Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-12-20 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УДК 376
ББК 74.6
ISBN 5-89815-512-0
© Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г., 2005
© КАРО, 2005
Все права защищены
ВВЕДЕНИЕ
Нередко родители бывают удивлены, когда при речевых пробах, адекватных возрасту детей, последние не могут правильно ориентироваться и делают грубые ошибки. По данным специалистов Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, обследовавших детей Санкт-Петербурга, у 70-90 % дошкольников имеются задержки речевого развития (ЗРР) разной степени выраженности и разного качества.
По мнению А.Н. Корнева, речь ребенка в процессе ее формирования подвержена сильному влиянию многочисленных факторов окружающей среды психологического и биологического характера (условия воспитания, интеллект, состояние периферического слуха и др.), которые видоизменяют клиническую картину первичного дефекта, а иногда маскируют ее. Топическая диагностика дефектов речи затруднена еще и тем, что до сих пор слабо разработана их классификация. Поэтому нередко логопедический диагноз «общее недоразвитие речи» в определенной степени уподобляется неврологическому «энцефалопатия», поскольку характеризует явление в самых общих чертах. Иногда детям ставят диагноз «задержка речевого развития», иногда — «алалический синдром». Диагнозы разные, но объединяют детей: отсутствие экспрессивной речи и выраженная задержка развития психических функций, обусловленная тем, что формирование абстрактно-логического мышления у таких детей затруднено в силу невозможности правильно использовать языковые знаки для операций в рамках логических закономерностей. Отставание в развитии абст-
рактного мышления усугубляется и сложностью речевого общения с окружающими, что приводит к сужению круга общения и обеднению источников информации об актуальных для ребенка явлениях, к трудности совместно с кем-либо интерпретировать различные проблемные ситуации. Таким образом, у детей с ЗРР имеется неравномерность, асинхронность созревания отдельных психических функций. Алалия может наблюдаться и при олигофрениях, и при неолигофренических вариантах развития ребенка, хотя дифференциальный диагноз между ними, особенно в первые годы жизни, достаточно сложен. Для уточнения диагноза необходимо длительное обследование, иногда родители, к сожалению, вообще отказываются обращаться к специалистам. И перед логопедом встает нелегкий вопрос: с чего начинать коррекционную работу.
|
Несколько лет назад мы столкнулись с этой проблемой: в группу пришли семь неговорящих детей. Готовясь к аттестации, мы суммировали и обобщили свой опыт работы по развитию психомоторной функции у детей с тяжелым нарушением речи, составили подробный календарный план на год и собрали довольно большую картотеку заданий по теме. Целенаправленные занятия с детьми по направлениям, сформулированным в этом плане, дали хорошие результаты. Дети преодолели речевой негативизм, стали более коммуникабельными. Была отмечена положительная динамика в накоплении активного словаря, развитии внимания, памяти, фонематического восприятия, а также в развитии общей, тонкой и артикуляционной моторики. Об этом свидетельствовали результаты диагностики, проведенной в начале и в конце данного этапа коррекционной работы.
Этот этап, начальный в процессе преодоления недоразвития речи, позволяет перейти к следующему — формированию у дошкольников навыков разговорной речи. «Как помочь детям преодолеть трудности при овладении навыками разговорной речи?», «Как сделать процесс обучения доступным, интересным, плодотворным?» — вот те основные задачи, которые мы решали, работая со своими
|
воспитанниками. Путь к решению этих задач мы видели в том, чтобы создавать ситуации для диалога, максимально мотивировать общение детей.
Авторы лингвистических и психологических исследований подтверждают, что основой для овладения ребенком лексико-грамматической и стилистической системами языка является разговорная, иначе диалогическая, речь. Диалогическая речь первична и предшествует появлению монологической речи. Общение необходимо для психического развития детей. Общение — основной фактор при овладении ребенком речью; только при условии полноценного речевого общения малыш способен усвоить первоначальные коммуникативные навыки. В дальнейшем речь становится орудием мышления и средством произвольной регуляции ребенком своего поведения. В связи с вышеизложенным стоит подробнее рассмотреть лингвистические и психологические особенности диалогической речи.
