ПО ТЕМЕ «Техники и приемы смыслового чтения» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ПО ТЕМЕ «Техники и приемы смыслового чтения»

2022-12-29 40
ПО ТЕМЕ «Техники и приемы смыслового чтения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы: приобретение обучающимися приемов и техник поиска и интерпретации смыслов в текстах различного формата

В результате выполнения самостоятельной работы обучающийся должен

– ориентироваться в содержании текста и понимать его основной смысл:

– определять главную тему, общую цель или назначение текста;

– выбирать из текста или создавать самостоятельно заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

– формулировать тезис, выражающий основной смысл текста;

– находить в тексте требуемую информацию;

– давать оценку роли средств выразительности (цвет, звуковое оформление, язык и т.д.)

– решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

– формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования собственной позиции;

– писать индивидуальное эссе на заданную тему, связанную с тематикой/проблематикой текста;

должен знать:

– техники и приемы поиска информации в текстах – изображениях, вербальных текстах и медиатекстах;

– способы интерпретации текстов разного формата;

– способы выражения и фиксации личного отношения к тесту

Пояснения:

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде рисунков, карт, таблиц. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому следует обучиться работе с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

Формирование навыков смыслового чтения осуществляется с учетом овладения обучающимися различными способами чтения, такими как:

• Аналитический или структурный (от целого к частному). Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить предмет, основной смысл текста, его структурные части, какие основные проблемы автор стремится решить.

• Синтетический или интерпретационный (от частного к целому). Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их. Для этого необходимо: обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте, самые важные предложения, самые важные абзацы, определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

• Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение умений:

• ознакомления с предложенным текстом – факты, мнения, суждения, оценки;

• определения ключевых тезисов текста – основная идея, тема и ее составляющие;

• объяснения авторского замысла текста;

• определения собственной позиции относительно ключевого тезиса текста – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Задание самостоятельной работы:

Рассмотрите предложенные тексты и выполните задания к ним. Выберите самые эффективные способы понимания текстов разных форматов, обоснуйте Ваш выбор (Приложение 1)

 

Алгоритм выполнения:

1. Познакомьтесь с предложенными текстами (изображениями, вербальными текстами, видео).

2. Дайте названия представленным текстам (изображениям, вербальным текстам, видео).

3. Выделите ключевые характеристики предложенных текстов.

4. Составьте по три вопроса к каждому тексту.

5. Охарактеризуйте средства выразительности, использованные авторами текстов и роль названных средств в понимании текстов и их смыслов.

6. Обобщите и назовите основные способы поиска и фиксации смыслов текста.

7. Выберите один из предложенных видеосюжетов (Приложение 1)выполните задания к нему:

¾ дайте название к эссе по предложенному тексту

¾ составьте 5 вопросов к тексту

¾ напишите эссе, ориентируясь на критерии его оценивания.

Требования к оформлению отчетов о выполнении работы:

Задание оформляется

¾ на белом листе бумаги формата А4 в печатном виде,

¾ с указанием фамилии и имени автора на обратной стороне документа

в виде эссе объёмом не менее 180 слов, где необходимо проанализировать выбранный текст с опорой на следующие вопросы:

¾ Кто действиующие лица и главный герой? Как Вы это поределили?

¾ Какие действия совершает (-ют) герой (-и)?

¾ В чем, по Вашему мнению, заключается основная мысль текста? Как ее сформулировал автор?

¾ Какими средствами выразительности усиливается ключевая мысль текста? Каким образом?

¾ Как Вы относитесь к авторскому замыслу? возможны ли иные контексты понимания этого текста? Какие? Почему?

¾ Чем для Вас стал предложенный текст? Почему? Какие смыслы Вы в нем обнаружили?

Оборудование, приборы, материалы:

листы бумаги формата А4, персональный компьютер, принтер

Критерии оценки

Критерии оценки Баллы
  Эссе обладает  
1. ¾ соответствующим заголовком, несовпадающим с авторским 0-2
2. ¾ краткой характеристикой персонажей и их действий 0-4
3. ¾ выделенной и сформулированной ключевой мыслью автора 0-2
4. ¾ характеристикой использованных автором средств выразительности (цвет, звук, языковые средства) 0-6
5. ¾ четко сформулированной и обоснованной позицией автора эссе к предложенному тексту (его проблематике, действующим лицами и их поведению и т.д.) 0-6
  ¾ возможными перспективами использования предложенного текста или выводов, сделанных по итогам работы с ним 0-2
6. ¾ соответствующим объемом (не менее 180 слов) 0-2
  ИТОГО  

«отлично» - 20-22              «хорошо» - 16-19                «удовлетворительно» - 12-15    


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.