Тагиле и станет частью обшир- ной программы празднования 300-летия этого крупного ураль- ского промышленного города. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тагиле и станет частью обшир- ной программы празднования 300-летия этого крупного ураль- ского промышленного города.

2022-12-20 34
Тагиле и станет частью обшир- ной программы празднования 300-летия этого крупного ураль- ского промышленного города. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Эмже. Обратная перспекти- ва» появилась в репертуаре ка- менского театра в декабре 2020 года. А ее репетиции начались в декабре 2019-го. Репетици- онный период так затянулся в связи с введенными тогда коро- навирусными запретами.

Питерский режиссер Петр Шерешевский создал авторскую композицию по классической пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Причем действие перенесено им из дворянской усадьбы XIX века в подмосков- ный особняк на современном Рублевском шоссе. Постановка уже получила профессиональ- ное признание. На областном фестивале «Браво!» актриса Инга Матис удостоена приза «За лучшую женскую роль в драма- тическом театре» а Татьяна Иш- матова — специального приза

«Творческая командировка СТД РФ» на один из всероссийских театральных фестивалей. Инга сыграла центральную роль На-


 

Сцена из спектакля «Эмже. Обратная перспектива»

Фестиваль театров малых городов России — одно из глав- ных направлений деятельности Театра Наций и важнейшее со- бытие культурной жизни реги- онов России. Организованный при поддержке министерства культуры РФ, этот авторитетный сценический форум стал неотъ- емлемой частью театральной карты страны. С 2010 года, по инициативе  художественно- го руководителя Театра Наций, народного артиста России Евге- ния Миронова, фестиваль стал ежегодным. В нем участвуют профессиональные театры из


тальи Петровны, Татьяна — роль ее воспитанницы Верочки.


Наталья Петровна — Инга МАТИС и Ракитин — Артем ГЕРЦ («Эмже. Обратная перспектива»)


малых российских городов. Жюри определяет победите- лей в номинациях: гран-при за

«Лучший спектакль большой формы» и «Лучший спектакль малой формы»; «Лучшая муж- ская роль», «Лучшая женская роль», приз «Надежда». Лауре- аты в большой и малой фор- мах, по традиции, представляют свои работы в Москве, на сцене Театра Наций. Такой чести удос- тоен спектакль «Драмы Номер Три» «Горка», который сейчас ждет вызов на показ в Москве. Каменск-Уральский театр будет участвовать в Фестивале теат- ров малых городов России уже


Сцена из спектакля «Эмже. Обратная перспектива»


в возьмой раз.


Премьера                                                         Владимир СКРЯБИН. Фото Ильи ЖИЛЬЦОВА

Садовод в саду — король. А капусты — завались…

Еще одна пьеса драматурга Дамира Салимзянова превратилась в премьеру на сцене Каменск-Уральской «Драмы Номер Три». Сейчас идут первые показы спектакля «Короли и капуста». Оба салимзяновских произведения воплотила актриса театра Инга Матис,

проявившая в последнее время режиссерские способности. И если первая постановка может считаться переносом некогда существовавшего спектакля театра «Парафраз»

В
из города Глазова, то «Короли и капуста» — уже самостоятельное режиссерское прочтение с собственными идеей и приемами. Нет, пьесу автор написал вовсе не по мотивам одноменного рассказа американского писателя О’Генри (в вымышленной стране Анчурии

в том рассказе чего только нет, но нет ни королей, ни капусты…).

В
спектакле Каменск-Ураль- ского театра капусты — за- вались. С картошкой тоже особых проблем нет. Тут и других овощей хватает. Некоторые произраста- ют свободно и невоздержанно, достигая порой невероятных размеров. А все потому, что собы- тия происходят не в Анчурии, а в нашем родном российском кол- лективном саду. Значит, и монар- хи здесь особенные: «Каждый сам себе король». Собственно, с овоща и начинается история. На


местном телевидении прознали, что в садоводческом товарищес-


Нина БУЗИНСКАЯ — Люба, Дмитрий АНДРЕЕВ — Володя, Татьяна ПЕТРАКОВА — Лена


тве выросла тыква необычайных размеров. Такая, что вполне мо- жет победить в конкурсе, объяв- ленном тем самым ТВ. В общем, телевизионщики едут! Об этом садоводам становится известно буквально перед самым прибы- тием съемочной группы.

