Исследование, фотофиксация и составление дефектной ведомости — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Исследование, фотофиксация и составление дефектной ведомости

2022-12-20 49
Исследование, фотофиксация и составление дефектной ведомости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….

стр. 2

2. Технологическая карта изготовления и оформления лепного изделия……………………………………………………………………

  стр. 3

3. Реставрационный процесс…………………………………………....

стр. 5
  3.1. Исследование, фотофиксация и составление дефектной ведомости…………………………………………………………... стр. 5
  3.2. Консервация и укрепление лепного декора………………… стр. 6
  3.3. Стабилизация крепежных элементов лепнины в процессе реставрации………………………………………………………...   стр. 7
  3.4. Крепление лепного декора в процессе его установки……… стр. 7
  3.5. Расчистка лепного декора……………………………………. стр. 7
  3.6. Описание реставрационных операций………………………. стр. 8

4. Реставрация лепного изделия………………………………………...

стр. 9
  4.1. Технологическая карта реставрации утраченных фрагментов рельефа и тяги………………………………………..   стр. 10

5. Инструменты и приспособления………………………………….....

стр. 11

6. Материалы…………………………………………………………......

стр. 11

7. Охрана труда и техника безопасности……………………………….

стр. 12

8. Источники………………………………………………………….......

стр. 14

9. Приложение……………………………………………………………

стр. 15

Введение

Реставрация памятников - одна из наиболее актуальных проблем современной архитектуры, ставящая своей целью сохранение и восстановление шедевров, созданных талантливыми зодчими и мастерами.

Реставрация - это укрепление памятника и восстановление его исторического и художественного значения. Главная цель реставрации - бережное сохранение всех элементов и индивидуальных особенностей реставрируемого памятника.

Лепной декор, наряду с произведениями монументальной живопи­си и прикладного искусства, является важнейшим элементом декора­тивного оформления различных архитектурных сооружений. Лепной декор является художественным произведением, которое выполняется в сочетании творческого труда архитектора и мастера-­лепщика. Значительную роль в развитии орнаментального лепного искус­ства в России сыграли приглашенные в XVIII в. на строительство Пе­тербурга такие архитекторы, как Д. Трезини, Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Б. Растрелли, Н. Микетти, Д. М. Фонтана, Г. Медель. Декоративную ар­хитектурную лепку в своем творчестве широко использовали русские архитекторы М. Земцов, П. Еропкин, И. Зарудный и др.

Растительный орнамент – особый вид декора, выполняемый с использованием одного и того же, повторяющегося многократно растительного мотива (пучка листьев, виноградной грозди, цветка и т.д.). Применяется как украшение предметов быта, архитектурных сооружений, оружия, орудий труда и т.д. на протяжении тысячелетий. Данный вид орнамента является вторым по распространенности после геометрического.Появление этого вида декора связано, прежде всего, с переходом человечества от скотоводства к земледелию и соответственно с появлением аграрной магии.

Утрата какого-либо элемента декора или его фрагмента, при­чиненная неумелыми или неосторожными действиями реставраторов, может нанести памятнику непоправимый вред. Реставрация и воссоздание лепного декора - сложный техноло­гический процесс, включающий в себя различные виды работ.Условием успешной реставрации лепного декора на памятниках архитектуры является четкое определение всех элементов технологи­ческого процесса и специальной терминологии. Без этого невозмож­но правильное описание работ и определение их стоимости.

 

Цели работы:

1. Изучение технологии реставрации лепного декора

2. Применение полученных знаний на практике (реставрация гипсового изделия, фрагмент растительного орнамента).

 

Задачи:

1. Исследование

2. Фотофиксация

3. Дефектная ведомость

4. Первичная расчистка рельефа от загрязнений

5. Пропитка мест утрат водой

6. Восполнение утраченных фрагментов

7. Шлифование и обеспыливание

8. Первичная окраска заделанных мест (основной цвет)

9. Вторая окраска рельефа и тяг

10. Частичное снятие второй окраски на выступающих местах рельефа и тяг

11. Обеспыливание

 

Технологическая карта изготовления и оформления лепного изделия

 

