Наши будущие священнослужители изучают якутский язык — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наши будущие священнослужители изучают якутский язык

2022-12-20 26
Наши будущие священнослужители изучают якутский язык 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Насколько активно в Вашей епархии используется якутский язык?

– С точки зрения миссионерства, это крайне необходимо. Когда мы, посещая места традиционного проживания якутов, проповедуем, говорим или поем на якутском языке, люди начинают тянуться к Церкви. Еще святитель Иннокентий говорил, что пастыри обязаны учить местный язык и говорить с паствой по‑якутски.

Но мы только возрождаемся (нашей епархии 15 лет), и, конечно, наработок у нас не так много. Однако некоторые песнопения переведены на якутский. Они звучат и в кафедральном соборе, и во многих приходах, где живут одни якуты – там большая часть богослужения проходит на якутском языке.

Наши будущие священнослужители изучают якутский язык – в этом деле нам помогают сотрудники Якутского государственного университета.

Как в Вашей Епархии осуществляется подготовка священнослужителей?

– В прошлом году мы открыли духовное училище. Для нас это жизненно важно – большинство наших студентов не смогли бы поехать на 5 лет в центральные семинарии ввиду нехватки средств и колоссальных расстояний. К тому же многие привыкли к традиционным условиям жизни.

Например, у нас в первом классе учится юкагир из Среднеколымска. Юкагиры очень немногочисленный народ – их во всем мире осталось около ста пятидесяти человек. У них свой язык, своя оленеводческая культура. Конечно, для нашего учащегося‑юкагира оторваться от своей общности и поехать далеко – нереально. Он, даже обучаясь в нашем училище в Якутске, и то часто приходит ко мне с просьбой: «Отпустите меня в тайгу, я не могу без тайги». Приходится на некоторое время его отпустить, чтобы погулял и вернулся обратно учиться.

Потом он вернется к себе и будет там священнослужителем?

– Да, он говорит о том, что хочет построить храм для своих и проповедовать. Конечно, такие люди никогда не поедут в центральную семинарию и учиться там не смогут. Но благодаря тому что у нас в Якутии теперь есть духовное образование, многие, даже закончив ВУЗ, стремятся поступить в Якутское духовное училище.

Можно смело говорить, что многие представители молодежи искренне желают духовного возрождения своих народов – а Якутия многонациональна – и приходят с этим желанием учиться к нам. Поэтому сейчас поставлен вопрос о расширении духовного училища. Идет речь о строительстве целого комплекса зданий, где будут размещаться, в частности, регентская и иконописная школы.

Владыко, власть должна быть заинтересована в активном сотрудничестве с Епархией, ведь Церковь вносит большой вклад в развитие культуры?

– Да, у нас очень добрые отношения с нынешним руководством республики, и многие храмы у нас строятся только благодаря поддержке власти. Народ наш – а в большинстве своем это оленеводы, охотники – крайне беден и не имеет средств на строительство или восстановление церквей. Однако существует программа, в соответствии с которой мы восстанавливаем храмы или строим новые в тех местах, где уже сложились достаточно крепкие общины.

Принцип у нас очень простой: сначала приезжают миссионеры – от одного до трех человек (у нас в Епархии действует миссионерский отдел). Они начинают работать с населением, собирают заинтересованных людей, объединяют их в небольшую общину, которую поручается опекать одному из наших священников. Сейчас в нашей Епархии 28 священников, и все они миссионеры. Каждый опекает вверенные ему миссионерские приходы. В течение года священник обязан их посетить – хотя бы один, два, три раза, потому что есть такие места, куда и не каждый год можно приехать.

Тем не менее, в те периоды, когда нет священника, община собирается обязательно раз или два (а то и трижды) в неделю, совершая свои правила. У каждой общины, в зависимости от ее духовного возраста, свои правила. Некоторые читают кратенько, молятся, какие‑то акафисты читают или каноны, некоторые вычитывают уже утренние и вечерние богослужения мирянским чином. В любом случае, они читают всегда дневное Евангелие, Псалтирь, жития святых, а старосты и старшие в миссионерских группах проводят разъяснительные беседы с вновь пришедшими. И часто бывает, что священник приезжает в такой приход, а его уже встречают сознательно верующие люди, еще некрещеные, но уже прошедшие катехизацию в местной общине. По традиции священник обязательно проводит две‑три беседы с желающими покреститься, объясняет им необходимость посещать храмы, быть на богослужении, участвовать в Таинствах церковных, и уже после этого их допускают к Таинству Крещения.