А чуть раньше зрителям по- ведали, от чего уезжают в сады наши герои. Предварительно режиссер уже показала, как они едут на электричке, рассуждая о том, как раздражает городская жизнь. У одного перфораторы за стенкой трещат целыми днями, у другого соседский кот устроил под дверью туалет, там автосиг- нализация ночи напролет воет,


тут — то, тут — се, а в магазине морковка дороже бананов — это как? Но все эти проблемы ухо- дят, когда герои попадают на свои участки. И именно тут на- чинается счастье единения с природой.

Диссонирует с пасторальной картинкой... извините, мат, да, тот самый русский нецензурный. Злоупотребляет сакральными выражениями один из членов садоводческого братства — Анд- рей (Дмитрий Зубарев). Но и не он один. Однако, «насладиться» крепким словцом, зрителю в этом спектакле не удастся. Как известно, публичное произнесе- ние подобных слов запрещено


двумя федеральными законами. Поэтому весь мат, изначально существовавший в тексте пьесы, заменен. Чаще всего произносит- ся синтетическое слово «сукля»

— специально изобретенное ре- жиссером для этой постановки.

Пьеса «Короли и капуста» одна из немногих, где присутс- твие нецензурного языка было оправдано с сюжетной и этичес- кой точек зрения. Главная геро- иня Люба (Нина Бузинская) пос- тоянно протестует против него, но и сама в пик своей женской обиды не может сдержаться. К тому, же главный матерщинник Андрюшка, как оказалось впос- ледствии, что-то вроде юроди-


вого в этих краях. «А своего свя- того терпеть надо!» — говорит один из садоводов после того, как поведали телевизионщикам непростую повесть андрюшки- ной жизни. Суть ее в том, что «не в себе» он стал, спасая старуш- ку во время ледохода на реке. Спасти-то спас, но льдиной, ви- дать, по голове получил, оттого и не может сдерживаться.

Под занавес прошлого те- атрального сезона Инга Матис поставила пьесу Дамира Салим- зянова «Дуры мы, дуры». Спек- такль сразу полюбился зрите- лям. Особенно ярким оказался персонаж Алены Федотовой — татарка Наиля. А вот в «Королях и капусте» актриса сыграла сра- зу две роли: безымянного конт- ролера-кассира в электричке и

«звезду» местного телевидения Аню, которая приезжает снимать чудо-тыкву. Образ телерепорте- ра оказался очень узнаваемым. Многие журналисты Каменска- Уральского узнали в Ане своих коллег.

Садоводческий роман с при- родой у россиян продолжается по сей день. «Не надо мечтать о Бали и Мальдивах — в саду летом куда лучше», — так дума- ют многие. И качество жизни от этой работы повышается, и вза- имоотношения между людьми налаживаются. Все могут коро- ли на грядках! Даже влюбиться! Выпивоха и разгильдяй Женя (Валерий Смирнов) явно нерав- нодушен к соседке по участку Любе. Правда, из-за стеснитель- ности ухажер очень своеобразно проявляет свою симпатию: пос- тоянно обзывает ее «толсто…» (и так далее). «Куда ни повернусь— говорит — везде твои зеленые штаны.» Но как выпьет — просит у Любы прощения. А сосед Воло- дя (Дмитрий Андреев) готов по- мочь любому в любую минуту. У


 

Дмитрий ЗУБАРЕВ — Андрей

него огурец в теплице вырос, да такой, что его обязательно надо по телевизору показать. Они с мужиками специально заходят в теплицу «поржать». Володя тоже влюблен, безответно, в Лену. А Лена — любительница бани и побегать ночью голышом. Та- тьяна Петракова, создавая этот образ, сумела не только скрыть свою славянскую красоту, но и голос подслушала, как сама при- знается, у одного экскурсовода: скрипит, повизгивает — и мило, и смехота! Есть свой объект обо- жания и у юродивого Андрюшки. Все в этом огороде дышат любо- вью.

 

 

Финал спектакля


Душевность, доброе отно- шение ко всем вокруг, пожалуй, главное, что есть в пьесе Дами- ра Салимзянова. А еще юмор в каждой фразе, в каждом сюжет- ном повороте. Все эти моменты, характеры, судьбы появились не из писательских фантазий. Они взяты из жизни. Пьеса воз- никла из реальных историй бытия садоводов-огородни- ков. Все мы в разное время, по разным причинам и на разные сроки сближаемся, объединя- емся с другими людьми. Одни — в семью, другие в клубы, сек- ции, неформальные сообщест- ва. Дружат соседи по двору или по даче. И этим временным или долгосрочным общением нужно дорожить. Ценить то, что позво- ляют пережить оказавшиеся ря- дом с тобой люди: и радости, и печали. Особенно это стало це- нимо нами в последнее время, которое все больше пытается нас разобщить. Посмотрев этот спектакль, понимаешь: чтобы выжить, нужно что-то центрос- тремительное, что разлито во всей жизни, как и во всем спек- такле каменской драмы «Коро- ли и капуста».