Наименование операции Инструменты, материалы, приспособления Способ выполнения
Разработка эскиза изделия в увеличенном размере Бумага, карандаш, оригинальное изделие Вручную Визуальный контроль, сравнение с оригиналом
Лепка модели из пластилина по оригиналу Планшет, пластилин, деревянные стеки, линейка Вручную Визуальный контроль
Изготовлениечерновой гипсовой формы Подкрашенный колером гипсовый раствор, обычный гипсовый раствор, шпатели, гипсовка Вручную
Отделение от пластилиновой формы Деревянные стеки Вручную
Исправление дефектов формы Пластилин, скальпели Вручную
Отливка изделия Лак, смазка (машинное масло), гипсовый раствор, гипсовка, шпатели Вручную
Разнимание формы Шпатель, молоток Вручную
Устранение дефектов на полученной гипсовой модели и отпиливание лишней части изделия Раствор из гипса, воды и извести, скальпели, ножовка, стусло Вручную
Шлифование изделия и обеспыливание Шлифовальная бумага, жёсткая кисть Вручную
Изготовление первого шаблона для тяги Линейка, карандаш, дерево, пила, металл, надфели, ножницы по металлу, гвозди, шурупы, шуруповёрт, молоток Вручную
Вытягивание первой тяги Маленькие гвозди, молоток, смазка (машинное масло), шаблон, гипсовый раствор, гипсовка Вручную
Пилениепервой тяги на 4 фрагмента Линейка, карандаш, ножовка, стусло Вручную
Пропитка фрагментов первой тяги и основания водой и крепление фрагментов первой тяги к планшету Вода, линейка, карандаш, тяга, шурупы, шуруповёрт, дрель, гипсовый раствор, шпатели Вручную
Шпатлёвка планшета в несколько слоёв Густой раствор из гипса, мездрового клея и воды, резиновый шпатель Вручную
Шлифование поверхности и обеспыливание Шлифовальная бумага на деревянной колодке, жёсткая кисть Вручную
Крепление гипсового изделия к планшету Линейка, карандаш, шурупы, шуруповёрт, дрель, гипсовый раствор, шпатели, вода Вручную
Изготовление второго шаблона для тяги Линейка, карандаш, дерево, пила, металл, надфели, ножницы по металлу, гвозди, шурупы, шуруповёрт, молоток Вручную
Вытягивание второй тяги Маленькие гвозди, молоток, смазка (машинное масло), шаблон, гипсовый раствор, гипсовка Вручную
Пиление второй тяги на 4 фрагмента Линейка, карандаш, ножовка, стусло Вручную
Пропитка фрагментов второй тяги и основания водой и крепление фрагментов второй тяги к планшету Вода, линейка, карандаш, тяга, шурупы, шуруповёрт, дрель, гипсовый раствор, шпатели Вручную
Состыковка углов тяг Клеевая вода, вода, гипс, гипсовка, скальпели Вручную
Финишная шпатлёвка тонким слоем («на сдир») Густой раствор из гипса, мездрового клея и воды, резиновый шпатель Вручную
Шлифование поверхности и обеспыливание Шлифовальная бумага на деревянной колодке, жёсткая кисть Вручную
Первичная окраска рельефа и тяг в три слоя (основной цвет) Раствор из воды, лака и колера (охра), гипсовка, кисть Вручную
Вторая окраска рельефа и тяг Состав из керосина, жидкого воска и масляной краски (белила цинковые), гипсовка, губка Вручную
Частичное снятие второй окраски на выступающих местах рельефа и тяг Ветошь Вручную
Обеспыливание Жёсткая кисть Вручную

 

Реставрационный процесс

Расчистка лепного декора

Выполняетсяс целью выявления первоначального рельефа лепнины.

а) Расчистка от набелов и клеевых покрасок:

Перед расчисткой от покрасок лепной декор обметается мягки­ми кистями и обеспыливается. Затем подлежащие расчистке отдель­ные участки лепного декора площадью не более 0,5 м2 смачивают обильно водой при помощи кисти за 2-3 раза. В результате смачи­ваний краска набухает, делается рыхлой и снимается слоями по час­тям металлическими или деревянными отеками;

б) Расчистка от масляно-лаковых покрасок:

Наиболее эффективным методом расчистки в данном случае счи­тается "отпаривание", производимое с помощью отпарочного аппарата. Струя пара через шланг направляется на окрашенный масляными крас­ками и лаками фрагмент декора, после чего размягченный красочный слой снимается с помощью вышеуказанных инструментов.