РАБОТА С ЗАКРЫТОЙ КАРТИНОЙ
(СПРЯТАННЫМ ПРЕДМЕТОМ)
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. М., 1994.
2. Беляков Е. 365 развивающих игр. М., 1998.
3. Быкова Л. М., Вишневская Е. Е. Методика развития речи глухих в младших классах. Л, 1979.
4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи, СПб., 1993.
5. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1982.
6. Выготская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975.
7. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992.
8. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
9. Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. СПб., 1993.
10. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.
11. Запорожец А В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
12. Есенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
13. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
14. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
15. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
16. Корнев А. Н., Сизова Э. Я. Профилактика дисграфии и дислексии у детей // Семинар НМЦ. СПб., 1995.
|
17. Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб., 1999.
18. Корсунская Б. Д. Пути обучения речи. М., 1960.
19. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1988.
20. Леонгард Э. И. Формирование у детей устной речи. М., 1971.
21. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
22. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
23. Лопатина Л. В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992.
24. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой физартрии. СПб., 1994.
25. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1973.
26. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Федоренко. М., 1984.
28. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974.
29. Разговорная речь в системе функциональных стилей. Лексика / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов, 1983.
30. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
31. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. М., 1983.
32. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1964.
33. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989.
34. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
35. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Занятия логопеда в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч. 1, 2. М., 1992.
36. Эльконин Б. Д. Психология игры. М., 1987.
37. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Логопедическое занятие на тему:
«Работа по закрытой картинке-иллюстрации
к сказке "Колобок"»
Цели:
развитие диалогической формы общения;
развитие умения по представлению рисовать сюжетную картинку;
проведение звуко-буквенного анализа слов лиса, пенёк, колобок;
проведение сравнительного анализа рисунков детей и открытой картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия:
|
— Будем работать с закрытой картинкой. Задавая вопросы мне, вы узнаете из моих ответов, что нарисовано на картинке.
2. Беседа:
— Спросите меня о картинке (рис. 1).
— Что нарисовано на картинке?
— Кто нарисован на картинке?
- Нарисованы персонажи (герои) знакомой вам сказки.
— Это «Три медведя»?
— Это «Курочка-ряба»?
— Это «Репка»?
— Это «Красная шапочка»?
— Это «Колобок»?
— Да. Сказка «Колобок». Спросите у меня (узнайте), какие персонажи нарисованы (изображены) на картинке?
— Кто нарисован? Что нарисовано?
— Это дед и баба?
— Это колобок и заяц?
— Это лиса?
— Это волк?
— Это медведь?
— Это лиса и колобок.
Дети с помощью символов узнают, где расположены на картинке колобок и лиса, что еще изображено на картинке.
— Что в центре картины?
— Что нарисовано слева (справа), вверху (внизу), справа (слева) и т. д.
3. Давайте отдохнем.
Выполнение упражнений под речевку (с мячом):
— Мы будем рисовать лису и колобка. А теперь представьте, что вы зайчики и встретили в лесу колобка:
Прыг-скок, прыг-скок,
Здравствуй, вкусный колобок,
Как румян ты и горяч,
Ловко скачещь, будто мяч.
Прыг-скок, прыг-скок,
Ловко скачешь, будто мяч.
4. Звукобуквенный анализ слов лиса, пенёк, колобок.
— Сколько слогов в слове?
— Сколько звуков и букв?
Используются разноцветные кружки и полоски-слоги.
5.Описание сюжета картинки с помощью вопросов и системы символов.
— Что в центре? (Пенек, на пеньке колобок.)
— Что справа от центра? (Лиса.)
— Что слева от центра? (Большая елка.)
— Что внизу посередине? (От пенька вниз идет тропинка.) Справа и слева внизу? (Цветы.)
