Глава 1. Теоретические основы изучения формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска»

2022-12-20 34
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Современное общество как психо- и биосоциальная структура испытало за последнее время множество возмущений в форме дестабилизации социальных, политических и экономических процессов. Для людей – это стрессовая ситуация, в которой, при отсутствии мобильного мышления, устойчивости психики и обычного физического здоровья, рассчитывать на сохранение благоприятной динамики процессов «рождаемость – смертность» в масштабах страны невозможно.

Поэтому очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь, требует подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений.

Семья является одной из сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. Кроме того, организация учебно-воспитательного процесса отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса. Среди единичных попыток реализовать здоровьесберегающий подход уже появились более системные исследования о создании службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании саногенного мышления как основы здорового образа жизни в рамках образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования [3].

Для улучшения положения необходима грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям использующего адекватные и нетрадиционные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Наиболее эффективно данный процесс, по мнению педагогов и психологов, реализуется в первейшем институте социализации, воздействующем напрямую на процесс социализации и развития ребенка – в семье.

Начало обучения связано с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, ведёт к повышенной заболеваемости.

За период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья и привития навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Влияние учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие [5, c. 28].

Тема исследования: Формирование здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Проблема исследования – психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска»?

Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Цель исследования - выявить и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Гипотеза исследования. Формирование здорового образа жизни среди детей из семей «группы риска» будет эффективным, если:

1) у читывать индивидуальные и возрастные особенности детей из семей «группы риска»;

2) … (пока нет формирующего эксперимента, рано прописывать)

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Охарактеризовать детей из семей «группы риска».  

3. Изучить особенности семей «группы риска».

3. Выявить условия формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска.

 4. Разработать и экспериментально проверить программу, направленную на формирование здорового образа жизни среди детей из семей «группы риска».

Методологической основой исследования являются системный и деятельностный подходы.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Митина, В.Г. Афанасьев А. Маслоу, К. Роджерс и др. Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта в процессе взаимодействия с семьей занимают исследования отечественных ученых В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Проблемы социализации детей и подростков в семьях «группы риска» отражены в трудах Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева, Г.М. Потанина и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей из семей «группы риска» занимаются C.А. Беличева, A.C. Белкина, В.Г. Бочарова, А.И. Кочетов, И.В. Павлов, Н.В. Ялпаева и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследовани я:

1) теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы;

2) эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, эксперимент;

3) методы количественного (потом впишешь коэффициенты для подсчета данных) и качественного анализа проведенного результата исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанную и реализованную программу по формированию здорового образа жизни среди детей из семей «группы риска» могут использовать в своей работе психологи, социальные педагоги и классные руководители в образовательных учреждениях.

Опытно-экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ….. 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

Выводы по главе 1

 

Будущее Отечества, его экономическое процветание зависят от здоровья нации и прежде всего молодежи. Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования. Здоровьесбережение стало атрибутом образовательного процесса в школах, СУЗах и ВУЗах. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности преподавателей, медицинских работников, социальных педагогов, психологов, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем. В то же время в стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья детского населения. В современных российских учебных заведениях обязательного и дополнительного с жесткой унификацией и стандартизацией образовательного процесса состояние здоровья учитывается недостаточно. В большинстве из них работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер.

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает правильно или искаженно, родитель относится к нему - избегают его, недовольны или, признают его автономность или ущемляют его, доброжелательно относятся к нему или нет. Ребенок также формирует свое отношение: любит ли он родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями. Такая позиция не благоприятствует приспособлению ребенка к более широкой социальной среде мешает созданию нормальной атмосферы в семье. Чувство, что он не любим, может постепенно развиваться у ребенка вследствие эмоциональной холодности, авторитаризма родителя, их не способность включить ребенка в общие дела семьи [13, c.60].

Гуманные чувства и отношения, которые усваиваются ребенком в семье, в будущем становятся нормой его поведения, определяя его позицию. Личный пример родителей, их убеждения, идеалы, общественно-полезная деятельность, чуткое отношение к людям, ко всему миру, их отношения к труду, к школе, к вопросам образования, целеустремленность, честность, ответственность за свои действия и многое другие положительные качества человека являются существенными факторами успешного воспитательного процесса. Благоприятные условия, которые создаются в семье для воспитания моральных, культурных качеств личности, способствуют развитию ее индивидуальности.

Деятельность психолога предполагает работу со всеми участниками педагогического процесса – учениками, учителями, родителями, должна проводиться последовательно, в доступной для восприятия форме и быть достаточно разнообразной. Работа включает: семинары – практикумы, выступления на педсоветах, родительских собраниях, МО; индивидуальные и групповые консультации учеников, учителей, родителей; проведение факультативов, работу «клубов по интересам», участие в школьных мероприятиях, выступления в СМИ; подготовку рекомендаций, информационных стендов и буклетов и т.д.