Когда в Якутии было больше храмов – до революции или сейчас?

– У нас сейчас 28 храмов, а до революции было 333! Но мне попадался такой документ – отчет в Антирелигиозную комиссию 1932 года – где было написано, что все храмы и часовни закрыты.

А местные жители как‑то сохраняли веру? Все же такие расстояния и такие глухие места...

– Сохраняли, они жили очень традиционно и с неизменным уважением относились к храмам. Всегда считалось очень тяжким грехом грабить или разрушать церкви, и поэтому мы имеем уникальный феномен: сохранились почти все храмы. Лишь в больших городах они были порушены или обезображены, как в центральной России, но чуть дальше в глубинку – все храмы стоят. Они, конечно, понемногу ветшали, но тем не менее их не сносили. К тому же в 50‑60‑е годы их нередко превращали в музеи – именно для того, чтобы сохранить. Обязательно в таких музеях выделяли хоть маленький уголочек для уцелевших икон. И почти всякий раз, когда мы восстанавливаем или строим храм, приходят местные жители и приносят иконы, которые сберегли их бабушки, мамы и папы – то есть при закрытии храмов люди разбирали святыни и сохраняли их.

А насколько сильны в Якутии языческие традиции?

– Конечно, сейчас идет возрождение национальных традиций, возрождаются национальные праздники, причем многие из них реставрируются по очень древним обрядам, которые в ХГХ‑ХХ веках были довольно крепко забыты. Сейчас все это потихоньку восстанавливается благодаря усилиям современных этноученых и интеллигенции. Например, стрельба из лука с целью найти невесту – как у нас в русской сказке, когда лягушка стрелу поймала.

Параллельно с этим возрождается духовная жизнь республики, возрождается Православие. Народ Якутии глубоко православный, и 375 лет, которые мы теперь отмечаем, это еще и 375 лет Православия в Якутии. Конечно, это уже не одно и не два, а множество поколений местных людей, которые жили в православной традиции. Как отмечали исследователи середины XIX века, к тому времени 99,9 % жителей Якутии были крещеными – это уникальный феномен для всего Дальнего Востока. Единственный народ, который целиком принял Православие, это именно якуты.

У нас нет ни национализма, ни религиозных конфликтов. Верующие, неверующие, язычники, христиане – все живут очень дружно. Безусловно, значительная часть населения посещает и национальные праздники, и православные храмы. Тем не менее, надо отметить и то, что сейчас мы возрождаем православные праздники и традиции, например, на Крещение – купание, водоосвящение. И если в первый год искупалось около пяти тысяч человек, то на следующий год таких было уже около 30 тысяч. То есть люди на глазах вспоминают свои корни, свои традиции.

Понемногу жизнь церковная возрождается, сейчас уже появились даже первые якутские иконописцы. Еще раз напомню: прошло только 15 лет. Человек в этом возрасте считается еще подростком, и для Епархии, которая только‑только начинает возрождаться, 15 лет – это небольшой срок. Но есть определенные результаты, определенные достижения, и мы им очень радуемся.

Владыко, ощущаете ли Вы, в Ваших миссионерских трудах и Вашем архиерейском служении, некую духовную связь с архиереями и миссионерами, которые служили до революции?

– Самыми близкими для нас являются имена святителя Иннокентия, архиепископа Дионисия (Хитрова), потому что они жили относительно недавно. Естественно, мы чтим преподобного Германа Аляскинского, который проездом на Аляску останавливался и в Якутии. Жития и духовное наследие этих подвижников изучаются в нашем духовном училище. Увы, о многих служителях Христовых нам почти ничего не известно, многих служивших здесь архиереев мы знаем только по имени.

Путешествуя в первый раз по Лене, я для себя отметил, что спустя 95 лет мы прошли по тем самым местам, через которые шел епископ Мелетий – один из наших известных и почитаемых святителей. Он умер на Рязанской кафедре, но в свое время был епископом Якутским, видным миссионером.

В 2006 году на Рождество в Якутске побывал Президент России В.В. Путин. Владыко, расскажите, пожалуйста, как прошел визит главы государства.

