Причины, локализация и механизм нарушения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Причины, локализация и механизм нарушения

2022-12-20 25
Причины, локализация и механизм нарушения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1

Общие сведения об алалии

План

История изучения алалии.

Причины, локализация и механизм нарушения

Алалия как системное нарушение речевой деятельности

Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде — органические повреждения мозга при алалии имели место в пренатальном или раннем постнатальном периоде. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда идет интен­сивное формирование клеток коры головного мозга и когда стаж пользования ребенком речью еще очень мал. Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.

Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга.

Изучение патофизиологических механизмов, лежащих в основе алалии, обнаруживает широкую иррадиацию процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную функциональную истощаемость клеток коры головного мозга (И. К. Самойлова, 1952). Исследователи отмечают недостаточность пространственной концентрации возбудительного и тормозного процессов в коре мозга. Изучение электрической активности мозга у детей с алалией выявило четкие локальные изменения биопотенциалов пре­имущественно в височно-теменно-затылочных отделах, в лобно-височном и височном ответвлениях доминантного полушария (Л. А. Белогруд, 1971; А. Л. Линденбаум, 1971; Е. М. Мастюкова, 1972).

Последние исследования показывают, что при алалии имеют место нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. По-видимому, при односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной. Таким образом, не подтверждается ранее существовавшая точка зрения об узколокальном характере повреждения речевых зон головного мозга (коркового конца речеслухового и речедвигательного анализаторов).

Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.

К- П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют в картине речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или их комбинаций. Нарушение характеризуется многообразием симптоматики и не имеет единой нозологии. Симптомы выражены в различной степени, от тотальной до частичной немоты.При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые.

ЛИТЕРАТУРА ИЗ ЭСБ ЛАНЬ

1. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624— Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Уманская, Т. М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие / Т. М. Уманская. — Москва: Владос, 2015. — 296 с. — ISBN 978-5-691-02135-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96298

— Режим доступа: для авториз. пользователей. C.274-282

 

Перечень ресурсов информационно-аналитической сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

· http://www.pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека.

· http://pedagogicheskaya-biblioteka.ru - электронная педагогическая библиотека.

· http://www.IKPRAO.RU - официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

· http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».

· http://fatihovalf.ucoz.ru/publ - персональный сайт кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и дефектологии ГОУВПО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" Фатиховой Лидии Фаварисовны.

· http://www.festival.1september.ru – самый массовый открытый педагогический форум.

· http://www.shishkova.ru – персональный сайт дефектолога Маргариты Игоревны Шишковой.

· Кафедра специального (дефектологического) образования ГБОО ВО Республики Крым “КИПУ”http://defectolog.do.am/

· Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека»http://www.franko.crimea.ua/

 

 

 

Лекция 2

План

1. Классификации алалии

2. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений

 

1.Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. На основе выбранного подхода к ее изучению и различий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют не­сколько разновидностей нарушения.

В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии.

Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сен­сорной афазией.

Б. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой дея­тельности, выделяет алалии: с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной алалии, по мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения знаковой формой язы­ка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи).

Возникновение и динамику развития алалии некоторые авторы схематично представляют следующим образом: та или иная причина вызывает поражение всей сенсомоторной области коры головного мозга, вследствие чего, у ребенка возникает тотальная алалия. В последующие годы под воздействием компенсаторных факторов и развития вещества мозга основной очаг повреждения сдвигается в сторону сенсорной или моторной области коры. Поэтому разделение алалии на формы сенсорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выделить ведущий компонент нарушения. В ряде новейших исследований это деление проводится в терминах экспрессивной и рецептивной алалии (по аналогии с таким же делением афазии). Этими терминами подчеркивается не физиологический, а психологический подход к квалификации нарушения.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли, 1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной для последней формы является неспособность создавать и воспроизводить словесные символы, образцы.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

ЛИТЕРАТУРА ИЗ ЭСБ ЛАНЬ

3. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624— Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Уманская, Т. М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие / Т. М. Уманская. — Москва: Владос, 2015. — 296 с. — ISBN 978-5-691-02135-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96298

— Режим доступа: для авториз. пользователей. C.274-282

 

Перечень ресурсов информационно-аналитической сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

· http://www.pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека.

