Мировой политический процесс — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Мировой политический процесс

2022-12-30 23
Мировой политический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.Н.ПОРЫВКИН

МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

г. Ярославль, 2017

 

 

                                                                                             

Рецензенты:

доктор политических наук, профессор Головин Ю.А.

доктор политических наук, профессор Титова Л.Г.

 

 

Порывкин, В.Н. Мировой политический процесс: учебно-методическое пособие/ В.Н.Порывкин; Яросл.гос.ун-т. – Ярославль, 2017. - 0 с.

 

В настоящем издании рассматриваются теоретические основы современного мирового политического процесса: термины, определения, понятия, имеющие отношение к современной мировой политике. Кроме того, основные парадигмы и системы международных отношений, методики их исследования и даты, которые характеризуют мировой политический процесс.

Данное издание предназначено для магистрантов, изучающих дисциплину «Мировой политический процесс» и бакалавров, изучающих дисциплину «Мировая политика и международные отношения». Может быть использовано политологами в качестве словаря-справочника в практической работе.

 

 

 

 

@ Ярославский государственный университет, 2017.

@ В.Н. Порывкин, 2017.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

II. КЛАССИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Классический реализм.

2). Классический либерализм.

3). Радикализм.

III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Понятие международной системы.

2).Вестфальская система международных отношений.

3). Венская система международных отношений.

4). Версальско - Вашингтонская система международных отношений.

5). Ялтинско - Постдамская система международных отношений.

6). Современная система международных отношений.

IV. МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1) Методика определения состояния МО между государствамипо видам (сферам) деятельности

2) Методика определения состояния МО между государствами по состоянию реализации направлений деятельности через конкретные действия (способы)

3) Методика определения состояния МО по развитости уровней международных отношений

4) Методика определения состояния МО по развитости взаимоотношений субъектов политической организации общества – субъектов общественно-политической обстановки в государстве.

Методика исследования МО по периодам обострения взаимоотношений между государствами

     6). Методики исследования международных организаций (объединений) на основании их классификации и качественно-количественных показателей их формирования и деятельности.

V.   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1. Даты и события, которые необходимо знать

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного учебно-методического пособия оказание помощи магистрантам, изучающим дисциплину «Мировой политический процесс», и бакалаврам, изучающим дисциплину «Мировая политика и международные отношения». Для этого автор ставит перед собой задачу: раскрыть понятийный аппарат теоретических основ данной дисциплины, определить основные даты и события, происходящие в данной области знаний и которые необходимо знать политологу, а также предложить основные методики исследования и изложения лекций по международному положению.

В результате освоения данной дисциплины обучающийся студент должен:

Знать: понятийный аппарат, основные подходы к изучению мировой политики; основные концепции современной теории мировой политики и последствия их применения к международным проблемам современности; взаимосвязь внутренней, внешней и мировой политики, пути и способы её использования в современной политической практике; сравнительные достоинства и недостатки конкретных способов и приемов деятельности в сфере мировой политики, примеры из опыта их применения.

Уметь: применять теоретические знания для анализа текущих проблем мировой политики и международных отношений; анализировать особенности политической структуры современного мира; оценивать эффективность механизмов регулирования мировых политических процессов.

Владеть навыками применения тех или иных теорий и концепций, связанных с мировой политикой и международными отношениями, способами и методами решения ключевых проблем, существующих в мировой политике и международных отношениях.

 

 

1. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

 

