Полиция и ее место в системе правоохранительных органов Российской Федерации — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Полиция и ее место в системе правоохранительных органов Российской Федерации

2022-12-20 79
Полиция и ее место в системе правоохранительных органов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность»

на тему «История становления полиции в Российской Федерации»

 

специальность – 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

 

Выполнил студент: Макаров В.А.

Группа: 19КД8

Проверил руководитель: Чукуров А.В.

 

Работа защищена с оценкой ____________

Преподаватели ____________ С.А. Тимошкин

____________ А.В. Чукуров

Дата защиты ____________

 

 

Пенза, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Полиция и её место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. 7

1.1. Полиция в России до 1917…………………………………………….7

1.2. Милиция в СССР 1917-2011…………………………………………15

2. Теоретические аспекты деятельности МВД России. 17

2.1. Реформа милиции и создание полиции на современном этапе………..17

2.2.Актуальные проблемы деятельности полиции на современном этапе 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

 


ВВЕДЕНИЕ

Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирования предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования полиции, изменение статуса ее органов и служащих, освобождение полиции от несвойственных ей функций и расширения полномочий, направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка. Реформирование было нацелено на решение сложной социальной задачи - преодоление кризиса доверия общества, выработка новых организационно-правовых форм взаимодействия полиции и общества, обеспечение учета общественного мнения при оценке деятельности органов и служащих полиции, изменение системы отчетности и разработка современных показателей эффективности работы правоохранительных органов.

Реформирование полиции повлекло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института – полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.

В то же время следует признать, что на сегодняшний день имеется ряд проблем в деятельности МВД России, так по итогам реализации органами системы МВД России принадлежащих им полномочий, в том числе в сфере обеспечения безопасности, за период с января по сентябрь 2019 года зарегистрировано 1 521 683 сообщений о преступлениях, в результате преступных посягательств погибло 18,3 тыс. человек, здоровью 28,6 тыс. человек причинён тяжкий вред, а от общего числа зарегистрированных сообщений о преступлении раскрыто 806102[1], что, несомненно, говорит о недостаточной эффективности деятельности МВД России.

Таким образом, все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

На современном этапе деятельность полиции в Российской Федерации связана с приоритетом прав и свобод личности, охраной и защитой жизни и здоровья, поддержанием правопорядка и законности, противодействию преступности. Все это требует исследования места полиции в системе иных правоохранительных органов, определение форм взаимодействия и сотрудничества указанных органов, объединенных едиными целями и схожими задачами. И именно этим и объясняется практическая и теоретическая значимость, а также актуальность выбранной темы исследования.

Изучению вопросов деятельности, а также определения места и роли полиции в системе правоохранительных органов, посвятили свои труды такие ученые как: A.B. Борисов, А.Е. Скрипилев, В.В. Лысенко, C.B. Кодан, А.Я. Малыгин, М.И. Сизиков, И.Ю. Поляков, В.И. Власов, Н.Ф. Гончаров, Т.И. Желудкова, В.М. Курицын, И.И. Мушкет, Р.В. Нарбутов, O.A. Омельченко, В.П. Сальников, В.А. Шелкопляс, М. Шпилевский, Аврутин Ю.Е., Безденежных В.М., Веремеенко И.И., Еропкин М.И., Колодкин Л.М., Колонтаевский Ф.Е, Коренев А.П., Майдыков А.Ф., Серегин А.В., Соловей Ю.П. и другие.

Цель представленной работы состоит в исследовании становления и развития полиции, определении места полиции в системе правоохранительных органов, а также определение основных направлений в деятельности современной полиции.

Достижению поставленной цели способствовало решение в работе следующих основных задач:

1) Определение понятия «полиция» и определение основных этапов становления полиции;

2) Определение места полиции в системе правоохранительных органов;

3) Исследование истории становления полиции;

4) Определение основных направлений развития.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и деятельности полиции, организации ее работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в Российской Федерации.

Предмет исследования составляют совокупность нормативно‒ правовых актов, отражающих положение МВД России на современном этапе.

Основные методы, используемые в процессе исследования – это общенаучные методы; диалектико-материалистический метод; частно – научные; сравнительно-правовые, формально-юридические и другие. Познание структуры и деятельности полиции осуществляется и посредством историко-правового анализа.

