Внезапность или постепенное вызревание? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Внезапность или постепенное вызревание?

2022-12-20 32
Внезапность или постепенное вызревание? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Почти все исследователи первобытного искусства, в том числе и те, кто отстаивает альтернативные гипотезы, сходятся в одном: искусство не могло возникнуть внезапно, «из ничего». Самые ранние образцы живописи, графики и пластики порождают у наблюдателя впечатление об уже давно сформировавшейся изобразительной деятельности. «...Подчеркивая своеобразную зрелость раннеориньякских памятников, можно сказать, что мы имеем «дитя без матери». Не зная ни его рода, ни племени, мы встречаемся с сюжетным творчеством уже в достаточно сложившемся состоянии. Загадкой остается не только его длительное эмбриональное становление, но и младенчество. Подпочву этого развития следует искать в неандертальской среде мустьерской эпохи. Другого выбора археологическое прошлое человечества нам не оставляет» (Столяр, 1985:122). В то время, когда А. Д. Столяр писал эти строки, еще не была открыта пещера Шове, где искусство раннего ориньяка оказалось чуть ли не самым «зрелым» из всей верхнепалеолитической живописи, которую мы сегодня знаем.

Я. Елинек отмечает, что древнейшие произведения искусства «появляются внезапно, будучи при этом слишком совершенными в техническом и художественном отношении, чтобы их можно было рассматривать как первые, несмелые опыты человека». Он считает, что первые художественные опыты палеоантропов до нас не дошли, поскольку наносились на предметы из нестойких материалов. «Органические материалы, такие как дерево, кора, кожа и т.д., которые, несомненно, играли огромную роль как в материальной культуре, так и в художественном творчестве первобытного человека, в большинстве своем не сохранились. Обнаружение значительных количеств красной краски в культурных слоях мустьерского времени также недвусмысленно говорит о том, что позднепалеолитическому искусству вне всякого сомнения предшествовало довольно продолжительное развитие» (Елинек, 1983: 465). Иными словами, Я. Елинек развивает ту же идею: очень трудно себе представить, чтобы до верхнего палеолита изобразительного искусства не было, а потом оно возникло, как бы из ничего без какого-либо «эмбрионального» развития и сразу, полное совершенства, яркими красками выплеснулось на стены пещер или воплотилось в блестящих произведениях мелкой и крупной пластики. Но так считают не все. Среди археологов-палеолитоведов (особенно тех, кто непосредственно не занимается проблемами искусства) есть и такие, кто не видит особой проблемы в том, что искусство появляется внезапно в начале верхнего палеолита (Праслов, 1991: 47).

Представление о том, что искусство появилось внезапно, «из ничего», иногда называют внеисторичным. При этом как-то упускается из виду, что «из ничего»

 

==135


- это всего-навсего метафора и что в данном случае речь идет об особой внезапности. Не искусство появилось внезапно. Внезапно появились произведения искусства, материализованные следы, остатки изобразительной деятельности - живопись, графика, пластика. Причем и в этой внезапности есть особая специфика, при которой время как бы «сжимается»: при нынешних методах датировки палеолитических находок тысяча лет в ту или иную сторону особого значения не имеет. Конечно, можно, как Я. Елинек и многие его единомышленники, предполагать, что во время «эмбрионального» развития использовались нестойкие материалы, которые до нас не дошли, но все это, во-первых, не более чем умозрительные предположения и, во-вторых, они не объясняют самого явления.

Живопись, графика, пластика - это уже результат того, что у человека появилась способность к изобразительной деятельности. Появилась некая новая форма поведения, обусловленного очень многими предпосылками и причинами, среди которых важнейшее место занимает комплекс психофизиологических особенностей. Если искать истоки искусства только среди археологических материалов, то, как уже отмечалось выше, можно ничего и не найти, потому что прежде чем материализоваться на стенах пещер, скал и в виде пластических фигур, искусство должно было созреть в сознании человека. Если бы удалось ретроспективно проследить за этим созреванием, опираясь на археологические наблюдения и принимая во внимание особенности психики высших обезьян и человека, может быть, тогда стала бы более понятной и видимая внезапность или, говоря точнее, некий фазовый переход от одного состояния сознания к другому.