—Чем закончилась сказка?
6. Рисование лисы и колобка с использованием системы символов.
— Если кто-то что-нибудь забудет, спросите у меня, я помогу.
Дети могут подойти к фланелеграфу.
— Я забыл, что нарисовано внизу слева (показывает символ).
7. Сравнительный анализ рисунков (рис. 2-5) и открытой картинки.
— Я открыла картинку. Давайте посмотрим, правильно ли вы нарисовали.
— Где колобок?
— В центре, на пеньке.
— А тут где?
— Тут тоже в центре.
— А тут?
— Тут слева от центра.
— Это неверно. Здесь ошибка и т. д.
8. Подведение итогов занятия.
Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Колобок»
Рис. 2-5. Рисунки детей в ходе работы по закрытой картинке
Логопедическое занятие на тему: «Работа по закрытой картинке "Игрушка-грузовик"»
Цели:
развитие диалогической речи, умения задавать вопросы и отвечать на них, устно описывать игрушку и рисовать ее по представлению;
проведение звукобуквенного анализа слова машина, характеристика звука Ш;
сравнительный анализ детских рисунков и закрытой картинки;
|
развитие памяти.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия:
— Сегодня будем рисовать предмет по закрытой картинке, потом будем сравнивать ваши рисунки с этой картинкой. Будьте внимательны.
2. Беседа:
— Спросите меня о предмете, нарисованном на картинке.
— Это живой (неживой) предмет?
— Это живая (неживая) природа?
— Этот предмет отвечает на вопрос кто? или что?
— Это сделано руками человека? -Да.
— Это дом?
— Это мебель?
— Это игрушка?
— Да. Игрушка.
— Какая игрушка?
— Это мишка (кукла, мяч, кубики)?
— Это машина?
— Да. Это машинка. А чтобы узнать какая, отгадайте загадку:
Он возит щебень и песок
Для строительства дорог,
Перевозят кирпичи
Для дома автосилачи.
По дороге напрямик
Мчит тяжелый.... (Грузовик)
3. Анализ слова машина.
— Какая это машина?
— Грузовая.
Деление слова машина на слоги.
— Прохлопайте и скажите, сколько слогов в слове. Отсчитайте нужное количество палочек и положите их на стол.
— Сколько гласных в слове? Положите кружочки. Счет звуков и букв в слове.
— В этом слове есть один согласный звук, с которым мы с вами уже знакомы. Он всегда произносится (звучит) твердо (грубо).
— Это звук III. Вспомните правило, по которому пишутся такие слова, как шина, машина, шишка.
— ЖИ-ШИ пиши с буквой и (дети показывают табличку с буквой и).
Характеристика звука Ш.
4. Описание грузовика.
— Что за машина на закрытой картинке?
— Грузовик.
— Грузовая машина.
— Вы его можете нарисовать? Вы знаете, как он выглядит?
— Нет.
— Спросите меня о грузовике.
— Какой он величины?
— Он большой или маленький?
— Что есть у машины?
— Есть кабина, кузов, колеса.
— Какая кабина?
— Большая, с широкими стеклами.
— Какого цвета?
— Желтая.
— Есть сиденье, руль?
— Какого цвета руль (сиденье)?
— Какого цвета кузов?
— Зеленый.
— Кузов пустой?
— В кузове есть груз?
— Кузов без груза.
— Какие колеса?
— Большие, черные. Видны только два колеса.
5. Выполнение упражнений под речевку:
Я шофер и руль кручу.
По дороге с грузом мчу.
Шина лопнет — Ш-Ш-Ш — заменю
И машины догоню.
Дети имитируют работу руля круговыми движениями рук, «лопнула шина» — приседают, производят руками круговые движения — «заменяют шину», снова бегут по кругу.
6. Описание грузовика с помощью диалога:
— Давайте вспомним, как выглядит грузовик.
— Какая кабина?
— Какой кузов?
— Какие колеса?
