Драматическая ситуация и прогрессия усложнений — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Драматическая ситуация и прогрессия усложнений

2023-01-02 32
Драматическая ситуация и прогрессия усложнений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть еще два важных понятия, используемых сценаристами, – драматическая ситуация и прогрессия усложнений. Что это такое?

Драматическая ситуация: человек находится в безвыходной ситуации и ищет из нее выход. Он вынужден действовать. Например, герой вынужден противодействовать главному злодею, остановить его и победить. Либо начинает действовать «альтернативный фактор» – если не предпринять срочных действий, случится некая большая беда (вулкан, цунами, падение астероида, атака смертельного вируса).

Для придания остроты часто режиссеры вводят ограничивающий фактор – временной лимит. Герой должен решить проблему за ограниченное время. «Успеет или не успеет», – волнуется зритель.

Прогрессия усложнений: герой двигается от счастья к несчастью, от несчастья к надежде, преодолевая препятствия. Здесь действует универсальный закон сопереживания герою: выпутавшись из одной драматической ситуации, человек попадает в другую и т. д. Если в начале фильма он не мог найти ключи от машины, то в конце – должен спасти весь мир.

«Правильное соотношение» драматического произведения – 75 % действия и 25 % слов. Это не место для размышлений, а место для действий! Борьба держит зрителя в напряжении, показывая истинное лицо героя. Только в кризисных ситуациях, только на пределе своих возможностей герой демонстрирует свой настоящий характер.

В конце фильма или книги герой должен что‑то понять и как‑то измениться. Он станет сильнее, храбрее, решительнее. Или он добьется всеобщего уважения, разбогатеет, женится. Если с героем не произошла метаморфоза и он остался тем же, что и был в начале, то мы, зрители или читатели, будем разочарованы – зачем тогда нам показывали всю эту историю?

Как эти приемы «работают» на мероприятии?

 

Драматическая ситуация

Есть одно важное отличие сценария мероприятия от сценария художественной драмы: в большинстве случае на мероприятии нет места отрицательному герою и «альтернативному фактору» (драматической ситуации): мероприятие не должно вызывать стресс и негативные эмоции. Правда, функцию отрицательного героя с некоторой натяжкой может выполнять команда соперников из числа гостей, а драматическая ситуация может быть обозначена некой задачей, которая должна быть решена участниками в ходе мероприятия. Такая задача необязательно должна быть острой проблемой, достаточно, если она будет просто интересна: мероприятие может быть шагом к решению некой глобальной задачи – помощь обездоленным, защита экологии, развитие инноваций, забота о здоровье. В общем, подумайте о сверхзадаче вашего мероприятия – она добавит ему логичности и усилит степень воздействия.

Кроме того, продолжительность мероприятия ограничена, и гости это чувствуют – все заявленные номера, выступления, блоки должны «уместиться» в программу.

 

Прогрессия усложнений

В мероприятии прогрессия усложнений – это набор блоков, по которым «путешествуют» гости. Каждый последующий блок сложнее и насыщеннее предыдущего, он больше вовлекает человека. Время на передышку гостям дается минимальное – несколько меньше, чем им хотелось бы. Это делается для того, чтобы не «потерять» гостя, не дать ему скучать. Если оставить их в покое, многие попросту «уснут».

Как быть с мероприятиями, в рамках которых нет и не может быть смены блоков, номеров и активного вовлечения гостей? Например, торжественный прием с фуршетом и свободной программой. Описанная нами модель работает и в этой ситуации. Даже на таком мероприятии есть завязка (знакомство), кульминация (официальная речь, выступление музыкантов) и развязка (подарки, прощание). Но все это присутствует в «слабой», не драматической форме – организаторы не ставят цель активно воздействовать на аудиторию, их задача – предоставить площадку для общения.

Гость мероприятия, как и герой фильма, ближе к финалу должен пережить своеобразный катарсис и измениться. Если гости ушли такими же, как и до мероприятия, – оно не имело смысла и было пустой тратой денег.

 

Структура мероприятия

Какова структура большинства фильмов, которые мы смотрим, и книг, которые читаем? Сравним структуру художественного произведения с мероприятием (табл. 2–3).

 

Таблица 2–3. Структура художественного произведения и мероприятия в сравнении

 

Приглашение

Работа с гостями начинается задолго до мероприятия. Если в нем присутствует концепция, она должна быть отражена уже в приглашении. Подробнее об этом мы говорим в главе 4. Также на этом этапе вы запускаете слухи и PR вашего мероприятия, поднимаете информационную волну в Интернете. Тогда ваши гости придут на мероприятие уже «разогретыми».

 

Вход, встреча гостей

Если мероприятие сугубо деловое, то гости собираются в бизнес‑центре, в помещении рядом с большим конференц‑залом, попивают утренний кофе, просматривают свежую прессу, общаются. Это упрощенный вариант.

Если же мероприятие развлекательное, то все немного сложнее: гости прогуливаются по welcome‑зоне, осматривая площадку, элементы декорации, участвуя в предлагаемых развлечениях, потягивая шампанское. Они привыкают к месту, оценивают обстановку, знакомятся. Эта часть нужна для того, чтобы плавно погрузить гостей в атмосферу мероприятия. Затем раскрывается концепция – в декорациях, одежде и поведении актеров. Поскольку знакомство с ней началось уже с приглашения, заинтригованные гости ждут развития. Герои программы должны быть представлены гостям, а гости должны заинтересоваться вами.

Свое расслабляющее действие оказывают алкоголь и музыка. Также мы дразним гостей, предлагая им закуски, чтобы у них проснулся легкий голод.

