Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-12-20 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Практика логопедической работы последних лет показывает снижение общего уровня развития детей, в том числе развития речи и познавательных интересов.
При поступлении в речевую группу дети проходят индивидуальное обследование уровня развития речи и произношения. В результате анализа индивидуальных обследований, наблюдений за коллективными играми дошкольников и занятиями дошкольников с воспитателями мы пришли к следующим выводам.
Большинство детей имеет уровень речевого развития, не соответствующий возрастной норме, бедный словарный запас, многие дошкольники не умеют классифицировать предметы. Малыши практически не используют в речи повествовательные и вопросительные предложения, т. е. не владеют диалогической и монологической формами речи. В беседе с педагогом они не могут связно высказываться. У большинства детей явно занижен интерес к окружающему миру, отсутствует потребность в познавательной деятельности. Следует отметить, что низкий уровень развития речи наблюдается у дошкольников всех возрастных групп.
Итак, после индивидуального обследования и наблюдений за детьми перед нами, логопедами и воспитателями, стоит нелегкая задача — максимально поднять уровень их речевого развития, используя разнообразные виды работы, способствующие формированию и совершенствованию навыков речевого общения. Вот почему, не отказываясь от дру-
гих приемов работы, мы стали широко использовать работу по закрытой картине (серии картин) или со спрятанным предметом. Этот прием мы используем уже несколько лет для разновозрастных групп детей, постепенно усложняя этапы работы.
Цель работы с закрытой картиной или спрятанным предметом — научить детей задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.
|
Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке или видимому предмету, исчезает мотивировка вопроса. Малыши, рассмотрев картинку, больше могут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это им и так ясно. Подобные упражнения не помогают осознать ребенку основную коммуникационную сущность вопроса.
Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).
В течение нескольких последних лет мы широко использовали работу с закрытой картинкой или спрятанным предметом в старшей группе. В 2003/04 учебном году мы попробовали этот прием и в средней группе, т. е. с детьми четырехлетнего возраста.
Усложнение работы с закрытыми объектами ведется по трем основным направлениям:
• содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета;
• содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету;
• степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом.
• Первое направление усложнения работы — усложнение формы и содержания объекта. Первоначально (в средней группе) используется спрятанный предмет. Если же берется картинка, то ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, яблоко, ваза и т. п.). Этот вид работы используется в старшей группе, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания. В средней группе вместо рисования проводится лепка спрятанного предмета простой формы (овощи, фрукты, предметы посуды, игрушки). Малыши в достаточной степени владеют приемами лепки: скатыванием шариков, колбасок из пластилина по данному образцу.
|
Например, дети изучают тему «Овощи». После знакомства с названиями овощей, их цветом, формой, вкусом, величиной и обобщающим понятием проводится занятие со спрятанным предметом.
Дети задают вопросы: «Это огурец? Это помидор? Это репка? и т.д.», а выяснив, лепят этот овощ. Далее можно использовать картинку с действующим персонажем (девочка бросает мяч, мальчик бежит и т. п.) или предмет сложной формы с большим количеством деталей.
Для подготовительной группы можно подобрать серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по описанию узнать, из какой сказки этот персонаж или персонажи («Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь» и т. п.).
• Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету.
Первоначально педагог помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?». Если работа идет по спрятанному предмету и педагог сам классифицировал его («Это овощ», «Это игрушка», «Это
предмет посуды» и т. п.), необходимо учить детей задавать вопросы:
— Спросите у меня, какая игрушка спрятана?
— Какая у вас игрушка?
— Это огурец (помидор, репка и т. д.)?
— Это чашка (блюдце, тарелка)?
— Спросите у меня, яблоко большое или маленькое? Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы.
Если это спрятанный предмет, дети выясняют его размеры, расположение частей (например, короткие передние лапки у зайчика, длинные задние лапки; стоит или сидит зайчик и т. д.).
Затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида: «Какое платье у куклы?», «Какие волосы у куклы?», «Что на ногах у девочки?», «Есть бант на голове?».
