Тема 1. Основы психологического консультирования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1. Основы психологического консультирования

2022-12-20 37
Тема 1. Основы психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическое консультирование (ПК) как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, но ищущих психологическую помощь. В системе психологической науки задачей ПК является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Что является сферой воздействия? В психотерапии – это психическое здоровье людей, в психологическом консультировании и коррекции – психологическое здоровье (И.В. Дубровина).

Цель психологического консультирования и психологической коррекции (Хухлаева): психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф. Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».

Обозов Н.Н. видит цель психолога в консультировании в прояснении клиенту причин и следствий жизненных ситуаций. Абрамова Г.С. определяет целью ПК культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Кочюнас Р.Б.: Целью психологического консультирования является появление у клиента черт зрелой личности.

Задачей психологического консультирования стало не лечение расстройств, а их профилактика, работа с деструктивными формами общения, нерациональными способами организации деятельности – тем, что приводит к травмам, а в последствии и к болезням.

Суть психологического консультирования в том, что психолог, пользуясь специальными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении своих психологических задач. Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта.

Обобщая определения психологического консультирования, Р.Кочунас отмечает, что все они включают несколько основных положений:

- Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

- Консультирование помогает обучаться новому поведению.

- Консультирование способствует развитию личности.

Спецификой является акцент на диалогичности, на информационном обмене между психологом и клиентом. Задачи (Алешина Ю.Е.): Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Нетрудно заметить, что вторая и третья задачи противоположны друг другу. Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние клиента, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват в том, что так случилось, что нельзя приписывать себе так много ответственности за происходящее – не все от нас зависит, всем людям свойственно ошибаться. И, наоборот, если мы захотим побуждать клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит одновременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Психолог-консультант вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкретном случае он должен самостоятельно решать, какая из этих задач более актуальна. Бывают ситуации, когда тему ответственности и вины с клиентом обсуждать вообще не следует, например, если клиент перенес серьезную утрату. Здесь необходимо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности.

Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить такие задачи психологического консультирования и коррекции:

· обучение положительному самоотношению и принятию других;

· обучение рефлексивным умениям;

· формирование потребности в саморазвитии.

Найдено компромиссное решение вопроса об определении понятия «психокоррекция» – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия (Осипова, 2000, с.7). При этом подчеркивается, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качествам или свойствам, которые способны меняться. Данное определение подходит и для западных психотерапевтических направлений, и для работы с задержками, нарушениями развития высших психических функций.

Слово «Психокоррекция» чисто русское. В западной психологии не используется. В отечественной литературе есть новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе – немедицинская психотерапия.

Хухлаева: говорить о коррекции возможно только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится в основном по внешнему запросу (родителей или педагогов), а мотивация к изменениям формируется в процессе самой работы. Начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование.

В Психотерапевтической энциклопедии описаны следующие виды ПК:

 1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Основные правила ведения консультативного процесса:

1. Уделять до 80 процентов времени на сбор информации. Только обладая полной информацией о проблеме, консультант может дать правильные рекомендации для ее разрешения. Рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим личностные особенности человека и специфику ситуации.

2. Перед тем, как разрабатывать способы решения проблемы и предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.

3. Консультант должен встретиться с клиентом в его мире, а не в своем. Проблема определяется самим человеком и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по ее разрешению. Если этого не произойдет, психолог будет решать не проблемы клиента, а «подгонять» его мир под некий стандарт, усредненное понятие нормы.

4. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и может вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.

5. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного истолкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если консультант прав, или попыткой проверки сомнений по поводу истинности мнения консультанта (как завуалированная просьба, обращенная к консультанту, доказать его правоту).

7.Разделение личных и профессиональных отношений. Исходя из кратковременности процесса консультирования, вступление в какие-то отношения, кроме профессиональных, маловероятно. Но в особых случаях необходимо, по возможности, перенаправить человека к другому консультанту.

Целесообразность советов в психологическом консультировании. Запрет давать советы.

 Основания для этого достаточно широки. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант берет на себя полностью ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру, что реально вредит консультированию приводит к тому, что у клиента вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.

Общие особенности и различия психологического консультирования (ПК) и психотерапии:

- В отличие, например, от индивидуальной и групповой психиатрии ПК предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом.

- В психиатрии, в отличие от ПК, активную роль в избавлении клиента от проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблем клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто воспринимает воздействие психотерапевта и реагирует на них. В ПК психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

- В других видах психологической работы с клиентами, в отличие от консультирования, проводимая психотерапевтическая практика представляет непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой ПК, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

О сновныеотличияПК от психокоррекции ипсихотерапии:

1. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психическиздоровыхлюдей. ПК стало использоваться в образовании, менеджменте и пр., для решения индивидуальных и семейных проблем.

2. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

3. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.

4. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

5. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

6. Допустимость в ПК более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.

В ПК психодиагностика вначале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.

 За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Он отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В психиатрической практике психолог несет личную ответственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

 Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в консультативной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен владеть ее методами, так как в их применении и заключается часть его работы.

Ю.Е. Алешина выделяет конкретные, процедурные отличия психологическогоконсультирования от психотерапии:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае ПК клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Связанные с процессом диагностики. В ПК диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.

3. Связанные с процессом оказания воздействия. Основой ПК является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В психотерапии гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Связанные со сроками работы. ПК чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5–6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

5. Связанные с типом клиентов. Клиентом в ПК может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста. Психологу-консультанту необходим психологический диплом и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики ПК, которая может быть не особенно длительной.

Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.

Таким образом, можно выделить специфические черты консультирования в отличие от других видов психологической помощи. Это:

- ориентация на клинически здоровую личность, имеющую психологические проблемы повседневной жизни;

- ориентация на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушения и вера, что данный человек может измениться и решить свои проблемы;

- ориентация в большинстве случаев на настоящее и будущее клиентов;

 - направленность на изменение поведения и развитие личности клиента.

Теоретические подходы к консультированию

Взгляд на природу человека.

Цель консультирования

Основные методы

Психоаналитическое направление

Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов.

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.

- метод свободных ассоциаций, - толкование сновидений, - анализ переноса, анализ сопротивления и интерпретация.

Адлерианское направление

Позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом.

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.

 

-Конфронтация, - задавание «вопроса» («Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?», - оказание поддержки, - действие «как будто», - «плевок в суп клиенту», - изменение условий задачи.

Поведенческий подход

Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Общий метод - положительные или отрицательные подкрепления.

Частные:

- бихевиоральная репетиция;

 - планирование окружения;

 - систематическая десенсибилизация;

- тренинг ассертивности

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТП)

Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению рационального метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

- обучение преодолению иррациональных мыслей,  - рациональная дискуссия, - имажинативная дискуссия.

Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс)

Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности. Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

К. Роджерс ориентировался не на методы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:

 1) Два человека находятся в психологическом контакте;

 2) Один, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности;

 3) Второй, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

 4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

 5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;

 6) клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.

Экзистенциальная терапия

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, проблеме временности жизни. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.

Свободное отношение к методам работы. Методы всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту. Часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь.

           

 

Можно констатировать, что цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого - общие, глобальные, перспективные цели, а на другом - специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии - просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

В работе с клиентом консультант должен помнить главную цель консультирования - помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

В психоанализе метод свободных ассоциаций основывается на предположении, что бессознательное всегда ищет выход. В повседневной жизни оно может проявиться в виде сексуальных или агрессивных шуток, оговорок, очиток, описок, забывании намерений. Консультант предлагает клиенту расслабиться и говорить свободно то, что ему приходит в голову. Условие только одно – сознательно сдерживать цензуру мыслей. Таким образом бессознательное попадает в сознание и становится доступным интерпретации консультантом. Толкование сновидений предполагает, что клиент регулярно рассказывает консультанту о том, что он видел во сне. «Фрейд рассматривает сны как попытку исполнения детских желаний или как проявление отрицаемых сексуальных стремлений.».

 Классическими методами адлерианского консультирования выступают:

 1) Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты могут, исследуя собственную логику, изменить и ее и свое поведение;

 2) Задавание «вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?»;

 3) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка – ключ к изменению стиля жизни;

 4) Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть;

 5) «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения;

 6) Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.

 К общим бихевиоральным методам (терапия поведения) относится использование подкреплений, которые могут быть положительными или отрицательными. Для того, чтобы развилось или угасло какое-либо поведение, каждое его проявление должно быть подкреплено. К специфическим бихевиоральным методам относятся:

1) Бихевиоральная репетиция. Она заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент;

 2) Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения, или, напротив ограничивает их;

 3) Систематическая десенсибилизация. Этот метод помогает клиентам преодолеть тревожность в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале, начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность, консультант учит клиента расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Основная идея этого метода: клиент не может одновременно чувствовать тревогу и быть расслабленным.

 4) Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга – научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.

РЭТП имеет в своем арсенале два основных общих метода:

 1) Обучение, предполагающее, что клиент должен изучить как мысли связаны с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства в этой терапии рассматриваются как следствие мыслей, а не событий. Клиента обучают бороться с иррациональными мыслями.

