История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-12-20 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И. – то, что измеряется тестом на интеллект. (Эдвин Боринг)
И. – обобщенная способность к обучению.
И. – способность к отвлеченному абстрактному мышлению.
И. – способность, обеспечивающая эффективную адаптацию, поведение человека в сложной среде.
И. – система всех познавательных способностей, функций.
И. – предрасположенность рационально действовать в новой ситуации.
(6 опр.)
В психодиагностике рассматривается, прежде всего интеллект, измеренный и выраженный с помощью количественных показателей.
Бывают иерархические, факторные модели, внефакторные
Среди теорий интеллекта выделяют 2 принципиально различные модели:
1. Английская школа – иерархическая модель интеллекта, или модель G-фактора. Автор – Спирмен. Придерживались Айзенк, Кеттел, Гилфорд.
С точки зрения Спирмена, группа различных показателей способностей находится во взаимосвязи, определяя одну способность.
2. Американская школа – мультифакторная модель. Автор – Терстоун на основе работ Келли.
Терстоун на основе работ Келли разработал статистический аппарат, позволяющий определить минимальное количество факторов матрице, которое определяет способности человека к выполнению всего теста.
Терстоун считал, что нет оснований для применения коэф. IQ. По Терстоуну интеллект – профиль в виде оценок по первичным факторам.
В дальнейшем более сложные модели:
3. По Гилфорду.
Модель основана на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей.
Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого в итоге результата (рис. ниже).
|
Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое измерение модели:
· понимание информации (С),
· запоминание (М),
· дивергентное мышление, или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией (D),
· конвергентное мышление, или производство логически обоснованных выводов (N)
· оценивание — сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (Е).
Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявления информации.
· образная (F),
· символическая (S),
· семантическая (М)
· поведенческая (В).
Третье измерение — это продукт, результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию. Результаты предстают в виде относительно раздельных элементов:
· единиц (U),
· классов (С),
· отношений (R),
· систем (S),
· трансформаций (Т)
· импликаций (I).
Таким образом, предполагается существование 120 (5x4x6) факторов интеллекта, каждый из которых включает сочетание трех условных обозначений, соответствующих типу операции, форме предъявления информации и полученному результату.
4. По Айзенку
Схематически его модель также выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные модальности:
· интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т. д.),
· тестовый материал (вербальный, пространственный и т. д.),
· «качество» (скорость и сила интеллектуальных процессов).
Сразу поясним, что сила (мощь) интеллекта складывается из настойчивости в выполнении заданий и склонности к проверке ошибок
5. По Кеттелу (ретикулярная факторная модель)
В этой концепции предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного (gc).
Каждое проявление способностей, выраженное в деятельности, — это, согласно Кеттеллу, функция определенных факторов, относящихся к трем классам.
1. Центральные (или общие) способности обусловлены структурными и функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние все познавательные процессы. Центральные способности — основа текучего интеллекта.
|
2. Локальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности. Факторы, входящие в локальные способности, оказывают несколько более ограниченное влияние на успешность выполнения тестов, чем те, которые относятся к центральным способностям.
3. Факторы-операции в отличие от центральных и локальных способностей более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Кеттелл относит их к кристаллизованному интеллекту.
6. По Стенбергу (триадная теория интеллекта)
Состоит она из трех частей — контекстуальной, компонентной и экспериментальной.
В контекстуальной, части постулируется, что интеллект — это психическая активность, связанная со способностью индивида приспосабливаться к изменениям в своей среде так, чтобы это приспособление оптимально удовлетворяло требованиям среды.
В компонентной части определяются некоторые элементарные познавательные процессы, способствующие оптимальной гармонии между средой и индивидуумом. Компоненты есть: информационно-процессуальный, метакомпоненты, исполнительные компоненты.
В экспериментальной части теории, указывается на то, что интеллект наиболее отчетливо проявляется в задачах или ситуациях, в которых действуют элементарные когнитивные процессы.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!