Источниками права, анализируемыми в работе, стали Конституция Российской Федерации, федеральные законы, среди которых Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты МВД РФ, постановления ВС РФ и другие.

Структура работы определяется ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, разделенных на пять подразделов, заключения, списка используемой литературы.

 

Полиция в России до 1917.

Понятие “полиция” происходит от греческого “politeia” (“polis” – город), обозначающем городское государственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оно утверждается в последствии в юридическом лексиконе европейских государств. Уже из немецкого Петр I переносит этот термин в русский язык[1]. “Полицией” в то время считалась любая деятельность государственных органов по вопросам светского управления: издание законов, обеспечение безопасности, забота о повышении благосостояния народа, надзор за противопожарной безопасностью, отправлением религиозных культов и пр. Первоначально полиция возникла в Петербурге. В 1715 году здесь учреждается полицмейстерская канцелярия, а три года спустя вводится должность генерал-полицмейстера, соответствующая пятому классу “Табели о рангах”. В 1722 году полицмейстерская канцелярия учреждается и в Москве. Первым генерал-полицмейстером стал личный денщик императора Антон Мануилович Девиер. Штат Санкт-Петербургской полиции состоял из 10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 160 солдат. Жалование полицейские чины получали наравне с военнослужащими. В помощь полиции определялись караульщики, в обязанность которым вменялось ходить ночью по улицам с трещотками и ловить воров. Кроме ночных караульщиков полиция назначала на каждой улице старосту и десятских. Кроме сотрудников полиции в XVIII веке к охране общественного порядка, в частности, поимке разбойников, воров и вообще всех “лихих” людей, привлекались и воинские команды. В 1730 году для улучшения организации борьбы с преступностью, восстанавливается Сыскной приказ[2], сыщик которого Иван Осипов (по кличке Ванька Каин) получил наиболее широкую известность. В первую же ночь работы Иван Осипов задержал 32 вора. До 1733 года регулярная полиция существовала только в обеих столицах, а затем появляется еще в 23 городах Империи, где полицмейстером, в зависимости от значимости города, назначался капитан или поручик, руководивший унтер-офицером, капралом, десятком рядовых и двумя канцелярскими служителями[3]. При Петре I в качестве специального органа политической полиции выступает Преображенский приказ. Возник он в 1686 году в подмосковном селе Преображенском для управления Преображенским и Семеновским полками. С 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года), которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине. В 1718 году создается новая структура, занимающаяся политическим сыском – Тайная канцелярия. История этого учреждения связана с расследованием дела о бегстве наследника за границу. Размещалась канцелярия в Петропавловской крепости, руководил ей П.А. Толстой, добившийся высокого доверия императора возвращением царевича Алексея из-за границы на Родину. Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ – дела, поступающие из других регионов России. После ликвидации Тайной канцелярии (1726 г.) и Преображенского приказа (1729 г.) политический сыск в стране осуществляли Верховный тайный совет и Сенат.[4] Однако вскоре этот порядок изменился. Императрица Анна Иоановна, племянница Петра I, в 1731 году для расследования политических дел учреждает особую канцелярию[5]. В дальнейшем она стала называться Канцелярией тайных розыскных дел. Ее начальником становится бывший министр петровской тайной полиции генерал Андрей Иванович Ушаков. Начинал он свою службу в Преображенском полку. Затем вел рекрутские дела. Руководителем политического сыска Ушаков был с 1731 года и до самой смерти (1747 г.). К тому времени служба давно миновала период становления и была способна на проведение сложных операций, в том числе и с использованием агентуры, набиравшейся в том числе из преступников, приговоренных к достаточно строгим мерам наказания. Канцелярия тайных розыскных дел просуществовала до 1762 года и была упразднена Петром III. Очень не любивший свою тетку Елизавету Петровну, он ломал все созданное предшественницей. Все дела и материалы канцелярии передавались Сенату. Но в действительности орган политического сыска не был ликвидирован. Просто вместо канцелярии при Сенате была учреждена Тайная экспедиция. Главным розыскником при Петре III был генерал-адъютант барон Карл Унгер-Штернберг, а его помощником – петербургский генерал-полицмейстер Николай Андреевич Корф.