Некоторые способы крепления лепного декора в процессе его установки. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Некоторые способы крепления лепного декора в процессе его установки.

2022-12-20 65
Некоторые способы крепления лепного декора в процессе его установки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.      Крепление тяжелых деталей лепнины производится по рабочим чертежам и разметке.

2.      Погонажные и штучные детали из гипса высотой до 10 см и бетонные высотой до 5 см "привораживают" - сажают на раствор с предварительной насечкой поверхности стены и обратной стороны фрагмента.

3.      Детали декора среднего веса высотой более 10 см крепят на костылях, гвоздях, шурупах, проволочных клячах-подвесках с обязательным "примораживанием" тыльной части фрагмента к стене (на жидком растворе вяжущего).

4.   Металлические элементы креплений тщательно обрабатывают красками и лаком против коррозии.

5.      Тяжелые детали лепного декора; изготовленные на каркасах, устанавливают на заложенные в кладку стен стержни или на специаль­ные выпуски стальной арматуры или на стальные костыли; вбитые в в пробки в стене, к которым вяжут проволочные клячи-подвесы;

Детали "примораживают" к стенам, сводам и потолкам из гипса; на гипсе или известково-гипсовом растворе. Бетонные детали "при­мораживают" на чистом цементном растворе (1:1).

Розетки большого диаметра и невысокого рельефа крепят гвоз­дями и "примораживанием", большие карнизные блоки и розетки со средним рельефом укрепляют только на клячах. Розетки с высоким рельефом и большого веса крепят на проволочных клячах гвоздями, шурупами с "примораживанием".

Расчистка лепного декора с целью выявления первоначального рельефа лепнины.

а) Расчистка от набелов и клеевых покрасок:

Перед расчисткой от покрасок лепной декор обметается мягки­ми кистями и обеспыливается. Затем подлежащие расчистке отдель­ные участки лепного декора площадью не более 0,5 м2 смачивают обильно водой при помощи кисти за 2-3 раза. В результате смачи­ваний краска набухает, делается рыхлой и снимается слоями по час­тям металлическими или деревянными отеками; Если в процессе расчистки будет обнаружено, что гипс ослаблен, расчистку участков следует немедленно прекратить и принять меры к укреплению гипса (способы укрепления гипса приведены выше). Увлажненный и набух­ший красочный слой с лепного декора нужно удалять с особой осто­рожностью, не переувлажняя его поверхность обильным смачиванием;

В процессе расчистки снимать следует только хорошо отстающую краску.

Если краска в некоторых местах загрубела и сильно пристала к основе лепного декора; смывать набел лучше горячей водой с добавлением в неё небольшого количества (20-30 г на 1 л) поверх­ностно-активных веществ типа стиральных порошков "Чайка", "Золушка", "Прогресс", "Вепос" или детского мила.

Нетолстый слой хорошо заклеенного набела размывают горячей водой (55-60°С) при помощи маховой кисти. Эту операцию с осторож­ностью повторяют несколько раз до полной очистки набела. Тщатель­ная очистка от набела гарантирует хорошее качество догипсовки, склейки фрагментов и окраски лепного декора.

б) Расчистки от масляно-лаковых покрасок;

Наиболее эффективным методом расчистки в данном случае счи­тается "отпаривание", производимое с помощью отпарочного аппарата. Струя пара через шланг направляется на окрашенный масляными крас­ками и лаками фрагмент декора, после чего размягченный красочный слой снимается с помощью вышеуказанных инструментов.

Не менее эффективным методом расчистки лепного декора от ма­сляных красок является расчистка при помощи смывок и растворите­лей. Применяются смывки СП-7, АФТ-1, СМ-1 и растворители № 646 и 648. На ограниченную поверхность лепного декора (5-10 дм2) кистью или тампоном наносят смывку, закрыв затем обработанный участок полиэтиленовой пленкой. Через 15-20 мин, при t 10-25°С, слой ма­сляной краски размягчается, вспучивается и легко снимается инст­рументом.

