В театре «Щелкунчик» состоялась премьера балета «Снеговик» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В театре «Щелкунчик» состоялась премьера балета «Снеговик»

2022-12-20 33
В театре «Щелкунчик» состоялась премьера балета «Снеговик» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

П
…Далеко-далеко, на краю детства стоит мировая Ель, на верхушке которой сияет чудесная звезда. Именно сюда слетаются желания всех детей на свете. Ель такая огромная, что на ее ветвях помещается целая страна. Здесь дружно живут снеговики со всех концов света. Их очень много, потому что любой снеговик, сделанный руками ребенка, не тает весной,

а уходит в эту волшебную страну. Правит здесь мудрый Президент Снеговиков. Когда наступает зимняя пора, он отправляет своих посланников в каждый город, в каждый двор, чтобы они принесли радость детям и взрослым.

П
o одной из христианских легенд снеговики — это

ангелы. Они слеплены из снега, а снег — дар небес... Снеговик — ангел, который доставляет Богу просьбы детей. А ведь все люди — дети. Теперешние или бывшие. А, значит, у каждого есть пропуск в волшебную страну фантазии, надо только найти его.

На создание балета «Снего- вик» хореографа-постановщика Петра Базарона вдохновил од- ноименный британский анима- ционный фильм «The Snowman», снятый в 1982 году по очарова- тельной книге Рaймонда Бригcа.


История мальчика и слепленного им Снеговика, их удивительные


Сцена из спектакля. Снеговик — Федор ЛАПТЕВ


приключения в рождественскую ночь рассказаны без единого слова, живыми карандашными рисунками и прекрасной музы-

 

ТО ЛИ вороны, то ли дворники Анатолии — Тимур ГИЛЬВАНОВ, Максим НЕВДАХА


кой. Этот прелестный, нежный мультфильм стал в Великоб- ритании символом Рождества, подобно балету «Щелкунчик» в России и Европе.

Петр Базарон задумал не просто хрустальную трогатель- ную рождественскую историю, но, нечто большее. Следуя своей привычке находить в простом загадочное,  он  не  удержал- ся, чтобы не пуститься в увле- кательные многоуровневые контексты с образовательным уклоном. Для него — худрука театра балета «Щелкунчик» — важно, чтобы новогодняя пос- тановка не только развлекала, но и обучала. Запомнилась бы


не просто красивой сказкой с елочным антуражем, а, подобно любимой книжке, открывалась и детям, и взрослым новыми страницами и новыми смысла- ми. Он соединил в спектакле и динамику кинематографа, при- емы раскадровок и крупных планов, и литературность, поэ- тичность повествования.

Начинается эта история еще до того, как гаснет свет в зале. Дворник по имени Анатолий метет невидимый снег прямо под ногами зрителей в партере. Кряхтя поднимается на авансце- ну, включает рубильник, занавес вздрагивает, и вот уже на сцене — городской двор, застывший в


предутренней дреме. Товарищ первого персонажа — тоже дворник, и тоже Анатолий — подметает этот пустой двор. Музыка, похожая на бой ба- рабанов,  нарастает,  движения

«коллег» постепенно переходят в тантрический танец: из рука- вов ватников появляются кры- лья, из ушанок — птичьи клювы. Что сейчас наколдуют эти то ли дворники, ТО ЛИ вороны (вот откуда, оказывается, имена)? Какие чудеса происходят, пока весь город спит? И вот из суме- речной морозной дымки появ- ляется Императрица Снежинок (Сабина Алиева), отдает коман- ду своему летучему эскадрону захватить город. Это одна из самых красивых сцен спектак- ля — великолепный танец стре- мительных дерзких амазонок в эффектных черных с серебром пачках, вершащих над спящим миром неведомый обряд. Му- зыка, специально написанная для спектакля Валерией Фин- кельштейн из Санкт-Петербур- га, усиливает ощущение пере-


 

Снежный баттл. Президент Снеговиков – Ангелина ЗАХАРОВА

Взрослые ушли. Торопливо на- тянув курточку, Лик выбегает во двор. Появляются его друзья. Первым выходит толстяк Дон — его сыграл Никита Перевышин. Следом выбегает предводи- тельница двора храбрая Тина в исполнении Станиславы Одес- ских. За ней Эльза (Александра Агафонова), робкая и застенчи- вая, опекаемая своей бойкой подругой. Последней во двор выходит кроха Син-Син — осо- бый ребенок, которого сыграла маленькая Александра Ерохина. Постановщик подробно, береж-


хода в какое-то нереальное волшебное пространство, и в то же время звучит забытой мело- дией детства, тихой зимы, ожи- дания чуда.

Но вот затеплились окна, город просыпается… Декора- ции стремительно разворачи- ваются — эффект монтажной склейки — зритель оказывается буквально по ту сторону кар- тинки — в обычной квартире, где живет обычная семья. Ро- дители собираются на работу, мальчику по имени Лик веле- но из-за простуды оставаться дома. Роль главного героя — мальчика Лика, оживившего своей фантазией Снеговика, исполнил Демьян Костоусов и, кажется, сложно представить в этом образе другого исполни-


Семейная сцена. Лик — Демьян КОСТОУСОВ, Мама — Валентина ПОПОВА,

Папа — Никита ГОРДЕЕВ

теля, нежели искренний, откры- тый Демьян. Лик спорит, папа — сам простуженный — сердит- ся, мама заступается за сына…

 

Ночная тусовка на кухне у Лика


но, с большой любовью, с какой- то крапивинской интонацией, рисует характеры детей, очень разных и очень знакомых — шалунов, трусишек, фантазе- ров… Он словно учит их, а заод- но и зрителей, как надо общать-


ся, дружить, относиться друг к другу. Это одна из метод База- рона — для него постановоч- ная работа в детской труппе — прежде всего педагогика.