[6] Законодательство России упоминает несколько видов доказательств. Первым по степени важности считалось собственное признание при условии его полноты, безоговорочности, доказательственности, сделанное только перед судом. Только в этом случае оно могло быть положено в основу приговора. Другими видами доказательств являлись показания свидетелей, а также официальные документы, частная переписка и присяга. Итак, к середине XVIII века, несмотря на меры, предпринимаемые властью, во многих регионах страны специализированные полицейские органы отсутствуют (сельская полиция еще не существует вообще). Практика привлечения к полицейской службе офицеров и солдат городских гарнизонов продолжается. Ситуация, сложившаяся в правоохранительных органах, уже не соответствовала требованиям времени. 1.2 Вторая половина XVIII века Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы. В 1775 году в России проводится реформа местных органов управления: страна делится на губернии и уезды, применительно к которым и строится сеть полицейских учреждений[7]. Основным нормативным документом, определявшим организацию, функции и компетенцию полиции, стало “Учреждение для управления губерний”[8]. Согласно этому нормативному акту в каждом уезде создается сельская полиция в лице нижнего земского суда. Уездная полиция состояла из начальника – земского исправника или капитан-исправника – и 2-3 заседателей. Начальник сельской полиции выбирался местным дворянством и утверждался губернатором. В непосредственном подчинении нижнего земского суда находились сотские и десятские – полицейские служители, избираемые из крестьян. За плохое исполнение своих обязанностей руководство полицией могло подвергнуть их штрафу. Обязанности нижнего земского суда были многочисленными и разнообразными: следить за порядком и “благочинием” в уезде, исполнять решения вышестоящих властей, проводить предварительное следствие по уголовным делам. Кроме того, капитан-исправник нес ответственность за состояние дорог и мостов, противопожарную безопасность, ведение борьбы с эпидемиями и эпизоотиями, выполнял решения судебных органов, и дворянской опеки. Некоторые изменения претерпела и городская полиция. В городе полицейское управление поручалось городничему, который назначался Сенатом по представлению губернского совета. Подчинялся городничий губернскому правлению возглавлявшимся губернатором. В городах, в которых дислоцировался военный гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом. Реформа 1775 года основное внимание уделила созданию административно-полицейского аппарата в уезде, и практически никак не коснулась городской полиции. Именно для решения этой проблемы в 1782 году издается “Устав благочиния или полицейский”[9], по которому в городах создавался новый полицейский орган – Управа благочиния. Во главе Управы в уездных городах стоял городничий, в губернских – полицмейстер. Начальнику полиции подчинялись два пристава: один – по уголовным, другой – по гражданским делам; и два ратмана (помощника), которые избирались на три года от горожан. Подчинялась Управа благочиния непосредственно губернскому правлению. По Уставу благочиния город делился на административно-полицейские части (200-700 дворов) по главе с частным приставом. В его распоряжении находились два полицейских сержанта или полицейская команда. В свою очередь части подразделялись на кварталы (50-100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, руководившим всеми сторожами квартала, а также избираемыми на три года из местных жителей квартальными поручиками.[10] На Управу благочиния возлагались и административно-хозяйственные функции: надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц, контроль соблюдения паспортного режима, наблюдение за деятельностью общественных организаций. Дальнейшее развитие полиции было связано с кратким периодом царствования Павла I, к окончанию которого полиция российских городов стала строиться по образцу гатчинской полиции, а Управы благочиния ликвидируются. При Павле I компетенция полиции расширяется посредством возложения на нее функций контроля за исправным несением службы чиновниками, исполнения ими предписаний властей. Для усиления эффективности работы полиции на губернаторов, комендантов, полицмейстеров возлагалась материальная ответственность за нераскрытые хищения и кражи государственного имущества. В конце XVIII века петербургской и московской полицией руководил обер-полицмейстер. Территория города делилась на части, во главе которых стояли частные инспектора, и на кварталы – с унтер-частным инспектором и двумя квартальными комиссарами. Возглавлявший полицейскую часть частный пристав в случае совершения преступления на обслуживаемой им территории обязан был по собственной инициативе выяснять все обстоятельства дела. Функции политической полиции осуществляла Тайная экспедиция. Всеми ее делами ведал Степан Иванович Шешковский. По свидетельству современников, при проведении следствия он никому не делал послаблений: ни знатным дамам, ни простолюдинам. Любимыми орудиями Шешковского были розги и кнут. По приблизительному подсчету он лично высек не менее 2 тыс. человек.