Разговорной речи детей с ЗРР — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Разговорной речи детей с ЗРР

2022-12-20 38
Разговорной речи детей с ЗРР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практика логопедической работы последних лет пока­зывает снижение общего уровня развития детей, в том числе развития речи и познавательных интересов.

При поступлении в речевую группу дети проходят ин­дивидуальное обследование уровня развития речи и про­изношения. В результате анализа индивидуальных обсле­дований, наблюдений за коллективными играми дошколь­ников и занятиями дошкольников с воспитателями мы пришли к следующим выводам.

Большинство детей имеет уровень речевого развития, не соответствующий возрастной норме, бедный словарный запас, многие дошкольники не умеют классифицировать предметы. Малыши практически не используют в речи по­вествовательные и вопросительные предложения, т. е. не владеют диалогической и монологической формами речи. В беседе с педагогом они не могут связно высказываться. У большинства детей явно занижен интерес к окружающе­му миру, отсутствует потребность в познавательной деятель­ности. Следует отметить, что низкий уровень развития речи наблюдается у дошкольников всех возрастных групп.

Итак, после индивидуального обследования и наблюде­ний за детьми перед нами, логопедами и воспитателями, стоит нелегкая задача — максимально поднять уровень их речевого развития, используя разнообразные виды работы, способствующие формированию и совершенствованию навы­ков речевого общения. Вот почему, не отказываясь от дру-


гих приемов работы, мы стали широко использовать работу по закрытой картине (серии картин) или со спрятанным пред­метом. Этот прием мы используем уже несколько лет для разновозрастных групп детей, постепенно усложняя эта­пы работы.

Цель работы с закрытой картиной или спрятанным предметом — научить детей задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят кар­тинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к пе­дагогу, оказывается максимально мотивированной, и дош­кольники постигают основную коммуникационную сущ­ность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.

Если учить детей задавать вопросы по открытой кар­тинке или видимому предмету, исчезает мотивировка воп­роса. Малыши, рассмотрев картинку, больше могут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это им и так ясно. Подобные упраж­нения не помогают осознать ребенку основную коммуни­кационную сущность вопроса.

Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ве­дется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, клас­сификационная принадлежность и т. д.).

В течение нескольких последних лет мы широко ис­пользовали работу с закрытой картинкой или спрятанным предметом в старшей группе. В 2003/04 учебном году мы попробовали этот прием и в средней группе, т. е. с детьми четырехлетнего возраста.

Усложнение работы с закрытыми объектами ведется по трем основным направлениям:

• содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спря­танного предмета;

• содержание и форма вопросов к картинке или спря­танному предмету;


• степень самостоятельности детей при работе с за­крытой картинкой или со спрятанным предметом.

Первое направление усложнения работы — услож­нение формы и содержания объекта. Первоначально (в средней группе) используется спрятанный предмет. Если же берется картинка, то ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, ябло­ко, ваза и т. п.). Этот вид работы используется в старшей группе, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания. В средней группе вместо рисования проводится лепка спрятанного предме­та простой формы (овощи, фрукты, предметы посуды, иг­рушки). Малыши в достаточной степени владеют приема­ми лепки: скатыванием шариков, колбасок из пластили­на по данному образцу.

Например, дети изучают тему «Овощи». После знаком­ства с названиями овощей, их цветом, формой, вкусом, величиной и обобщающим понятием проводится занятие со спрятанным предметом.

Дети задают вопросы: «Это огурец? Это помидор? Это репка? и т.д.», а выяснив, лепят этот овощ. Далее можно использовать картинку с действующим персонажем (де­вочка бросает мяч, мальчик бежит и т. п.) или предмет сложной формы с большим количеством деталей.

Для подготовительной группы можно подобрать серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по опи­санию узнать, из какой сказки этот персонаж или персона­жи («Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь» и т. п.).

Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету.