– Владимир Владимирович посетил кафедральный собор, побывал на всенощном бдении во время полиелея. То, что Президент России молился вместе с нашими верующими, стало для нас зримым свидетельством нашего роста, того, что Епархия возрождена и развивается. Хотя всякая власть от Бога, мы очень часто чувствуем, что стремимся от нее как бы дистанцироваться. Но тогда простые люди имели возможность молиться в храме вместе со своим Президентом, и эта близость народа к своей власти, ощущение ее своей, родной – наверное, очень важный аспект того памятного визита.

Для меня лично в разговоре с Владимиром Владимировичем было особенно значимо то, что он сам стал спрашивать про наши трудности. Президент интересовался и проблемами, с которыми мы сталкиваемся, и особенностями миссионерского служения в нашем регионе, и чувствовалось, что он делает это со знанием вопроса и с искренним желанием помочь. Такая поддержка для нас очень важна – православные с радостью убедились в том, что, как ни далеко до Москвы, а она гораздо ближе, чем мы думали. Хотя, по русской поговорке, «до царя – как до Бога», бывают, оказывается, и такие моменты, когда дистанция между нами и властью настолько мала, что мы ощущаем эту близость и в ней черпаем силы.

В каком направлении Вы планируете расширить миссионерскую деятельность в Епархии?

– Как я уже говорил, по Лене мы уже плаваем, а в будущем году намерены совершить поездку и по Колыме, священной для нас реке. Ее бассейн (кроме верховьев, относящихся к Магаданской области) относится к нашей Епархии. Это и бухта Амбарчик, куда приходили пароходы и откуда узники шли уже пешком, и построенный заключенными Среднеколымск, и места, где располагались лагеря, где были обнаружены нефть и уран, ради которых заключенные и строили дороги. Там, где раньше были лагеря, сейчас стоят поселки. Некоторые из них уже закрыты, но есть и такие, где продолжают жить люди.

Вдоль Колымы живут малые народы: эвенки, юкагиры, якуты, и места эти, я бы сказал, духовно трудные. Мы нередко называем местное население «языческим», но вот интересный случай, о котором мне рассказал глава Среднеколымска. Однажды он пришел ко мне и сказал, что обеспокоен отсутствием у них в районе храма. На мой вопрос «почему?» он ответил: «Ко мне приходят язычники и в смущении рассказывают, что им являются какие‑то светлые духи и говорят: если вы не построите здесь храм, жизни здесь не будет».

Мы‑то понимаем, как люди верующие, что речь идет о явлении святых, которые здесь погребены, но удивительно, что они являются местным жителям – не христианам, язычникам, которые воспринимают их как духов, после чего приходят и требуют от своего главы построить храм.

Сейчас вдоль Колымы действуют четыре общины; поставлена задача построить в Среднеколымске церковь на месте разрушенного храма, который был там в старые годы. Однако одного храма будет недостаточно, потому что люди живут далеко друг от друга, а путешествовать от поселка к поселку довольно сложно даже по реке.

Также с Колымой связан крестный путь новомучеников...

– Безусловно. Мы поставили большой металлический крест в Среднеколымске, а в основание креста положили камни со всех мест вдоль Колымы, где находились лагеря, – эти камни собрали и привезли капитаны ходящих по реке судов. Когда я прилетел в Среднеколымск, стояла сырая и холодная погода, но едва мы установили крест, над ним сразу же засияло солнце и появилась радуга, ставшая для нас добрым знамением. Мы обязаны чтить память узников Колымы, и поэтому строим на их могилах храмы и часовни, устанавливаем поминальные кресты. Места, где они сложили свои головы, должны быть освящены молитвами православных христиан.

А сейчас там нет действующих лагерей?

– Вообще Якутия всегда считалась тюрьмой без решеток. У нас и сейчас очень много зон. Есть и колонии с особо строгим режимом, каких нет больше нигде.

Вы проводите какую‑то работу с заключенными?

– Мы посещаем все колонии. На территории одной из них уже есть храм, еще в одной зоне храм заложен, а молитвенные комнаты есть в каждой зоне, и священники посещают их постоянно.

Духовенство у вас местное?

– Да, в основном из местных жителей. Еще святитель Иннокентий отмечал, что надо брать священников из местных, потому что суровые условия Якутии не позволяют священникам из более южных или центральных епархий долго служить в этих краях.

