Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-12-20 | 145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА
Производство работ и оформление
документации
Методические рекомендации
Москва 1993
Настоящие методические рекомендации являются переизданием аналогичных материалов, подготовленных в объединении "Росреставрация" в 1987 г. в целях упорядочения номенклатуры, классификации видов лепных работ, а также правильности оформления документации. В новое издание включены сведения об отделочных материалах, введен раздел "Организация производства реставрации лепного декора, даются некоторые технологические советы при производстве лепных работ. Издание также дополнено библиографией и приложением, знакомящим о требованиями к качеству проводившихся в XIX в. работ при возведении Исаакиевского собора в С.-Петербурге. В методические рекомендации включен иллюстративный материал, представляющий характерные для ордерной архитектуры признаки и лепные детали.
Автор рекомендаций - бывший главный технолог Росреставрации Л.С.Гельфельд.
Методические рекомендации рассчитаны на производителей работ, бригадиров и маляров-лепщиков, а также архитекторов-реставраторов и учащихся специализированных учебных заведений.
Реставрация лепного декора.
Производство работ и оформление документации
Издание 3-е дополненное
Директор инотитута Спецпроектреставрация Ю.П.Калиниченко
ОНТИ. Начальник отдела В.Ф.Коржуков
(с) Спецпроектреставрация, 1993.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Лепной декор, наряду с произведениями монументальной живописи и прикладного искусства, является важнейшим элементом декоративного оформления различих архитектурных сооружений.
|
Утрата какого-либо элемента декора или его фрагмента, причиненная неумелыми или неосторожными действиями реставраторов, может нанести памятнику непоправимый вред.
Реставрация и воссоздание лепного декора - сложный технологический процесс, включающий в себя различные виды работ.
Основным скульптурным материалом для отделки фасадов и интерьеров являются гипс и алебастр. Свое название гипс получил от греческого названия мела, а олово алебастр (тот же гипс, но другой температуры обжига и помола) - от названия египетского города Алебастрон, где в древние времена добывали гипсовый камень. Гипс представляет собой двуводный сернокислый кальций CaSО4 · 2Н2О (его как вяжущее вещество знали в Древней Греции, Индии, Египте и других странах за 200 лет до н.э.).
В Европе в средние века гипс использовали как строительный материал и вяжущее. Почти половина средневековых домов во Франции построена на гипсовом растворе. В Древней Руси гипс в качестве строительного материала вместе с известью был известен с XII— XIII вв., а как скульптурный материал применялся со второй половины XVII в. Так, в 1658 г. впервые при строительстве царского дворца в Измайлове (подмосковная вотчина Алексея Михайловича Романова) были выполнены резные гипсовые украшения. С XVIII в. известно применение алюмокалиевых квасцов для упрочнения гипса (объемная масса современного гипса составляет 800-1100 кг/см3, а уплотненного- 1250-1450 кг/см3). Свойства формовочного гипса и прочность строительного гипса зависят от обжига, тонкости помола, а также от сроков схватывания.
Существует 3 сорта гипса, определяемых степенью предела прочности на сжатие через 1,5 часа после изготовления образца: I сорт - не менее 55 кг/см2, II сорт - не менее 45 кг/см2, Ш сорт - не менее 35 кг/см2. Начало схватывания гипса должно быть не менее 4 мин от момента затвердения; конец схватывания - не ранее 6 мин, но не позже 30 мин ("размолаживание" - размешивание гипса после начала схватывания ведет к нарушению его прочности).
|
В XVIII в. гипс активно ввозится в Россию из Франции, Австрии, Италии и др. стран, по фактуре и цвету он отличен от российского (при реставрации особенно искусственного мрамора и лепных деталей резко отличается по цвету).
Качество гипса на объекте можно определить "полевым" методом: завести гипс до густоты сметаны в гипсовке; лепщицкой заводной лопаткой выложить гипсовую массу в виде лепешки на стекло или глазурованную керамическую плитку, затем проследить время схватывания и степень нагрева при отверждении; отделить отвердевшую лепешку от стекла или плитки (тыльная поверхность образца должна легко, без отмелки отделяться от стекла, сохраняя идеально гладкую поверхность, и ломаться с хрустом).
Лепной декор является художественным произведением, которое выполняется в сочетании творческого труда архитектора и мастера-лепщика.