[11] В начале своего существования Тайная экспедиция не располагала тайными агентами, но она активно практиковала засылку надежных людей (лазутчиков) на публичные сборища для подслушивания разговоров. Основные материалы для работы тайная полиция получала из доносов. Их содержание проверялось: вызывались и допрашивались свидетели, устраивались очные ставки, производились сопровождаемые обысками аресты. Конец XVIII века знаменателен созданием тайной агентуры – явлением для тех лет новым, но, как показало время, очень перспективным. Как и прежде инквизиционный процесс продолжает доминировать. Но телесные наказания уже практически не применяются. Но от подследственного прежде всего стали требовать раскаяния, превратившимся в высшую форму признания виновности под воздействием религиозного чувства. Следствие, особенно по политическим делам, протекало в обстановке большой секретности: у подследственных брались подписки о неразглашении ставших известными им следственных обстоятельств. Полицейские кадры в XVIII веке готовились в основном в стенах кадетских корпусов. (Первый в России Сухопутный шляхетский кадетский корпус открыт в 1732 году в Санкт-Петербурге.) Следует подчеркнуть, что, к сожалению, далеко не все выпускники рассматривали перспективу своего становления в роли профессиональных полицейских как наиболее престижную. Большинство привлекала военная служба (почет, высокое материальное вознаграждение, более широкие возможности карьерного роста). На следующей ступени неформальной “Табели о рангах” будущих профессий находилась гражданская административно-управленческая деятельность. Полицейское поприще, как правило, замыкало список желанных приоритетов. В силу этого к руководству полицейскими органами в то время нередко приходили лица, “отторгнутые” армией и управленческими структурами (нарушители, лентяи, посредственности и пр.), или заслуженные, опытные, пользующиеся авторитетом за прошлые подвиги “инвалиды” (офицеры, не способные к продолжению службы вследствие ранения или болезни, вышедшие в отставку по достижении предельного возраста и т.д.). Кадетские корпуса обеспечивали своим питомцам разностороннее, по тем временам энциклопедическое, образование, превращавшее их в универсальных управленцев. Таким образом, вторая половина XVIII в. знаменательна строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппа­рата — замена приказов коллегиями, создание регулярной армии и полиции. II. РОССИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В 1802 году Александр I создает в России новые органы центрального управления – министерства и среди них – министерство внутренних дел[12], которому поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путей сообщений, снабжением населения продовольствием, организация почтового сообщения. Кроме того МВД руководило деятельностью губернаторов, в подчинении которых и находилась вся местная полиция. Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществлялось второй экспедицией министерства – экспедицией спокойствия и благочиния. Она включала два отделения. Первое курировало сельскую полицию (нижний земский суд), второе – городскую (управу благочиния). Первым министром внутренних дел стал Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) – близкий друг Александра I. Дальнейшее развитие органов центрального полицейского управления связано с осуществлением реформы М.М. Сперанского, в ходе которой было образовано Министерство полиции. Министерство полиции состояло из департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент) и двух канцелярий (общей и особенной). Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекал спекуляцию. В его ведении также находились смирительные и работные дома. Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции, надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкой дезертиров. Медицинский департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами. Особенная канцелярия Министерства полиции занималась секретным делопроизводством, политическим сыском, наблюдением за иностранцами. Правительство наделило Министерство полиции большими полномочиями. Кроме собственно охранения внутренней безопасности, Министерство следило за исполнением законов всеми другими государственными министерствами. Поэтому многие высшие сановники империи негативно восприняли появление нового контрольного органа и использовали любые возможности для дискредитации его деятельности. В конце концов в 1819 году вновь назначенному министру внутренних дел В.П. Кочубею удалось обосновать перед царем необходимость его ликвидации с возвращением функций Министерства полиции в Министерство внутренних дел.