Фазовые переходы

Не только изобразительная деятельность не имеет явных следов эмбрионального развития. Членораздельная речь (не как набор звуков, а как набор звуковых знаков, т. е. как естественный язык) тоже появляется как бы на пустом месте, «из ничего». Хотя точнее было бы сказать, что процесс формирования органов, способных к полноценной артикуляции, проходил без каких-либо материальных следов, сохранившихся до нашего времени. Редчайшая находка - подъязычная кость от скелета «неандерталоида» из Кебары - сохранилась чудом, ибо такие хрящеподобные кости разлагаются вслед за мягкими тканями. То же можно сказать и о музыке как о неголосовом воспроизведении звуковых образов. Она тоже не имеет никаких следов предшествующей, «эмбриональной» стадии в своей эволюции. И еще много других особенностей человеческого поведения - как врожденных, так и приобретенных - не имеют видимых следов предыстории в жизни эволюционных предков современного человека и появились как бы без промежуточных стадий вызревания. Например, плач со слезами, потеря волосяного покрова на большей части тела, овладение огнем, тепловая обработка пищи, посуда из глины, ткачество, плавка металлических руд и т.д. Охотничья ловушка, которая, по выражению Ю.Липса, была «первой машиной», лук и стрела, колесо, понятийное мышление тоже не имели истоков и промежуточных фаз ни в биологической, ни в исторической эволюции вида Homo. Подобных внезапных качественно новых состояний человеческого сознания и его культуры (фазовых переходов) в истории много. Все они являются результатом не длительного эволюционного вызревания в недрах культуры, а качественно новыми ступенями развития.

К отдельным из перечисленных достижений культуры при желании можно подобрать соответствующие «прообразы» в природе, которые могли служить некими первичными импульсами для сознания древнейшего человека: извержения вулканов, наводнения, грозы, молнии и лесные пожары, ураганы и т.п. Можно, на первый взгляд, увидеть некую предтечу речи, музыке, танцам и архитектуре, на-

 

==136


пример, в дифференциации голосовых звуков у животных, в пении птиц, в брачных танцах у тех и других, в строительном инстинкте и т.п.

Однако, во-первых, все эти аналогии могут считаться истоками только на первый взгляд. На самом же деле между зачатками таких форм поведения у животных и соответствующими видами деятельности у людей лежит непреодолимая грань. Животные и птицы издают одни и те же звуки, исполняют одни и те же брачные танцы, строят одни и те же соты, норы, хатки, гнезда, и все это заложено генетически и повторяется из поколения в поколение. У людей рисуют, поют и играют на музыкальных инструментах, а также танцуют далеко не все, а очень незначительное меньшинство, и те, кто играет, поет и танцует, делают это по-разному, то же касается и всех остальных искусств.

Иногда говорят о рельефных или плоскостных природных объектах, которые в результате выветривания или иных процессов приобретают случайное внешнее сходство с человеком, зверем и т.п. Якобы они могли дать импульс к подражательным изобразительным действиям. Но если дело только в имитации, то тогда изобразительная деятельность должна была возникнуть не только у человека и раньше, чем у человека, у многих видов животных, способных к имитативным действиям. Ведь если очень настойчиво учить обезьян рисованию (см. ниже), а скворцов - речи, у них такая имитация иногда получается.

Поиски естественно-исторических истоков искусства показывают, что в целом можно говорить о двух типах таких истоков: внешних, как бы явных, но по существу механистических, и внутренних, скрытых, но, как представляется, вполне естественных. К первым относятся, прежде всего, пение, танцы и строительное искусство, хорошо видимые в инстинктивных действиях животных и птиц, у которых тоже есть «пение», брачные танцы и инстинкт сооружения сот, гнезд, нор и иных жилищ. Иногда они достигают таких «высот», что даже исследователипрофессионалы склоняются к гипотезам о сознательном или, по крайней мере, немотивированном биологическими раздражителями поведении (Лавик-Гудолл, 1974; Богатырева, Богатырев, 1993 и др.).

Есть также попытки увидеть «индивидуальность почерка» в изображениях, «нарисованных» обезьянами и их подобие рисункам маленьких детей (Кэрригер, 1969). Если в сходстве с детским рисунком (точнее, с младенческим), безусловно, есть предмет для научного анализа, то «индивидуальный почерк» обезьяны следует отнести к издержкам современного искусствоведения. На самом деле ни изобразительные искусства, ни музыка (на основе неголосовых звуков) не имеют явных природных корней не только на первый взгляд, но и при более пристальном поиске. К тому же и «очевидные» корни тоже обманчивы. Ни животные, ни птицы не могут произвольно менять структуру своей песни или рекомбинировать элементы брачного танца. Случаи изменения песни или танца у птиц или иных животных, выросших в среде другого вида, это тоже не произвольное изменение, а навязанное средой.