В некоторых случаях используют растворители, соблюдая все правила техники безопасности.

 

Реставрация лепного изделия

 

Прежде всего, выполняется фотофиксация дефектов (приложения №2-5), заполняется дефектная ведомость, устанавливается характер разрушений и их возможные причины.

Далее изделие очищается от различных загрязнений, таких как пыль и обломившиеся фрагменты лепнины.

 

Позиция Наименование Параметры
1 Утраченный фрагмент рельефа 1,3 см
2 Утраченный фрагмент рельефа 1,8 см
3 Утраченный фрагмент рельефа 2 см
4 Утраченный фрагмент тяги 4 см

 

Причина разрушения: механическое воздействие.

 

В качестве образца для реставрации используются фотографии неразрушенного изделия (приложение №1). Утраченный фрагмент тяги следует восстанавливать, опираясь также на остальную её часть, на которой дефекты отсутствуют.

 

Для реставрации гипсового рельефа готовится гипсово-известковый состав, разведённый водой (гипс около 60% и известь около 40%). Известь используется в качестве добавки для замедления скорости схватывания гипсового раствора. Дефектные места предварительно пропитываются водой для лучшего сцепления с составом.

Состав постепенно накладывается на места утрат с помощью специальных инструментов, которые также периодически смачиваются водой (приложения №6-9). Рельеф необходимо наращивать и сразу же разглаживать, пока состав ещё не успел схватиться.

 

Когда состав полностью схватился, по восполненным местам необходимо очень аккуратно пройтись шлифовальной бумагой для получения более ровной поверхности и затем произвести обеспыливание (приложения №10-12).

 

Эти же места необходимо окрасить щетинной кистью в основной цвет с помощью смеси воды, лака и колера цвета охры (приложения №13-14). Для получения цвета необходимой яркости окраску следует выполнить в 2-3 слоя.

 

После полного высыхания основного цвета готовится состав из керосина, предварительно растопленного жидкого воска и белой масляной краски. Им выполняется вторая окраска поверх первой с помощью небольшой губки (приложения №15-16). Поверхность должна быть плотно окрашена в белый цвет, поэтому состав стоит наслаивать до равномерного плотного покрытия.

 

После полного просыхания поверхности необходимо частично удалить второй слой при помощи сухой ветоши (приложения №17-18). Необходимо делать это аккуратно, круговыми движениями, счищая краску только с выступающих мест рельефа.

 

После обеспыливания процесс реставрации гипсового изделия завершён (приложение №19).

Технология реставрации одинаковадля каждого дефекта, так как они имеют однотипный характер.

Материалы

Гипс – быстросхватывающееся и быстротвердеющее вещество, применяемое в лепных работах в качестве вяжущего. Представляет собой двуводный сернокислый кальций. Использовался для восполнения утрат.

Известь – материал, получаемый путём обжига карбонатных горных пород. По химическому составу она почти полностью состоит из свободных оксидов кальция и магния. Использовалась в качестве добавки для замедления скорости схватывания гипсового раствора.

Ветошь - это обтирочный материал, который хорошо подходит для удаления различных загрязнений. Использовалась для расчистки от загрязнений и реставрации отделки (снятия краски).

Губка – пористое, упругое изделие из резины, поролона. Использовалась при реставрации отделки для нанесения второго слоя.

Шлифовальная бумага -гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесённым на неё слоем абразивного зерна (порошка). Предназначена для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов. Использовалась для очистки от загрязнений и шлифования.

Масляная краска – использовалась при реставрации отделки в качестве пигмента.

Керосин - горючая смесь жидких углеводородов, прозрачная, бесцветная (или слегка желтоватая), слегка маслянистая на ощупь. Использовался при реставрации отделки как разбавитель масляной краски.

Жидкий воск - применяется с целью защиты отделки от повреждений и придания красивого сияния. Использовался при реставрации отделки.

Лак - защитный прозрачный или тонированный декоративный покрывной состав, представляющий собой раствор искусственных или натуральных смол. Использовался при реставрации отделки.

Колер - специальный пигментный красящий состав, который имеет чрезвычайно высокую степень концентрации. Его добавляют в различные виды составов для окрашивания поверхностей при отделочных работах. Колеры спользовались для реставрации отделки для получения необходимого цвета.