Таким образом, значимость информации, приобретаемой учащимися на занятиях по здоровому образу жизни, напрямую зависит от степени их участия в процессах познания и в стремлении понять окружающий мир, что способствует приобретению и накоплению ими личного опыта и влияет на осмысление учащимися своих действий и поступков.

Пропаганда ЗОЖ в рамках учреждения образования предполагает использование всех форм, методов и видов деятельности, благодаря которым может быть получен положительный результат, рассчитанный на конкретные действия всех заинтересованных лиц, где «главным героем» и действующим лицом, конечно же, должен быть ребенок. Создание в коллективе эмоционально стабильной обстановки, направленной на укрепление нервной системы и здоровье ученика, развитие творческих и личностных качеств ребенка, снижение необоснованной тревожности и нейтрализации стрессов и конфликтов, стабилизации рабочей атмосферы в коллективе, – все это результат профессиональных действий специалиста, который способен разобраться в ситуации и направить ее в позитивное русло.


 

Выводы по главе 2

 

В соответствии с целями и задачами работы нами были определены педагогические условия экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни учащихся из семей «группы риска».

Цель опытно-экспериментальной работы: оценить эффективность предложенных нами педагогических условий, формирующих культуру здорового образа жизни учащихся из семей «группы риска».

В нашем исследовании принимали участие 32 ученика 6 классов, в возрасте 11-13 лет, в том числе 23 мальчика и 9 девочек, разделенных стихийно на две группы16 учащихся 6 классов, которые состоят на социально-педагогическом учете по причине отнесения их семей к семьям «группы риска» - в 8 семьях злоупотребляют алкоголем, 4 семьи находятся в тяжелом материальном положении, 3 семьи – тяжело болеет единственный родитель, 3 семьи – родители уклонятся от воспитательных воздействий, дети предоставлены сами себе.

Методами практического исследования были: тестирование, анкетирование.

На констатирующем этапе исследования общий уровень осведомленности о ЗОЖ недостаточный и составляет 87,5% от общего числе респондентов. У 12,5% отмечается достаточный уровень осведомленности о ЗОЖ.

Проанализировав привычки питания и активность в занятиях спортом и физической культурой мы сделали вывод, что образ жизни наших респондентов далёк от здорового и формирование культуры здорового образа жизни является необходимой задачей для подрастающего поколения.

Главная цель функционирования психологической службы образования – обеспечение психологического здоровья учащихся. Эта цель определяет основные задачи психологической службы и обуславливает основные принципы, к которым следует отнести личностно-ориентированный подход к личности, как к безоговорочной уникальной и неповторимой, с учетом особенностей, свойственных именно этой личности.

Деятельность психолога предполагает работу со всеми участниками педагогического процесса – учениками, учителями, родителями, должна проводиться последовательно, в доступной для восприятия форме и быть достаточно разнообразной. Работа включает: семинары – практикумы, выступления на педсоветах, родительских собраниях, МО; индивидуальные и групповые консультации учеников, учителей, родителей; проведение факультативов, работу «клубов по интересам», участие в школьных мероприятиях, выступления в СМИ; подготовку рекомендаций, информационных стендов и буклетов и т. д.

При оценке эффективности программы отмечаем, что наметившаяся тенденция к уменьшению количества заболеваний и средней их продолжительности, привлечение родителей к данному вопросу и активизация самих школьников позволяет судить о перспективности нашей программы.

Таким образом, работа педагога –психолога с детьми из семей «группы риска» по использованию нетрадиционных форм по здоровьесбережению имеет положительные результаты и требует продолжения.

 


 

Заключение

 

В течение последнего десятилетия повышенный интерес социологов, психологов, педагогов и медиков вызывают проблемы, связанные с взаимовлиянием образа жизни людей на их здоровье. Активно изучается категория «Здоровый образ жизни», получившая право гражданства в медицинских, гигиенических и социологических исследований.

Социально-экономические преобразования, переход к новому уровню общественного развития в России не мог не сказаться на физическом и духовном развитии детей.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонение физического здоровья и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости по таким формам как ожирение, функциональные отклонения, нервно-психические расстройства, хронические и аллергические заболевания.

Негативное воздействие на состояние ребёнка оказывает недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и сохранения здоровья детей, непросвещённость родителей по этому поводу, неадекватная система физического воспитания. Влияет так же микроклимат в семье, культура межличностных отношений, в связи с чем, одной из приоритетных задач является не только сохранение здоровья учащихся, Нои формирование ценности здорового образа жизни.

Проблема здоровья подрастающего поколения помимо общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное значение для любого общества, любого государства.

Под формированием здорового образа жизни мы понимаем типичные формы и способы повседневной деятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико – социальные и психолого – педагогические аспекты его формирования. – Новосибирск, 2016, 27с.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 2014. – 78с.

3. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение; вопросы теории и практики. – Новосибирск, 2015. – 95с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 2016, 560с.

5. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества / Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского//[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://e-libra.ru/read/484781-osnovy-gumannoy-pedagogiki-kniga-5-uchitel.html. – М.: Педагогика, 1989. – 280с.

6. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования. // Педагогика. 2015. - №2. С.26.

7. Ахвердова О.А., Боев И.В. Многовекторный клинический анализ токсикоманий, наркомании у подростков // Методические рекомендации. –Ставрополь, 2017.

8. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга // Учебное пособие. – Ставрополь, 2017, 273с.

9. Бакштанский В. Л. Менеджмент вашего здоровья / В.Л. Бакштанский, О.И. Жданов. - М.: Perse, 2015. – 220 с.

10. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 2018. - 208 с.

11. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физ. культуры. 2015, № 4, с. 29-31.

12. Баранчукова Г.А. Школа, содействующая здоровью и образованию в области здоровья // Ребенок и Север: проблемы и перспективы формирования здоровья детей и молодежи в экстремальных условиях среды обитания. – Мурманск, 2009, С. 45-46.

13. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spblib.ru/catalog/-/books/3862607-osnovy-licnostno-orientirovannoj-pedagogiki

14. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика, 2016, №1, с. 9-11.

15. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0484/2_0484-1.shtml

16. Богданов Г. П. Школьникам - здоровый образ жизни: Внеуроч. занятия с учащимися по физ. культуре / Богданов Г.П. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 189 с.

17. Боев И.В., Ахвердова О.А., Ерошенко Н.Н. Индивидуальные проблемы психологического консультирования психологической коррекции подростков, располагающихся в различных диапазонах конституционально – континуального пространства. – Ставрополь, 2012, 27с.

18. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nashaucheba.ru/v13774

19. Быков В.С. Изучение ценностных ориентаций и установок у учащихся и родителей к средствам сохранения здоровья // Здоровье. Образование. Опыт и перспективы деятельности локальной образовательной системы по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства. Материалы городской научно-практической конференции. – Челябинск, 2017. – 152с.

20. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:12407/Source:default

21. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ksderbenceva.ucoz.ru/dokumenty/gigiena_fizicheskogo_vospitanija_i_sporta.pdf.

22. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). - Кишинев: Штиинца, 2016. - 162 с.

23. Воронцова В.Г. Аксеологические аспекты готовности учителя к решению проблемы гуманизации образования // Гуманизация образования. – СПб., 2014. с.15-36.

24. Гершунский Б.С. Философия образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/25871308-Gershunskiy-b-s-filosofiya-obrazovaniya-1998.html.

25. Грезнева О.Ю. Педагогическая валеология. Основные понятия. – Липецк, 2015. – 250 с.

26. Губарева Л.И. Экологический стресс: монография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://spblib.ru/en/catalog/-/books/10196282-ekologicheskiy-stress

27. Долецкий С.Я. Все начинается с детства. – М., 2016, 208с.

28. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. – СПб., 2015. – 54с.

29. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. – СПб., 2016. – 78с.

30. Захаревич Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности: Дисс…к.п.н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.dissercat.com/content/valeologicheskie-osnovy-strategii-pedagogicheskoi-deyatelnosti-na-materialakh-nach-obucheniy.

31. Здоровый город – здоровые дети: Материалы региональной научно – практической конференции / Под ред. Т.Б. Сергеевой. – Вып. 2. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2017. – 120с.

32. Здоровый образ жизни/Сост.:Р.И.Галкина,А.И.Краснова,Ф.М.Ким. - СПб.: Русь, 2017. - 140с.

33. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. / Под ред. Г.М. Соловьева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2016, 496с.

34. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:19162/Source:default.

35. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 2015. – 119с.

36. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология, Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journal.valeo.sfedu.ru/journal/1996.

37. Кушнина Е. Г. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.-практ. пособие для студентов небиол. специальностей пед. вузов / Е.Г. Кушнина, Е.А. Романова; под общ. ред. В.П. Соломина; Федер. агентство по образовнию, Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2017. - 271 с.

38. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stomfaq.ru/yu-p-lisicin-obshestvennoe-zdorovee-i-zdravoohranenie-uchebnik/index.html.

39. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2015, № 3, с. 11-14.

40. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. Медико-социальные аспекты. – М.: Медицина, 2017, 192с.

41. Минеева Л.Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-u-studentov-universiteta-gotovnosti-k-proektirovaniyu.

42. Муравьева В.Н. Стратегия оздоровления детей и подростков в условиях крупного города (концептуальные подходы и механизм реализации). – М., 2009.

43. Муравьева В.Н., Шаповалова И.А., Соколова И.Ю. Технологии формирования здоровья, основ здорового образа жизни, условий безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста: проблемы, опыт, перспективы. – Ставрополь, 2018. – 148 с.