1. Дисциплина (наука) «международные отношения» (англ.: international relations) возникла еще в начале XX в. как междисциплинарная область исследований на стыке, прежде всего, истории, экономики и права. По словам английского исследователя Джона Грума, в качестве главных рассматривались такие тесно связанные между собой проблемы, как причины войн и условия мира. При этом за основную структурную единицу анализа принималось государство. Ученые стремились проникнуть в сущность процессов, «которые привели европейскую цивилизацию к катастрофе Первой мировой войны». В конце 1970–1980-х гг. сформировалось новое научное направление — «мировая политика». Поначалу оно ориентировалась на международные отношения, придавая основное значение межгосударственному взаимодействию, а авторы занимались такими вопросами, как деятельность ТНК, финансы, мировая торговля и т. п. В дальнейшем они пришли к пониманию необходимости изучения международной системы в целом и широко развернули исследовательскую работу по выявлению взаимосвязей и взаимозависимостей между внутренней политикой отдельных государств и международной экономической средой.Выяснялись механизмы влияния внутренней политики на внешнюю, а также международной системы на внутренние политические структуры и процессы. Это направление оказалось весьма плодотворным, так как с течением времени границы между внешней и внутренней политикой становились все более тонкими и прозрачными. Еще одним направлением исследований, которое оказало огромное влияние на формирование МП, стало изучение международных институтов. После окончания Второй мировой войны наблюдался количественный рост международных организаций, которые стали предметом самого пристального внимания со стороны политологов, экономистов, специалистов в области международных отношений. Особая роль отводилась ООН и ее миротворческим операциям. В связи с этим обсуждались проблемы адаптации деятельности ООН к реалиям холодной войны и соперничеству сверхдержав.

2. Мировая (международная) политика ( далее - МП) представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права [1] (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с достижением и согласованием их интересов: с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире.

Сущность и содержание МП раскрывается как через анализ общечеловеческих проблем, так и через понятие национального интереса, который лежит в основе деятельности любого государства. Отсюда - двойственный характер МП: защищая и реализуя собственные интересы, любой субъект международных отношений должен учитывать в той или иной мере интересы других государств, мирового сообщества. Поэтому МП - это совокупность действий субъектов (акторов) политики — государств, межгосударственных объединений и международных организаций по реализации своих и общих интересов.

МП подразделяется на «высокую» («большую») и «малую». Сфера «высокой» («большой») МП - вопросы дипломатии, государственной безопасности и т. п. Сфера «малой» МП – это торговые обмены, технические, культурные и т. п. связи.

3. Международные отношения (МО ) - это система реальных связей между субъектами МП, результат их действий, своего рода среда, в которой находится и действует совокупность политических, хозяйственно-экономических, научно-технических, валютно-финансовых, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и коммуникационных связей и отношений между всеми основными субъектами мирового общества.

Содержание (субъекты,элементы) МО: источники (центры) возникновения и развития МО; преследуемые цели и интересы субъектов МП в данном районе (регионе); соответствующие им планы, программы; практические действия; тенденции развития.

Субъекты международных отношений - это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:-национальные государства-международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;-транснациональные корпорации;-религиозные объединения; -общественно-политические движения.

Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Классификация состояний и ситуаций в МО:

  по характеру источников противоречий (дестабилизация МО, вызванная действиями; разрыв между «богатыми» и «бедными странами», внутренняя нестабильность государств);

по масштабам МО (глобальные, региональная, страновая);

по сферам действия МО (экономические, социальные, политические, культурные, научно-технические, военные);

по степени остроты – а) спокойные, мирные; б) разногласий; в) конфронтации; г) угрожаемый период; д) непосредственной подготовки к ведению боевых действий; ж) конфликт или война.

Типы МО - союзнические-коооперационные, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Однако в наши дни такое понимание внешней политики и международных отношений обнаруживает свою явную узость, ибо внешняя политика уже не может не принимать в расчет проблемы экологии и научно-технического прогресса, экономики и средств массовой информации, коммуникаций и культурных ценностей. А главное — оно не способно отразить как тот факт, что традиционные проблемы международных отношений претерпевают существенные видоизменения под влиянием всех этих новых факторов, так и действительную роль и подлинное место негосударственных международных акторов

Дипломатия в МО – это средство осуществления внешней политики государств; совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств.; искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений.

Стратегия в МО – это долговременная линия поведения государства. Кроме того, это - 1) существенное воздействие на кого-то или что-то; 2) средства и способы далеко идущего воздействия; 3) перспективно-динамичная ориентация цели.

Но было бы ошибкой считать, что вплоть до середины XX в. стратегия в теоретическом и практическом смысле была исключительной принадлежностью военного искусства и войн. Традиционные постоянные интересы государств безопасность и процветание могли достигаться лишь при благоприятном соотношении сил. Отсюда традиционными же средствами достижения целей были не только войны, но и «дипломатическо-стратегическая игра», направленная на достижение указанного соотношения. Основным направлением дипломатической стратегии было формирование коалиции и союзов, призванных обеспечить перевес в силе над потенциальным и актуальным противником.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие. Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений. Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров. Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики. Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

4. Мировой политический процесс (МПр)– это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных политических процессов в системном мире.