Между тем в природе есть вполне реальные эволюционные предшественники и искусства и языка, но для этого нужно рассматривать изобразительную деятельность и другие искусства не как некую загадочную и неуловимую субстанцию, а как информационные процессы, чем они на самом деле и являются по своей физической природе. Информационные процессы существовали в природе задолго до человека и существуют сейчас, независимо от человека.

Информация в природе

В живой природе информация передается разными путями, но самым фундаментальным, по-видимому, является аппарат наследственности. Элементы генетического кода выполняют информационные функции, подобные перестановкам

 

==137


букв в тексте (рекомбинации генов), замене одних букв другими или стиранию отдельных букв (хромосомные и генные мутации). Белки можно рассматривать как линейный текст, записанный 20 буквами, роль которых играют аминокислоты (Налимов, 1979: 196).

Поведение каждой особи в популяции животных складывается как бы из двух векторных компонент - наследственной и приобретенной. Первая задана жестко и контролируется генами, передается по наследству и изменяется только в результате мутаций. Вторая компонента поведения, приобретенная, порождается взаимодействием с другими особями и с окружающей средой, проявляется в виде условных рефлексов, по наследству не передается, но обладает значительно большей гибкостью. Получается как бы два канала, по которым циркулирует информация: внутренний и внешний (Шер, 1966; близкие точки зрения см.: Маршак, Маршак, 1981; 35; Cohen, 1968; Otte, 1995). Информация, передаваемая по внутреннему каналу, наследуется от предков и не зависит ни от самой данной особи, ни от среды обитания. По внешнему каналу информация передается комплексом различных сигналов (звуковых, моторных, запахов и т.п.), составляющих «язык» животных, который, в отличие от «языка» наследственности, включает в себя сигналы, идущие от внешней среды. Но и этот язык тоже генетически предопределен, закрыт, ограничен для каждого вида определенным набором сигналов, которые используются в отдельности и не могут связываться в цепочки, чтобы создавать таким образом новые сигналы. Трудно согласиться с утверждением М. Отта о том, что «передача генетической и культурной информации часто в эволюции противостояли друг другу (Otte, 1995: 336)». Скорее, здесь действовал принцип дополнительности, но не столько осознанно, сколько объективно. Однако это особый вид дополнительности, при котором наследственная компонента должна сохраняться неизменной (во избежание мутаций) а приобретенная компонента, культурная, должна, наоборот, меняться и совершенствоваться, иначе не будет прогресса.

Особенность сигнальной системы в живой природе состоит в том, что ни наследственная, ни приобретенная информация никогда не фиксируется на носителях, внешних по отношению к особи. Такие, казалось бы, случаи внешней фиксации сигналов, как маркировка территории у собак, волков, кошачьих и других животных тоже предопределены генетически и не являются результатом сознательного выбора. Сигналы животных, в отличие от сигналов в языке человека, лишены значения и являются естественной реакцией на биологические раздражители (голод, боль, страх и т.п.). Теми же раздражителями формируются и условные рефлексы, приобретенные элементы поведения, не передающиеся по наследству.

Б. Ф. Поршнев предполагал, что у палеоантропов были особые способности подражать видовым голосам животных (Поршнев, 1974: 359-360). Этот навык должен был иметь сразу несколько важных для естественного отбора последствий. Во-первых, нагрузка на голосовой аппарат постепенно способствовала морфологической перестройке гортани. Во-вторых, «поздние мустьерцы, в высочайшей степени освоив сигнальную интердикцию в отношении зверей и птиц, наконец, возымели тенденцию все более распространять ее на себе подобных» (Поршнев, 1974: 368). Дополняя Б. Ф. Поршнева, - в-третьих, это был первый шаг в новом направлении естественного отбора, по пути приобретения средств и навыков передачи негенетической информации. Теперь, например, младшие могли учиться имитативным звукам не у животных и птиц, а у своих родителей и исправлять ошибки под их контролем, а не из собственного опыта. Так нарождалась новая система социальной (внебиологической) наследственности.