44. Найн А.А., Сериков В.В. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика, 2018, №6, с.53-57.

45. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 2015, №4, с.3-8.

46. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М.: МГУ, 2015. - 80 с.

47. Оздоровительные технологии XXI века: под девизом "Физическая культура и здоровый образ жизни против наркотиков": Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 3-5 дек. 2018 г., г. Челябинск - Челябинск: Урал. акад., 2018. - 230 с.

48. Педагогический поиск // Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/.

49. Прикот О.Г. О ценностном подходе к педагогическому проектированию // Наука и школа, 2016, №4, с.35-41.

50. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2018, 176с.

51. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. - 416 с.

52. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова. В 2-х т. Т.1. – М., 2016, 361 с.

53. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к региональной системе // Преподаватель, 2016, №3, с.29-32.

54. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://search.rsl.ru/ru/record/01000628295

55. Сериков С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. – Челябинск, 2016. – 79с.

56. Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н. Проблемы обучения и оценки состояния здоровья населения // Гигиена и санитария, 2014, №8, с.33-36.

57. Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. Основные аспекты здорового образа жизни // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть 2. – Челябинск, 2017, 195с.

58. Усаков В.И. Психолого – педагогический аспект комплексного подхода к оценке здоровья человека // Валеологические аспекты оборудования. – Барнаул, 2016, с.51-52.

59. Устав (Конституция) Всемирной Организации здравоохранения // ВОЗ. Основные документы. – 39-е изд. / Пер. с англ. – М.: Медицина, 1995, - 208с.

60. Уткина Л.И. Реализация валеологического компонента в системе повышения квалификации педагога // Дисс…к.п.н. – Санкт – Петербург,2016,

61. Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015, № 2, с. 12-16.

62. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycholog-yulia.ucoz.com/konspekt/khukhlaeva_o.v-tropinka_k_svoemu_ja.doc

63. Шаврина О.И. К истории вопроса о формировании духовного миропониания учащихся // Валеология. Психогигиена. Психосоматика (Материалы международной конференции). – М., 2016, с.31-33.

64. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. – Новосибирск: Наука, 2018, 136с.

 


 

Приложения

 

 

Введение

 

Современное общество как психо- и биосоциальная структура испытало за последнее время множество возмущений в форме дестабилизации социальных, политических и экономических процессов. Для людей – это стрессовая ситуация, в которой, при отсутствии мобильного мышления, устойчивости психики и обычного физического здоровья, рассчитывать на сохранение благоприятной динамики процессов «рождаемость – смертность» в масштабах страны невозможно.

Поэтому очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь, требует подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений.

Семья является одной из сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. Кроме того, организация учебно-воспитательного процесса отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса. Среди единичных попыток реализовать здоровьесберегающий подход уже появились более системные исследования о создании службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании саногенного мышления как основы здорового образа жизни в рамках образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования [3].

Для улучшения положения необходима грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям использующего адекватные и нетрадиционные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Наиболее эффективно данный процесс, по мнению педагогов и психологов, реализуется в первейшем институте социализации, воздействующем напрямую на процесс социализации и развития ребенка – в семье.

Начало обучения связано с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, ведёт к повышенной заболеваемости.

За период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья и привития навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Влияние учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие [5, c. 28].

Тема исследования: Формирование здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Проблема исследования – психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска»?

Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Цель исследования - выявить и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска».

Гипотеза исследования. Формирование здорового образа жизни среди детей из семей «группы риска» будет эффективным, если:

1) у читывать индивидуальные и возрастные особенности детей из семей «группы риска»;

2) … (пока нет формирующего эксперимента, рано прописывать)

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Охарактеризовать детей из семей «группы риска».  

3. Изучить особенности семей «группы риска».

3. Выявить условия формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска.

 4. Разработать и экспериментально проверить программу, направленную на формирование здорового образа жизни среди детей из семей «группы риска».

Методологической основой исследования являются системный и деятельностный подходы.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Митина, В.Г. Афанасьев А. Маслоу, К. Роджерс и др. Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта в процессе взаимодействия с семьей занимают исследования отечественных ученых В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Проблемы социализации детей и подростков в семьях «группы риска» отражены в трудах Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева, Г.М. Потанина и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей из семей «группы риска» занимаются C.А. Беличева, A.C. Белкина, В.Г. Бочарова, А.И. Кочетов, И.В. Павлов, Н.В. Ялпаева и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследовани я:

1) теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы;

2) эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, эксперимент;

3) методы количественного (потом впишешь коэффициенты для подсчета данных) и качественного анализа проведенного результата исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанную и реализованную программу по формированию здорового образа жизни среди детей из семей «группы риска» могут использовать в своей работе психологи, социальные педагоги и классные руководители в образовательных учреждениях.

Опытно-экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ….. 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска»


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.