Первоначально педагог помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Пред­мет большой или маленький?», «Какого он цвета?». Если работа идет по спрятанному предмету и педагог сам классифицировал его («Это овощ», «Это игрушка», «Это

предмет посуды» и т. п.), необходимо учить детей зада­вать вопросы:

— Спросите у меня, какая игрушка спрятана?

— Какая у вас игрушка?

— Это огурец (помидор, репка и т. д.)?

— Это чашка (блюдце, тарелка)?

— Спросите у меня, яблоко большое или маленькое? Постепенно дети приучаются самостоятельно форму­лировать вопросы.

Если это спрятанный предмет, дети выясняют его раз­меры, расположение частей (например, короткие передние лапки у зайчика, длинные задние лапки; стоит или сидит зайчик и т. д.).

Затем включаются вопросы, с помощью которых выяс­няются детали одежды, внешнего вида: «Какое платье у куклы?», «Какие волосы у куклы?», «Что на ногах у де­вочки?», «Есть бант на голове?».

В подготовительной группе появляются вопросы о ме­сте действия: «Где стоит девочка? Где стоит медведь? Что расположено справа (слева)? Что находится рядом слева (справа)? Какое время года? Какая погода? Есть солнце (об­лака) или нет?»

Когда берется для работы картинка с ясным содержа­нием или предмет простой формы (кукла, мяч, гриб, ма­шина, яблоко, чашка и т. п.), устное описание предмета надолго удерживается в памяти ребенка, он может с боль­шей точностью воспроизвести на бумаге предмет, изобра­женный на закрытой картине, или слепить предмет, спря­танный за ширмой.

При усложнении вида работы, например с сюжетной кар­тинкой, выяснилось, что дети с трудом запоминают ее содержание, пространственное расположение предметов. Мы использовали сигналы для запоминания. Сначала на­учили ребят пользоваться этой сигнальной системой в бе­седе, когда дети задают вопросы по содержанию закрытой картинки, потом стали использовать сигналы, когда они описывают содержание закрытой картины. Постепенно малыши привыкли к сигнальной системе и стали свобод-

но ориентироваться по ней при работе над закрытыми сю­жетными картинками. В качестве сигнальной системы можно использовать лист бумаги с изображенными сим­волами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т. д.) или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки — верх (небо), зеленые — низ (травка, земля)).

Пример. Закрытая картинка по сказке «Три медведя». Дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картинки, персонажей сказки. Узнав знакомую сказку, малыши должны точно нарисовать содержание картинки, т. е. воспроизвести по памяти. Перед рисованием педагог вместе с Дошкольниками еще раз с помощью сигналов опи­сывает картинку: в центре картинки — Михайло Потапович, справа — Медведица, слева от папы — маленький Мишутка. Наверху посередине — солнышко, слева и справа наверху — облака. В центре (посередине) внизу — зеленая травка. Справа внизу — кустик. Слева внизу — две малень­кие елочки.

Если ребенок в процессе рисования что-то забыл, он может или использовать сигналы, или подойти со своим рисунком к фланелеграфу и задать педагогу вопрос, пока­зывая на кружок (место предмета) на листе бумаги: «На­помните мне, что нарисовано слева внизу?» И т.д. При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.

Третье направление усложнения работы связано с раз­витием самостоятельности детей при работе с закрытой кар­тинкой или предметом. В начале работы педагог побуждает ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображен (изображено) на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» и т. п. После того как несколько детей по­вторяют вопрос, логопед отвечает на него, а затем предлага­ет повторить свой ответ. Позже, вспомнив ответы, дети дол­жны нарисовать картинку или слепить предмет.

По мере того, как малыши овладевают вопросно-ответ­ной формой речи, логопед уменьшает помощь при форму-

 

 

лировке вопроса, так как дети постепенно привыкают де­лать это самостоятельно.

Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предме­том осуществляется через организацию данного вида дея­тельности. В подготовительной группе дети хорошо знако­мы с классификацией предметов, обобщающими понятия­ми, овладели в достаточной степени диалогической формой речи. Теперь можно использовать работу с «маленьким учителем». Ему адресуются вопросы дошкольников, так как только он видит картинку или спрятанный предмет. И ребенок сам формулирует ответы. Педагог контролиру­ет и направляет диалог «маленького учителя» с группой детей: «Спроси Мишу, что есть на картинке? Повтори от­вет». Можно провести занятие с «маленьким учителем» по теме «Моя любимая игрушка». (Следует отбирать такие иг­рушки, которые доступны данной возрастной группе де­тей для воспроизведения с помощью лепки.) Они с боль­шим удовольствием и заинтересованностью принимают участие в подобных занятиях с «маленьким учителем». Особенно привлекателен этот вид работы для детей актив­ных, обладающих творческим потенциалом.

Использование перечисленных приемов работы способ­ствует развитию у дошкольников навыка описания. Сна­чала предмет устно описывается по частям (голова куклы, волосы, красный бант, лицо, цвет глаз, затем одежда, обувь, положение рук и т. д.). Описание верхней части, центра, нижней части картинки делают дети со средним уровнем развития речи, а малыши со слабым уровнем раз­вития речи, повторяют их ответы. И наконец, дошкольни­ки с высоким уровнем развития речи описывают предмет или всю картинку в целом.

Таким образом осуществляется индивидуальный подход к детям при обучении диалогической речи и связному рас­сказу по закрытой картинке или спрятанному предмету.

В последнее время мы используем еще один вид работы по закрытой картинке — работу в парах. Этот прием мож­но практиковать в подготовительной группе, когда все без


исключения дети усвоили определенный набор вопро­сов и умеют формулировать ответы. Занятие проводит­ся с подгруппой детей. Дошкольники распределяются по парам, где один ребенок задает вопросы, а другой, у которого закрытая картинка или спрятанный предмет, отвечает. Далее первый ребенок описывает предмет, а затем рисует. Второй может подсказать, если первый что-то забыл. Результат работы они оценивают вместе. На следующем занятии дети меняются ролями. Этот вид работы приучает к самостоятельности, активности, по­зволяет застенчивому, неуверенному в себе ребенку пре­одолевать трудности в общении, повышать самооценку, так как проводится без аудитории. При работе в парах логопед лишь контролирует процесс работы каждой пары и иногда, если требуется помощь, направляет ди­алог в нужное русло.

После выполнения детьми рисунка или лепки обяза­тельно производится анализ работ малышей: сопоставле­ние их с оригиналом и между собой. Далее оригинал предъявляется малышам. При анализе работ нельзя ак­центировать внимание на небрежности исполнения, не­умении красиво рисовать или изящно лепить. Здесь глав­ное — точность исполнения по описанию (цвет, форма, поза, сопутствующие детали: морковка у зайца, бочонок меда у мишки, красный бант на голове у куклы, синие туфли на ногах и т. д.). В средней и старшей группах педагог выбира­ет 2-3 детские работы без ошибок, 2-3 работы с ошибками и располагает их рядом с оригиналом. Воспитатель помога­ет дошкольникам сравнить и выяснить, какие рисунки вер­ные (правильные), а какие нет, т. е. опять используется диалогическая форма речи.

Пример. Дети слепили игрушечного зайчика с морков­кой в передних лапках. Игрушка появляется из-за шир­мы. Зайчик пришел к малышам в гости и вместе с ними сравнивает точность исполнения по описанию:

— Этот зайчик похож на меня?

(Этот зайчик такой же?)


— Я сижу на лапках, а этот зайчик стоит. Это правильно?

— Нет, это неправильно.

— Ой, а где же моя морковка? (Вова забыл слепить морковку.)

Для анализа работ по закрытой картинке можно исполь­зовать следующую схему:

— Что здесь?

— Елка.

— Где елка?

— Елка справа.

— А на картинке?

— Тоже справа.