Дети отвечают на вопросы.
7. Рисование грузовика.
— Если что-нибудь забудете, спросите меня, я помогу.
— Я забыл, какого цвета сиденье (кабина)? И т. п.
8. Сравнительный анализ рисунков и закрытой картинки.
— Я открыла картинку. Давайте, сравним, кто как нарисовал.
— У тебя правильно нарисована кабина?
— Нет. Она маленькая.
— У Антона нарисован грузовик точно (верно), как на картинке.
— У Алеши цвет кузова неверный (зеленый и белый). Дети сравнивают свои рисунки с открытой картиной и между собой. Дают оценки.
9. Итог занятия:
— Что вы делали на занятии?
— Как вы работали? Самооценка.
— Я работал(а) с удовольствием, с желанием.
— Я старался(лась) и т. д. Поощрение логопедом детей.
Логопедическое занятие на тему:
«Работа со спрятанным предметом»
Лексическая тема: «Чайная посуда».
Цели:
развитие диалогической речи при работе с закрытым предметом;
закрепление знания названий предметов чайной посуды (частей предмета);
развитие восприятия параметров предмета: ширина (узкий, широкий); высота (снизу, сверху);
закрепление знаний об основных цветах;
развитие активного словаря;
развитие мелкой моторики;
развитие познавательных интересов.
Оборудование: ширма, игрушечная и столовая посуда, пластилин, дощечки для лепки, чайная чашка, кукла («баба Федора»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы и цели занятия:
— Будем говорить о посуде, задавать и отвечать на вопросы, играть, лепить предмет посуды.
2. Повторение названий чайной посуды.
— У меня на столике разная посуда. Выберите чайную посуду (дети выбирают из столовой и чайной посуды предметы чайной посуды).
— Как это называют?
— Бокал (чашка, кружка, блюдце, сахарница, ложечка, чайник).
3. Повторение названий частей предмета. Показ чашки, кружки, бокала.
— Что это (показ частей предмета)?
— Это ручка (донышко, стенки).
— Чем отличается бокал и чашка?
— У чашки есть ручка, а у бокала нет.
— Донышко у чашки узкое, а верх — широкий, у бокала донышко и верх одинаковые (показывают на предметах).
4. Работа с закрытым предметом.
Вся посуда убирается. За ширмочкой спрятана чайная чашка.
— У меня что-то спрятано за ширмочкой. Спросите меня, какая это посуда.
— Это столовая (чайная) посуда?
— Да, это предмет чайной посуды. Спросите меня и вы узнаете, что за предмет у меня спрятан.
— У вас бокал?
— Это ложечка?
— Там сахарница?
— Это чашка (кружка, чайник)?
— Это чайная чашка. Вы будете лепить чашку. Вы знаете, какого она цвета?
— Нет, не знаем.
— Узнайте у меня, какого цвета чашка.
— Чашка зеленая (белая, синяя, красная)?
— Спросите, какого цвета ручка.
— Какого цвета ручка?
— Да, стенки чашки синие с белыми горошками, ручка тоже белая (дети поочередно повторяют ответы логопеда).
5. Физкультминутка.
— А теперь немножко поиграем. И нам в гости пришла... (показ куклы, одетой, как бабушка Федора).
— Угадайте, из какой она сказки (чтение наизусть отрывка из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»),
— Это «Федорино горе».
— К нам пришла бабушка Федора. Она сначала не любила свою посуду, не мыла ее, вот посуда и убежала от Федоры. Как она убегала от Федоры? Давайте покажем (движения сопровождаются стихами).
Утюги бегут, покрякивают.
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются,
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?».
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки, чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел...
А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
(Движения — имитация перескакивания лужи, бег, приседание, подскоки, широкий шаг, имитация «седока на лошади».)
— А чем закончилась сказка?
— К Федоре вернулась вся посуда. Она стала ее мыть, стала любить свою посуду.
6. Описание чашки.