В подготовительной группе появляются вопросы о месте действия: «Где стоит девочка? Где стоит медведь? Что расположено справа (слева)? Что находится рядом слева (справа)? Какое время года? Какая погода? Есть солнце (облака) или нет?»
|
Когда берется для работы картинка с ясным содержанием или предмет простой формы (кукла, мяч, гриб, машина, яблоко, чашка и т. п.), устное описание предмета надолго удерживается в памяти ребенка, он может с большей точностью воспроизвести на бумаге предмет, изображенный на закрытой картине, или слепить предмет, спрятанный за ширмой.
При усложнении вида работы, например с сюжетной картинкой, выяснилось, что дети с трудом запоминают ее содержание, пространственное расположение предметов. Мы использовали сигналы для запоминания. Сначала научили ребят пользоваться этой сигнальной системой в беседе, когда дети задают вопросы по содержанию закрытой картинки, потом стали использовать сигналы, когда они описывают содержание закрытой картины. Постепенно малыши привыкли к сигнальной системе и стали свобод-
но ориентироваться по ней при работе над закрытыми сюжетными картинками. В качестве сигнальной системы можно использовать лист бумаги с изображенными символами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т. д.) или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки — верх (небо), зеленые — низ (травка, земля)).
Пример. Закрытая картинка по сказке «Три медведя». Дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картинки, персонажей сказки. Узнав знакомую сказку, малыши должны точно нарисовать содержание картинки, т. е. воспроизвести по памяти. Перед рисованием педагог вместе с Дошкольниками еще раз с помощью сигналов описывает картинку: в центре картинки — Михайло Потапович, справа — Медведица, слева от папы — маленький Мишутка. Наверху посередине — солнышко, слева и справа наверху — облака. В центре (посередине) внизу — зеленая травка. Справа внизу — кустик. Слева внизу — две маленькие елочки.
Если ребенок в процессе рисования что-то забыл, он может или использовать сигналы, или подойти со своим рисунком к фланелеграфу и задать педагогу вопрос, показывая на кружок (место предмета) на листе бумаги: «Напомните мне, что нарисовано слева внизу?» И т.д. При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.
|
• Третье направление усложнения работы связано с развитием самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или предметом. В начале работы педагог побуждает ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображен (изображено) на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» и т. п. После того как несколько детей повторяют вопрос, логопед отвечает на него, а затем предлагает повторить свой ответ. Позже, вспомнив ответы, дети должны нарисовать картинку или слепить предмет.
По мере того, как малыши овладевают вопросно-ответной формой речи, логопед уменьшает помощь при форму-
лировке вопроса, так как дети постепенно привыкают делать это самостоятельно.
Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию данного вида деятельности. В подготовительной группе дети хорошо знакомы с классификацией предметов, обобщающими понятиями, овладели в достаточной степени диалогической формой речи. Теперь можно использовать работу с «маленьким учителем». Ему адресуются вопросы дошкольников, так как только он видит картинку или спрятанный предмет. И ребенок сам формулирует ответы. Педагог контролирует и направляет диалог «маленького учителя» с группой детей: «Спроси Мишу, что есть на картинке? Повтори ответ». Можно провести занятие с «маленьким учителем» по теме «Моя любимая игрушка». (Следует отбирать такие игрушки, которые доступны данной возрастной группе детей для воспроизведения с помощью лепки.) Они с большим удовольствием и заинтересованностью принимают участие в подобных занятиях с «маленьким учителем». Особенно привлекателен этот вид работы для детей активных, обладающих творческим потенциалом.
Использование перечисленных приемов работы способствует развитию у дошкольников навыка описания. Сначала предмет устно описывается по частям (голова куклы, волосы, красный бант, лицо, цвет глаз, затем одежда, обувь, положение рук и т. д.). Описание верхней части, центра, нижней части картинки делают дети со средним уровнем развития речи, а малыши со слабым уровнем развития речи, повторяют их ответы. И наконец, дошкольники с высоким уровнем развития речи описывают предмет или всю картинку в целом.
Таким образом осуществляется индивидуальный подход к детям при обучении диалогической речи и связному рассказу по закрытой картинке или спрятанному предмету.