Лица |  Юбилей                   Владимир СКРЯБИН. Фото Ильи ЖИЛЬЦОВА и из архива театра

Две пятерки Ирины-Ирмы

Она задерживается в театре зачастую дольше других. Потому что, кроме собственных репетиций, где занята как актриса, она участвует в постановках детских спектаклей со взрослыми артистами, а еще ей приходится ставить «взрослые» спектакли с подростками и детьми. Да, вот такая творческая многоликость! В «Драме Номер Три» она актриса-режиссер- руководитель студии. А за пределами театра — и киноактриса, и мастер художественного слова. Одна под двумя именами: Ирма Арендт и Ирина Симанова. В нынешнем январе жизнь

ей поставила две пятерки (55 лет), а шестого февраля в малом зале Каменск-Уральского городского театра состоялась юбилейная творческая встреча «Признание в любви».


В
любви Ирме-Ирине при- знавалась художествен-

ный руководитель театра Людми- ла Матис. Она же была ведущей. И пообещала, что открыла этим вечером цикл каменских теат- ральных встреч под общим на- званием «Признание в любви». Следующим «номером» значится артист Николай Усов.

Юбиляршу похвалили, пре- жде всего, за то, что она уже в течение 15 лет ведет театраль- ную студию при каменск-ураль- ском театре. Людмила Матис сама 30 лет руководила моло- дежным театром «Эльдорадо» в этом же здании, но когда ей пришлось встать у руля профес- сионального театра — не дол- го думала о том, кому передать студию. Ирину Симанову и ее театр «Провинциальные игры» из села Новоисетское хорошо знали все участники любитель- ского фестивального движения Свердловской области.

Так, по зову худрука, она и попала в профессиональный театр. Сначала набрала малыш- ню и назвала все это «Малень- кий театрик», а когда малыши превратились в подростков — к

«Маленькому театрику» присо- единилась старшая студия «Эль- дорадо». Так и получилась пе- редача названия и традиций от


 

Актриса Ирма АРЕНДТ

вой. Подрастающее поколение

«Драмы Номер Три» в «Малень- ком театрике» проходит обуче- ние по типу школы искусств, и за это родители платят деньги.


Удачно обучившиеся прини- маются в «Эльдорадо», и здесь платы уже нет. Студия выпускает в год два спектакля. Ну, а если студиец приглашается к участию в профессиональной постанов- ке — ему полагается плата за вы- ход. Вот так у некоторых и полу- чилось: учился-учился, а потом деньги в дом стал приносить. Юбилярша уверяет, что вов-

се не собиралась становиться актрисой профессионального театра, поскольку ее вполне уст- раивала режиссерская стезя, но, получив приглашение и сыграв в спектакле Людмилы Степановны Матис, поняла, что без этого уже не сможет. Первой ролью ее в Каменском театре стала житель- ница заводского барака Клава


студии Матис к студии Симано-


Ирма АРЕНДТ и ведущая вечера «Признание в любви» Людмила МАТИС


из спектакля по пьесе Михаила Зуева «Зеленая зона». Спектакль уже давно снят с репертуара, но в труппе о нем вспоминают тепло, к тому же эта постановка завоевала трофей: заслуженный артист РФ Вячеслав Соловиченко получил приз за лучшую мужс- кую роль на VII Фестивале теат- ров малых городов России.

«Когда я рассказала, что до замужества носила немецкое имя, в нашей службе продви- жения предложили мне вернуть


 

Инга МАТИС и Ирма АРЕНДТ в спектакле «Девочка из переулка. Хэллоуин»


его в качестве сценического псевдонима. Вот потому теперь я как актриса — Ирма Арендт, а как режиссер и руководитель студии — Ирина Симанова».

Когда зашел разговор о де- тстве, оказалось, что Ирина Ивановна никогда не мечтала о театре. До окончания школы жила в казахстанском городе Чу в семье этнических немцев, где была самой младшей, пятой до- черью. Ей очень нравилось тан- цевать, и в Свердловск она при- ехала в свое время поступать на хореографическое отделение училища культуры, но, засомне- вавшись в способностях, реши- ла пробоваться на театральную режиссуру. Главным аргументом к участию в конкурсе по неиз-

 

Ирма АРЕНДТ и Татьяна ИШМАТОВА в спектакле «Лето и дым»


вестной ей специальности было то, что там требовалось читать стихи, а стихи она любила не меньше, чем танцы. Вот туда и поступила. Потом были высшие режиссерские курсы уже в Ека- теринбургском театральном ин- ституте у профессора Вячеслава Анисимова. Хвалится, что на лю- дей ей всегда везло и вспомина- ет с благодарностью всех своих педагогов.