Ребятишки играют в снежки, лепят ангелов, а дворники Ана- толии наблюдают за их играми, пряча лукавые улыбки. Они явно что-то замышляют, эти маги- провокаторы, когда начинают катать из снега ком. Дети радос- тно бросаются им помогать, и вот уже Снеговик красуется по- середине двора к сущему вос- торгу компании. За играми не заметили, как наступил вечер, пора расходиться по домам. Только Лик не может расстать- ся со Снеговиком. Он крепко обнимает его и загадывает же- лание: нетрудно догадаться, ка- кое… И чудо свершается! Едва темнота опускается на землю, Снеговик вздрагивает, делает несколько осторожных шагов и вдруг начинает танцевать! Лик видит его в окно своей комна- ты, выбегает во двор, зовет дру- зей. Далее следует знакомство Снеговика с миром людей. Вся компания перебирается в кух- ню к Лику, где начинает ночной


перекус. Снеговик, заботливо усаженный у холодильника, с любопытством и испугом рас- сматривает человеческое жи- лье. Все эти подробности поста- новщик прописывает детально, крупным шрифтом, словно текст диктанта. Даже плита, мебель и кухонные предметы — не бута- форские, а настоящие. Не в при- мер чудесному миру иллюзии — волшебной стране снеговиков, куда  дети  улетают  вместе  со

 

Императрица Снежинок — Сабина АЛИЕВА


своим новым другом. Упоитель- ный полет над спящим городом на легких снеговых  облаках под мерцающим светом со- звездий достигает, не побоюсь сказать, прямо-таки булгаков- ской эмоциональной силы. Ка- жется, что ты не наблюдаешь из зрительного зала, а сам летишь сквозь время и пространство в призрачном детском сновиде- нии, вместе с черными снежин- ками навстречу таинственному и неизведанному. Этот эффект путешествия между мирами до- стигается во многом благодаря талантливой анимации худож- ника-мультипликатора Софьи Аврас, которая создает новую реальность. Ее нарисованный легкими карандашными штри- хами мир — мир теплых живых окон, домашнего уюта, распах- нутого звездного небосвода — реален и сказочен одновре- менно. В нем очень органичны танец и сценическое действо, в нем живут дети, их мечты, фан- тазии, куклы, рыжие коты, зим- ние сны, теплые руки мамы…

По сюжету спектакля вол- шебная страна расположена на ветвях Мировой Ели. Использо- вав эту поэтичную метафору — символ жизни, центр мирозда- ния во многих мифологиях, Ба- зарон решил эпизод пребыва- ния детей в волшебной стране с элегантной простотой. Сцена, освобожденная от громоздких декораций, наполнилась возду- хом, ликующим сиянием. Лишь условная еловая ветвь, под се- нью которой и происходит дейс- твие. Дивертисмент сказочных персонажей — настоящая эн- циклопедия танцевальных на- правлений: классический танец встречается здесь с современ- ным, с элементами этнического, народного и даже стрит-данса.


Дворники Анатолии — Тимур ГИЛЬВАНОВ, Максим НЕВДАХА


Вот  задорный  спарринг  двух


закадычных друзей Деда Мо- роза и Санта Клауса, одетых в спортивные брюки и кроссовки, вот танец проказливых трол- лей. И, наконец, танцевальный баттл детей и Снеговиков, зажи- гательный, радостный. Зрители аплодировали, глядя, как лихо отплясывали Снеговик-Прези- дент, снеговики с Востока, из Шотландии, с Севера, был даже Снеговик с ирокезом на голове из Новой Зеландии.

Эскизы к спектаклю созда- ла художник Ольга Меньщико- ва. Неистощимая на выдумки, она одела снежинок в черное с серебром, придав им дерзкое обаяние современных бизнес— вумен. Она научила дворников превращаться в воронов, и при- думала образы Снеговиков — фишки спектакля. Объемные по- ролоновые костюмы — по сути, ростовые куклы — танцевать в них непросто, а тем более вы- полнять психологический рису- нок роли. Но зато они получи- лись как живые, так и хотелось трогать и обнимать их пухлые бока. Роли Снеговиков исполня- ли солисты молодежной труппы Федор Лаптев и Никита Горде- ев. Они сумели решить слож- ную актерскую задачу — сыграть пластически все оттенки чувств: удивление, задор, нежность и грусть расставания. Сцена, когда на крыльях Огненного Дракона дети покидали волшебную стра- ну, одна из самых зрелищных и щемящих. Прощание со сказкой, как с детством, где на каждом шагу тебя ожидало чудо, где ты — всемогущий — мог свободно пе- ремещаться между мирами…

Но этот занавес закрылся, а чудо не исчезло. Вновь зимнее утро, вновь дворник Анатолий метет снег, пряча лукавую улыб-


 

 

Возвращение домой на Огненном Драконе

 

Встреча приятелей. Санта Клаус — Антон КУЗИН, Дед Мороз — Никита ГОРДЕЕВ


 

дворе их детства, чтобы скатать со своими детишками большой снежный ком, потом другой, третий... И надеть на Снеговика шарф маленького Лика.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.