В последнее время мы используем еще один вид работы по закрытой картинке — работу в парах. Этот прием можно практиковать в подготовительной группе, когда все без
|
исключения дети усвоили определенный набор вопросов и умеют формулировать ответы. Занятие проводится с подгруппой детей. Дошкольники распределяются по парам, где один ребенок задает вопросы, а другой, у которого закрытая картинка или спрятанный предмет, отвечает. Далее первый ребенок описывает предмет, а затем рисует. Второй может подсказать, если первый что-то забыл. Результат работы они оценивают вместе. На следующем занятии дети меняются ролями. Этот вид работы приучает к самостоятельности, активности, позволяет застенчивому, неуверенному в себе ребенку преодолевать трудности в общении, повышать самооценку, так как проводится без аудитории. При работе в парах логопед лишь контролирует процесс работы каждой пары и иногда, если требуется помощь, направляет диалог в нужное русло.
После выполнения детьми рисунка или лепки обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой. Далее оригинал предъявляется малышам. При анализе работ нельзя акцентировать внимание на небрежности исполнения, неумении красиво рисовать или изящно лепить. Здесь главное — точность исполнения по описанию (цвет, форма, поза, сопутствующие детали: морковка у зайца, бочонок меда у мишки, красный бант на голове у куклы, синие туфли на ногах и т. д.). В средней и старшей группах педагог выбирает 2-3 детские работы без ошибок, 2-3 работы с ошибками и располагает их рядом с оригиналом. Воспитатель помогает дошкольникам сравнить и выяснить, какие рисунки верные (правильные), а какие нет, т. е. опять используется диалогическая форма речи.
Пример. Дети слепили игрушечного зайчика с морковкой в передних лапках. Игрушка появляется из-за ширмы. Зайчик пришел к малышам в гости и вместе с ними сравнивает точность исполнения по описанию:
— Этот зайчик похож на меня?
(Этот зайчик такой же?)
— Я сижу на лапках, а этот зайчик стоит. Это правильно?
— Нет, это неправильно.
— Ой, а где же моя морковка? (Вова забыл слепить морковку.)
Для анализа работ по закрытой картинке можно использовать следующую схему:
— Что здесь?
— Елка.
— Где елка?
— Елка справа.
— А на картинке?
— Тоже справа.
— А на другом рисунке?
— Слева.
— Картинка нарисована правильно?
— Нарисовано неверно (неправильно).
Дети сравнивают свои рисунки с картинкой: «Я нарисовал все правильно (точно)... У меня есть ошибки...» И т. п. Таким образом дети учатся анализировать свои работы. При систематической работе над анализом рисунков (слепленных предметов) и сопоставлении их с образцом и между собой у дошкольников в значительной степени развивается самостоятельность в оценке своих работ и работ товарищей. Они с неподдельной заинтересованностью, огромным вниманием сравнивают свои рисунки с оригиналом, сами, без помощи педагога находят несоответствия или, наоборот, с удовлетворением отмечают точность изображения предмета или сюжетной картинки.
Используя в многолетней практике такой прием, как работа с закрытой картиной или спрятанным предметом, мы пришли к следующим выводам.
1. Дети в достаточной степени овладевают диалогической формой речи в процессе общения. Они учатся задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
2. У детей развиваются познавательные интересы, так как этот прием максимально мотивирует деятельность, побуждает к активности на занятии.
3. В ходе работы по закрытому объекту пополняется словарный запас дошкольников, у них развивается разговорная речь и вырабатывается умение устно описывать предмет или содержание картинки.
4. У малышей формируется умение ориентироваться в пространстве.
5. Этот вид работы тренирует и развивает память. Детям необходимо запоминать описание предмета, удерживать в памяти детали сюжетной картинки.
6. Формируется самостоятельность и активность дошкольников, у них вырабатывается умение самостоятельно организовывать работу по закрытой картине или спрятанному предмету. Это вид работы помогает детям с различными возможностями и психофизическими особенностями преодолевать застенчивость, неуверенность в своих силах, максимально проявлять себя.
7. У детей вырабатывается настрой на положительные результаты деятельности.
8. Развиваются наблюдательность, устойчивое внимание, увеличивается объем запоминания, т.е. коррекция психических процессов приобретает положительную динамику.
Мы рекомендуем не только логопедам и воспитателям речевых групп, но и воспитателям массовых детских учреждений использовать данный вид деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. М., 1994.
2. Беляков Е. 365 развивающих игр. М., 1998.