В некоторых случаях, когда масляная краска снялась лишь час­тично, обработку поверхности производят смывкой до полного удале­ния красочного слоя. После снятия последнего поверхность лепного декора промывают (не обильно!) растворителями № 646 или 648, или уайт-опиритом при помощи кисти, а затем насухо протирают чистой мягкой тряпкой.

Работу со смывками и растворителями, как с токсичными препа­ратами, производят с обязательным соблюдением всех противопожар­ных правил и правил техники безопасности (т.е. при наличии вентиляция, в спецодежде, в резиновых перчатках, с обеспечением рабо­чих резиновыми фартуками, комбинезонами). В помещениях и на лесах запрещается пользование открытым огнем, курение, а также принятие пищи. Вся тара и емкости должны быть промаркированы, перед нача­лом работ с рабочими должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.

Реставрация частично утраченных лепных деталей (фрагментар­ная реставрация) представляет собой реставрацию законченных по композиции элементов лепного декора с использованием отдельных отливок-элементов с деталей подлинной лепнины, приведенных в мо­дель или вылепленных вновь (например, реставрация орнаментованно­го лепного фриза с маской, цветами и листьями, где маска была ут­рачена и выполнена вновь методом формовки и отливки о другой под­линной маски, приведенной в модель).

Воссоздание лепного декора предусматривает изготовление ле­пного декора заново по эскизам или чертежам методом лепки в гли­не, гипсе, пластилине, воске и др. пластических материалах с по­следующей формовкой и отливкой.

"Отмазка” лепного декора - изготовление лепного декора пря­мо из гипса на месте или на верстаке, минуя стадию лепки в глине и формовку; этот вид работ встречается в основном при реставрации изделий, выполненных в стиле Елизаветинского барокко в середине XVIII в. Элементы декора в этом случае не повторяются и носят ха­рактер индивидуальных изделий (этот вид работ специально следует оговорить в дефектном акте и на него должна быть выдана проектно- сметная документация).

Догипсовка - восполнение небольших, утрат лепного декора ме­тодом домазки гипсом или другим вяжущим с последующей проработ­кой формы и зачисткой как на лепнине, укрепленной на месте, так и на приводимых в модель элементах (например, домазка кусочка от­колотого акантового листа, выщербины фона или ободка розетки и т.п.).

Склеивание фрагментов - соединение частей подлинной разбитой на куски лепнины гипсом или клеющими составами с предварительной подборкой и маркировкой деталей; может осуществляться как на са­мом памятнике, так и на плинте, с последующей установкой на место вместе с плинтом.

Установка лепных деталей - крепление элементов лепного деко­ра на место, с предварительной инженерной проработкой крепежных элементов, либо методом "присоса" на гипс, либо установкой на кля­чи - с вбиванием деревянных пробок и гвоздей и последующей накрут­кой проволоки через разбуренные отверстия элемента декора, на шты­рях и т.п.

Флюатирование - укрепление поверхности лепного декора хими­ческими препаратами или естественными материалами.

Гидрофобизация - покрытие лепного декора водоотталкивающими составами (метилтрихлорсиланом или ГКЖ-10 и т.п.).

Тонирование лепного декора - придание лепнине определенного тега либо имитация ее поверхности под различные материалы: брон­зу, дерево, чугун, серебро и др. Оно применяется в следующих слу­чаях:

- когда места обширных догипсовок и склеек по своему цвету значительно отличаются от подлинной лепнины (например, при склей­ке новых лепных фрагментов с подлинными);

- когда весь лепной декор после расчистки нуждается в одно­тонном покрытии.

В первом случае тонирование производят хорошо подобранными колерами на основе клеевых, известковых, темперных или масляных красок по колерам, предварительно утвержденным автором проекта реставрации. Тонирование осуществляется мягкой кистью методом то­рцевания или лессировки, без потеков и "натасков".

