафиозные структуры и криминогенные организации; отдельные граждане и категории населения, имеющие свои специфические особенности и оказывающие влияние на массовое сознание граждан.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.