Говорит, когда приезжала на спектакли в этот зал, в котором нынче ее вечер, еще будучи ру- ководителем деревенского кол- лектива, — плакала. Думала, что никогда ей здесь не работать... Но жизнь волшебным образом повернулась так, что именно этой сцене Ирина служит вот уже больше 15 лет.

В кино она попала тоже, вроде, случайно. Именно в ее день рождения много лет назад екатеринбургский драматург и режиссер Василий Сигарев на- значил кастинг на свой первый фильм «Волчок». Из «Драмы Но- мер Три» персонально пригла- сили несколько артистов, в их числе и Ирму. Поначалу ехать не собиралась — ну, зачем портить себе день рождения! — но по- том послушалась мужа. Тот при- вел стопроцентный аргумент: сколько еще у тебя будет дней рождения с салатами, а тут —


кастинг! Аргумент приняла и не пожалела. Она снялась во всех трех фильмах Василия, и, по некоторым данным, числится у него талисманом.

Следующий сигаревский фильм «Жить» снимался уже не в Екатеринбурге, и московские продюсеры весь уральский кас- тинг заменили московскими ис- полнителями. И только одну ак- трису взяли с Урала, потому что режиссер именно в этом остался непреклонен.Ирма сыграла под- ругу главной героини в одной из трех новелл, составляющих киноленту. После этих фильмов последовали и другие пред- ложения. По подсчетам Сергея Симанова — поэта, музыканта, и по совместительству супруга

 

Ирма АРЕНДТ — Глава общины («Лавина»)


В спектакле «Поллианна»                            На съемках фильма Василия Сигарева «Жить»


актрисы — фильмография жены состоит на сегодняшний день из одиннадцати пунктов.

Юбилейный год для Ирмы на- чался хорошо — главными роля- ми, которых давно уже не было. В конце января на сцену драм- театра вышла у-дачная комедия

«Короли и капуста» по одно- именной пьесе Дамира Салимзя- нова. Режиссер Инга Матис дала виновнице торжества главного персонажа — Любу, жительницу коллективного сада, в которую тайно влюблен сосед Женя. А чуть позднее выйдет спектакль

«Угонщица», где Ирма сыграет тоже главную роль — Катерину, которая, оказывается, способна угонять не только трамваи, но и чужих мужей. Пьесу уральского драматурга Алексея Еньшина поставит худрук театра Людми- ла Матис. Ведутся переговоры и по новым съемкам в кино.

В «Королях и капусте» у Ирмы есть дублерша — Нина Бузинская. Это оказалось очень кстати: не пришлось отменять показы 11 и 12 февраля. В эти дни супруги Симановы были на свадьбе своей старшей до- чери в Краснодарском крае (у них две взрослые дочери и обе живут на юге). Вот такая семей-


 

Ирина СИМАНОВА

с мужем Сергеем СИМАНОВЫМ

ная радость в юбилейный год, помимо служебных. Отдельная гордость Ирины Ивановны — ее выпускники. Все они состоялись в жизни как самодостаточные личности, имеют интересные профессии. Но особенно цен- ны те, что рискнули пойти по непростой театральной стезе. Назовем лишь некоторых. Анас- тасия Хренова окончила ВГИК, вышла замуж в Москве. Участ- вует в кинопроектах. Окончила московское театральное учеб- ное заведение Кристина Капус- тина, сейчас служит в пластичес- ком театре в столице. Именно она сыграла в 2008-ом году за-


главную роль в спектакле «Пол- лианна». Маша Баландина — ведущая актриса пермского теат- ра «У моста». Поступил в ГИТИС,

«на бюджет», студиец — Иван Се- редкин. Он занимался в студии с шестилетнего возраста и поиграл во многих спектаклях «взросло- го» театра. Самый заметный из них — «Это все она», получив- ший признание на нескольких театральных фестивалях. Много было ролей в вечерних спектак- лях у Андрея Папшева и Алены Вихаревой. Оба они оканчивают Екатеринбургский театральный институт. Андрея уже пригласи- ли в труппу Екатеринбургского ТЮЗа.