Когда стояла задача возродить духовную жизнь в Якутии, святитель даже предложил Синоду присылать священников, окончивших центральные семинарии, на служение в Епархию в течение десяти лет. По истечении этого срока Епархия и Синод оплачивали приезжим священникам дорогу в оба конца, после чего им давали приходы уже в центральной России. Но и десять лет прожить довольно сложно.

Мы для того и открыли духовное училище, чтобы иметь собственных ставленников, местных священников. Половина жителей Якутии – русское население. Вернее, мы обычно говорим «русскоязычное население» и «якутоязычное население», потому что много народов населяют Якутию – по последней переписи, в республике живут представители 121 национальности. Есть у нас священники и из якутов, но большинство – русские.

Что бы вы хотели пожелать читателям?

– Желаю каждому человеку обрести мир в душе – и с Богом, и с ближними. Желаю радости, простого человеческого счастья. И не забывайте о храме Божием. Когда я был еще послушником в Троице‑Сергиевой Лавре, то стоял за свечным ящиком. Однажды ко мне подошли люди, дали деньги и знаками, как глухонемые, показали, сколько им свечей нужно. Один из них говорил на ломаном русском. Я спросил: «Откуда вы?» Он ответил, что из Германии, приехали на Страстную седмицу, а потом будут встречать Православную Пасху. Я говорю: «Если вы не знаете языка, вам тяжело будет стоять на службах». И он мне ответил: «Мы не понимаем языка, но ощущаем в ваших храмах присутствие Божие».

Подготовлено по материалам Патриархии.ру, газеты

«Аргументы и факты», радиостанции «Радонеж»,

«Журнала Московской Патриархии»

 

 

Епископ Якутский и Ленский Зосима:

«Дороги, которые дороги»

 

 

9 мая 2010 года скоропостижно скончался епископ Якутский и Ленский Зосима.

В 2007 году, в одном из номеров «Фомы» мы писали о необыкновенной воздушно‑путевой миссии, которую осуществляют священники Якутской и Ленской епархии. Рассказал нам о ней тогда и сам владыка Зосима.

 

В 1993 году по просьбе первого президента Якутии М.Е. Николаева Святейший Синод РПЦ возродил на территории Республики Саха (Якутия) Православную епархию. Ее первым предстоятелем стал епископ Герман (Моралин), нынешний архиепископ Курский и Рыльский. Когда владыка приехал сюда, в Епархии было всего три храма: в городах Якутске, Олекминске и Нерюнгри.

Эти приходы были официально открыты еще в 1981 году по просьбе верующих жителей и особому решению ЦК компартии. Три священника, которые тогда здесь служили, были из Иркутской епархии, и с приездом владыки Германа все они пожелали вернуться обратно. Поэтому на какое‑то время владыка оказался единственным человеком, облеченным в священный сан, на территории более 3 млн кв. км. Ему тогда приходилось самому и служить, и крестить, и отпевать. Но, как рассказывал сам владыка, когда он первый раз посетил старенький и внешне убогонький деревянный храм в честь Святителя Николая на улице Ушакова, зашел в алтарь и приложился к чуть покосившемуся престолу, – он почувствовал сердечную теплоту и успокоился, то есть предался в руки Божьи. Так было положено начало возрождению Якутско‑Ленской епархии.

Сегодня, спустя 14 лет, у нас насчитывается 27 священников, открыто более 50‑ти приходов, построено и восстановлено 24 храма. Те первые священники, которых владыка Герман привез с собой из Центральной России, прослужили в Якутии уже более 10 лет. Мы им за это искренне благодарны! Ведь они были первыми и их трудами было положено начало по возрождению как приходов, так и церковной жизни. Однако, учитывая наши экстремальные природные условия и трудности жизни на крайнем Севере, многие из них за эти годы подорвали здоровье и теперь просятся обратно на «большую землю» – туда, где теплее и мягче климат. Их можно понять, и Епархия в этом им особо не препятствует. Как считает Святейший Патриарх Алексий, «невольник – не богомольник». Поэтому теперь одна из главных наших задач – подготовить новых священников из числа местных жителей. С прошлого года у нас возрождено закрытое еще в 1921 году Якутское духовное училище, и его работа постепенно налаживается. Появились и первые священники из якутян. Мы на них возлагаем большие надежды, ведь эти батюшки уже никуда не уедут – они здесь родились.