3. Быкова Л. М., Вишневская Е. Е. Методика развития речи глухих в младших классах. Л, 1979.
4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи, СПб., 1993.
5. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1982.
6. Выготская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975.
7. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992.
8. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
9. Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. СПб., 1993.
10. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.
11. Запорожец А В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
12. Есенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
13. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
14. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
15. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
16. Корнев А. Н., Сизова Э. Я. Профилактика дисграфии и дислексии у детей // Семинар НМЦ. СПб., 1995.
17. Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб., 1999.
18. Корсунская Б. Д. Пути обучения речи. М., 1960.
19. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1988.
20. Леонгард Э. И. Формирование у детей устной речи. М., 1971.
21. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
22. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
23. Лопатина Л. В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992.
24. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой физартрии. СПб., 1994.
25. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1973.
26. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Федоренко. М., 1984.
28. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974.
29. Разговорная речь в системе функциональных стилей. Лексика / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов, 1983.
30. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
31. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. М., 1983.
32. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1964.
33. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989.
34. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
35. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Занятия логопеда в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч. 1, 2. М., 1992.
36. Эльконин Б. Д. Психология игры. М., 1987.
37. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Логопедическое занятие на тему:
«Работа по закрытой картинке-иллюстрации
к сказке "Колобок"»
Цели:
развитие диалогической формы общения;
развитие умения по представлению рисовать сюжетную картинку;
проведение звуко-буквенного анализа слов лиса, пенёк, колобок;
проведение сравнительного анализа рисунков детей и открытой картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия:
— Будем работать с закрытой картинкой. Задавая вопросы мне, вы узнаете из моих ответов, что нарисовано на картинке.
2. Беседа:
— Спросите меня о картинке (рис. 1).
— Что нарисовано на картинке?
— Кто нарисован на картинке?
- Нарисованы персонажи (герои) знакомой вам сказки.
— Это «Три медведя»?
— Это «Курочка-ряба»?
— Это «Репка»?
— Это «Красная шапочка»?
— Это «Колобок»?
— Да. Сказка «Колобок». Спросите у меня (узнайте), какие персонажи нарисованы (изображены) на картинке?
— Кто нарисован? Что нарисовано?
— Это дед и баба?
— Это колобок и заяц?
— Это лиса?
— Это волк?
— Это медведь?
— Это лиса и колобок.
Дети с помощью символов узнают, где расположены на картинке колобок и лиса, что еще изображено на картинке.
— Что в центре картины?
— Что нарисовано слева (справа), вверху (внизу), справа (слева) и т. д.
3. Давайте отдохнем.
Выполнение упражнений под речевку (с мячом):
— Мы будем рисовать лису и колобка. А теперь представьте, что вы зайчики и встретили в лесу колобка:
Прыг-скок, прыг-скок,
Здравствуй, вкусный колобок,
Как румян ты и горяч,
Ловко скачещь, будто мяч.
Прыг-скок, прыг-скок,
Ловко скачешь, будто мяч.
4. Звукобуквенный анализ слов лиса, пенёк, колобок.
— Сколько слогов в слове?
— Сколько звуков и букв?
Используются разноцветные кружки и полоски-слоги.
5.Описание сюжета картинки с помощью вопросов и системы символов.
— Что в центре? (Пенек, на пеньке колобок.)
— Что справа от центра? (Лиса.)
— Что слева от центра? (Большая елка.)
— Что внизу посередине? (От пенька вниз идет тропинка.) Справа и слева внизу? (Цветы.)
—Чем закончилась сказка?
6. Рисование лисы и колобка с использованием системы символов.
— Если кто-то что-нибудь забудет, спросите у меня, я помогу.
Дети могут подойти к фланелеграфу.
— Я забыл, что нарисовано внизу слева (показывает символ).
7. Сравнительный анализ рисунков (рис. 2-5) и открытой картинки.
— Я открыла картинку. Давайте посмотрим, правильно ли вы нарисовали.
— Где колобок?
— В центре, на пеньке.
— А тут где?
— Тут тоже в центре.
— А тут?
— Тут слева от центра.
— Это неверно. Здесь ошибка и т. д.
8. Подведение итогов занятия.
Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Колобок»
Рис. 2-5. Рисунки детей в ходе работы по закрытой картинке
Логопедическое занятие на тему: «Работа по закрытой картинке "Игрушка-грузовик"»
Цели:
развитие диалогической речи, умения задавать вопросы и отвечать на них, устно описывать игрушку и рисовать ее по представлению;
проведение звукобуквенного анализа слова машина, характеристика звука Ш;
сравнительный анализ детских рисунков и закрытой картинки;
развитие памяти.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия:
— Сегодня будем рисовать предмет по закрытой картинке, потом будем сравнивать ваши рисунки с этой картинкой. Будьте внимательны.
2. Беседа:
— Спросите меня о предмете, нарисованном на картинке.
— Это живой (неживой) предмет?
— Это живая (неживая) природа?
— Этот предмет отвечает на вопрос кто? или что?
— Это сделано руками человека? -Да.
— Это дом?
— Это мебель?
— Это игрушка?
— Да. Игрушка.
— Какая игрушка?
— Это мишка (кукла, мяч, кубики)?
— Это машина?
— Да. Это машинка. А чтобы узнать какая, отгадайте загадку:
Он возит щебень и песок
Для строительства дорог,
Перевозят кирпичи
Для дома автосилачи.
По дороге напрямик
Мчит тяжелый.... (Грузовик)
3. Анализ слова машина.
— Какая это машина?
— Грузовая.
Деление слова машина на слоги.
— Прохлопайте и скажите, сколько слогов в слове. Отсчитайте нужное количество палочек и положите их на стол.
— Сколько гласных в слове? Положите кружочки. Счет звуков и букв в слове.
— В этом слове есть один согласный звук, с которым мы с вами уже знакомы. Он всегда произносится (звучит) твердо (грубо).
— Это звук III. Вспомните правило, по которому пишутся такие слова, как шина, машина, шишка.
— ЖИ-ШИ пиши с буквой и (дети показывают табличку с буквой и).
Характеристика звука Ш.
4. Описание грузовика.
— Что за машина на закрытой картинке?
— Грузовик.
— Грузовая машина.
— Вы его можете нарисовать? Вы знаете, как он выглядит?
— Нет.
— Спросите меня о грузовике.
— Какой он величины?
— Он большой или маленький?
— Что есть у машины?
— Есть кабина, кузов, колеса.
— Какая кабина?
— Большая, с широкими стеклами.
— Какого цвета?
— Желтая.
— Есть сиденье, руль?
— Какого цвета руль (сиденье)?
— Какого цвета кузов?
— Зеленый.
— Кузов пустой?
— В кузове есть груз?
— Кузов без груза.
— Какие колеса?
— Большие, черные. Видны только два колеса.
5. Выполнение упражнений под речевку:
Я шофер и руль кручу.
По дороге с грузом мчу.
Шина лопнет — Ш-Ш-Ш — заменю
И машины догоню.
Дети имитируют работу руля круговыми движениями рук, «лопнула шина» — приседают, производят руками круговые движения — «заменяют шину», снова бегут по кругу.
6. Описание грузовика с помощью диалога:
— Давайте вспомним, как выглядит грузовик.
— Какая кабина?
— Какой кузов?
— Какие колеса?
Дети отвечают на вопросы.
7. Рисование грузовика.
— Если что-нибудь забудете, спросите меня, я помогу.
— Я забыл, какого цвета сиденье (кабина)? И т. п.
8. Сравнительный анализ рисунков и закрытой картинки.
— Я открыла картинку. Давайте, сравним, кто как нарисовал.
— У тебя правильно нарисована кабина?
— Нет. Она маленькая.
— У Антона нарисован грузовик точно (верно), как на картинке.
— У Алеши цвет кузова неверный (зеленый и белый). Дети сравнивают свои рисунки с открытой картиной и между собой. Дают оценки.
9. Итог занятия:
— Что вы делали на занятии?
— Как вы работали? Самооценка.
— Я работал(а) с удовольствием, с желанием.
— Я старался(лась) и т. д. Поощрение логопедом детей.
Логопедическое занятие на тему:
«Работа со спрятанным предметом»
Лексическая тема: «Чайная посуда».