Сейчас растет новое поколе- ние студийцев. Через три-четы- ре года они тоже разлетятся по своим жизненным векторам. Их педагог Ирина Ивановна погрус- тит и снова возьмется обучать с нуля шумливую детвору первым шагам по сцене. Сама она поста- новку спектакля называет своим педагогическим инструментом. Ведь пьеса — это всегда повод поговорить о важном в жизни. Может, потому и у детишек этих много пятерок, есть и будет, как и у нынешнего юбиляра Ирины- Ирмы.


 

Ксения ШЕЙНИС. Фото Игоря ЖЕЛНОВА и из архива В. Анисимова

Три «В» школы Вячеслава Анисимова


Лица   |  Дата


 

На первом этаже Екатеринбургского театрального института есть особая часть, словно выделенная из прочего. Заочное отделение. Этот мир создан руками профессора,

В
художественного руководителя отделения Вячеслава Ивановича Анисимова. Сцена со своими жесткими правилами: придешь без второй обуви, могут и отчислить. Кабинеты, где непринято верхнюю одежду вешать на спинку стула — все должно быть убрано на свои места. И столовая — «Детская» — так ласково прозвали ее студенты. Но все по порядку. Начнем с самого Мастера, в январе отметившего 80-летие. О чем и о ком вспоминает Вячеслав Иванович, о чем он думает сегодня — мы говорили с профессором.


— Вячеслав Иванович, вы преподаете в ЕГТИ актерское мастерство и режиссуру с 1986- го года. Считали, сколько за это время учеников прошло через ваши руки?

— Считал (улыбается). Около семисот студентов. Каждый год я набирал по одному курсу, реже — по два. Все эти ребята — уже акте- ры, работающие на театральных площадках. И у меня они получа- ют второе образование — напри- мер, первое было средне-спе- циальное, театральное училище. Но после некоторого времени служения сцене приходили ко мне, поняв, что образования не


хватает, ощутив необходимость в дальнейшем обучении. С теми, кто прошел школу театра, очень интересно работать. У них есть опыт сценический и жизненный, они открыты для дискуссий, для впитывания нового.

Какие у меня учились девоч- ки! Они умели быть красивыми, что так важно в актерской про- фессии. Мне кажется, сейчас таких нет. Сегодня красоту по- нимают и подают иначе. Откры- тость сегодня тоже про другое: скорее разболтанность, а не на- полненность и умение вбирать и делиться. Избыток уверенности в себе. Но для того, чтобы быть


 

Профессор Вячеслав АНИСИМОВ

артистом, этого мало. И вот сей- час театры полны уверенных в себе и не очень талантливых и пытливых.

Юлия РОДИОНОВА, актри- са Камерного театра, ученица В. Анисимова:

Знаете, ведь Анисимов му- зыкант. У него абсолютный слух. В детстве он играл на скрипке. Когда актеры его расстраивали, говорил: «Зачем я стал режис- сером?! Я так хорошо играл на скрипке!». На музыку у него удиви- тельный вкус. Помню, мы репети- ровали Пушкинскую «Метель» по


Юлия РОДИОНОВА на вечере в честь Мастера


пьесе Сигарева, в спектакле зву-


чал вальс Свиридова. И Вячеслав Иванович тогда объяснял: «Вот ты говоришь: «Зачем вы бывае- те у нас?» и ручку протягиваешь, а по ручке музыка пошла в про- должение фразы». Я играю этот спектакль 22 года. И каждый раз, выходя на сцену, вспоминаю эту

«музыку по ручке».

Мой отец был режиссером Томского театра. Сам он брал современные пьесы, злободнев- ные, ядовитые. Но когда нужно было поставить что-то краси- вое, что-то в прекрасных плать- ях, с роскошной музыкой — при- глашал Анисимова. Тот всегда выбирал самых красивых актрис труппы. Ему необходимо было, чтобы женщины были дивные, и на них были бесподобные наряды.

«Нутро» по Анисимову в актере должно быть богатое, но ар- тист, все-таки, это и фактура, внешность!

— Можно ли научить красоте, открытости, умению быть инте- ресным?

— После долгих лет препо- давания я смею утверждать, что никого и ничему научить нельзя. Человек только сам может взять, впитать знания, если захочет. Ну и, безусловно, к этому должны быть


приложены врожденные задатки, которые необходимо развивать. Вот тогда получается артист.

Юлия Родионова:

Вячеслав Иванович пропо- ведует классическую, питерскую театральную школу, как истин- ный ученик Товстоногова. Базу, основу, как говорят «балетные», станок — вот, что он давал. Актерская и режиссерская про- фессии, согласно концепции Ани- симова, стоят на трех китах: ВВВ — Вера, Воля, Вкус. И если не хватает одного, то дело идет не очень хорошо.