В конце XVII в. лепной декор "резался" по гипсу вручную так называемыми снецарями (т.е. лепщиками) и имел плоскостной рельеф. В первой половине XVIII в. декор уже формовался и лишь затем подрезался вручную. В середине XVIII в. лепной декор в стиле Елизаветинского барокко, которому был свойствен, как правило, асимметричный рисунок орнамента, нередко "отмазывался" из гипса на фасадах и в интерьерах зданий без предварительной лепки в глине. Прямо по месту установки, на стенах или карнизах, на заранее вбитые штыри наносился алебастр как подлепок, а затем из гипса окончательно лепился декор. Для облегчения веса изделий и улучшения отсоса влаги в алебастровый подлепок часто закладывались куски березового угля (колокольня церкви Троицы в Серебрениках, "Дом Апраксина" в Москве, а также некоторые памятники этого периода в Санкт-Петербурге).
С середины XVIII и вплоть до начала XX вв. лепные украшения формовались с помощью кусковых и клеевых форм "на выход" без поднутрений. Затем детали лепнины тщательно подрезались и зачищались лепщиками вручную. Тем самым обеспечивалась тончайшая проработка орнамента, превращавшая его в высокохудожественное "авторское" произведение прикладного искусства, частичная утрата которого совершенно невосполнима.
Значительную роль в развитии орнаментального лепного искусства в России сыграли приглашенные в XVIII в. на строительство Петербурга такие архитекторы, как Д. Трезини, Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Б. Растрелли, Н. Микетти, Д. М. Фонтана, Г. Медель. Декоративную архитектурную лепку в своем творчестве широко использовали русские архитекторы М. Земцов, П. Еропкин, И. Зарудный и др. В конце XVIII в. славились мастера-лепщики братья Михаил и Василий Зимины, Илья Саевич, выполнившие сложнейший лепной декор в стиле Елизаветинского барокко в Воскресенском соборе Новоиерусалимокого монастыря и в Успенском соборе Переславля-Залесского. В Останкинском дворце в конце XVIII в. талантливо работали лепщики Лука Жилкин и С.Хожбин. В XIX в. лепные работы в Москве выполняли известные скульпторы И. Мартоо, И. Витали, Г. Замараев и др. Высокохудожественные лепные композиции создали архитекторы М. Казаков, Д. Кваренги, Д. Ухтомский и др.
|
В зависимости от художественной ценности скульптурного рельефа автором проекта реставрации совместно с искусствоведом и представителем заказчика перед началом производства реставрационных работ должен определяться уровень мастерства реставраторов, допускаемых к работе на конкретном памятнике. Исполнителем может быть лепщик определенного разряда, либо реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий, или же скульптор-реставратор (в силу особой скульптурно-художественной ценности рельефа, например, выполненного И. Витали или Г. Замараевым). Привлечение специалистов художественного профиля подтверждается искусствоведческим обоснованием и отражается в акте перед производством реставрационных работ, в реставрационном задании, а также в технологической части проекта реставрации.
Условием успешной реставрации лепного декора на памятниках архитектуры является четкое определение всех элементов технологического процесса и специальной терминологии. Без этого невозможно правильное описание работ и определение их стоимости.
НА ПАМЯТНИКАХ АРХИТЕКТУРЫ
Основные виды работ
1. Различные виды расчистки рельефов.
2. Подводка грунта под лепнину и укрепление фрагментов на стенах, арках, карнизах, потолках и др. местах в интерьерах и на фасадах зданий.
|
3. Догипсовка фрагментов, заделка выбоин и трещин с расшивкой швов.
4. Демонтаж фрагментов лепного декора, маркировка фрагментов с последующей доработкой на верстаке (с посадкой на плинт), расчисткой, докомпоновкой в глине или ином пластичном материале, формовкой и отливкой о дополнительным армированием подлинников.
5. Монтаж разобранных, доработанных фрагментов на месте установки с тщательной проработкой крепежных элементов (по чертежам).
6. Подборка маркированных фрагментов разрушенной лепнины или демонтированной в процессе реставрации несущих и ограждающих - конструкций о последующей склейкой и установкой на место.
7. Изготовление вновь моделей лепного декора при воссоздании утрат, не имеющих аналогов в данной декоративной композиции (По чертежам, шаблонам).