 2) Рациональная дискуссия. В когнитивной дискуссии клиент должен доказать, что его реакция логична. Здесь допускается задавать вопрос «Почему?», который обычно консультантами не задается, так как ставит клиентов в оборонительную позицию. Цель дискуссии – научить клиента проводить различия между рациональными и иррациональными мыслями. Имажинативная дискуссия, наоборот основывается на способности клиента не к логике, а к воображению. Корректируются мысли, приходящие клиенту, когда он воображает ситуацию, которая его расстраивает.

 Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) предполагает использование специфических методов, которые трудно описать, не утратив основной идеи этого подхода. Сам К. Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми. Поэтому он ориентировался, скорее не на методы, техники и приемы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:

 1) Два человека находятся в психологическом контакте;

 2) Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я»);

 3) Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

 4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

 5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;

 6) клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.

Экзистенциальный подход характеризуется свободным отношением к методам работы. «Подход к людям только как к объекту применения методов обязательно подразумевает манипулирование ими». Методы, используемые в данном направлении консультирования всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту. Кроме того, экзистенциальные консультанты часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь.

Трудности в работе психолога-консультанта.

1. Трудности с валидностью запроса (с чем пришел клиент на самом деле).

 Обычны ситуации, когда клиент приходит со своим запросом, но психологу становится очевидно, что его запрос носит поверхностный характер, на самом же деле проблемообразующий фактор заключается совсем не в том, с чем пришёл клиент. Сразу возникает 2 вопроса: 1) какая проблема существует на самом деле? 2) как начать работать по гипотезе психолога, учитывая, что у клиента другой актуальный запрос? Например, приходит родитель с проблемой непослушания ребенка и вопросом: «Как заставить его слушаться?» (актуальный запрос клиента), а системному психотерапевту становится ясно, что определяющим фактором данного поведения ребенка является деструктивность супружеских отношений (переформулированный запрос).

 2. Трудности выбора верной гипотезы. Трудности определяются двумя основными факторами:

 - неясность алгоритма формирования гипотезы;

 - парадоксальность ситуации, связанная с трудностями выбора метода терапии из множества известных.

 3. Трудности, обусловленные недостатком или отсутствием супервизии каждой сессии (Как верно оценить свои действия?).

 На начальном этапе деятельности молодого специалиста по окончании каждой проведенной сессии возникает множество вопросов: удалось ли присоединиться к семье, верно ли выбрана гипотеза, не было ли потери нейтральности, что предпринимать дальше в процессе терапии и прочее. Тогда как несомненная польза бывает не только при обсуждении с педагогами, но и с молодыми коллегами.

4. Трудности определения достигнутого результата:

 - неимение четких критериев оценки своих действий;

 - ситуации с отсутствием обратной связи от клиента.

 Трудно определить четкие критерии результата терапии. Приходится полагаться на интуицию и некие признаки, которые на первый взгляд кажутся важными. Положение дел усугубляет недостаток обратной связи от клиента, иногда существенный. Более того, оценка клиента субъективна, это мешает понять действительное положение вещей.

 

Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании

В развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т. е. в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Квалификация тех или иных особенностей психического развития или поведения детей как неблагоприятных, нежелательных, требующих коррекции основывается в первую очередь на критерии несоответствия их предъявляемым требованиям со стороны социально-культурного окружения, т. е. при нарушении функциональной нормы. Кроме того, возможно и необходимо сравнение реального хода развития ребенка с оптимальным, т. е. максимально достижимым, уровнем в благоприятных условиях. В любом случае понятие нормального детства не имеет ничего общего с представлением о некоем «правильном», беспроблемном развитии ребенка.

Общей задачей возрастно-психологического консультирования является контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Данная общая задача определяет более узкие и конкретные задачи. К таковым относятся следующие:

 1. Ориентация лиц, участвующих в воспитании (родители, учителя и др.) в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

 2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.

 3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).

 4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

 5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.

 6. Коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах с детьми и родителями.

 7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

 Специфика возрастно-психологического консультирования нашла свое отражение и в принципах работы возрастного психолога-консультанта, к которым, прежде всего, относятся:

 1. Принцип соблюдения интересов ребенка.

 2. Принцип стереоскопичности диагноза.

 3. Принцип системности.

 4. Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем.

 5. Принцип анализа подтекста.

 6. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития.

 7. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.

Принцип соблюдения интересов ребенка Специфика возрастно-психологического консультирования заключается еще и в том, что в консультацию чаще всего обращается не сам ребенок, а его родители, родственники или учителя, воспитатели (в случае обращения к школьному психологу-консультанту). То есть, психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с ситуацией: ребенок - родители - учитель [17, с. 26]. Исходя из этой ситуации, детский психолог-консультант до


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.