— Много ли было в вашем на- ставничестве таких артистов?

— На самом деле, доволь- но много. Половина, пожалуй. Все-таки, человек, попадающий в театральный институт, не слу- чайный, он проходит несколько этапов отбора. Всех подряд учить было бы странно.

— На чем вы основывали вос- питание своих студентов?

— На человечности. На поис- ке самого себя в быстротечности нашей жизни.

— Вы считаете, воспитывать лучше на классике или имеет место и современная драматур- гия?


— Классика — основа основ. Но ведь и современная литера- тура имеет огромное значение. Важно только найти стОящее среди громадного потока. Так, чтобы можно было поставить с классикой в один ряд. А вот это уже непросто.

— Как выбираете произведе- ние для постановки со студента- ми?

— Для начала смотрю, есть ли у меня на определенную роль че- ловек. Если да, то ставим. Исхожу из того, какие ребята. И никогда не беру пьесу просто попробо- вать, если понимаю, что у меня нет актеров на эти роли. Но, меж- ду тем, фактически всю классику я с ними поставил.

— В чем сложность работы с теми, кто уже в профессии? При- ходится ведь их, вероятно, порой

«перекраивать»?

— Это как раз самое интерес- ное. Они выходят на площадку, начинают работать привычно. И тут ты говоришь: «Это неверно, и это тоже… Оставьте это все! За- будьте!» И они растеряны пона- чалу. Затем понемногу втягива- ются, перестраиваются. И да, они ломаются. Но так надо. Когда эти актеры выходят из института, го-


 

Счастье в учениках


ворят, что я дал им новую жизнь взамен прежней.

Мастер показывает толстую папку с пожелтевшими листа- ми: списки учеников за все годы. Сколько тут ставших «народны- ми», «заслуженными»…

— Их путь похож на ту доро- гу, что прошли в свое время вы сами?

— Пожалуй, так и есть. Я окон- чил Свердловское театральное училище. Получил главную роль в театре. Но все мне не хватало чего-то. И я задумал поступить на режиссерское отделение в те- атральный институт в Ленингра- де. Попал к Товстоногову! И все будто поломалось. Еще острее я понял, что учили меня не тому. Георгий Александрович говорил:

«Слава, ну вы же не так думае- те!». И я начал думать иначе. Все началось тогда с чистого листа.

— Как вы решились поступать к Товстоногову?

— Любушка, моя супруга, ска- зала (я ведь действительно сом- невался, стоит ли): «Если не по- едешь, потом не простишь себе». И я послушался. И поступил до- вольно легко.

— Что вам дало обучение у Товстоногова?

— Все! Новый взгляд на эту жизнь. До того было в голове одно: «Партия — наш рулевой». И все поменялось! За пять лет я научился читать между строк, как это делал Георгий Александро- вич. Наш дипломный спектакль

«Игроки» — его потрясающая ре- жиссерская работа.

— Не думали остаться в Ле- нинграде?

— Нет, я хотел вернуться! Туда, где было мое место. Понимал, что в Свердловске у меня будет воз- можность работать с блестящими актерами. Ведь здесь тогда были мхатовцы, приехавшие в эваку- ацию, да так и осевшие в Свер-


 

Вячеслав АНИСИМОВ рассказывает...

дловске: Константин Максимов, Михаил Буйный, Капитолина Ла- мочкина, Елена Захарова. Знал, что с ними будет очень интерес- ная работа. И не ошибся. Они были моей опорой, ориентиром.

Спустя время в театр пришли уже и мои ученики, которых я готовил так, как считал нужным. И с ними тоже была прекрасная театральная история. Валя Воро- нин, Татьяна Малягина, Юрий Ла- хин, Юрий Алексеев — мои уче- ники. Горжусь.

Юлия Родионова:

— Ребята в институте его зовут Батька или Мастер. Очень он всегда о ребятах заботит- ся. Заочная часть в институте делится на три подразделения: площадка-сцена и зал, аудитории

Мастер принимает поздравления


для общеобразовательных лек- ций. И то, что создано Анисимо- вым — столовая с оборудованной кухней. Там стоит большой оваль- ный стол, чтобы весь курс садился вместе. Это помещение мы назы- ваем «Детская». Кому плохо — в детскую бежал. И было так, когда артист приезжал учиться, то раз за месяц в паре со вторым студен- том готовил завтрак, обед, ужин на весь курс. Все остальное время питался бесплатно. И студенты понимали,что голодными не оста- нутся в любом случае. Даже ста- вили свечи, тщательно сервиро- вали стол — чтобы была красота.