— Мы сейчас будем лепить чашку. Кто может рассказать про чашку?
— Это чайная чашка. Чашка синего цвета, на стенках белые горошины.
— Ручка у чашки белая. Внизу чашка узкая, наверху широкая.
Один-два ребенка самостоятельно описывают чашку. Потом один-два ребенка (с низким уровнем развития речи) повторяют за другими описание чашки.
7. Лепка чашки.
Дети самостоятельно лепят чашку. В процессе лепки они могут обратиться к логопеду с вопросами.
— Горошины большие или маленькие?
— Горошины средние и т. п.
8. Анализ работ (с помощью «бабушки Федоры»). Ширмочка открывается, дети видят чашку. Чашка-образец и работы детей ставятся на столик.
— Чья это чашка? А это чья?
— Это моя чашка.
— Посмотри внимательно. Чашки похожи (одинаковые)?
— Да, я слепил такую же.
Логопед вместе с детьми сравнивает образец и их работы.
— А что тут неправильно?
— Горошины желтые, а тут белые.
— У Саши ручка синяя, а здесь белая, и т. д.
— У Полины точно такая, как эта чашка.
9. Итог занятия.
Логопед поощряет тех ребят, кто точно по описанию закрытого предмета выполнил свою работу, и просит других быть более внимательными в следующий раз.
«Бабушка Федора» угощает всех конфетами и прощается с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПОРНЫЙ ЛИСТ 2
1. Составь новое слово из первых звуков слов-названий картинок, и ты узнаешь, как называется эта рыба. Напиши слово.
Обведи по точкам картинки.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ 3
1. Как ты думаешь, что здесь лишнее? Почему? Как назвать одним словом другие предметы?
2. Подбери пару к фруктам, изображенным на рисунке (ребенок должен подобрать одинаковые и назвать их).
3. Какие фрукты спрятались на картинке? Раскрась маленькие фрукты.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ 4
1. Составь новое слово из первых звуков слов-названий картинок, и ты узнаешь, как называется эта рыба. Напиши слово.
3. Раскрась рыбок, которые плывут направо, — красным, а тех, которые плывут налево, — желтым.
1. Составь новое слово из первых звуков слов-названий картинок, и ты узнаешь, как называется эта рыба. Напиши слово.
2. Покажи рыбок, плывущих влево.
3. Подбери «семейку слов» к слову РЫБА.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ 6
1. Составь новое слово из первых звуков слов-названий картинок. Напиши его.
2. Назови соки:
из лимона —..., из апельсина —..., из яблока —..., из сливы —...
3. Дорисуй картинку и раскрась.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ 7
1. Кто здесь лишний? Почему?
2. Найди фрагменты изображения.
3. Продолжи узор.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ 8
1. Кто здесь лишний? Почему?
2. Составь новое слово из первых звуков слов-названий картинок. Напиши его.
3. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ 9
1. Что здесь лишнее? Почему?
2. Нарисуй точно такие же фигурки по точкам.
3. Прочитай слово.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................3
Лингвистические, психолого-педагогические особенности
разговорной речи. О. А. Капитовская................6
Система работы по развитию разговорной речи на первом этапе обучения детей с задержкой речевого развития. О. А. Капитовская................................19
Работа с закрытой картиной (спрятанным предметом)
как методический прием для развития разговорной речи детей с ЗРР. М. Г. Плохотнюк.......................26
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Конспекты логопедических занятий. М. Г. Плохотнюк.. 37
2. Образцы опорных листов для логопедических занятий.
О. А. Капитовская..............................50
УДК 376
ББК 74.6
ISBN 5-89815-512-0
© Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г., 2005
© КАРО, 2005
Все права защищены
ВВЕДЕНИЕ
Нередко родители бывают удивлены, когда при речевых пробах, адекватных возрасту детей, последние не могут правильно ориентироваться и делают грубые ошибки. По данным специалистов Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, обследовавших детей Санкт-Петербурга, у 70-90 % дошкольников имеются задержки речевого развития (ЗРР) разной степени выраженности и разного качества.