Хочется сказать и о том, что пастырское служение у нас – это не только совершение богослужения в храме или молитвенном доме. Территория Якутии разделена на 35 улусов (районов), и каждый из них по своей отдаленности и обширности больше смахивает на отдельную епархию. Поэтому нашим священникам приходится много путешествовать, и не только на машинах, но и на самолетах, чтобы посетить отдаленные приходы, где их ждут верующие люди. Но из‑за трудностей передвижения на некоторых наших приходах священники бывают не чаще одного‑двух раз в год. Поэтому в отдаленных общинах Якутии часто и простые верующие люди становятся для односельчан самыми настоящими православными миссионерами. И это одна из особенностей нашей Епархии. Когда‑то в каждой семье были верующие бабушки и дедушки, которые воспитывали подрастающее поколение в религиозных и народных традициях. Но сегодня наше старшее поколение зачастую не имеет даже смутных воспоминаний и ничего не знает о прошлой религиозной жизни своего народа. Этим объясняется и общее падение нравственности, и изобилие всевозможных сект в нашем обществе. И все же у каждого народа есть своя историческая память, и мне нередко приходится наблюдать, как люди, на каком‑то внутреннем, генном уровне, в процессе знакомства с жизнью Православной Церкви вдруг «вспоминают» свои корни и традиции. Например, рассказывают, как их крестил,и или как молились их бабушки и дедушки. Показывают свои семейные святыни: иконы и старинные нательные кресты. Наши жители охотно приходят в храм на Пасху, на Рождество, на Троицу и в Николин день, с которого в Якутии начинается лето. Все эти праздники любимы и почитаемы в якутском народе. Сейчас, например, мы возродили добрый обычай купания в реках на Крещение, и, хотя в это время морозы у нас доходят до ‑60°, только в этом году в одном Якутске искупалось более 17 тысяч человек.

Говоря о народном восприятии Православия, хочется привести такой пример. Два года назад скончался очень почитаемый в Якутии человек – Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллоон), народный писатель, посвятивший свою жизнь сохранению наследия якутского народа. Будучи крещен в детстве и прожив долгую жизнь – он родился в 1906 году – Дмитрий Кононович сохранил в своей душе Православие. Его попросили сделать литературную правку перевода Нового Завета, созданного Институтом перевода Библии в Москве, и он вдохнул в этот текст жизнь. В отзывах, которые приходят в Институт, говорится о том, что перевод хороший, понятный, что в нем выражена православная душа якутского народа. Пришло несколько писем и из протестантских общин, которые, как и мы, получили часть тиража Нового Завета: они жалуются, что этот перевод мешает распространению протестантизма в Якутии – читая его, люди возвращаются в православные храмы. Для нас это некое знамение того, что в душах простых якутян хранится генетическая память о Православии как о своей родной религии.

За те три года, которые я здесь служу; я видел очень много случаев, когда люди уже в пожилом возрасте приходили принять Святое Крещение. И было видно, что это решение не поверхностное, оно выстрадано. Мы, может, и лишены информации, и немного оторваны от московской жизни, но якутянина отличает от современного жителя Центральной России внутренняя цельность: входя в церковную ограду, он остается в Церкви навсегда. И таких людей, сознательно пришедших в Церковь, становится с каждым годом все больше и больше. Это и есть та миссия, которой живет наша Епархия.

В позапрошлом году я ездил в Нюрбу. Был август‑месяц, шли дожди, речки были полноводные, мы добирались довольно долго. Переправились через шесть или семь речек, и вот на границе улуса меня встречает его тогдашний глава Роман Гаврильевич со словами: «Владыко! Как я рад Вас видеть! Последний раз архиерей был у нас 92 года назад». Эти слова навсегда запали мне в душу, потому что они показывают, как люди нас ждут. И неважно, сколько прошло – семьдесят лет или девяносто, неважно, где и как происходят эти встречи человека с Богом и Его Церковью – в красивых храмах, молитвенных домах или в местах лишения свободы, но внутренняя тяга человека к Богу, жажда Слова Божия и желание воцерковиться заставляют нас снова идти в дорогу, навстречу людям.

И самой дорогой наградой за наш труд являются слезы радости и благодарности, которыми нас встречают или провожают люди. Это дорогого стоит.