— Вячеслав Иванович, вы счастливый человек?

— Да, безусловно! Такой большой путь пройден. И столь- ко плодов выращено на этом пути. Я очень благодарен сво- им ученикам, которые помнят и ценят то, что я им дал. Был без- умно тронут тем, какой торжес- твенный вечер мои ребята ус- троили в институте! Столовая с золотыми скатертями, потряса- юще оформленный зал. И глав- ное — фильм, сделанный моими учениками: их лица, их голоса, пожелания, приветы издалека. Конечно, я счастливый человек.


Лица   |  Дата


Наталья ПОДКОРЫТОВА.

Фото из архива Свердловского театра музкомедии


Однажды 20 лет назад

А
…Она появилась в Екатеринбурге вместе с новым веком. Приехала на «ярмарку певцов». Как- то тесно ей стало в новосибирской оперетте, хотя и была там на первых ролях. Блистала в «Веселой вдове», «Летучей мыши», «Графе Люксембурге», «Бременских музыкантах». После всесоюзных смотрин поступили предложения от Пермского оперного, театров Краснодара, Ростова, Омска. Свердловская музкомедия была тогда на реконструкции, артистку прослушивали на разобранной сцене, где среди досок пылился старенький рояль... Через несколько месяцев она уже дебютировала Одеттой в «Баядере». Ей дали квартиру из маневренного фонда, из реквизита подобрали кровать и телевизор. Так 20 лет назад пришла в лучшую музкомедию страны Лариса Емельянова. Сегодня — заслуженная артистка России и Северной Осетии-Алании, пленительная Розалинда, обольстительная Теодора, страстная Марица, мудро-покорная Голда, неистовая Бернарда Альба.

А
ртистка Емельянова — из консерваторских.  Хоро-

шие вокалисты, они подчас бы- вают на сцене статичны. И нужно приложить много усилий, чтобы преодолеть это не допускающее компромиссов раздвоение. Она смогла это сделать еще в театрах Барнаула и Новосибирска. Сегод- ня и пластически, и вокально мо- жет все. И, бывает, что довольна собой, хотя она предельно строга и требовательна. Прежде всего,


к себе.

Назначение на роль (даже эпи- зодическую) — не гарантия успе- ха. Это всегда шанс, аванс, отчас- ти — риск. Емельянова — актриса из умных, дотошных и тщательно готовящихся к каждой роли. В ее богатой внутренней копилке насмотренности и начитанности хранится много полезного для создания сценических образов. Репетируя новую роль, «роется» в этом хранилище в поисках того, что может натолкнуть на особен- ности поведения, на ощущения своей героини. Всегда помнит на- ставления консерваторского про- фессора: «Исполнитель — какой он — зависит от богатства впечат- лений, переживаний».

Самая сложная, мучительная работа за все двадцать музко-


Графиня Марица

медийных лет — Бернарда Аль- ба. Совсем не опереточная, дра- матичная, изматывающая. Тем и интересна. Искала и открывала в себе душевные колодцы и рос- тки, из которых произрастала черная (или не совсем черная) вдова. И каждый из трех (всего трех!) сыгранных спектаклей — в буквальном смысле на разрыв. Для себя точно понимала, что это был выход на новый актерс- кий уровень. Но… Из репертуара

«Бернарда Альба» ушла слиш- ком быстро, увы.

Актерское счастье — найти та- кого режиссера, чтобы не только увидел-поверил-доверил, но и раскрыл, показал с неожиданной стороны, в непривычном амп-


 

луа. «Для этого режиссер должен иметь интерес к актрисе, жела- ние работать с ней, открывать ее. Даже для нее самой. Мне кажет- ся, что со мной такого в полной мере не произошло, — считает Лариса Емельянова. — Может быть, сама ставлю границы, из- лишне прямолинейна, порой — бескомпромиссна, чего не терпит театр. Наверное, поэтому я часто во вторых, третьих составах».

