П/д как отрасль научного познания. предмет и объект п/д — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

П/д как отрасль научного познания. предмет и объект п/д

2022-12-20 37
П/д как отрасль научного познания. предмет и объект п/д 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

П/д как отрасль научного познания. предмет и объект п/д

Т-н П/д был введен Германом Роршехом в 1921 году в психиатрии в монографии метод «Чернильных пятен». Т-н начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормы развития или как определение состояния конкретного объекта (индивида) семьи, мал. группы, или определение психической функции у опр. лица. Существуют широкие и узкие определения п/д от общей теории исследований до тестов в опр. области.

Опр. Бурлачука: П/д – наука о принципах и методах распознания клинических явлений с целью установления индивидуальных особенностей этих явлений, прогноза их развития и разработки путей их совершенствования и коррекции.

Крат. Опре: П/д – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.

П/д – направление психологических исследований, целью которых является:

1)Определение уровней развития псих-физ функций, процессов, состояний и свойств личности;

2) установление структурных особенностей каждого из них;

3) распознавание состояний человека при действии различных стимулов, стрессоров, фрустр.                или иных сложных ситуаций;

4)определение потенциала человеческого развития

Объектом п/д является человек или группа людей. Предмет – определенные св-ва и ф-ции данного человека или группы.

Структура и связи п/д. Сферы применения.

Структура психодиагностики:

Выделяют:
Общую п/д - которая занимается:
1-закономерностями внесения волидных и надежных диагностических суждений
2- разрабатывают правила диагностических умозаключений.
Частная п/д - относится к сфере практической деятельности психолога (образовательная, клиника, профессиональная психодиагностика и т.д.)

Связи психодиагностики:

Общая п/д преимущественно связана с общей, экспериментальной, дифферен. психологией

Частная п/д связана с медициной, возрастной, консультативной, военной, спортивной и тд…

Выделяют 2 вида п/д исследований:

1)В которых диагност предстает в роли психолога – исследователя. Психолог – исследователь ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, при этом он использует «известных», т.е. определенных по какому-то признаку, испытуемых и принебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью.

2)Диагност-практик ориентирован именно на индивидуальные отличия, осуществляет поиск известных закономерностей в неизвестных обследуемых.

Сфера применения п/д:

Сфера образования и воспитания: диагностика выступает как обязательные задания, средства решения многих задач (контроль за интел. и личностн. особ, оценка шк зрелости, выявл причин неусп, отбор в шк и классы, реш проблем трудных детей…)

Сфера медицины: в психиатрических (исслед. для уточнения и постан. диагноза оценка эффектив. терапии), неврологических, соматических клиниках.

Трудовая сфера: профотбор, профконсультирование, профобучение, оптимиз. проф. деят-ти.

Судебная экспертиза; Психологическое консультирование; армия, полиция,спорт…

Роль п/д в решении задач практической психологии

Основные подходы к п/д (теоретический и практический)

Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Таким образом, теоретическая психодиагностика задается перечислением трех областей психологического знания: предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.

практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, и богатый клинический, да и житейский опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.

Диагноз и прогноз.

Диагноз – конечный результат деятельности психолога, направлен на описание выясненной сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, возможного дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Диагноз тесно связан с понятием прогноз.

Прогноз – возможность предсказать на основе диагностических данных поведение, реакции ч-ка, эффективность деятельности или результат его общения с людьми.

Несмотря на то, что понятие диагноз вышло из медицины, психологический диагноз имеет свои отличия от м-го: медицинский диагноз прочно связывает его с понятием болезни, отклонение от нормы, в то время как психологический диагноз должен описывать и объяснять совокупность и индивидуальность человека.

Св-ва и кач диагноза: Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Должен быть структурированным, т.е. разнообразные параметры состояния ч-ка приводятся в определенную систему (групп. по уровню значимости, родств. происхождения, по взаимовлиянию). Взаимодействие различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отражают в форме диагностограммы. Один их простейших вариантов д-граммы – психодиагностический профиль. Ф-ция психологического диагноза – выявление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и при патологии.

Схема психологического диагноза:

1.Описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

2. Изучение механизмов процесса регуляции деятельности

3. Психофизиологическая диагностика. Механизмы, от которых зависит протекание психических процессов.

4. Ответ о том, как и в каких условиях формировалась психика обследуемого.

Классификация уровней диагноза:

1)Симптоматический и эмпирический (констатация симптомов, на которых строится вывод);

2)Этнологический (причины возникновения);

3)Типологический (опред места и значения данных в целостной картине личности)

Виды диагноза:

1)Нозологический (описание только симптомов заболеваний)

2)Функциональный (3 части: клиническая, психологическая, социальная)

Позволяет понять структуру клинических нарушений, ответить на вопросы – как у личности и в какой среде возникают нарушения.

 

6. Актуальные вопросы современной п/д

Функции и происхождение тестов, принципы их построения, вопросы нормы, интерпретации, надежности и валидности, социальные и этические вопросы применения тестов; подробно рассматриваются тесты общего интеллектуального развития, тесты отдельных способностей, тесты достижений, личностные тесты.

1)Дефицит психологической лит-ры методического х-ра;

2)Запросы проведения и высокое качество методик, отвечающих необх. требованиям.