Алла Митрофанова

 

Якутия ждет миссионеров

 

 

Епископ Зосима: «Тот, кто едет в Якутию, должен обладать внутренней красотой веры, быть человеком верующим и очень чистым. Есть такое выражение: чем дальше на север, тем батюшки добрее. Но это же касается и жителей Севера. Наш народ очень чуткий. Если они почувствуют неискренность – даже в молодых людях – они просто развернутся и уйдут».

Завершилась международная конференция «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и Православие в Сибири и Америке». Она была посвящена истории Православия в одном из крупнейших регионов страны – Республике Саха (Якутия) и роли святителя Иннокентия (Вениаминова) в деле просвещения народов Крайнего Севера.

9 декабря, в день памяти святителя Иннокентия (Кульчитского), первого епископа Иркутского, в храме Христа Спасителя состоялась праздничная Божественная литургия, в которой принял участие хор из Якутии.

В рамках конференции епископ Якутский и Ленский Зосима ответил на вопросы корреспондента Пресс‑службы Московской Патриархии. Приводим это интервью в сокращении.

 

Владыко, в этом году исполняется 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского. Расскажите, пожалуйста, как эту дату отметили в Якутии.

– Юбилей широко отмечается во всех епархиях Дальнего Востока, где жил и трудился святитель Иннокентий. В Якутской епархии торжества начались в Ленске – первом городе, построенном русскими на якутской земле. В 2001 году Ленск был целиком смыт наводнением и фактически отстроен заново. В городе возведен и уже освящен храм во имя святителя Иннокентия. В этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Троице‑Сергиевой Лавры нам была передана частица мощей святителя. В торжественной встрече святыни приняли участие представители городской администрации и духовенства.

Городская администрация приняла самое активное участие в праздновании этого знаменательного юбилея. Во многих школах прошли детские конкурсы сочинений и рисунков, посвященных святителю Иннокентии, в городской прессе появилось множество статей об Апостоле Сибири.

В начале лета был совершен переход из Якутска до Охотского моря – той самой дорогой, по которой святитель Иннокентий когда‑то ехал со своими малолетними детьми и женой. В свое время, благодаря Пояркову, первооткрывателю этой дороги, Россия получила выход к морю и возможность торговать с разными народами. Путь сохранял свое значение вплоть до конца XIX века, но в наши дни им уже практически не пользуются. Мы поставили себе целью пройти, в память о святителе Иннокентии, по этой забытой дороге.

Надо отметить, что этот путь остается весьма трудным и в наши дни. Группа местных казаков из шести человек преодолела его за две недели – отчасти пешком, отчасти на лошадях, а также на лодках вниз по Лене. Достигнув большого поселка на берегу Охотского моря, участники перехода с удивлением обнаружили, что местные жители – а многие из них прямые потомки первых поселенцев этого края – никогда не слышали о святителе Иннокентии.

Уже второй год в нашей Епархии совершается миссионерский сплав по Лене. За это время в поселках вдоль реки было построено и освящено три храма и часовня. В 2007 году в память о миссионерских трудах Святителя, мы прошли по всей Лене – от верховьев до устья – на пароходе. Группа, в состав которой вошли представители миссионерского факультета Свято‑Тихоновского университета и студенты миссионерского отделения Ярославской духовной семинарии, преодолела 3200 км. По дороге миссионеры делали остановки – давали концерты, рассказывали о святителе Иннокентии, проводили духовные беседы, а где есть храмы – совершали богослужения. Часть пути – от верховьев до Якутска – я прошел вместе с миссионерами.

Но в миссионерских поездках по Епархии участвуют и приезжие из Центральной России?

– Да, в эти поездки мы ежегодно приглашаем гостей из‑за пределов Якутии. Мы приглашаем к сотрудничеству тех, кому есть что сказать, есть чем поделиться. В первый год с нами ездили учащиеся Калужской духовной семинарии, в этом году – студенты Свято‑Тихоновского университета и Ярославской духовной семинарии. В следующем сезоне мы ждем студентов МГУ, вместе с настоятелем храма святой мученицы Татианы отцом Максимом Козловым. Мы надеемся, что они тоже приедут в Якутск и полюбят нашу Якутию. Мы традиционно стараемся, чтобы приезжали поющие люди, которые могли бы поделиться богатством нашей церковной музыки и песнопений. С гостями из Москвы мы планируем совершить поездку по Колыме или по Лене – пока мы еще не определились, как у нас сложатся обстоятельства.