Насчет этого можно поспорить. Она была бесподобной Сильвой в постановке Кирилла Стреж- нева. С любовью вспоминает и ту свою работу, и сам спектакль. Безусловно, «Скрипач на крыше», где главный режиссер увидел ее в роли матери большого семейс-


тва из маленького местечка. Голда всколыхнула ее глубинные корни, заставила собирать визуальный материал, пересмотреть множес- тво фильмов и перечитать книги о традициях и обычаях еврейско- го народа. Лепила свою героиню из наблюдений и воспоминаний, из дневников и рассказов про ту далекую невыносимо счастливую жизнь. И получился искренний, без ноты фальши, пронзитель- ный дуэт с Анатолием Бродским, на который зрители ходят по не- скольку раз, чтобы снова и снова посмеяться и поплакать с Тевье, его верной Голдой, дочерями, со- седями…

Если встреча со «своим», по ее ощущениям, режиссером, воз- можно, еще впереди, то «свое- го» директора театра она со- вершенно точно встретила. День рождения Ларисы Емельяновой совсем рядом с трагедией ухода Михаила Вячеславовича Сафро- нова. В тот последний декабрь он успел ее поздравить, нагово- рить вдохновляющих слов. Это аудиосообщение она не стирает из памяти телефона. «Его роль в моей жизни огромна. Он и ру- гал, и любил. Но все настолько от сердца! Мог накричать, а че- рез несколько дней руки цело- вал. И в памяти он останется не только как директор, но прежде всего, как личность, как Человек. Двадцать лет моей жизни в те- атре — это время, когда все мы жили под его всеобъемлющей защитой и заботой о каждом артисте. И сегодня я испыты- ваю огромную благодарность тем людям, которые стараются в наше сложное время сохранить в театре все прекрасное, что со- здал Михаил Вячеславович».

… «Лариска-артистка» — с де- тства. Очень любила выступать: папа — на гармошке, а она пела- плясала. Затейница была всегда!


 

 

Бернарда Альба

Во дворе подбивала мальчишек- девчонок не только на хорошее, но и на проказы. Ей казалось, что это так интересно, это такое приключение — по гаражам и деревьям лазать, по потаенным местечкам… Лет в шесть орга- низовала дворовый театр: при- думывала сказки, ставила спек- такли, собирала исполнителей и публику. Была и режиссером, и актрисой, и афиши рисовала. Сооружали костюмы из штор, занавес и кулисы из простыней, декорации из стульев. Зрите- ли-соседи аплодировали жар- ко. Раньше же дружные дворы и дома были. Все друг друга знали. А ее тем более. «Всег-

 

Бернарда Альба


 

да пела. Что услышу, то пою. В доме было много пластинок». Кумиры детства и юности — Ан- тонов, Герман, Пугачева, Ротару. В школьном хоре в солистки не взяли: артистизма было хоть от- бавляй, а петь не научена была. Переживала, что стояла во вто- рых голосах. Однажды в школу пригласили ведущую артистку барнаульской оперетты Ольгу Гавриш для исполнения песни

«Аист на крыше». И нужен был кто-то из детей, чтобы запеть куплет. Вызвалась Лариса Еме- льянова. Очень хотела. Профес- сиональная актриса похвалила смелость и способности девочки, вдохновив на выбор профессии.


 

Лариса ЕМЕЛЬЯНОВА и Владимир АЛЕКСЕЕВ («Веселая вдова»)

Много лет спустя, уже в театре, они стали партнерами на сцене и даже конкурентками.

Педагоги         музыкального училища (дирижерско-хоро- вое отделение), оценив ее го- лос, давали репертуар как для вокалистки. В  Новосибирс- кой консерватории студентка укрепилась в желании стать оперной певицей. Но… «То, что


партию, настраивает голосовой аппарат на характер героини. Перед «Веселой вдовой» час- то пересматривает американ- ские фильмы 1950-60-х годов, вдохновляется настолько, что ее Ганна Главари может глянуть со сцены взглядом голливудской дивы. Выходит из образов по- разному. Бернарда не отпускала по нескольку дней. А иногда, на- против, не хочется выходить из образа веселой опереточной ге- роини: это же прекрасно — жить жизнью счастливых женщин.

Жить жизнью счастливых женщин… Одна из таких — гос- пожа Тупикова. Никто не знает наверняка, какой была на са- мом деле богатая барыня, ус- траивавшая  праздники Елки в своем особняке. В 2002 году Владимир Мишарин и Серей Гамов пригласили Ларису Еме- льянову на роль госпожи Тупи- ковой. Она приняла эту роль буквально из рук в руки от са-


я очутилась в музкомедии — неожиданный поворот судьбы. И по характеру голоса, и по моей академичности никто не видел меня в оперетте. Но так получилось, и я не жалею. Мне в опере было бы, наверное, скуч- но, пресно. Музкомедия — да, мое! А оперой — наслаждаюсь. В хорошем исполнении».


Изольда Эдуардовна («Яма»)

…В день спектакля она не просыпается Габриэлой («Вен


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.