· http://pedagogicheskaya-biblioteka.ru - электронная педагогическая библиотека.

· http://www.IKPRAO.RU - официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

· http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».

· http://fatihovalf.ucoz.ru/publ - персональный сайт кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и дефектологии ГОУВПО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" Фатиховой Лидии Фаварисовны.

· http://www.festival.1september.ru – самый массовый открытый педагогический форум.

· http://www.shishkova.ru – персональный сайт дефектолога Маргариты Игоревны Шишковой.

· Кафедра специального (дефектологического) образования ГБОО ВО Республики Крым “КИПУ”http://defectolog.do.am/

· Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека»http://www.franko.crimea.ua/

 

Лекция 3

ЛИТЕРАТУРА ИЗ ЭСБ ЛАНЬ

5. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624— Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Уманская, Т. М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие / Т. М. Уманская. — Москва: Владос, 2015. — 296 с. — ISBN 978-5-691-02135-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96298

— Режим доступа: для авториз. пользователей. C.274-282

 

Перечень ресурсов информационно-аналитической сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

· http://www.pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека.

· http://pedagogicheskaya-biblioteka.ru - электронная педагогическая библиотека.

· http://www.IKPRAO.RU - официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

· http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».

· http://fatihovalf.ucoz.ru/publ - персональный сайт кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и дефектологии ГОУВПО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" Фатиховой Лидии Фаварисовны.

· http://www.festival.1september.ru – самый массовый открытый педагогический форум.

· http://www.shishkova.ru – персональный сайт дефектолога Маргариты Игоревны Шишковой.

· Кафедра специального (дефектологического) образования ГБОО ВО Республики Крым “КИПУ”http://defectolog.do.am/

· Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека»http://www.franko.crimea.ua/

 

Лекция 4

План

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста

2. Система обследования ребенка - школьника

 

При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями.

При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет.

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Уста­навливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника — учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер игровой и учебной деятельности (может ли развернуть игру» включиться в подражание игровым действиям, продолжить их, способен ли выполнить задание, в какой степени обучаем и т. д.). Устанавливается запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и т. д.

Для изучения состояния словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, применяются речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятельности.

Уточняется состояние слуха и понимания, это важно для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса. Обращается внимание на четкость латералиты (латерализация — преобладание левого или правого в парных органах), состояние мелкой моторики и общедвигательной сферы. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.

Специальными упражнениями в игровой форме исследуется артикуляционная моторика — возможность выполнения определенных движений, удержания артикуляционных поз, выполнения последовательных действий с переключением, способность ребенка подражать артикуляционным движениям и возможность отраженного проговаривания слов и сочетаний.

ЛИТЕРАТУРА ИЗ ЭСБ ЛАНЬ

7. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624— Режим доступа: для авториз. пользователей.

8. Уманская, Т. М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие / Т. М. Уманская. — Москва: Владос, 2015. — 296 с. — ISBN 978-5-691-02135-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96298

— Режим доступа: для авториз. пользователей. C.274-282

 

Перечень ресурсов информационно-аналитической сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

· http://www.pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека.

· http://pedagogicheskaya-biblioteka.ru - электронная педагогическая библиотека.

· http://www.IKPRAO.RU - официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

· http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».

· http://fatihovalf.ucoz.ru/publ - персональный сайт кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и дефектологии ГОУВПО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" Фатиховой Лидии Фаварисовны.

· http://www.festival.1september.ru – самый массовый открытый педагогический форум.

· http://www.shishkova.ru – персональный сайт дефектолога Маргариты Игоревны Шишковой.

· Кафедра специального (дефектологического) образования ГБОО ВО Республики Крым “КИПУ”http://defectolog.do.am/

· Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека»http://www.franko.crimea.ua/

 

Лекция 1

Общие сведения об алалии

План

История изучения алалии.

Причины, локализация и механизм нарушения


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.