— А на другом рисунке?

— Слева.

— Картинка нарисована правильно?

— Нарисовано неверно (неправильно).

Дети сравнивают свои рисунки с картинкой: «Я нарисо­вал все правильно (точно)... У меня есть ошибки...» И т. п. Таким образом дети учатся анализировать свои работы. При систематической работе над анализом рисунков (слеп­ленных предметов) и сопоставлении их с образцом и между собой у дошкольников в значительной степени развивает­ся самостоятельность в оценке своих работ и работ товари­щей. Они с неподдельной заинтересованностью, огромным вниманием сравнивают свои рисунки с оригиналом, сами, без помощи педагога находят несоответствия или, наоборот, с удовлетворением отмечают точность изображения предме­та или сюжетной картинки.

Используя в многолетней практике такой прием, как ра­бота с закрытой картиной или спрятанным предметом, мы пришли к следующим выводам.

1. Дети в достаточной степени овладевают диалогиче­ской формой речи в процессе общения. Они учатся за­давать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

2. У детей развиваются познавательные интересы, так как этот прием максимально мотивирует деятельность, по­буждает к активности на занятии.

3. В ходе работы по закрытому объекту пополняется словарный запас дошкольников, у них развивается разго­ворная речь и вырабатывается умение устно описывать предмет или содержание картинки.

4. У малышей формируется умение ориентироваться в пространстве.

5. Этот вид работы тренирует и развивает память. Де­тям необходимо запоминать описание предмета, удержи­вать в памяти детали сюжетной картинки.

6. Формируется самостоятельность и активность до­школьников, у них вырабатывается умение самостоятельно организовывать работу по закрытой картине или спрятанно­му предмету. Это вид работы помогает детям с различными возможностями и психофизическими особенностями преодо­левать застенчивость, неуверенность в своих силах, макси­мально проявлять себя.

7. У детей вырабатывается настрой на положительные результаты деятельности.

8. Развиваются наблюдательность, устойчивое внима­ние, увеличивается объем запоминания, т.е. коррекция психических процессов приобретает положительную дина­мику.

Мы рекомендуем не только логопедам и воспитателям речевых групп, но и воспитателям массовых детских уч­реждений использовать данный вид деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. М., 1994.

2. Беляков Е. 365 развивающих игр. М., 1998.

3. Быкова Л. М., Вишневская Е. Е. Методика развития речи глу­хих в младших классах. Л, 1979.

4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи, СПб., 1993.

5. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольно­го возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1982.

6. Выготская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975.

7. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитате­ля в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992.

8. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.

9. Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. СПб., 1993.

10. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.

11. Запорожец А В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

12. Есенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.

13. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

14. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Яро­славль, 1996.

15. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функ­ций мозга ребенка. М., 1973.

16. Корнев А. Н., Сизова Э. Я. Профилактика дисграфии и дис­лексии у детей // Семинар НМЦ. СПб., 1995.


 

17. Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб., 1999.

18. Корсунская Б. Д. Пути обучения речи. М., 1960.

19. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1988.

20. Леонгард Э. И. Формирование у детей устной речи. М., 1971.

21. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

22. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.

23. Лопатина Л. В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии // Пато­логия речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992.

24. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой физартрии. СПб., 1994.

25. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1973.

26. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства об­щения. М., 1974.

27. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Федоренко. М., 1984.

28. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запо­рожца и М. И. Лисиной. М., 1974.

29. Разговорная речь в системе функциональных стилей. Лек­сика / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов, 1983.

30. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

31. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. М., 1983.

32. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1964.

33. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы лого­педии. М., 1989.

34. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

35. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Занятия логопеда в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч. 1, 2. М., 1992.

36. Эльконин Б. Д. Психология игры. М., 1987.

37. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минималь­ные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Логопедическое занятие на тему:

«Работа по закрытой картинке-иллюстрации

к сказке "Колобок"»

 

Цели:

развитие диалогической формы общения;

развитие умения по представлению рисовать сюжетную картинку;

проведение звуко-буквенного анализа слов лиса, пенёк, колобок;

проведение сравнительного анализа рисунков детей и открытой картинки.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия:

— Будем работать с закрытой картинкой. Задавая воп­росы мне, вы узнаете из моих ответов, что нарисовано на картинке.

 

2. Беседа:

— Спросите меня о картинке (рис. 1).

— Что нарисовано на картинке?

— Кто нарисован на картинке?

-  Нарисованы персонажи (герои) знакомой вам сказки.

— Это «Три медведя»?

— Это «Курочка-ряба»?

— Это «Репка»?

— Это «Красная шапочка»?

— Это «Колобок»?

— Да. Сказка «Колобок». Спросите у меня (узнайте), какие персонажи нарисованы (изображены) на картинке?

— Кто нарисован? Что нарисовано?

— Это дед и баба?

— Это колобок и заяц?

— Это лиса?

— Это волк?

— Это медведь?

— Это лиса и колобок.

Дети с помощью символов узнают, где расположены на картинке колобок и лиса, что еще изображено на картинке.

— Что в центре картины?

— Что нарисовано слева (справа), вверху (внизу), спра­ва (слева) и т. д.

3. Давайте отдохнем.

Выполнение упражнений под речевку (с мячом):

— Мы будем рисовать лису и колобка. А теперь пред­ставьте, что вы зайчики и встретили в лесу колобка:

Прыг-скок, прыг-скок,

Здравствуй, вкусный колобок,

Как румян ты и горяч,

Ловко скачещь, будто мяч.

Прыг-скок, прыг-скок,

Ловко скачешь, будто мяч.

4. Звукобуквенный анализ слов лиса, пенёк, колобок.

— Сколько слогов в слове?

— Сколько звуков и букв?

Используются разноцветные кружки и полоски-слоги.

5.Описание сюжета картинки с помощью вопросов и системы символов.


— Что в центре? (Пенек, на пеньке колобок.)

— Что справа от центра? (Лиса.)

— Что слева от центра? (Большая елка.)

— Что внизу посередине? (От пенька вниз идет тропин­ка.) Справа и слева внизу? (Цветы.)

—Чем закончилась сказка?

6. Рисование лисы и колобка с использо­ванием системы символов.

— Если кто-то что-нибудь забудет, спросите у меня, я помогу.

Дети могут подойти к фланелеграфу.

— Я забыл, что нарисовано внизу слева (показывает символ).

7. Сравнительный анализ рисунков (рис. 2-5) и открытой картинки.

— Я открыла картинку. Давайте посмотрим, правильно ли вы нарисовали.

— Где колобок?

— В центре, на пеньке.

— А тут где?

— Тут тоже в центре.

— А тут?

— Тут слева от центра.

— Это неверно. Здесь ошибка и т. д.

8. Подведение итогов занятия.

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Колобок»


     
 


 

Рис. 2-5. Рисунки детей в ходе работы по закрытой картинке


Логопедическое занятие на тему: «Работа по закрытой картинке "Игрушка-грузовик"»

Цели:

развитие диалогической речи, умения задавать вопро­сы и отвечать на них, устно описывать игрушку и рисо­вать ее по представлению;

проведение звукобуквенного анализа слова машина, ха­рактеристика звука Ш;

сравнительный анализ детских рисунков и закрытой картинки;

развитие памяти.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия:

— Сегодня будем рисовать предмет по закрытой картин­ке, потом будем сравнивать ваши рисунки с этой картин­кой. Будьте внимательны.

2. Беседа:

— Спросите меня о предмете, нарисованном на картинке.

— Это живой (неживой) предмет?

— Это живая (неживая) природа?

— Этот предмет отвечает на вопрос кто? или что?

— Это сделано руками человека? -Да.

— Это дом?

— Это мебель?

— Это игрушка?

— Да. Игрушка.