Оргстекло – акриловая смола, синтетический виниловый полимер метилметакрилата, термопластичный прозрачный пластик. Использовалось как рабочая поверхность при приготовлении раствора для реставрации лепнины.

 

 

Источники

Интернет-ресурсы:

· http://sculpture.artyx.ru

· https://studopedia.ru

· https://infopedia.su

· http://www.mukhin.ru

· https://ru.wikipedia.org

 

Литература:

· Сенаторов Н.Я., Коршунова А.П., Муштаева Н.Е. Лепные работы – 1982

· Реставрационные строительные работы: Учебник для нач. проф. Образования / А. А. Ивлиев, А. А. Кальгин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

 

Документы:

· Министерство культуры Российской Федерации, Проектный институт по реставрации памятников истории и культуры, Спецпроектреставрация «РЕСТАВРАЦИЯ ЛЕПНОГО ДЕКОРА. Производство работ и оформление документации. Методические рекомендации» (Москва 1993)

 


Приложение

№1

№2

№3 №4
№5 №6
№7   №8
№9   №10
№11   №12
№13   №14
№15 №16  
№17   №18

№19

                      

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….

стр. 2

2. Реставрационный процесс…………………………………………....

стр. 3
  2.1.Предварительный этап……………………………………….. стр. 3
  2.2. Консервация…………………………………………………… стр. 4
  2.3. Реставрация……………………………………………………. стр. 6

3. Технологическая карта реставрации масляной живописи……….....

стр. 9

4. Инструменты и приспособления…………………………………......

стр. 10

5. Материалы…………………………………………………………......

стр. 11

7. Охрана труда и техника безопасности……………………………….

стр. 14

8. Источники………………………………………………………….......

стр. 16

9. Приложение……………………………………………………………

стр. 17

Введение

Реставрация — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Масляная живопись - вид живописи художественной масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле (иногда с добавлением орехового и подсолнечного). Масляными красками пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись).

 

Долгое время считалось, что история живописи маслом ведёт свой отсчёт с XV века, а её родоначальником был нидерландский художник Ян ван Эйк. Тем не менее, ни одного свидетельства современников художника, что изобретателем нового метода был именно он, до сих пор не известно. Художники и Северной, и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка. Более того, после разрушения Бамианских статуй Будды выяснилось, масляная живопись была в ходу уже в VII веке до н. э.

 

Сохранность настенной масляной живописи определяется целым рядом факторов: существуют те, которые к настоящему времени ни от кого уже не зависят, и те, обеспечение которых зависит от служб, отвечающих за памятник архитектуры в целом, а в период реставрационных работ — от реставраторов здания и художников-реставраторов.

 

На сохранность произведений станковой масляной живописи оказывают пагубное влияние не только чрезмерно высокая или низкая температура и относительная влажность воздуха, но и их суточные и сезонные колебания, излишне сильная освещенность или, наоборот, отсутствие света, загрязненный воздух, различные микроорганизмы, насекомые.

 

Реставрация живописи является ответственным видом работ, требующим квалифицированного подхода и кропотливого труда, позволяющим сохранить культурное наследие. Памятники архитектуры с элементами живописи представляют особую ценность, ведь зачастую они расписаны великими мастерами и художниками. Воздействие окружающей среды, а порой и самого человека приводит к разрушению или повреждению культурных ценностей.

 

Цели работы:

1. Изучить технологию реставрации масляной живописи

2. Отработать полученные знания на практике, отреставрировав роспись масляными красками

 

Задачи работы:

1. Предварительный этап

2. Консервация

3. Реставрация

Реставрационный процесс

Предварительный этап

1. Документация:

● Заявка в Органы охраны памятников культуры (прилагается акт технического состояния, который составляется на основе визуального обследования)

● Разрешение на проведение работ Органами охраны памятников и Министерством культуры

● Договор подрядчика и заказчика на выполнение работ (включая справку о финансировании)

● Смета

● Проект архитектурной реставрации (выполняется архитектором в архитектурно-проектной мастерской)

2. Научно-исследовательские работы - работы, целью которых является выбор метода реставрации (консервация или реставрация), отработка методики ведения реставрации, выбор оптимального режима в период функционирования памятника, определение объёма и перечня работ, смета:

● Предварительное натурное исследование

● Фотофиксация

● Кроки

● Схемы-картограммы

● Зондажи

● Описание технического состояния памятника

 

3. Противоаварийные работы:

● Нанесение профилактических заклеек

● Бортовое закрепление

● Локальное укрепление красочного и штукатурного слоя

● Подведение прижимных и страховочных устройств

● Постановка маяков

● Акт аварийного состояния

 

Консервация

 

1. Укрепление штукатурных оснований

● Укрепление отставшего штукатурного слоя методом бортовой обмазки и кляммерами

Относительно прочные или не сильно деструктированные штукатурки могут быть дополнительно или вновь прикреплены к поверхности кладки либо за края с помощью штукатурного раствора – бортовая обмазка; либо пропущенными через неё штырями – кляммерами.

● Укрепление деструктированного штукатурного слоя

Деструктированные штукатурки, утратившие «внутреннее сцепление», т.е. прочность связи между затвердевшим вяжущим раствором и минеральными наполнителями, могут быть пропитаны составами, которые, затвердевая внутри штукатурного слоя, склеивают его разъединившиеся частицы.

● Укрепление штукатурного слоя методом инъектирования, или заливки

Укрепление посредством заполнения пазух отставаний твердеющими составами. Полное или частичное заполнение пустоты между поверхностью кладки и штукатурным слоем производят посредством инъектирования густой текучей массы, которая, твердея, восстанавливает утраченный контакт.

При инъектировании используются прижимные приспособления. Прижимать штукатурный слой, отставший от кладки, необходимо даже при подготовке к процессу инъектирования – сверлении отверстий, удалении строительного мусора из пазухи между стеной и штукатурным слоем. Недопустимо начинать введение инъекционного состава без установки прижимов.

 

2. Укрепление красочного слоя - совокупность мер, предпринимаемых для прекращения процессов интенсивного разрушения материалов, из которых создано произведение, для придания этому произведению относительной стабильности (при условии правильного его хранения). Технология зависит от состава, с помощью которого производится укрепление:

● Воско-смоляные составы

● Водонерастворимые мыла

● Водные дисперсии сополимеров винилацетата

● Составы на основе полибутилметакрилата

● Коллагеновые клеи

 

3. Ликвидация поверхностных загрязнений и биопоражений

● Удаление поверхностных загрязнений

Начинают только после проведения всех консервационных работ. Подбор состава проводят опытным путём, пробуя этот состав на неответственных участках произведения – на фонах (желательно светлых) или второстепенных частях изображений. Выполняется пробная промывка.

● Антисептирование

Выполняется для устранения биоорганизмов, разрушающих материалы живописи: плесневых грибов, жуков-точильщиков, бактерий. Произведение необходимо обработать безопасными для него антибиотиками или другими составами со схожими функциями. При работе с антисептиками обязательно нужно соблюдать меры предосторожности.

 

4. Удаление и реставрация лаковых покровов

● Подготовительные работы перед удалением покровного лака

Осмотр и описание характера лаковой плёнки, обследование поверхности плёнки на её люминесценцию в УФ лучах, взятие пробы для определения состава плёнки посредством химических исследований (при возможности), подбор средств для удаления или утоньшения лакового покрова на ограниченном участке.

● Реставрационные работы с лаковыми покровами

В зависимости от состояния лакового слоя его следует удалять по всей поверхности или локальными участками. Удаление лака проводят в два приёма: размягчение лакового слоя и его удаление.

Удаление не проводят только в случаях кристаллизации лака.

● Утоньшение и удаление лакового слоя

Осуществляется практический подбор состава растворителя на небольшом неответственном участке. Состав способствует набуханию и размягчению лакового покрытия. В процессе удаления лака нужно следить за плотностью прилегания края одного компресса с составом к другому.

 

5. Удаление позднейших наслоений – раскрытие, расчистка живописи. Плотные наслоения частично или полностью изменяют внешний вид произведения живописи, поэтому их необходимо удалить.

● Пробная расчистка произведения

Пробная расчистка – надёжный источник сведений о наличии под позднейшими наслоениями первоначальной живописи. Следует выбирать наименее важные участки произведения. Используются различные виды компрессов из ткани и плёнки, само средство выбирается в зависимости от материала покраски или записи.

