Взгляд на фирму, основанный на знаниях — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Взгляд на фирму, основанный на знаниях

2023-01-02 30
Взгляд на фирму, основанный на знаниях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В течение последних десятилетий представления о ресурсах, способностях и управлении ими расширились и приняли новое направление благодаря интересу к управлению знаниями. Управление знаниями – это процессы и методы, с помощью которых организации генерируют ценность на основе знания. Уровень интереса к управлению знаниями отмечается в большинстве крупных корпораций. Даже появилась новая должность – директор по управлению знаниями; кроме того, возникло огромное количество консалтинговых фирм, занимающихся управлением знаниями.

В академических кругах интерес к роли знаний в организациях проявляется в слиянии нескольких направлений исследований, включая теорию ресурсов, экономику информации, эпистемологию, эволюционную экономику и управление технологиями. В результате возник «взгляд на фирму, основанный на знаниях», который рассматривает организацию как совокупность знаний, направленных на создание ценности[122][123][124][125].

 

* Sawy O. A., Pavlou P. A. IT-enabled business capabilities for turbulent environments. MIS Quarterly Executive, 2008, vol. 7, no. 3, pp. 57–68. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2742325.

** Никифорова Ю. М. Динамические способности как необходимый инструмент для нового развития и управления компаний // Современная конкуренция, 2019, т. 13, 10 (59): 73–89. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskie-sposobnosti-kakneobhodimyy-instrument-dlya-novogo-razvitiya-i-upravleniya-kompaniy.

 

Управление знаниями и взгляд на фирму, основанный на знаниях, – важное продолжение анализа ресурсов и способностей. С точки зрения ресурсов знания – самый важный производительный ресурс. Ценность людей и механизмов заключается в том, что они воплощают в себе знания. Со стратегической точки зрения знания – это наиболее интересный ресурс: многие виды знаний представляют собой большую редкость, огромная часть знаний с трудом поддается передаче, а сложные формы знаний очень трудно копировать. Способности можно рассматривать как проявление знаний организации. Инструменты управления знаниями способны сделать более ясной структуру организационной способности и указать, каким образом можно эту способность формировать, развивать, сохранять и воспроизводить[126].

Как уже отмечалось в главе 2, c точки зрения эпистемологии (теории познания) знания могут быть неявными (неформализованным) и явными (формализованным).

Неявные знания не формализуются и могут существовать лишь вместе с их обладателями – отдельными людьми или группами лиц. Неявные знания сложно передаются от одного человека к другому. Они связаны с интуицией, прозрением, догадками, идеалами, ценностями. Этот вид знаний – основа индивидуальных действий и опыта.

Явные знания выражены в виде слов и цифр и могут передаваться в формализованном виде на физических носителях.

Организации не только и не столько сортируют, хранят и используют имеющиеся знания, сколько создают новые знания в процессе инновационной деятельности, в том числе опираясь на неявное знание. Каждый работник изначально включен в процесс создания нового знания организации. Японские исследователи И. Нонака (Ikujiro Nonaka) и Х. Такеучи (Hirotaka Takeuchi) предложили концепцию компании, создающей знание. Эта концепция предусматривает использование в равной мере явного и неявного знания в процессе постоянного наращивания интеллектуального капитала[127].

Знания формирует опыт. Информация, полученная из учебных курсов, бесед, книг, наслаиваясь на реальный опыт, может формировать новое знание. Опыт открывает историческую перспективу для оценки новых ситуаций и событий, поэтому знания иногда коррелируются с опытом. Когда организация нанимает эксперта, она фактически покупает его оценки, базирующиеся на его личном опыте.

Носителем и явного, и неявного знания может быть не только конкретная личность, но и организация. Следовательно, можно говорить и о неявном групповом знании, которое лежит в основе устойчивых моделей коллективных реакций и внутренних взаимодействий.

В литературе для обозначения неявного группового знания иногда используется термин «рутины», который обозначает повторяющиеся типовые действия, регулярные поведенческие шаблоны организации. Рутины – то, что происходит автоматически, без инструкций и в отсутствие процедуры выбора, при этом рутины не могут быть кодифицированы[128].

В русском языке под рутиной понимается заведенный порядок, установившаяся практика, определенный режим, шаблон, сложившиеся правила, касающиеся занятий людей.

Таким образом, персональное неявное знание – это прежде всего умения. В то же время групповое неявное знание – это рутины. Рутины существуют не изолированно, образуя взаимную зависимость. Некоторые рутины могут быть неявными для одних членов организации и явными для других[129].

