Появление и развитие техники пастели в России XVIII в.Иностранные художники, работавшие в России, и российские художники- пастелисты XVIII. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Появление и развитие техники пастели в России XVIII в.Иностранные художники, работавшие в России, и российские художники- пастелисты XVIII.

2022-12-20 32
Появление и развитие техники пастели в России XVIII в.Иностранные художники, работавшие в России, и российские художники- пастелисты XVIII. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В портретах XVIIIвека присутствует некотороеощущение изначальной обреченности, благодаря хрупкости этой техники – нежной и тонкой, как пыльца на крыльях бабочек, легко стираемой любым неосторожным прикосновением. Немецкий художник и теоретик искусства А.Р. Менкс писал о пастели, что она представляет собой «бабочек в цветочном саду искусства»[1].

В Европе техника пастели к концу XVIIIвека приходит в упадок, в России же в это время она только появляется. Сначала она представляет собой привозные образцы, среди которых преобладали «головки» - женские и детские изображения аллегорического и мифологического образца, представляющие собой воплощение «идеального» изображения, востребованного временем. Также техника пастели проникла в Россию благодаря отечественным путешественникам, которые заказывали у европейских мастеров свои портреты.

Техника пастели была удобна и выгодна для художников, так как позволяла быстро писать небольшие и недорогие произведения, по сравнению с произведениями масляной живописи. Иностранные пастелисты со временем начали осваивать новый для них художественный рынок России. В технике пастели работало множество художников – и любителей, и настоящих мастеров. Наиболее известными художниками-пастелистами в России были Иоганн Барду, Иоганн Генрих Шмидт, а также Жанна де Самсуа, который пребывал в Санкт-Петербурге с 1752 по 1763 и писал не только портреты пастелью и маслом, но также и миниатюры. Так, для Китайского дворца в Ораниенбауме Самсуа создал одиннадцать пастельных портретов придворных дам, одетых в «маскарадные костюмы»[2]. До нашего времени сохранилось несколько пастелей Самсуа – портреты дамы в голубом с маской из ГМИИ имени А.С. Пушкина, великого князя Павла Петровича из Государственного русского музея и неизвестного в светло-сером кафтане из Государственного Эрмитажа. Многие пастельные портреты русских мастеров остались анонимными: неизвестны не только их авторы, но и изображенные ими модели. Из подписанных работ известен только «Портрет неизвестной», выполненный Степаном Яснопольским, композиция и серебристо-жемчужная гамма перекликаются с портретами Ф.С. Рокотова[3].

Е.Г. Перова отмечает, что своеобразие техники пастели в России заключается в том, что она не прошла развитие от рисунка к живописи, а в «готовой» форме была заимствована из Европы на стадии живописного развития. Однако в пастельных портретах сохранилась и изначальная графическая природа этой техники – художникам не удалось полностью отказаться от приемов, которые были свойственны рисунку – штриха и линии.

В российской живописи не нашли полного воплощения рокайльные тенденции (орнаментальные мотивы стиля рококо), в отличие от пастельных портретов, в которых прослеживаются черты рококо: «пастельные» тона, приглушенный колорит, излюбленная поза моделей вполоборота к зрителю, а также сама форма изображений, стремящихся к овалу. Так, пастельные портреты, в основном, представляли собой восьмиугольные подрамники с овальными рамами.

Самые ранние произведения, выполненные в технике пастели, относятся к 1730-1740-м годам, но большая часть российских пастелей относится к 1780-м годам. Основу пастельных произведений составляют камерные портреты небольшого формата – 30х25 см, максимум 40х60 см, в которых модель изображена погрудно на нейтральном фоне. «Полупарадный» портрет встречается реже, он предполагает поясное изображение и наличие разных аксессуаров. Пастели представлены примерно одинаковым количеством женских и мужских портретов, среди которых много парных изображений, однако детей художники практически не писали. Из литературы известно о существовании группового пастельного портрета – семьи Волконских-Прозоровских работы И. Барду. К сожалению, эта картина сгорела во время пожара в имении Голицыных. Также известна пастель из коллекции великого князя Николая Михайловича, на которой был изображен великий князь Павел Петрович с супругой и сыновьями Константином и Александром.

Своего расцвета пастельный портрет в России достигает примерно с 1780-х годов. На рубеже веков и в первой половине XIXстолетия в данной технике работали К.В.Барду и Поль Г. Барбье, а из русских художников пастели писал А.Г. Венецианов. В отличие от Европы, пастель в России продолжала пользоваться популярностью и была так же широко распространена, как и масляная живопись, вплоть до начала XX столетия.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.