Во втором случае, по утвержденному колеру, лепнина окраши­вается за 1-2 раза с предварительной огрунтовкой. Масляные покра­ски должны быть матовыми с введением в них сиккативов и скипидара. Все виды окраски лепнины (клеевыми составами, известковыми, тем­перными и масляными красками) должны выполняться с большой акку­ратностью и обеспечением высокого качества, без потеков, лишних наслоений красок, тонким слоем, не забивая рельефа лепнины. Ка­чество выполненной работы должно контролироваться автором проекта реставрации, который визирует акты по ф. 2.

Патинирование лепного декора предполагает покрытие лепного декора методом специальных окрасок, т.н. "под старину" либо под различные материалы: бронзу, слоновую кость, дерево, чугун и т.п.

Т.н. имитация "под старину" (патина времени) заключается в одноцветной покраске лепного декора наиболее темными тонами в уг­лублениях рельефа и наиболее светлыми на его выпуклых частях. Вна­чале лепной декор огрунтовывается "среднетемным" тоном (серым, голубоватым, розоватым и т.п.), затем после высыхания вое углуб­ления и поднутрения лепнины наторцовываются более темным тоном и протираются досуха марлей с тем, чтобы темный тон оставался толь­ко в углублениях. После этого наиболее светлым тоном "по верхам" рельефа скользящими движениями флейца наносится "разбелка". Коле­ра и виды красок подбираются автором проекта реставрации и техно­логами.

Метод патинирования под бронзу изделий, расположенных в ин­терьерах. Весь лепной декор огрунтовывается клеевыми или масляны­ми составами желто-коричневого цвета с добавлением зелени или красных тонов, в зависимости от желаемого оттенка "бронзы" (по эскизу архитектора). После просушки изделие вновь загрунтовыва­ется указанным цветом с введением в состав бронзовой пудры до слабого т.н. "присутствия металла" в краске (очень незначитель­ного блеска бронзы) и вновь просушивается. Когда окрашенная по­верхность полностью просушена и не дает отлипа, во все углубления и поднутрения вводится "темно-коричнево-зеленоватый" тон (под патину бронзы или "окись бронзы"). Эта операция осуществляется хорошо омоченным в краске ватно-марлевым тампоном, методом "наторцовки" и "отжима". Не успевшую высохнуть лишнюю темную краску сле­дует затем быстро снять с огрунтованной "под бронзу" поверхности чистой марлей, оставив "патину" только в углубленных и поднутренних местах лепного декора.

После тщательной просушки производят "бликовку" декора. Ее можно осуществить двумя методами:

- напудриванием бронзовым порошком;

- окраской.

Если бликовку производят методом "напудривания", то предва­рительно покрывают все выпуклые части декора бесцветным лаком и затем "на отлип" марлевым тампоном всухую "напудривают" (скользя­щими легкими движениями по поверхности лепнины) бронзовый поро­шок. После высыхания лака и прилипания бронзового порошка декор обметают мягкой кистью.

Бликовку методом окраски производят бронзой, затворенной на бесцветном лаке, мягкой кистью, такими же легкими скользящими движениями по выпуклым местам рельефа.

Обработка бронзового порошка для имитации бронзы или позо­лоты. Во избежание окисления и зеленения бронзовой пудры ее обра­батывают следующим образом:

Отвешенное количество мелкодисперсного порошка (пудры) зали­вают 2%-ным раствором бензотриазола в бензине из расчета 20 г бензотриазола на 1 л бензина. В подученном растворе бронзовый по­рошок выдерживается 16 ч, после чего бензин сливают, а осевший порошок сушат и затворяют на прозрачных лаках (ЯН-54) или олифе. Нельзя затворять на нитролаках! Затем патинируют лепные изделия по методикам, указанным выше.

Патинирование "под чугун" и другие металлы, а также под мра­мор, дерево и т.п. производится по той же схеме, что и патиниро­вание под бронзу. В каждом конкретном случае данные о цвете ими­тируемого материала и о технологическом процессе должны быть вклю­чены в технологический раздел проекта реставрации памятников.

При этом необходимо учесть, что клеевые окраски лепного де­кора и покраски на основе водных растворов необходимо выполнять до процессов гидрофобизации. В противном случае покраска не при­станет к поверхности.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.