А эти ребята из храма мученицы Татианы будут ездить в основном по русским поселкам?

– Нет, мы посетим и русскоязычные, и якутоязычные селения, и места, где живут эвенки. Все они по‑русски прекрасно говорят, нас русский язык объединяет до сих пор, поэтому достаточно знать русский язык, чтобы среди них проповедовать слово Божие.

Однако тот, кто едет в Якутию, должен обладать внутренней красотой веры, быть человеком верующим и очень чистым. Есть такое выражение: чем дальше на север, тем батюшки добрее. Но это же касается и жителей севера. Наш народ очень чуткий. Если они почувствуют неискренность – даже в молодых людях – они просто развернутся и уйдут. Они не поверят священнику не поверят молодому человеку который будет говорить о вере и при этом грешить. Миссионерство – это именно служение. Якутия нуждается в тех, кто готов к этому служению, она ждет таких – и мирян, и пастырей.

Миссионерство – дело прежде всего молодых людей. Пожилому человеку нелегко преодолевать большие расстояния, встречаться с людьми. Это требует сил, которых уже часто нет в старости, а вот молодежи присущи некий внутренний задор и желание подвига. Хотелось бы, чтобы церковная молодежь послужила хотя бы несколько лет благородному делу миссии, посещая отдаленные уголки нашей страны. По правде сказать, в этом плане становится порой обидно за нашу Церковь – когда видишь, как протестантские миссионеры охотно едут, бросая семьи или даже забирая их с собой, в отдаленные места, живут, проповедуют. К нам в Якутию приезжают каждый год порядка двухсот миссионеров из‑за рубежа, в том числе пожилые люди, живут по несколько лет, устраиваются учителями в школы.

...В одном из дальних поселков, уже недалеко от устья Лены, в дореволюционные времена жил один священник, который построил не только церковь, но и школу при ней, и сам же учил местных ребятишек. До сих пор священника – он в тридцатых годах был расстрелян – помнят, и даже школу назвали его именем. Сейчас в поселке пытаются возродить церковную жизнь и просят меня: «Владыка, пошли нам какого‑нибудь верующего учителя, чтобы он просто пожил у нас, попреподавал бы в школе, позанимался бы с нами». Но Епархия не может дать такого человека. Может быть, кто‑то из центральной России заинтересуется возможностью послужить Господу и приедет с намерением пожить немного на Дальнем Севере, потрудиться на благо Церкви Божией именно в качестве такого миссионера?

Конечно, память о таком человеке, если он искренне служит Богу, не изгладится никогда. Ведь и старцы оптинские, и новомученики сначала были простыми священниками, простыми епископами, простыми мирянами. Но они любили Бога, они верили Ему и вверяли Богу всю свою жизнь. Их жизненный путь стал для нас примером. Но они‑то не боялись служить Господу. Мы же чаще всего требуем этого от священника. Вы священники – вы обязаны. А разве миряне не обязаны любить Бога, разве миряне не обязаны служить Ему?

 

 

В РАБОТЕ НАД КНИГОЙ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ:

 

Климент, митрополит Калужский и Боровский,

Председатель Издательского Совета Русской

Православной Церкви

Вадим, архиепископ Иркутский и Ангарский

Евгений, архиепископ Верейский, ректор МДА

Марк, архиепископ Вятский и Слободской

Тихон, епископ Подольский

 

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Архимандрит Даниил (Воронин)

Архимандрит Закхей (Вуд)

 

Игумен Гермоген (Ананьев)

Игумен Евграф (Меметов)

Игумен Феофан (Лукьянов)

Игумен Иннокентий (Ольховой)

Игумен Иов (Талац)

Игумен Иона (Займовский)

Игумен Петр (Мещеринов)

Иеромонах Ефрем (Пашков)

Иеромонах Михей (Гулевский)

 

Протоиерей Алексий Зарубин

Протоиерей Валерий Кольцов

Протоиерей Вячеслав Винников

Протоиерей Виктор Клин духов

Протоиерей Димитрий Иванов

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Сергий Богачев

Протоиерей Сергий Николаев

Священник Анатолий Астафьев

Священник Виктор Блинов

Священник Евгений Сергеев

Священник Л.