По мнению А.Н. Корнева, речь ребенка в процессе ее формирования подвержена сильному влиянию многочисленных факторов окружающей среды психологического и биологического характера (условия воспитания, интеллект, состояние периферического слуха и др.), которые видоизменяют клиническую картину первичного дефекта, а иногда маскируют ее. Топическая диагностика дефектов речи затруднена еще и тем, что до сих пор слабо разработана их классификация. Поэтому нередко логопедический диагноз «общее недоразвитие речи» в определенной степени уподобляется неврологическому «энцефалопатия», поскольку характеризует явление в самых общих чертах. Иногда детям ставят диагноз «задержка речевого развития», иногда — «алалический синдром». Диагнозы разные, но объединяют детей: отсутствие экспрессивной речи и выраженная задержка развития психических функций, обусловленная тем, что формирование абстрактно-логического мышления у таких детей затруднено в силу невозможности правильно использовать языковые знаки для операций в рамках логических закономерностей. Отставание в развитии абст-
рактного мышления усугубляется и сложностью речевого общения с окружающими, что приводит к сужению круга общения и обеднению источников информации об актуальных для ребенка явлениях, к трудности совместно с кем-либо интерпретировать различные проблемные ситуации. Таким образом, у детей с ЗРР имеется неравномерность, асинхронность созревания отдельных психических функций. Алалия может наблюдаться и при олигофрениях, и при неолигофренических вариантах развития ребенка, хотя дифференциальный диагноз между ними, особенно в первые годы жизни, достаточно сложен. Для уточнения диагноза необходимо длительное обследование, иногда родители, к сожалению, вообще отказываются обращаться к специалистам. И перед логопедом встает нелегкий вопрос: с чего начинать коррекционную работу.
Несколько лет назад мы столкнулись с этой проблемой: в группу пришли семь неговорящих детей. Готовясь к аттестации, мы суммировали и обобщили свой опыт работы по развитию психомоторной функции у детей с тяжелым нарушением речи, составили подробный календарный план на год и собрали довольно большую картотеку заданий по теме. Целенаправленные занятия с детьми по направлениям, сформулированным в этом плане, дали хорошие результаты. Дети преодолели речевой негативизм, стали более коммуникабельными. Была отмечена положительная динамика в накоплении активного словаря, развитии внимания, памяти, фонематического восприятия, а также в развитии общей, тонкой и артикуляционной моторики. Об этом свидетельствовали результаты диагностики, проведенной в начале и в конце данного этапа коррекционной работы.
Этот этап, начальный в процессе преодоления недоразвития речи, позволяет перейти к следующему — формированию у дошкольников навыков разговорной речи. «Как помочь детям преодолеть трудности при овладении навыками разговорной речи?», «Как сделать процесс обучения доступным, интересным, плодотворным?» — вот те основные задачи, которые мы решали, работая со своими
воспитанниками. Путь к решению этих задач мы видели в том, чтобы создавать ситуации для диалога, максимально мотивировать общение детей.
Авторы лингвистических и психологических исследований подтверждают, что основой для овладения ребенком лексико-грамматической и стилистической системами языка является разговорная, иначе диалогическая, речь. Диалогическая речь первична и предшествует появлению монологической речи. Общение необходимо для психического развития детей. Общение — основной фактор при овладении ребенком речью; только при условии полноценного речевого общения малыш способен усвоить первоначальные коммуникативные навыки. В дальнейшем речь становится орудием мышления и средством произвольной регуляции ребенком своего поведения. В связи с вышеизложенным стоит подробнее рассмотреть лингвистические и психологические особенности диалогической речи.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Особенности разговорной речи широко освещены в психологической и лингвистической литературе (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, О. Б. Сиротинина и другие).
Рассмотрим лингвистические особенности разговорной речи. Разговорная речь представляет собой особую стилистически однородную функциональную систему, противопоставляемую книжной речи как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Разговорная речь обладает более свободной системой, меньшей степенью регламентированности.