● Удаление бумажных обоев и заклеек бумагой

Для удаления обоев их вместе с клеем постепенно размягчают теплой водой. Смачивание производят посредством компрессов. Счистку слоёв бумаги проводят так, чтобы на поверхности сначала оставался слой клея. Сам клей нужно удалять деревянной палочкой с намотанной ватой, смоченной в тёплой воде.

● Удаление клее-меловых и известковых побелок

Два способа: удаление основной массы набела насухо (когда он хрупкий и легко счищается скальпелем) и удаление с предварительным увлажнением (с целью размягчения набела, когда он прочный).

● Удаление многослойных малярных покрасок

Первоначальная роспись может иметь поверх себя несколько слоёв из разнородных материалов, поэтому в процессе раскрытия живописи приходится применять различные составы для размягчения каждого слоя перед его удалением. Всю поверхность живописи недопустимо раскрывать всухую, иначе будет невозможно избежать механических повреждений.

● Удаление записей

Записи под воздействием растворителей размягчаются с неодинаковой скоростью. Скорость размягчения зависит от скорости набухания масляного связующего, поэтому лучше пользоваться кистью, а не компрессами. Идеальным процесс удаления записи представляется в том случае, когда запись удаётся размягчить при сохранении плёнки лака.

● Сочетание различных материалов и приёмов при удалении поздних наслоений

В реставрационной практике часто встречаются произведения, имеющие различные наслоения, которые перекрывают авторский слой живописи отдельными участками, а не сплошными слоями. Удаление лаков, записей с подобных произведений весьма затруднительно, поэтому иногда приходится сочетать разные материалы и приёмы индивидуально для конкретного произведения, опираясь на его исходное состояние.

 

Реставрация

 

1. Восполнение утрат основ и грунтов – при этих операциях по возможности используют поздние вставки, т.е. фрагменты старых реставрационных чинок произведения. Если их не имеется, следует подобрать материал, технологически близкий утраченному, с учётом возможности его естественного старения.

Для определения вяжущего и наполнителей образец штукатурки сдают в лабораторию. Визуальное определение состава может привести к ошибке, а следовательно, и к тому, что в утраченную часть будет введён несоответствующий состав, который через несколько лет вызовет разрушение прилегающей к вставке оригинальной живописи.

Даже определения состава минерального вяжущего, а также состава неорганических наполнителей и добавок бывает недостаточно: следует определить ещё и дополнение к вяжущему, например, мучной клейстер или жидкое стекло.

Нанесение раствора в места утрат проводится в той же последовательности, что и при бортовом укреплении. Края изломов штукатурки очищают от загрязнений с помощью щетинной кисти или флейка, затем промывают водой и на смоченную поверхность наносят тонкий слой штукатурного раствора. При этом раствор нужно притирать и уплотнять. Чем тщательнее он уплотнён, тем прочнее будет штукатурный штукатурный слой – тогда в нём не будет трещин.

Восполнение утрат штукатурки выполняется в несколько слоёв. Перед нанесением следующего слоя рабочая поверхность (сухая, но не пересушенная) вновь слегка увлажняется. Поверхность восполненной штукатурки должна быть несколько ниже поверхности реставрируемой живописи, чтобы была возможность нанесения слоя выравнивающей шпаклевки и грунта.

Технология реставрации утраченных фрагментов штукатурки имеет свои особенности в зависимости от состава штукатурного раствора.

 

2. Тонирование и воссоздание утраченной живописи

Основное условие - соблюдение правила многослойного нанесения красочного слоя. Краска, положенная в один слой, почти никогда не обеспечивает хорошего результата из-за мутности и цветовой примитивности, что, как правило, сильно отличает реставрационную живопись от подлинного красочного слоя.

Для создания подготовительного слоя под масляные краски используют акварельные краски. Акварельная проработка может быть выполнена в коричневатых тонах или в основной тональности утраченных изображений.

Реставрационный грунт подготавливается заранее, в процессе восполнения утрат грунта. При работе с масляными красками нужно добиваться нужной тональности не только за счёт высветлений белилами и не в один слой. Окончательный тон получают постепенно путём наслоения одного слоя за другим, причём тон каждого из них должен отличаться.