8. Демонтаж фрагментов лепного декора с целью приведения в модель с последующей формовкой, отливкой, склейкой отливки - "новодела" с подлинником и установкой на место.
9. Воссоздание рельефов лепного декора методом отмазки "по месту" (приравнивается к изготовлению модели вновь).
Отделка лепного декора
1. Тонирование декомпонованных элементов лепнины после склейки фрагментов для погашения разницы в цвете.
2. Патинирование лепного декора под различные материалы - бронзу, дерево, слоновую кооть, мрамор и т.п.
3. Золочение лепного декора: на "гульфарбу", "мордан", ЯН-54 и т.п. сусальным золотом. Золочение "твореным" золотом, золочение на полимент; имитация позолоты.
4. Изготовление лепного декора из мастик и папье-маше как в монолите, так и методом выклейки по формам.
5. Обработка гипсовых изделий методом флюатирования (укрепления) и гидрофобизации (сообщения изделиям водоотталкивающих свойств).
Все виды реставрационных работ должны производиться при неукоснительном соблюдении норм техники безопасности, производственной санитарии и пожаробезопасности.
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ
ЛЕПНОЙ ДЕКОР ИЛИ ЛЕПНИНА - произведение прикладного искусства на памятнике архитектуры, выполненное из гипса, алебастра, цемента или мастики в виде:
погонажных деталей - профилированных карнизов с порезкой, листьями, сухариками, иониками, гирляндами из цветов, лент и т.п.;
штучных деталей - картушей, гербов, венков, фризов, капителей различных стилей, масок, розеток и т.п.;
скульптурных элементов - кариатид, атлантов, сюжетных одно- или многофигурных композиций (с людьми и животными).
БАРЕЛЬЕФ (низкий рельеф) - скульптурное изображение или орнамент, выступающее над плоскостью основания не более чем на половину толщины изображаемого предмета.
|
ГОРЕЛЬЕФ (высокий рельеф) - скульптурное изображение или орнамент, возвышающееся над плоскостью основания болве, чем на половину толщины изображения, а также скульптурное изображение, едва соприкасающееся с фоном.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ЛЕПНОМ ДЕКОРЕ - объемное (барельефное или горельефное) изображение эпизода из истории или мифологии, состоящее из одной или нескольких человеческих фигур на фоне пейзажа, зданий и т.п.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - объемное изображение геометрического или раотительного орнамента (барельеф или горельеф) на погонажных деталях, тягах, на плоскости отены, на штучных деталях и т.д. - в ввде венков, розеток, гирлянд и др.
ФРАГМЕНТЫ И ДЕТАЛИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА - целые, законченные по композиции элементы декора: капители, гирлянды, картуши, волюты, маски и др. (см. Приложение 3).
МОДЕЛЬ - лепной элемент, вылепленный вновь согласно аналогу, чертежу или эскизу из глины, пластилина или гипса (акантовый лист, маска, розетка, погонажная деталь и др.); является эталоном, предназначенным для размножения методом отливки.
ФОША - обратное изображение модели из гипса, клея, формопласта, полимеров, бетона и др. материалов для одноразового или многократного использования с целью получения отливок - копий модели.
ПЛИНГ - гладкая, ровная плита из гипса или др. материала для "посадки" на нее модели с целью удобства последующей формовки на верстаке для лепных работ.
ПРИВЕДЕННАЯ В МОДЕЛЬ - подлинная (из памятника архитектуры) деталь лепного декора, специально тщательно расчищенная, отремонтированная методом склейки фрагментов, с заправкой трещин и выбоин, догипсованная раствором гипса; предназначается для формовки о целью получения необходимого количества копий; приведение в модель может осуществляться как на месте, на стене памятника, так и на верстаке с последующей посадкой снятой детали на плинт.
ОТЛИВКА (или отливок) - копия модели, полученная в результате заполнения формы вяжущим (гипсовым, алебастровым, цементным растворами и др. отверждающимися составами).
СОДЕРЖАНИЕ АКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ЛЕПНОГО ДЕКОРА
При производстве работ по реставрации лепного декора составляются следующие акты:
Дефектный акт.
Акт на скрытые виды работ.
Акт на передачу моделей заказчику.