Субъекты МПпр: народы, этносы, цивилизации, государства, международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные организации, политические и общественные лидеры.

Структурные элементы МПпр: политически значимая деятельность ООН; политическая деятельность международных органов, организаций, учреждений; политические акции региональных институтов, объединений, союзов, внешнеполитическая деятельность суверенных государств.

       Основные типы международно-политических процессов: конфликты (и, соответственно, стратегическое поведение акторов), высшая форма которых война; сотрудничество ( разновидностями являются переговоры, многосторонняя дипломатия и различные виды интеграции и координации деятельности государств и других участников международных отношений); принятие внешнеполитических решений.

Характерные черты современного мирового политического процесса: наличие центра, в качестве которого выступает Организация Объединенных Наций; взаимодействия стран “восьмерки”; деятельность ведущих международных институтов и организаций: НАТО, МВФ и др.; выдвижение на первый план глобальных проблем развития человеческой цивилизации; нарастание тенденций к сотрудничеству, взаимодействию и растущее разнообразие политического развития; противоречивое взаимодействие постоянно расширяющегося и обновляющегося числа субъектов мирового политического процесса, повышение роли человека, его прав, свобод и жизненных интересов в мировой политике; сложная совокупность базовых (центральных) и периферийных, транснациональных, региональных, национальных и локальных, цивилизационных и этнополитических политических процессов: противоречивое действие тенденций к “многополюсному” и “однополюсному” (США) миру; коллизионное взаимодействие между основными международными центрами силы (США, Западная Европа, Россия, Китай, Япония, “новые индустриальные страны” и др.); противоречия между цивилизациями (Западной, Восточной, Исламской, Россией и др.); многообразие социально-политических сил, средств, форм и методов реализации политики; противоречивые тенденции: преемственность и новизна, направленность и слабая предсказуемость, стабильность и изменчивость, переплетение революционных и эволюционных начал, сознательности и стихийности;относительная самостоятельность при детерминации финансовыми и экономическими факторами.

5. Национальные интересы (НИ) - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д. Сам термин "национальный интерес" пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение "государственного интереса", поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства 

Классификация НИ: п о степени общности ( индивидуальные, групповые, корпоративные, общественные, национальные, общечеловеческие); по субъектам – носителям и выразителям (личности, общества, социальной группы, государства, коалиции государств, мирового сообщества); п о сферам деятельности ( экономические, внешнеполитические, внутриполитические, военные, информационные, духовные); п о направленности ( совпадающие, не совпадающие, конфронтационные, параллельные); п о степени значимости ( жизненно важные, текущие).

6. Международный режим - это совокупность норм, принципов, правил и процедур принятия решений на международном уровне. Государства создают международные режимы или присоединяются к ним путем согласия по ряду принципов, норм и правил, которые они будут соблюдать в политике в ходе принятия решений в спорных вопросах. При этом они обязуются соблюдать определенные ограничения относительно использования своих суверенных прав (например, права по своей воле повышать или понижать тарифы) в обмен на то, что другие сделают то же самое.

7. Мировой порядок - это определенное качественное состояние системы международных отношений на определенном этапе общественного развития.  

Модели мирового порядка: однополюсной; двухполюсной, многополюсной.

Согласно “ Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира” (1986) новый мировой порядок предусматривает:

1) демилитаризацию международных отношений;

2) создание глобальной и региональных систем безопасности на основе баланса интересов всех стран;

3) обеспечение международной стабильности при резких перепадах политического климата в результате бурных перемен в тех или иных странах;

4) подведение под отношения между государствами правовой базы, гарантирующей свободу социально-политического выбора, суверенитета и независимости каждого из них;

5) деидеологизацию международных отношений;

6) взаимодействие стран и народов в обеспечении и защите на всей планете прав человека во всей их полноте (гуманизация международной жизни);

7) укрепление роли Организации Объединенных Наций и механизмов, поддержание международного мира.

8. Международное право  - система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками.

Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

Международное право нередко рассматривается как особая правовая система.