О. Б. Сиротининой под разговорной речью понимается «спонтанная устная литературная речь в условиях непринужденного, неофициального, непосредственного, персонального общения».
По мнению Д. Э. Розенталя, разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся:
• отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала;
• непосредственность речевого общения между его участниками;
• непринужденность речевого акта, обусловленная отсутствием официальности в отношениях между участниками и самим характером высказывания.
Большую роль играет контекст ситуации (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника).
О. Б. Сиротинина выделяет следующие особенности разговорной речи:
• персональность общения (обращение к человеку, интересы и возможности понимания которого хорошо известны);
• ситуативность общения (опора на ситуацию, использование для передачи информации не только слов, но и мимики, жестов). Жесты и мимика могут заменять словесные выражения диалога или вместе с другими нелингвистическими компонентами непосредственного общения (тембр, тон) сопровождать словесные выражения, т. е. определенным образом модифицировать значения слов.
Разговорная речь включает все элементы языковой системы: фонетика, лексика, морфология и синтаксис.
Разговорная речь характеризуется значительно меньшей четкостью произношения, ритмизованностью (характерно чередование ударных и безударных сегментов речи), специфическим интонированием. Д. Э. Розенталь называет эти специфические особенности разговорной речи неполным произносительным стилем, для которого характерно менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование, связанное с убыстрением темпа речи.
Морфологические особенности разговорной речи раскрыты О. Б. Сиротининой:
• практическое отсутствие причастий и деепричастий;
• редкое использование краткой формы прилагательного;
• своеобразное использование падежных форм (преимущественное употребление именительного и винительного падежей);
• свободное использование временных глагольных форм.
Разговорная речь отличается от всех других разновидностей литературного языка своей относительной лексической бедностью. Для лексики разговорной речи характерны «лишние» слова, неиспользование синонимических возможностей русского языка, потенциальная свобода словоупотребления (употребление слов с неточным, сиюминутным значением), метонимия.
Одна из характерных особенностей разговорной речи — активное использование местоимений, которые заменяют уже употребленные существительные и часто используются без опоры на контекст. Для разговорной речи характерно наличие незначимых слов, различного рода частиц.
Разговорная фразеология составляет значительную часть фразеологического фонда русского языка. Она стилистически выразительна и имеет разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки (иронический, пренебрежительный, шутливый и т. д.). Ее характеризует также структурное разнообразие (различное сочетание именных и глагольных компонентов).
Большим своеобразием отличается разговорный синтаксис, что обусловлено указанными выше условиями реализации разговорной речи (неподготовленность высказывания, влияние обстановки и т. д.).
Д. Э. Розенталь выделяет преобладающие модели и характерные черты разговорного синтаксиса:
• преимущественно — диалог;
• простые предложения, среди сложных — сложносочиненные и бессоюзные;
• вопросительные и восклицательные предложения;
• слова-предложения;
• неполные предложения;
• перерывы в речи;
• вводные слова и словосочетания;
• вставные конструкции, разрывающие основное предложение и вносящие в него дополнительные сведения, замечания, уточнения;
• эмоциональные и императивные междометия;
• лексические повторы;
• особые формы сказуемого (так называемое осложненное глагольное сказуемое);
• присоединительные конструкции, представляющие собой дополнительное высказывание;
• своеобразие порядка слов (расположение зависимого слова перед главным).
Со спонтанностью общения связано типичное для разговорной речи явление перестройки фраз на ходу (смещение синтаксической перспективы).
Исходя из того, что диалог — преимущественно используемая форма разговорной речи, представляется целесообразным обратиться к рассмотрению особенностей диалога.
Изучением диалога с позиций лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова, А. К. Соловьева и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены М. Г. Кучинским.
Л. С. Выготский в книге «Мышление и речь» указал, что эт<
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!