 

==138


Информационные барьеры

Новые возможности взаимодействия при помощи голосовых сигналов, жестов и мимики постепенно расширяли внешний канал связи и, по-видимому, к концу эпохи мустье были исчерпаны. Наступил первый в доистории информационный барьер - барьер общения. Преодолеть его смогла только качественно новая информационная система - членораздельная речь. Но, по-видимому, сначала в процессе естественного отбора высшие приматы приобрели уникальное для природы средство расширения негенетического канала передачи информации - жест. Как писал А. Леруа-Гуран, «рука, освобождающая слово» (Leroi-Gourhan, 1965: 40). Освобождение передних конечностей от опорных функций способствовало не только их превращению в руки, но и появлению так называемой «кинетической» речи - коммуникативных сигналов-жестов, которых практически нет у животных. Пока невозможно сказать, обладали ли первые жесты и мимика определенным значением или это были те же естественные реакции в расширенном репертуаре. Наряду с умением имитировать звуки животных иных видов это новое средство обмена информацией привело к появлению членораздельной речи.

Растущая роль звуковой сигнализации требовала большей дифференциации звуков. Морфологические изменения голосового аппарата примерно за 400 тысячелетий эволюции (считается, что развитие речи длилось с 500 по 100 тыс. лет тому назад - Lieberman, 1989: 391-392) закрепились в генотипе и стали наследственными. Наряду с полным выпрямлением спины и шеи произошло существенное изменение формы гортани и резонирующих полостей носоглотки.

В. И. Абаев придерживается иного мнения. Он считает, что звуки-сигналы у обезьян «могут выражать не только те или иные эмоции (боль, страх, гнев, удовольствие), но и реакцию на определенные ситуации, предупреждение об опасности, призыв и т.п.» (Абаев, 1993: 15). Однако все перечисленные здесь типы реакций по существу являются откликами на те ж биологические раздражители, только названные иными словами. Все указанные В. И. Абаевым реакции можно наблюдать, например, в поведении кур, гусей и многих четвероногих. На самом же деле речь, по-видимому, должна идти не об изменениях в характере реакций и сопровождающих их сигналов. Оптимальные условия выживания требовали, чтобы Природа «постаралась» максимально законсервировать эти функции- Поэтому сигнализация у животных и язык человека - это информационные системы разного уровня, существующие параллельно. Первую, строго говоря, нельзя называть знаковой системой. И сейчас у людей наряду с развитым языком остались звуковые и моторные непроизвольные реакции на внезапную опасность, боль, удовольствие и т.п. В связи с такой генетической консервацией в живой природе ни внутренний, ни внешний каналы передачи информации не могут самопроизвольно увеличивать свою пропускную способность.

В. И. Абаев дальше пишет: «Параллельно стали формироваться и отрабатываться звуковые комплексы принципиально нового назначения: они были опознавательными знаками отдельных коллективов, объективированным самосознанием и самоутверждением. Иными словами, они несли уже не биологическую, а социальную службу. Биологическая эволюция завершилась, началась социальная эволюция, Первая человеческая мысль, осветившая, как молния, мрак животного существования, была мысль о коллективном «мы», «наше». И то, что можно назвать первыми словами, родилось из усилий выразить эту мысль» (Абаев, 1995: 13). Первая часть этого утверждения - о параллельности новых звуковых комплексов представляется бесспорной. Однако вторая часть - то, что первые мысли были связаны с принадлежностью к коллективу, а первые слова были местоимениями, - более чем сомнительна.

 

==139


Далее, вполне обоснованно включая язык, пение, музыку, изобразительное искусство в «один нарождающийся синкретический комплекс», В. И. Абаев, видимо отдавая дань своему учителю Н. Я. Марру, называет этот синкретический комплекс примитивной идеологической надстройкой (Абаев, 1995:17). Главная идея В.И. Абаева: «происхождение языка - проблема не биологическая, даже не антропологическая, а социологическая. Антропогенез в нашем понимании - это прежде всего социогенез» (Абаев, 1995:19). Разумеется, социальный аспект отрицать невозможно, без него нет коммуникации. Но достаточно вспомнить, что без соответствующих морфологических изменений голосового аппарата - гортани и носоглотки, появление речи - инструмента озвучивания языка было бы невозможно. Следовательно, была бы невозможна и обратная связь между речью, мышлением и языком. Поэтому преувеличивать какую-то одну сторону этого многогранного и сложного явления - значит, идти по линии ее неоправданного упрощения.