— Какая игрушка?

— Это мишка (кукла, мяч, кубики)?

— Это машина?

— Да. Это машинка. А чтобы узнать какая, отгадайте загадку:

Он возит щебень и песок

Для строительства дорог,

Перевозят кирпичи

Для дома автосилачи.

По дороге напрямик

Мчит тяжелый.... (Грузовик)

3. Анализ слова машина.

— Какая это машина?

— Грузовая.

Деление слова машина на слоги.

— Прохлопайте и скажите, сколько слогов в слове. От­считайте нужное количество палочек и положите их на стол.

— Сколько гласных в слове? Положите кружочки. Счет звуков и букв в слове.

— В этом слове есть один согласный звук, с которым мы с вами уже знакомы. Он всегда произносится (звучит) твер­до (грубо).

— Это звук III. Вспомните правило, по которому пи­шутся такие слова, как шина, машина, шишка.

— ЖИ-ШИ пиши с буквой и (дети показывают таблич­ку с буквой и).

Характеристика звука Ш.

4. Описание грузовика.

— Что за машина на закрытой картинке?

— Грузовик.

— Грузовая машина.

— Вы его можете нарисовать? Вы знаете, как он выгля­дит?

— Нет.

— Спросите меня о грузовике.

— Какой он величины?

— Он большой или маленький?

— Что есть у машины?

— Есть кабина, кузов, колеса.

— Какая кабина?

— Большая, с широкими стеклами.

— Какого цвета?

— Желтая.

— Есть сиденье, руль?

— Какого цвета руль (сиденье)?

— Какого цвета кузов?

— Зеленый.

— Кузов пустой?

— В кузове есть груз?

— Кузов без груза.

— Какие колеса?

— Большие, черные. Видны только два колеса.

5. Выполнение упражнений под речевку:

Я шофер и руль кручу.

По дороге с грузом мчу.

Шина лопнет — Ш-Ш-Ш — заменю

И машины догоню.

Дети имитируют работу руля круговыми движениями рук, «лопнула шина» — приседают, производят руками кру­говые движения — «заменяют шину», снова бегут по кругу.

6. Описание грузовика с помощью диалога:

— Давайте вспомним, как выглядит грузовик.

— Какая кабина?

— Какой кузов?

— Какие колеса?

Дети отвечают на вопросы.

7. Рисование грузовика.

— Если что-нибудь забудете, спросите меня, я помогу.

— Я забыл, какого цвета сиденье (кабина)? И т. п.

8. Сравнительный анализ рисунков и за­крытой картинки.

— Я открыла картинку. Давайте, сравним, кто как на­рисовал.

— У тебя правильно нарисована кабина?

— Нет. Она маленькая.

— У Антона нарисован грузовик точно (верно), как на картинке.

— У Алеши цвет кузова неверный (зеленый и белый). Дети сравнивают свои рисунки с открытой картиной и между собой. Дают оценки.

9. Итог занятия:

— Что вы делали на занятии?

— Как вы работали? Самооценка.

— Я работал(а) с удовольствием, с желанием.

— Я старался(лась) и т. д. Поощрение логопедом детей.

 

 


Логопедическое занятие на тему:

«Работа со спрятанным предметом»

Лексическая тема: «Чайная посуда».

 

Цели:

развитие диалогической речи при работе с закрытым предметом;

закрепление знания названий предметов чайной посу­ды (частей предмета);

развитие восприятия параметров предмета: ширина (уз­кий, широкий); высота (снизу, сверху);

закрепление знаний об основных цветах;

развитие активного словаря;

развитие мелкой моторики;

развитие познавательных интересов.

 

Оборудование: ширма, игрушечная и столовая по­суда, пластилин, дощечки для лепки, чайная чашка, кук­ла («баба Федора»).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сообщение темы и цели занятия:

— Будем говорить о посуде, задавать и отвечать на воп­росы, играть, лепить предмет посуды.