Манера наложения красок может быть пунктирная или слитная. Точки создают «вибрацию», беспокойство, живость, а при слитном нанесении поверхность воспринимается спокойно. Непрозрачный, глухой слой краски выглядит как малярная вставка, которая диссонирует со всем живописным произведением и тяжело воспринимается глазом. Сочетая пуантель с лессировками, можно добиться полного соответствия восстановленного участка подлиннику. При большом утраченном участке целесообразно выполнить подмалёвок в виде гризайли. После её просыхания художник-реставратор добивается нужного цветового решения строго в пределах этого участка. Лессировки наносятся постепенно, многослойно.

Составленный тон должен быть несколько светлее основной покраски с учётом его потемнения. Соответствие подобранного колера общему тону проверяют на малом участке. Результат выявляется не ранее чем через сутки, когда краска достаточно подсохнет. Каждому слою самой тонировки также полагается просыхать не менее 24 часов.

Способы нанесения краски выбирают в зависимости от размеров и конфигурации вставок и всего тона. По небольшим поверхностям покраску делают кистевым способом, большие прокрашивают поролоновым валиком и поправляют кистью. Изобразительные элементы обходят строго по контуру; такую покраску принято называть «вышпаровкой» фона.

При больших утратах для соответствующих участков исполняют картоны с полным воспроизведением рисунка и расколеровкой деталей. С него снимают контурный рисунок и по его контурам делают проколы для припороха. Порошок пигмента краски насыпают на тонкую редкую ткань, узелок обвязывают ниткой или шнурком (делают «паузу»). Плотно прикладывая лист бумаги с проколами к поверхности и постукивая по нему «паузой», реставраторы добиваются того, чтобы на поверхности оставались точки, обрисовывающие контур произведения. Контур по точкам прописывают кистью. Так рисунок по трафарету переводят на утраченный участок росписи.

 

4. Нанесение покровного лака и завершение реставрации

Покровный лак выполняет следующие функции:

· Выявляет утратившуюся в ходе реставрационных процедур тональность авторской живописи

· Создаёт легкорастворимую плёнку между первоначальным авторским слоем и красочным слоем реставрационных тонировок

· Закрепляет нижележащие слои старых лаков

· Создаёт новое (реставрационное) защитное лаковое покрытие, обеспечивающее лёгкую удаляемость и матовость поверхности, что чрезвычайно важно для настенных росписей в технике масляной живописи.

Для нанесения покрытия после завершения всех реставрационных работ чаще всего используются специально приготовленные лаки с добавлением очищенного воска. Воск придает влагостойкость смоляным лакам и снижает глянцевитость покрытия, что важно для настенной живописи, особенно в помещениях с повышенной влажностью.

При нанесении лака требуется внимательно следить за тем, чтобы он равномерно распределялся по всей поверхности и ложился тонким слоем. Меры безопасности при этом действуют те же, что и при работе с горючими жидкостями.

 

 

Материалы

Для укрепления штукатурных оснований:

· Штукатурный раствор для бортовой обмазки – раствор с вяжущим, состав которого аналогичен составу уклепляемого штукатурного слоя.

· Эмульсии или растворы из клеящего вещества в органических растворителях с полярными свойствами – для укрепления деструктированного штукатурного слоя, обеспечивают сцепление деструктированных частиц: шеллак, ПХВ, кремнийорганическая смола.

· Воско-канифольно-кальциевое водонерастворимое мыло – хорошо проникает в поры деструктированного штукатурного слоя благодаря подвижности растворителей

· Составы для инъектирования – ПХВ, известково-казеиновый, на основе гашеной извести с добавлением САК, на основе извести-кипелки; на основе тонкомолотого цементного клинкера

Для укрепления красочного слоя:

· Коллагеновые клеи - большая группа белковых (животных) клеёв. В реставрационной практике используют главным образом осетровый клей – лучший из рыбьих клеёв.

● Поливиниловый спирт (ПВС) – заметно улучшает эластичность клеевой плёнки; синтетический, бесцветный, водорастворимый полимер, пластифицируется водой и глицерином.

● Воско-смоляные составы – приготовляются из очищенного воска и мягких смол и разбавляются до получения рабочей пасты пиненом или скипидаром: пчелиный воск, мягкие смолы, канифоль, даммара, мастикс, мягкий копал, воско-смоляные мастики.

● Водонерастворимые мыла – обладают положительными качествами дл


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.