Для закрепления морфологических изменений в организме требуются сотни и тысячи лет. Освоение новых слов происходит несоизмеримо быстрее. Ребенок в норме тратит на это не более четырех-пяти лет, в шесть-семь лет уже говорит почти вполне грамматически правильно. Новые слова входили в употребление со скоростью, немыслимой для темпов биологической эволюции. По существу человек вырвался из рамок биологической эволюции благодаря речи. Почти три миллиона лет до этого гоминиды оббивали камни и пользовались ими, т.е. «трудились», по традиционным представлениям многих теоретиков. Однако никакого заметного прогресса ни в технологии, ни в сознании такая деятельность не приносила, и прежде всего потому, что не работал (или работал очень слабо) внешний, внебиологический канал передачи информации от предков к потомкам. Потомки, в лучшем случае, успевали научиться тому, что делали их предки.

Речь коренным образом преобразила ситуацию. Речь «позволила быстро обучаться, накапливать знания и передавать их следующим поколениям во всевозрастающем объеме. Внегенетическая передача новой информации стала значить больше, чем генетическая» (Дольник, 1994: 193). С речью резко увеличилась пропускная способность канала негенетической наследственности, и это положило начало опережающему развитию новых поколений. Если в эпоху мустье в развитии вида Homo и появились какие-то зачатки социальной эволюции, то они, в лучшем случае, развивались как бы параллельно с эволюцией биологической. В верхнем палеолите началось небывалое до этого ускорение за счет передачи информации по каналу социальной наследственности, за которой биологическая эволюция уже не могла поспевать. После того, как в механизм формирования ноосферы включился совершенно новый элемент - слово, оно стало одновременно мощным стимулом и средством аналитической мысли, взаимодействующим с характерным для неандертальца потоком нерасчлененного образного сознания. С этого времени темпы социальной эволюции стали нарастать.

Изменение темпов развития можно проиллюстрировать следующими цифрами (ср. Льюис, 1964: 57) - табл. 4.

Таблица 4.

Ускорение темпов социальной эволюции

Период   Продолжительность  
Нижний палеолит Средний палеолит Верхний палеолит   3 х 106 лет 1 х 105 лет 3 х 104 лет  

 

 

К оглавлению

==140


Каждый последующий период оказывается почти на порядок короче предыдущего.

По мере нарастания количества осмысленных слов рано или поздно должны были созреть условия для нового информационного барьера. Предшествующий барьер, преодоленный речью, был еще в каком-то смысле доисторическим. Это был переход от животного состояния к человеческому. Следующий информационный барьер - барьер памяти - был первым информационным барьером в истории современного человека.

Природные возможности запоминания слов не были безграничными. Косвенным свидетельством «поиска» природой способа преодоления этого барьера служит мозг неандертальца, который превосходил по объему мозг современного человека. «Позднемустьерские гоминиды характеризуются преимущественно увеличением размеров мозгового черепа» (Бунак, 1966: 287). Сначала эволюция шла путем экстенсивного наращивания массы мозга (объем черепной полости палеоантропа из пещеры Шанидар 1610 куб. см, ребенка 9 лет из Тешик-Таша - 1490 куб. см.), но вскоре наступил предел физических возможностей. Шейные мышцы уже не могли свободно удерживать утяжеленную голову. Достигнув максимума, возможного при экстенсивном увеличении массы мозга, естественный отбор привел развитие вида неандертальца к эволюционному тупику, выйти из которого уже не удалось. Тем временем вперед вышел африканский «дальний родственник» неандертальца - Человек Разумный, который отличался от своего собрата прежде всего строением носоглотки (Arensburg, 1989; Lieberman, 1989) и большей потенцией к реструктуризации головного мозга (Eccles, 1992: 97-125).

Задача наращивания объема памяти была решена не увеличением объема, а более прогрессивным путем. В результате мозг, несколько уменьшившись в массе, стал активно меняться по своей структуре. Заложенная еще в мозге животных тенденция к развитию межполушарной асимметрии, получила новое ускорение за счет формирования локальных центров, управляющих теми или иными функциями высшей нервной деятельности. Барьер памяти, по-видимому, был преодолен в два приема и двумя разными путями - внутренним и внешним. Происходило ли это преодоление параллельно или последовательно, взаимосвязанно или независимо, сказать трудно. A priori представляется, что на уровне высших психических функций взаимосвязь была.