2. Повторение названий чайной посуды.

— У меня на столике разная посуда. Выберите чайную посуду (дети выбирают из столовой и чайной посуды пред­меты чайной посуды).

— Как это называют?

— Бокал (чашка, кружка, блюдце, сахарница, ложеч­ка, чайник).

3. Повторение названий частей предмета. Показ чашки, кружки, бокала.

— Что это (показ частей предмета)?

— Это ручка (донышко, стенки).

— Чем отличается бокал и чашка?

— У чашки есть ручка, а у бокала нет.

— Донышко у чашки узкое, а верх — широкий, у бо­кала донышко и верх одинаковые (показывают на пред­метах).

4. Работа с закрытым предметом.

Вся посуда убирается. За ширмочкой спрятана чайная чашка.

— У меня что-то спрятано за ширмочкой. Спросите ме­ня, какая это посуда.

— Это столовая (чайная) посуда?

— Да, это предмет чайной посуды. Спросите меня и вы узнаете, что за предмет у меня спрятан.

— У вас бокал?

— Это ложечка?

— Там сахарница?

— Это чашка (кружка, чайник)?

— Это чайная чашка. Вы будете лепить чашку. Вы зна­ете, какого она цвета?

— Нет, не знаем.

— Узнайте у меня, какого цвета чашка.

— Чашка зеленая (белая, синяя, красная)?

— Спросите, какого цвета ручка.

— Какого цвета ручка?

— Да, стенки чашки синие с белыми горошками, ручка тоже белая (дети поочередно повторяют ответы логопеда).

5. Физкультминутка.

— А теперь немножко поиграем. И нам в гости пришла... (показ куклы, одетой, как бабушка Федора).

— Угадайте, из какой она сказки (чтение наизусть от­рывка из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»),

— Это «Федорино горе».

— К нам пришла бабушка Федора. Она сначала не лю­била свою посуду, не мыла ее, вот посуда и убежала от Федоры. Как она убегала от Федоры? Давайте покажем (движения сопровождаются стихами).

Утюги бегут, покрякивают.

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь! — натыкаются,

И стаканы — дзынь! — разбиваются,

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?».

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки, чашки да ложки

Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел...

А на нем, а на нем,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

(Движения — имитация перескакивания лужи, бег, при­седание, подскоки, широкий шаг, имитация «седока на лошади».)

— А чем закончилась сказка?

— К Федоре вернулась вся посуда. Она стала ее мыть, стала любить свою посуду.

6. Описание чашки.

— Мы сейчас будем лепить чашку. Кто может расска­зать про чашку?

— Это чайная чашка. Чашка синего цвета, на стенках белые горошины.

— Ручка у чашки белая. Внизу чашка узкая, наверху широкая.

Один-два ребенка самостоятельно описывают чашку. Потом один-два ребенка (с низким уровнем развития речи) повторяют за другими описание чашки.

7. Лепка чашки.

Дети самостоятельно лепят чашку. В процессе лепки они могут обратиться к логопеду с вопросами.

— Горошины большие или маленькие?

— Горошины средние и т. п.

8. Анализ работ (с помощью «бабушки Федоры»). Ширмочка открывается, дети видят чашку. Чашка-обра­зец и работы детей ставятся на столик.

— Чья это чашка? А это чья?

— Это моя чашка.

— Посмотри внимательно. Чашки похожи (одинако­вые)?

— Да, я слепил такую же.

Логопед вместе с детьми сравнивает образец и их работы.

— А что тут неправильно?

— Горошины желтые, а тут белые.

— У Саши ручка синяя, а здесь белая, и т. д.

— У Полины точно такая, как эта чашка.

9. Итог занятия.

Логопед поощряет тех ребят, кто точно по описанию закрытого предмета выполнил свою работу, и просит дру­гих быть более внимательными в следующий раз.

«Бабушка Федора» угощает всех конфетами и прощает­ся с детьми.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.255 с.