1. Дефектный акт составляется в 3 экземплярах после тщательного осмотра лепного декора исполнителями работ (подрядчиком с представителем бригада лепщиков), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным представителем заказчика.
В акте отражаются:
Название архитектурного объекта, конкретное место расположения лепного декора, его состояние, стилевые особенности, места утрат, подлежащие восполнению, подробное наименование и количество моделей, а также методы изготовления их вновь как в глине (пластилине), так и посредством отмазки из гипса; необходимость расчисток подлинного лепного декора по видам сложности, оклейка фрагментов и их количество; определяется количество подлинных элементов для использования под модели, приведение в модель; не обходил ость демонтажа и последующей установки ка место фрагментов подлинной лепнины; необходимость проведения специальных работ (укрепления, покраски, патинирования, гидрофобизация, позолоты и..п.) после реставрации лепного декора.
Если в процессе реставрации, после установки строительных лесов, будут выявлены новые дефекты лепного декора, ранее не обнаруженные под покрасками и набелами (склейка фрагментов, догипсовка, отставание лепнины от основания), составляется дополнительный трехсторонний дефектный акт, в котором отражаются все выявленные дефекты в натуре и предлагается технология дополнительного дальнейшего производства работ.
В процессе производства реставрации лепного декора все подлежащие демонтажу или склейке фрагменты лепнины маркируются, фотографируются (или отражаются графически в архитектурных чертежах) и после склейки и установки на место (до покраски, патинирования или золочения) оформляются актом на скрытые виды работ.
2. Акт на скрытые виды работ составляется в 3 экземплярах исполнителями работ (прорабом, бригадиром лепщиков или лепщиком), автором проекта реставрации - архитектором и ответственным представителем заказчика. Акт на скрытые виды работ составляется по окончании циклов реставрации.
В акте указывается название архитектурного объекта, подробно отражаются все вида выполненных работ: демонтаж, подбор, склейка, догипсовка, установка фрагментов; их названия, количество. Указывается место нахождения декора в интерьере и экстерьере зданий, вида произведенной расчистки, ее метраж или количество единиц, название моделей, отмазанных из гипса,.их количество и конкретное место "установки" (домазки), количество установленных отливок- "новоделов", выполненных по изготовленным моделям вновь, их склейка с подлинниками.
Указываются все вида произведенных работ, связанных со специальной обработкой лепнины: химическое укрепление гипса, флюатирование (поверхностное укрепление гипса), гидрофобизация (сообщение гипсу водоотталкивающих свойств), конкретные места обработки и метраж.
В процессе производства работ, непосредственно связанна с реставрацией лепного декора, проводится фотофиксация выполненных работ (до покраски), а также общего вида лепнины и ее фрагментов.
3. Акт на передачу моделей заказчику (для удешевления последующих ремонтно-реставрационных работ).
После окончания всех видов работ, связанных с реставрацией лепного декора, изготовленные модели по акту должны быть, переданы заказчику.
Акт на передачу моделей составляется материально ответственным представителем исполнителя (прорабом, начальником участка, бригадиром) и материально ответственным представителем заказчика.
В акте указывается название архитектурного объекта, для которого выполнены модели, вид, наименование, размеры и стоимость каждой модели в отдельности. Вели лепные детали, как модели, выполнены методом отмазки из гипса на месте нахождения подлинной лепнины или изготовлены этим методом отдельно в мастерской и затем установлены на место, в акте на передачу моделей заказчику указывается наименование моделей, их размеры, количество, стоимость, точное место установки.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бахтиаров Л. Багетно-рамочное производство. - Слб.; 1905.
Гельфельд Л.С., Недович Н.Д., Семина Т.Н. Штукатурные работа при реставрации памятников архитектуры. /Объединение "Росрестав- рация.- Методические рекомендации.- Изд. 2-е.- М., 1990.
Гельфельд Л.С. Комплексный метод датировки памятников архитектуры на основе натурных исследований. /Спецпроектреставрация.- Методические рекомендации. - М., 1992.
Грекулов А.Ф. Папье-маше.- М., 1933.
Громов А.Е. Кабота скульптора-модельщика.- Л.: Стройиздат, 1955.
Громов И.А., Васкин А.Г., Веснина Н.Н. Скульптор-моделыцик А. Е. Громов.- Л.: Стройиздат, 1987.