Функции международного права: координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений; регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия; обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства; охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Субъекты международного права - две основные категории:

  основные (первичные или суверенные) – государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, борющиеся за самоопределение, которые эволюционируют в направлении обретения собственной государственности. Первичные субъекты являются самостоятельными и самоуправляемыми образованиями, которые уже в силу своего существования (ipsofacto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не обусловлена чьей-либо внешней волей и носит объективный характер;

производные (вторичные или несуверенные) – это образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или иные договоренности первичных субъектов и договоренности между конституированными субъектами. Второстепенными субъектами являются международные межправительственные организации, с некоторыми оговорками к этой же категории принято относить другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности (например, государствоподобные образования – особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом).

Источники международного права принято делить на основные и вспомогательные. К числу основных относят международные договоры и международно-правовые обычаи. 

Международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. 

Международный (международно-правовой) обычай – форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной.

Признание государств – это политико-правовой акт, которым государство официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении. 

Существуют три основные формы признания государств:1 ) де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия; 2) де - факто – неполное предварительное признание; 3) adhoc – как специфический вид признания.

Формы международных отношений. Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений: а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей - научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.; б) международное действие - совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.; в) международной взаимодействие - социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого; г) международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

Виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития. Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение. Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами. Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений. Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.). Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

9. Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Понятие суверенного равенства государств включает следующие элементы: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами; каждое государство имеет право на независимость и на свободное осуществление (без диктата со стороны какого-либо другого государства) всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления; каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов; любое государство обязано воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства и предупреждать на своей территории организованную деятельность, направленную на разжигание такой междоусобицы; каждое государство обязано воздерживаться от использования войны в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой или применения ее против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с международным правом и правопорядком.

Но процесс образования новых государств продолжается: если в XV веке в мире существовало 5—6 государств, то в 1900 году их становится уже 30, в 1945 г. членами Организации Объединенных наций являлись 60 государств, в 1965 г. в ней состоит уже 100, в 1990 г. — 160, в 1992 г. — 175, а в 1996 году — 185 государств.

Система основных принципов международного права включает: 1. Принцип суверенного равенства государств. 2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы. 3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств. 4. Принцип мирного разрешения международных споров. 5. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. 6. Принцип международного сотрудничества государств. 7. Принцип равноправия и самоопределения народов. 8. Принцип территориальной целостности государств. 9. Принцип нерушимости государственных границ. 10. Принцип уважения прав и свобод человека.

10. Сверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживаемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции, если в такую коалицию не входит другая сверхдержава.  Великие (региональные) державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона. Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении. Малые государства имеют слабое внешнеполитическое влияние. Однако малые государства располагают достаточными средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства (карликовые государства) не способны защитить свой суверенитет собственными силами. Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, какие из государств считать малыми, а какие — микрогосударствами. Большинство склоняется к тому, что критерием в данном случае может выступать количество населения: в одних случаях микрогосударствами считаются страны, население которых не превышает 1 млн. человек, в других эта цифра доходит до 2 миллионов. ЮНИТАР использовал в этом случае более сложный критерий определения величины, мощи и статуса государств, включающий анализ величин их площади, населения и ВВП.

11. Война – это общественно-политическое явление, продолжение внутренней и внешней политики государства (группы государств) насильственными средствами.

  Основной формой войны и её основным содержанием является вооруженная борьба. Главным средством ведения вооруженной борьбы являются вооруженные силы страны и иные военизированные формирования[2].

Цель войны – завладеть благами страны-противника, победить его и сделать управляемым.

Объявление войнывыражается в особого рода действиях в рамках международного дипломатического протокола, указывающих на то, что мир между данными государствами нарушен и предстоит вооружённая борьба между ними. Прекращается деятельность дипломатических органов, разного рода представительств и миссий стороны противника. Дипломатам и их семьям предоставляется возможность свободно покинуть страну пребывания в установленные сроки.

В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако, в соответствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы.

Определение агрессии (дается в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г: понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1).

К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся (ст. 3 Резолюции):

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения. Это же относится к аннексии с применением силы территории государства или ее части;

2) применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;

3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

4) нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;

5) применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соответствующего соглашения об их пребывании. Это же относится к любым действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений;

6) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

7) засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

Юридические последствия объявления войны включают:

1) начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.);

2) начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.