 

Милиция в СССР 1917-2011г

.
Милиция - исторически сложившееся наименование органов по охране общественного порядка в Российской Федерации и ряде стран СНГ.

После Февральской революции 1917 г. в России царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции "народной милицией". Правовая основа организации и деятельности милиции была создана постановлениями Временного правительства "Об утверждении милиции" и "Временным положением о милиции", которые были изданы в апреле 1917 г. После Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного правительства и его органов, в том числе и органов милиции.

10 ноября (28 октября старому стилю) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял декрет "О рабочей милиции", в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. 10 мая 1918 г. коллегия НКВД РСФСР приняла решение о том, что "милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции". С этого момента милиция из "народной" начинает переход в категорию профессиональной.
12 октября 1918 г. НКВД и Народный комиссариат юстиции утвердили инструкцию "Об организации советской рабоче-крестьянской милиции", юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как "исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД".

В 1920 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) утвердил первое положение "О рабоче-крестьянской милиции". В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер.

В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 г. были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 г. - по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС).

К 1941 г. в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС, наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом. Впоследствии в разные годы в состав милиции вошли такие отделы, как отряды милиции специального назначения - спецназ (1987), отряд милиции особого назначения - ОМОН (1988), Главное управление по борьбе с организованной преступностью - ГУБОП (1992) и другие. В 1990 г. в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.


Первоначально милиция подчинялась и входила в состав НКВД РСФСР (1917-1930).

15 декабря 1930 г. ЦИК (Центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) СССР приняли постановление "О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик". После упразднения наркоматов на базе управлений коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска были учреждены одноименные управления непосредственно при СНК РСФСР. Такой порядок сохранялся до 1934 г. Затем был вновь организован НКВД СССР, и милиция подчинялась ему (1934-1946), потом МВД (Министерству внутренних дел) СССР (1946?1960), МВД РСФСР (1960?1968), МВД СССР (1968-1991). С 1991 г. милиция находилась в ведении министерства внутренних дел РСФСР.

В декабре 1991 г. после того, как президент СССР Михаил Горбачев сложил свои полномочия, был принят закон РСФСР "Об изменении наименования государства Российская Советская федеративная социалистическая республика", согласно которому государство РСФСР стало именоваться Российская Федерация (Россия). В связи с этим все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России.


К 2004 г. в структуре МВД РФ насчитывалось 37 отделов (управлений). 5 ноября 2004 г. президентом был подписан указ, в соответствии с которым эти отделы были заменены 15 департаментами до 1 марта 2011.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата. Система существующих в современном российском государстве правоохранительных органов многообразна, однако их все объединяют единые цели это – защиты общества и государства, обеспечение правопорядка и законности, охраны личности и общества от преступных посягательств. Несомненно, полиция в системе правоохранительных органов занимает одно из центральных мест. И вопросы организации деятельности полиции, как одного их правоохранительных органов имеют большое теоретическое и практическое значение.

Первоначально полиция выполняла функции и в сфере поддержания общественной безопасности, и в сфере обеспечения благосостояния населения. В дальнейшем, естественно, происходит расширение системы полицейских органов, конкретизируются их задачи.

К концу XVIII века полиция сформировалась, как государственный орган, не смотря на то, что совсем недавно была образована в Российской империи. Видоизменяясь и преобразовываясь российская полиция просуществовала до 1917 года, но с момента Февральской революции не только фактически, но и юридически прекратила свое существование.

В современной России окончательно институт полиции возродился после принятия Федерального закона «О полиции» 07 февраля 2011 года.

На современном этапе деятельность полиции в Российской Федерации связана с приоритетом прав и свобод личности, охраной и защитой жизни и здоровья, поддержанием правопорядка и законности, противодействию преступности. Все это требует исследования места полиции в системе иных правоохранительных органов, определение форм взаимодействия и сотрудничества указанных органов, объединенных едиными целями и схожими задачами.

Таким образом, в результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Полиция это – система особых государственных органов по охране общественного порядка внутри страны.

2. Любая система правоохранительных органов эффективно функционирует только в рамках взаимодействия и сотрудничества всех ее звеньев. Таким образом, выполнение возложенных на полицию задач реализовывается только в рамках такого взаимодействия.

3. Полиция, как орган, основными задачами которого являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, а также обеспечение общественной безопасности, занимает центральное место в системе правоохранительных органов.

Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем реформирования МВД России на современном этапе, сформулировать выводы и разработать рекомендации, направленные на дальнейшее перспективное реформирование МВД России. С учетом этого основные выводы и предложения по проведенному исследованию могут быть сведены к следующему.