3)Проблемы соотношения тестовой и клинической п/д

4)Проблема валидности надежности

5)Проблемы, связанные с изучением и-та, способностей, уровня достижений;

6)Проблемы п/д личности;

7)Проблемы оценки психического развития;

8)Проблема критики тестов.

История зарубежной п/д

 

Сэр Френсис Гальтон – родоначальник дифференциальной психологии. Гальтон ввёл инструмент измерений – тест. 1884г. – Гальтон ознакомил широкую публику с созданными им тестами. В 1888г. применил метод вычесления коэффициента корреляции. Являясь создателем первых тестов интеллекта, был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных особенностей.

1890г. – Дж.Кеттелл ввёл понятие «умственный тест».

1921г. – Роршах – книга «Психодиагностика»

1939г. – Д.Векслер – тест интеллекта.

1940-е – Миннесотский многофакторный опросник (MMPI)

1960-е – появление компьютеризированных тестов (одним из первых стал MMPI)

В 1960 – 70-е годы тесты подвергаются критике (их обвиняют в недостатке валидности и пр.)

1974г. – учреждение Международной тестовой комиссии

Структура п/д заключения.

1. Результаты клинико-психологического заключения:

В этом пункте отражаются данные, поставленные задачей исследования и полученные в результате беседы психолога с больным, наблюдением за его поведением во время исследования, изучения продуктов его творчества. Данные дополняются сведениями, полученными в беседе с родителями, сослуж, персоналом. При изложении клин-псих данных учитываются жалобы, уделяется внимание самооценке его психического состояния, настроение, самочувсвтсвие.

2. Результаты экспериментально-психологического заключения:

В вводной части хар-ться способность испытуемого понимать и удерживать инструкции к м-кам, принимать помощь и корректировать ошибки.

В первой части излагаются р-ты инструментального исследования познавательной деятельности испытуемого.

Во второй части представляются результаты эмоционального состояния испытуемого в момент исследования и сфера его личности. По возможности указываются психологические механизмы в сфере деятельности и соц. адаптации, их динамика и психокоррекция.

3. Выводы или резюме:

Формируются выводы, отражаются важные данные, полученные в исследовании. Эти данные должны формироваться в обобщенном виде, н-р, отнесения выявленных нарушений к определенному классу, типу.

Биографический метод.

Биографический метод — один из методов психодиагностики, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности, позволяет изучить личность в процессе развития.

Варианты биографического метода включают:
1) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое на основании сведений, почерпнутых из документальных источников;
2) длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа (исследования проводятся на протяжении жизни человека);
3) каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.

Традиционный биографический метод - описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документальных источниках - продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях современников и т.д. Ретроспективное воссоздание жизненного пути имеет ряд преимуществ перед объективным сегодняшним исследованием: исследователь хорошо представляет себе последствия решений и поступков описываемого им человека, его роль в общественной жизни, знает исторический контекст его развития, владеет широкой панорамой событий. Все это способствует пониманию целостности описываемой личности.

Контент-анализ - один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. (не знаю, нужно сюда это или нет)

Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой»

 

Особенности проективных методик:

1) неопределённость, неоднозначное использование стимулов;

2) отсутствие ограничивающего в выборе ответа;

3) отсутствие оценки ответов испытуемых как правильных или ошибочных.

Проективные методики не являются заменой психометрическим методикам. Назначение проективных методик – исследование идиоматичной внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как организация жизненного опыта.

1) Проективные методики могут удачно дополнять психометрические, позволяя заглянуть в то, что глубоко скрыто, что ускользает при традиционном методе исследования.

2) Стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различные интерпретации. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего с его личностным значением, которое придаётся ему испытуемым.

Виды проективных методик.

Классификация по Бурлачуку:

1. Конститутивные. Испытуемым предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл.

2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали, фигурки людей, животных, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сцена-тест.

3. Интерпретативные. Необходимо истолковать, проинтерпретировать какую-либо ситуацию или событие. Тематический апперцептивный тест.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Психодрама.

5. Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы диагностируются по изменениям, которые вносит испытуемый в средства коммуникации. Например, речь или почерк.

6. Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему.

7. Импрессивные. Методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Например, методика Люшера.

8. Аддитивные. В методиках требуется завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории.

 

 

 

 

 

 

П/д как отрасль научного познания. предмет и объект п/д

Т-н П/д был введен Германом Роршехом в 1921 году в психиатрии в монографии метод «Чернильных пятен». Т-н начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормы развития или как определение состояния конкретного объекта (индивида) семьи, мал. группы, или определение психической функции у опр. лица. Существуют широкие и узкие определения п/д от общей теории исследований до тестов в опр. области.

Опр. Бурлачука: П/д – наука о принципах и методах распознания клинических явлений с целью установления индивидуальных особенностей этих явлений, прогноза их развития и разработки путей их совершенствования и коррекции.

Крат. Опре: П/д – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.

П/д – направление психологических исследований, целью которых является:

1)Определение уровней развития псих-физ функций, процессов, состояний и свойств личности;

2) установление структурных особенностей каждого из них;

3) распознавание состояний человека при действии различных стимулов, стрессоров, фрустр.                или иных сложных ситуаций;

4)определение потенциала человеческого развития

Объектом п/д является человек или группа людей. Предмет – определенные св-ва и ф-ции данного человека или группы.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.