Священник Сергий Клинцов

Священник Антоний Попович

Диакон Георгий Протасюк

Монахиня Августа (Крашанина)

Монахиня Гавриила (Меркулова)

Монахиня Георгия (Алгинина)

Монахиня Магдалина (Ложечникова)

Монахиня Олимпиада (Шуртина)

Инокиня Евфросиния (Миронова)

Инокиня Елисавета (Соломахо)

Инокиня Рахиль (Ларионова)

Николаев Михаил Афанасьевич,

Первый Президент Республики Саха (Якутия) Штыров Вячеслав Анатольевич,

Второй Президент Республики Саха (Якутия)

 

Александрова Любовь

Алексеев Анатолий

Алексейчук (Ларионова) Анастасия

Андрей, прихожанин

Анисимов Анатолий

Апросимова Екатерина

Белолюбские Николай и Светлана

Блохин Александр

Богачева Павлина

Бутакова Тамара

Верхолевская (Коршунова) Инна

Верхолевский Юрий

Ганжа Ирина

Галина, прихожанка

Герасимова Нина

Голованова Галина

Головкин Александр

Грива Геннадий

Давыдов Андрей, родной брат владыки

Давыдов Василий Семенович, отец владыки

Давыдова Ирина, родная сестра владыки

Давыдова Эмма Михайловна, мама владыки

Дмитриева Ирина

Егоров Тимофей,

Емельянов Олег

Ершова Наталия

Жиляк Марина

Жук Жанна

Зверьков Александр

Игнатьева Матрена (Мария)

Иллюк Зинаида

Карасева Галина

Кардашевская Евфросинья

Клиндухов Святослав

Клиндухова Ирина

Козловская Галина

Кокшарская Галина

Колодезников Алексей

Кондратьева Галина

Корнилов Геннадий

Краснов Андрей

Кренева Галина

Кудряшова Анна Васильевна

Ларионов Юрий

Лахмостова Лина Николаевна

Леусенко Нина

Луганская Светлана

Лугинов Николай Алексеевич

Малягина Ольга

Марина, прихожанка

Маринина Татьяна

Маслова Татиана

Мат ар Дауд

Мигалкин Афанасий Васильевич

Немировский Сергей Юрьевич

Николаев Афанасий

Огрызкова Елена

Осипов Николай

Павлова Роза, в крещении – Мария

Помогаева Вера

Романова Валентина

Сердцева Татьяна

Симон Андрей

Скрябин Евгений

Слепцова Нина

Соколов Дмитрий

Соколова Светлана (Фотиния)

Сперкач Александр

Ткачук (Ларионова) Екатерина

Ульянова Дия

Федор Иванович, прихожанин

Федосеева Светлана

Чайка Ирина

Чемпосова Ольга

Чуба Сергей

Шульга Татьяна

Шуртина Анна

Юрганова Инна

Юрченко Марина

Языкова Нина

Яковлев Семен

 

Издание выходит под общим руководством

архимандрита Алексия (Поликарпова)

и игумена Иннокентия (Ольхового)

 

Издатели сердечно благодарят

раба Божия Андрея со сродниками,

С.Ю. Немировского, И.И. Пантазьева

и всех тех, кто своей бескорыстной помощью

сделал возможным выход в свет этой книги.

 

Отдельная благодарность

инокине Евфросинии (Мироновой),

выступившей в роли консультанта

и Ирине Дмитриевой,

главному редактору газеты «Логос» (Якутия),

за предоставленные материалы.

 

Храни вас Господь!

 

Фотографии для книги предоставили:

Протоиерей Сергий Клинцов, иеромонах Андроник (Фалейчик), иерей Дионисий Сеничев, иерей Антоний Попович, инокиня Евфросиния (Миронова), Марина Юрченко, Виктор Корнюшин, Сергей Веретенников, Леонид Шеметов, Сергей Москвитин, Василий Чуйко, Ирина Лахтикова, Галина Кондратьева, Кирилл Астафьев, Анна Шуртина. Использованы фотографии из архива семьи Давыдовых, друзей и духовных чад епископа Зосимы

 


[1] До 2011 г. – Хабаровский и Приамурский.

 

[2] Письма Игоря Давыдова к Т.Н. Соломахо целиком публикуются в Приложении к этой книге.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.