МВД России является многоуровневой структурой, объединяющая в себе множество ведомств, одни из них занимаются прямым обеспечением общественной безопасности, соблюдением норм законодательства, другие же являются вспомогательными и обеспечивают всем необходимым первых. В то же время МВД России имеет четко закрепленные на законодательном уровне задачи, для реализации которых на Министерство возложен обширный круг полномочий. Так же следует отметить, что для своего нормального функционирования, деятельность МВД России регламентирована множеством нормативно-правовых актов, с одной стороны каждый шаг в деятельности МВД России прописан, с другой их большое количество приводит к замешательству и явному противоречию, особенно если вопрос касается как внутриведомственного взаимодействия, между своими подразделениями, так и ведомственного.

Так же следует сказать, что определение цели и правильная постановка задач – это не сугубо теоретический вопрос. Неопределенность в том, что и каким образом должен делать государственный орган, не позволяет говорить о таком важном качестве деятельности аппаратов управления, как целенаправленность. Это, в свою очередь, ставит под сомнение обоснованность принимаемых управленческих решений, рациональность использования ресурсов, а также снижает эффективность деятельности государственного органа. В связи с чем возникла объективная необходимость в пересмотре отдельных задач и функций ОВДТ, а также их организационно-структурного построения, путем создания в территориальных органах МВД России на транспорте подразделений, обеспечивающих функции транспортной безопасности.

Исходя из вышесказанного, проведенное исследование позволило выявить основные проблемы реформирования МВД России на современном этапе.

Электронные ресурсы

1) Официальный сайт МВД России. ‒ URL: https://мвд.рф/reports/item/18556721/ (дата обращения: 07.03.2020).

 

 


[1] Состояния преступности в Российской Федерации за январь-сентябрь 2019 года. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт МВД России. ‒ URL: https://мвд.рф/reports/item/18556721/ (дата обращения: 07.03.2020).

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность»

на тему «История становления полиции в Российской Федерации»

 

специальность – 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

 

Выполнил студент: Макаров В.А.

Группа: 19КД8

Проверил руководитель: Чукуров А.В.

 

Работа защищена с оценкой ____________

Преподаватели ____________ С.А. Тимошкин

____________ А.В. Чукуров

Дата защиты ____________

 

 

Пенза, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Полиция и её место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. 7

1.1. Полиция в России до 1917…………………………………………….7

1.2. Милиция в СССР 1917-2011…………………………………………15

2. Теоретические аспекты деятельности МВД России. 17

2.1. Реформа милиции и создание полиции на современном этапе………..17

2.2.Актуальные проблемы деятельности полиции на современном этапе 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

 


ВВЕДЕНИЕ

Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирования предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования полиции, изменение статуса ее органов и служащих, освобождение полиции от несвойственных ей функций и расширения полномочий, направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка. Реформирование было нацелено на решение сложной социальной задачи - преодоление кризиса доверия общества, выработка новых организационно-правовых форм взаимодействия полиции и общества, обеспечение учета общественного мнения при оценке деятельности органов и служащих полиции, изменение системы отчетности и разработка современных показателей эффективности работы правоохранительных органов.

Реформирование полиции повлекло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института – полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.

В то же время следует признать, что на сегодняшний день имеется ряд проблем в деятельности МВД России, так по итогам реализации органами системы МВД России принадлежащих им полномочий, в том числе в сфере обеспечения безопасности, за период с января по сентябрь 2019 года зарегистрировано 1 521 683 сообщений о преступлениях, в результате преступных посягательств погибло 18,3 тыс. человек, здоровью 28,6 тыс. человек причинён тяжкий вред, а от общего числа зарегистрированных сообщений о преступлении раскрыто 806102[1], что, несомненно, говорит о недостаточной эффективности деятельности МВД России.

Таким образом, все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

На современном этапе деятельность полиции в Российской Федерации связана с приоритетом прав и свобод личности, охраной и защитой жизни и здоровья, поддержанием правопорядка и законности, противодействию преступности. Все это требует исследования места полиции в системе иных правоохранительных органов, определение форм взаимодействия и сотрудничества указанных органов, объединенных едиными целями и схожими задачами. И именно этим и объясняется практическая и теоретическая значимость, а также актуальность выбранной темы исследования.

Изучению вопросов деятельности, а также определения места и роли полиции в сис


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.