Барьер внутренней памяти

В языках американских индейцев, кафиров, австралийцев, коренных жителей Африки, Южной Америки и других народов, отставших в своем развитии, очень заметна дробность и конкретность слов, обозначающих разные варианты одних и тех же объектов и действий, обилие выражений множественности в многочисленных глагольных формах и других средств, «служащих для передачи особенностей действия, субъекта и объекта» (Леви-Брюль, 1994: 121; см. также Выготский, Лурия, 1993: 95-108). Например, в языке эскимосов, один и тот морж будет называться по-разному в зависимости от того, спит он или ест (Бунак, 1966а: 511). Обычно подобные языковые явления, отражающие строй мышления, объясняются как реликтовые формы древнейших языков, характерной особенностью которых был острый дефицит абстрактных понятий. Правда, против этого возражал К. ЛевиСтросс, который считал, что дело не в недостатке способностей к абстрагированию, а в иной форме абстракции: «Долгое время нам доставляло удовольствие ссылаться на языки, где отсутствуют термины для выражения таких понятий, как дерево или животное, хотя там можно найти все необходимые слова для подробного инвентаря видов и разновидностей» (Леви-Стросс, 1994:! 13). Тем не менее приводимые им же самим примеры из языков индейцев Северо-Запада Северной Аме-

 

==141


рики свидетельствуют именно об этой конкретности языка и мышления. Рано или поздно должна была возникнуть проблема с хранением в памяти такого изобилия словоформ.

Внутренний путь преодоления барьера памяти состоял в усилении межполушарной асимметрии и дальнейшем формировании центров локализации определенных участков памяти в префронтальной коре головного мозга (Goldman-Rakic, 1992; Гольдман-Ракич, 1992: 63-70; Кэндел, Хокинс, 1992: 43-51; Kandel, Hawkins, 1992) и речевой деятельности в височной доле левого полушария. Как установлено специальными исследованиями с применением позитронной эмиссионной томографии, можно найти не только обобщенный центр речи в левом полушарии, но и участки внутри его, ответственные, например, за соответствие словесных обозначений цвета реальным цветам или за использование глаголов, существительных и служебных слов (Дамазиу, Дамазиу, 1992: 55-61; Damasiu, Damasiu, 1992).

Барьер внешней памяти

Преодоление барьера внешней памяти - вопрос для нашей темы наиболее интересный. Думается, что здесь впервые в эволюции высших приматов сработал сознательный выбор, который состоял в том, что была осознана возможность использования каких-то предметов не по прямому назначению, а в качестве знаков, «узелков на память». Эксперименты с выработкой такого употребления предметов у приматов и современных детей очень хорошо описаны в разных изданиях (см., например: Выготский, Лурия, 1993: 65 и след., 153-175). Это был настоящий фазовый переход без каких-либо промежуточных, «эмбриональных» состояний, вообще невозможных в подобных процессах.

В этой связи не было бы ничего неестественного, если бы некоторые костяные, роговые и каменные предметы со штрихами и зарубками, из тех, что уже много лет изучают А. Маршак и Б. А. Фролов, оказались бы по абсолютным датировкам самыми ранними следами человеческой изобразительной деятельности (Marshack, 1972; 1972а; 1985; 1996: 357-365; Фролов, 1974; 1988; 1990 и др., см. также: Мириманов, 1996). Так произошел первый решительный шаг не просто к абстракции от сознания, обремененного бесконечно растущим количеством слов, а к впервые открытому человеком способу свертывания информации без потери ее смысла.

В истории человечества было еще несколько информационных барьеров, которые преодолевались созданием различных, но всякий раз новых средств хранения, переработки и распространения информации. Барьер обобщения информации был преодолен созданием понятий. Вместо того чтобы называть разными именами каждый предмет, объект, явление, действие, появилась возможность связывать одно слово с целым классом сходных предметов, явлений, действий. Как писал Л. С. Выготский, «язык есть единство общения и обобщения». Затем начала работать обратная связь: понятия стали средством мысленной классификации предметного мира. Первыми классификационными понятиями стали бинарные оппозиции. По времени барьер обобщения, по-видимому, совпадает с концом верхнего палеолита и с переходом к мезолиту и неолитической революции.

Около IV тысячелетия до Р.Х. назрел новый информационный барьер барьер хранения информации. Он был преодолен созданием письменности. Еще через четыре тысячелетия барьер распространения информации породил книгопечатание. Затем, уже в наше время, возник барьер скорости переработки информации, который был преодолен созданием компьютерных технологий. Следующая информационная революция, по-видимому, будет биокибернетической. Любопытно, что моменты преодоления этих барьеров по времени совпадают (или связаны?)

 

==142


с кардинальными социально-экономическими преобразованиями в обществе.20 Однако эта тема, сама по себе чрезвычайно интересная, выходит за рамки задач настоящей работы. Вернемся пока к первому барьеру - барьеру памяти.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.