В главе 2 мы уже говорили о том, что знания существуют в континууме между неявными знаниями (знать как) и явными знаниями (знать что). Явные знания – это неявные знания, которые были задокументированы. Отношение к явным и неявным знаниям со стороны коммерческих организаций весьма противоречиво. Множество организаций стремятся перевести неявные знания в явные, чтобы не зависеть от отдельных личностей и продублировать значимые достижения. В то же время эти организации не заинтересованы в том, чтобы основные конкурентные преимущества перешли в форму, готовую для дублирования. Именно поэтому они стараются сохранять некоторые из своих конкурентных преимуществ в тех формах, которые не поддаются дублированию (специфические тренинги, корпоративная культура, специальные системы обслуживания и пр.). Таким образом, границы между явными и неявными знаниями относительны, более того, можно утверждать о степени неявности тех или иных знаний[130].

Первоначально управление знаниями занималось главным образом информационной технологией, в частности использованием интранета (внутренних сетей), средствами автоматизации групповых процессов и базами данных для хранения, анализа и распространения информации (т. е. управлением явными знаниями[131])[132]. Последующее развитие управления знаниями привело к тому, что данным и информации стали уделять все меньше внимания, а организационному обучению (т. е. управлению неявными знаниями) – все больше, особенно передаче лучших практик и управлению интеллектуальной собственностью[133].

Управление знаниями в целом не является предметом рассмотрения этой книги. Далее мы будем обсуждать только его первую составляющую – управление данными. Как уже отмечалось ранее в этом разделе, с точки зрения ресурсов знания – самый важный производительный ресурс организации. Данные (явные знания) являются важной составной частью знаний и, следовательно, так же самым важным (наряду с неявными знаниями) производительным ресурсом.

В завершение данного раздела следует отметить известную статью Майкла Портера[134] (с соавтором) «Каким образом информация дает вам конкурентное преимущество»[135]. В ней подчеркивается важность данных и информации как производительного ресурса и описываются основные механизмы их влияния на цепочку ценности и формирования конкурентных преимуществ на их основе[136].

В следующем разделе мы обсудим ресурсоориентированный взгляд на данные и информацию, обеспечивающий всесторонний учет основных особенностей этого ресурса с целью извлечения из него максимальной выгоды.

 

Использование данных для обеспечения ключевых компетенций и динамических способностей (примеры бизнес-потребностей и решений)

 

Машиностроение  

Анализ бизнес-потребностей:

– Сокращение количества случаев упущенной выгоды в результате незаключения контрактов на поставку продукции из-за отсутствия точной, полной и актуальной информации об ассортименте выпускаемых изделий.

– Сокращение количества невыполненных (выполненных с нарушением сроков) заявок на поставку запчастей в процессе сервисного обслуживания изделий из-за неоднозначной идентификации номенклатурных позиций.

Решение: внедрение единого каталога продукции корпорации (объединение локальных каталогов).

Анализ бизнес-потребностей:

– Снижение трудозатрат на проектирование и производство, исключение случаев порчи оснастки и брака продукции из-за несоответствия данных при передаче из конструкторских бюро на заводы электронных макетов изделий.

– Повышение оперативности и снижение погрешностей при подготовке сводных планов и отчетов из-за несоответствия номенклатурных позиций в различных информационных системах.

– Снижение затрат на закупки материально-технических ресурсов и стоимости изделий из-за ошибок в описаниях и дублирования позиций в документах на закупки.

Решение: внедрение единых номенклатурных справочников на уровне холдинговых компаний и организаций корпорации: покупные и комплектующие изделия, стандартные изделия, материалы, услуги (консолидация локальных справочников).

 

Электроэнергетика  

Анализ бизнес-потребностей:

– Снижение затрат из-за рассогласований в описании оборудования в бухучете, производственном учете, АСУТП, диспетчерских системах.

Решение: внедрение единого справочника активов корпорации (консолидация локальных справочников).

 

Общеотраслевые эффекты  

Анализ бизнес-потребностей:

– Повышение оперативности и уменьшение погрешностей при подготовке сводной отчетности по организациям, входящим в состав корпорации.

– Повышение достоверности аналитических данных, подготавливаемых в разрезе организаций и контрагентов для выработки управленческих решений.

Решение: внедрение единого справочника оргструктуры и единого справочника контрагентов корпорации и ее организаций (консолидация локальных справочников).

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.