Мартынчик А.Б., Шубенкин П.Ф. Определение свойств и качества строительных материалов в полевых условиях.- Справочное пособие. - М.: Стройиздат, 1983.
Методика реставрации памятников архитектуры; /Под ред. Е. В. Михайловского- М.: Стройиздат, 1977.
Недович Н.Д., Гельфельд Л.С. Производство работ и оформление документации на реставрацию лепного декора. /Объединение "Росреставрация".- Методические рекомендации.- Изд. 2-е.- М., 1987.
Никитин Н.П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. /Лен. отд. Союза архитекторов.- Л., 1939.
Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы.- Изд. 2-е.- М.: Изобразительное искусство, 1982.
Сенаторов Н.Я., Коршунова А.П., Муштаева Н.Е. Лепные работы,- Изд. 2-е.- М.: Й1сш. школа, 1982.
Смирнов В.Н. Изготовлен”е лепных деталей для отделки зданий.- Л., 1956.
Чайков И.М. Лепка и формовка скульптуры.- М.: Искусство, 1953.
Шепелев А.М. Штукатурные, декоративно-художественные работы.- М.: Высш. школа, 1981.
Приложение 1
"УСЛОВИЯ НА ОБДЕЛКУ СВОДОВ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА ШТУКАТУРНОЮ РАБОТОЮ С АЛЕБАСТРОВЫМИ УКРАШЕНИЯМИ"
К качеству лепных работ всегда предъявлялись очень высокие требования. Мастера-лепщики отвечали материально за некачественно выполненные работы, неподчинение архитектору и затраченный строительный материал - гипс, алебастр и т.п. Один из примеров тому - извлечения из "Условий на обделку сводов...'', являвшихся одновременно инструкцией, методикой и договором на организацию и производство работ, характерных для периода классицизма в русском зодчестве. (В этот период в России утверждался опыт производства гальванопластики, открытой в 1830-х гг. академиком Б. Якоби и впервые примененный для изготовления декора и скульптуры на Исаакиевском соборе под руководством О.Монферрана).
... п.4. Подрядившийся обязан все назначенные украшения из алебастра в 8-ми сводах и 4-х арках собора вылепить из глины, отформовать и отлить из гипса, установить и укрепить на местах.
п.5. Модели каждого украшения должны быть вылеплены из глины лучшими в городе орнаментистами, по данным в настоящую величину рисункам, со всевозможным совершенством... Каждая такая модель в глине должна быть представляема на усмотрение главного архитектора, и все недостатки, какие им будут усмотрены, должны быть переделываемы подрядившимся беспрекословно.
п.6. Одобренные в глине модели должны быть отформованы, отлиты из алебастра, расчищены и в кусках около сажени поставлены не окончательно на места, дабы главный архитектор маг удостовериться в достоинстве украшения. Если при сем усмотрена будет надобность в каком-либо изменении части или целой модели, то подрядившийся обязан пополнить в сем случае требование главного архитектора беспрекословно; если же поставленный на место образец будет... одобрен, тогда... произвести отливку из гипса всего требуемого количества украшений, по утвержденной модели.
п.7. Ни в коем случае подрядившийся не должен формовать или отделывать из гипса никакой части украшения прежде утвержденной модели в глине главным архитектором, в противном случае за употребленный на сие алебастр учинен будет вычет из определенной суммы за работу...
п.9. Отлитые из гипса украшения должны быть тщательно расчищены, и как они назначаются под позолоту, то должны быть отделаны окончательно,... чтобы поверхности были совершенно ровны и гладки, не изменяя при том красоты форм.
п.10. Все украшения должны быть поставлены на места и прикреплены железом, проволокой и всякими другими связями такой величины и формы, какие назначит главный архитектор.
п.11. Для производства работ отведена будет подрядившемуся мастерская с отоплением и освещением.
п.12. Глина, песок, известь, обожженный алебастр, войлоки, уголь, проволока, гвозди, железные укрепления: канаты, вороты и блоки, потребные для работы, даны будут подрядившемуся от казны; равномерно от казны же производимы будут все нужные леса, но посуда, мило и все прочие вещи и инструменты должны быть собственные подрядившегося.
п. 13. Творение извести, доставление воды, перетаска материалов для употребления в дело и подъем приготовленных вещей наверх должно быть производимо рабочими подрядившегося.