Цели:
развитие диалогической речи при работе с закрытым предметом;
закрепление знания названий предметов чайной посуды (частей предмета);
развитие восприятия параметров предмета: ширина (узкий, широкий); высота (снизу, сверху);
закрепление знаний об основных цветах;
развитие активного словаря;
развитие мелкой моторики;
развитие познавательных интересов.
Оборудование: ширма, игрушечная и столовая посуда, пластилин, дощечки для лепки, чайная чашка, кукла («баба Федора»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы и цели занятия:
— Будем говорить о посуде, задавать и отвечать на вопросы, играть, лепить предмет посуды.
2. Повторение названий чайной посуды.
— У меня на столике разная посуда. Выберите чайную посуду (дети выбирают из столовой и чайной посуды предметы чайной посуды).
— Как это называют?
— Бокал (чашка, кружка, блюдце, сахарница, ложечка, чайник).
3. Повторение названий частей предмета. Показ чашки, кружки, бокала.
— Что это (показ частей предмета)?
— Это ручка (донышко, стенки).
— Чем отличается бокал и чашка?
— У чашки есть ручка, а у бокала нет.
— Донышко у чашки узкое, а верх — широкий, у бокала донышко и верх одинаковые (показывают на предметах).
4. Работа с закрытым предметом.
Вся посуда убирается. За ширмочкой спрятана чайная чашка.
— У меня что-то спрятано за ширмочкой. Спросите меня, какая это посуда.
— Это столовая (чайная) посуда?
— Да, это предмет чайной посуды. Спросите меня и вы узнаете, что за предмет у меня спрятан.
— У вас бокал?
— Это ложечка?
— Там сахарница?
— Это чашка (кружка, чайник)?
— Это чайная чашка. Вы будете лепить чашку. Вы знаете, какого она цвета?
— Нет, не знаем.
— Узнайте у меня, какого цвета чашка.
— Чашка зеленая (белая, синяя, красная)?
— Спросите, какого цвета ручка.
— Какого цвета ручка?
— Да, стенки чашки синие с белыми горошками, ручка тоже белая (дети поочередно повторяют ответы логопеда).
5. Физкультминутка.
— А теперь немножко поиграем. И нам в гости пришла... (показ куклы, одетой, как бабушка Федора).
— Угадайте, из какой она сказки (чтение наизусть отрывка из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»),
— Это «Федорино горе».
— К нам пришла бабушка Федора. Она сначала не любила свою посуду, не мыла ее, вот посуда и убежала от Федоры. Как она убегала от Федоры? Давайте покажем (движения сопровождаются стихами).
Утюги бегут, покрякивают.
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются,
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?».
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки, чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел...
А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
(Движения — имитация перескакивания лужи, бег, приседание, подскоки, широкий шаг, имитация «седока на лошади».)
— А чем закончилась сказка?
— К Федоре вернулась вся посуда. Она стала ее мыть, стала любить свою посуду.
6. Описание чашки.
— Мы сейчас будем лепить чашку. Кто может рассказать про чашку?
— Это чайная чашка. Чашка синего цвета, на стенках белые горошины.
— Ручка у чашки белая. Внизу чашка узкая, наверху широкая.
Один-два ребенка самостоятельно описывают чашку. Потом один-два ребенка (с низким уровнем развития речи) повторяют за другими описание чашки.
7. Лепка чашки.
Дети самостоятельно лепят чашку. В процессе лепки они могут обратиться к логопеду с вопросами.
— Горошины большие или маленькие?
— Горошины средние и т. п.
8. Анализ работ (с помощью «бабушки Федоры»). Ширмочка открывается, дети видят чашку. Чашка-образец и работы детей ставятся на столик.
— Чья это чашка? А это чья?
— Это моя чашка.
— Посмотри внимательно. Чашки похожи (одинаковые)?
— Да, я слепил такую же.
Логопед вместе с детьми сравнивает образец и их работы.
— А что тут неправильно?
— Горошины желтые, а тут белые.
— У Саши ручка синяя, а здесь белая, и т. д.
— У Полины точно такая, как эта чашка.
9. Итог занятия.
Логопед поощряет тех ребят, кто точно по описанию закрытого предмета выполнил свою работу, и просит других быть более внимательными в следующий раз.
«Бабушка Федора» угощает всех конфетами и прощается с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!