п.14. Для производства всех работ подрядившийся обязан из казенных материалов собственными своими рабочими приготовить все требующиеся шаблоны, наугольники, линейки, ватерпасы и прочие инструменты, а также произвести все столярные поделки, какие могут востребоваться при штукатурной и скульптурной работе фигур и украшений.
п. 15. Вся вообще работа, как штукатурная, так и лепная, должна быть закончена в течение года со дня, как подрядившийся приступит к производству работ.
п.16. Так как штукатурная работа и все лепные украшения должны иметь большую прочность, то подрядившийся обязан иметь строжайшее соблюдение за надлежащим приготовлением его рабочими материалов и ни под каким видом не употреблять остатков раотворенной извести и алебастра...
п.22. Переделка дурно выполненной работы должна быть производима без особой за них платы.
(Из архива "УЦГАЛ, архив комиссии построения
Исаакиевского собора", 1845, № 1375, лл.1-6).
Приложение 2
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА
Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны - 12 частей и антаблемента - три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части - колонна, одна часть - антаблемент (архитрав, фриз, карниз).
В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Криле перечисленных ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсутствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.
Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров - круглые.
Тосканский ордер (а) имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.
Дорический ордер (б) менее массивный, чем тосканский. Колоши на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются метопами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполнеными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полноотыо выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.
Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.
Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям.
По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, несдерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера - гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий, карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиками, остальное - штукатурами.
Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колоны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаще всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкими или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. с имитацией каменной кладки.
В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой о энтазисом.
Приложение 3
ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕПНЫХ РАБОТ
АБАКА, АБАК - верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.
АКАНТ, АКАНФ - скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.
АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).
АНТАБЛБМЕНТ - верхний горизонтальный элемент стоечно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.
АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА - объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.
АРАБЕСКА - (гротеск) насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.
АРХИВОЛЬТ - архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).
АСТРАГАЛ - архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.
АТЛАНТ - (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.
БАЗА - нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.
БАЛЯСИНА - невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.
БУСЫ - геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в ввде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.
ВАЗА - декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы)} устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.
ВАЛ - (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.
ВЕНОК - скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен лентами.
ВОЛЮТА - декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и карт ушей.
ВЫКРУЖКА - архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.
ГЕРМА - четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.
ГИРЛЯНДА - (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся о розетками.
ГОРОХ - геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.
ГРИФОН - лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.
ГУСЕК - архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.
ДЕНТИКУЛЫ - ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.
ЗАМОК, ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ - декоративное оформление центральной части, арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.
ИМПОСТ - верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.
ИОНИКИ, ОВЫ - орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.
КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колон или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.
КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колоны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. "Тосканская" и "дорическая" не имеют волют. "Ионическая" снабжена двумя крупными завиткам-волютами по бокам, "коринфская" - маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; "композитная" - сложная, с различными элементами.
КАПЛИ, ГУТТЫ - декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.
КАРИАТИДА - (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента з вице женской фигуры (носительницы корзины).
КАРТУШ - декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в виД8 обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на-арках, над порталами, а также на надгробных плитах).
КЕССОН - углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.
КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.
КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ - архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.
МАСКАРОН - декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.
МАСКА - объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.
МЕАНДР - геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).
МЕДАЛЬОН - декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.
МОДУЛЬОН - архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.
ОБЛОМ - элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).
ОРДЕР - (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечно-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.
ПАЛЬМЕТТА - архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.
ПИЛЯСТРА - (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части - энтазиса.
ПИНАКЛИ - (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.
ПЛАФОН - декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.
ПОРЕЗКА - орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).
ПЛЕТЕНКА - плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.
ПОРТАЛ - архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.
РАППОРТ - повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами" и т.п.).
РОЗЕТКА - декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.
РОКАЙЛЬ - орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.
САНДРИК - небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окнам. Иногда опирается на два кронштейна.
СУХАРИК - кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.
СКОЦИН - архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).
ТИМПАН - внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной форда.
ТРОФЕЙ - декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.
ФРИЗ - средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.
ЭМБЛЕМА - декоративная комп
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!