Именно в этот момент организаторы могут оценить настроение гостей и позволить себе немного расслабиться, если гости легко принимают правила игры. Или, наоборот, еще больше собраться, наращивая темп и полностью следуя утвержденной программе.

 

Яркое начало программы

Начало мероприятия должно привлечь внимание всех гостей без исключения. Начало всегда запоминается, поэтому оно должно быть ярким. Именно в этот момент дверь в ту реальность, из которой пришли гости, с грохотом захлопывается. Назад пути нет.

Как же привлечь внимание? Можно включить яркий свет или громкий звук; начать действие вне сцены, постепенно переводя его на сцену; дать изображение на больших экранах (предварительно приглушив свет). Или, наоборот, приглушить звук и дать возможность ведущему тихим голосом обратиться к зрителям.

В любом случае начало должно быть ярким и сразу вводить гостей в суть программы. Оно должно интриговать, вызывать любопытство, сопереживание, азарт, ощущение единства всего коллектива, радость игры. Если вам не удастся это обеспечить, работать дальше будет гораздо труднее. Именно поэтому данная часть мероприятия должна быть проработана и спланирована максимально подробно. Вы должны контролировать настроение гостей, управлять их вниманием. Иначе гости не пойдут по тому пути, который вы наметили. Яркое начало доказывает всем, что именно ваша программа стоит того, чтобы участвовать в ней. Вы говорите: «Мы вас любим. Мы вас ждали. Мы рады вас видеть. Но правила здесь задаем мы. Игра началась».

 

Основная часть

После того как вы установили контакт с аудиторией и сумели привлечь к себе внимание, наступает время основной программы вашего мероприятия: номера, выступления, логические блоки, следующие друг за другом. Музыка, световое шоу, номера, выступления, шутки со сцены, фуршет. Программа идет своим чередом и лишь время от времени прерывается фразой ведущего «А теперь…».

Темп постепенно нарастает, голоса звучат громче, номера и блоки становятся зажигательнее, внимание гостей приковано к сцене, их глаза горят. Официальная часть максимально короткая и выдержана в стиле всего мероприятия. Ведущий контролирует аудиторию, увеличивая количество интерактивных элементов.

В программе всегда чередуются блоки «еда» и «действие». Во время первого блока гости могут спокойно поесть, пообщаться, а во время «действия» необходимо полностью завладеть их вниманием или привлечь к участию в происходящем. На этом этапе концепция мероприятия уже целиком представлена гостям. Поскольку настал черед главной, центральной с точки зрения коммуникации части, то гости должны, не напрягаясь, считывать ключевое сообщение организаторов.

 

Центральный элемент

Центральный, ожидаемый элемент программы – выступление «звезды» или наиболее важного гостя, определение победителя, награждение, разгадка тайны, сюрприз.

Всех интересует: «Кого же наградят?», «Будет стриптиз или нет?», «Кому достанется этот автомобиль?», «Когда же появится ОН?», «Что же это означает?».

Это кульминация мероприятия. То, чего все ждут. Эмоциональное или интеллектуальное озарение. Разрядка. Эйфория, чувство единого дружного коллектива, радость от прекрасного вечера и жизни вообще. Аплодисменты, крики. Катарсис, который достигается художественными средствами.

В мероприятии может быть несколько кульминаций, у каждой части своя, но одна – главная.

 

Завершение мероприятия

Последняя часть программы мероприятия направлена на расслабление, например, дискотека после активной программы развлекательного мероприятия, фуршет – после деловой конференции.

Сюда же мы отнесем выход гостей, вручение подарков, прощание и последние элементы концепции.

Очень частая ошибка организаторов – «бросить» гостей «на выходе». Удачное мероприятие – это диктат концепции, ею пронизано все. Сказка должна продолжаться. Поверьте, гости это оценят.

Мы уже рассказывали, как на одном из мероприятий, где концепция предполагала, что гости погружаются в детство, в атмосферу свежести, мы предложили им не только индивидуальный трансфер (в такси их ждал мягкий плед), бесчисленные SPA‑процедуры в загородном отеле с грамотными консультантами, но и специальное детское мыло в номере, книжку сказок с красивыми картинками на тумбочке возле кровати, плюшевых медведей, конфеты, а на утро… настоящее детское меню! Все эти детали сопровождали гостей до самого конца мероприятия.

Пришло время поговорить о том, как вовлечь гостя в вашу игру. Обратимся к профессионалам – режиссерам популярных фильмов.

 

Вовлечение

Есть несколько способов заставить человека увлечься фильмом, который он смотрит всего пару минут.

Последите за собой перед показом фильма (мы говорим о хорошем фильме): вы общаетесь с друзьями, увлечены своими мыслями или отвечаете на телефонный звонок.

Но вот на экране появляются первые кадры фильма. По проселочной дороге неспешно едет автомобиль. Его идеально чистая поверхность сверкает на солнце. Окна закрыты, и мы видим только силуэты двух людей. Они весело болтают, переключают радиостанции и передают друг другу банку с лимонадом. Камера наезжает, и мы слышим еще один голос – он доносится из багажника. Голос просит выпустить его и обещает заплатить вдвое больше. Два человека в машине делают музыку громче. Еще через мгновение за ними появляется полицейский автомобиль, машины останавливаются. Двое в машине замолкают. Один нервно играет пальцами на руле. Второй пристально смотрит в зеркало заднего вида.

Прошло всего две минуты фильма, а вы уже забыли своих друзей, свой телефон и свои мысли. Вы уже внутри! Внутри фильма.

Что будет дальше? Как поведут себя герои? Кто в багажнике, в конце концов?

Варианты. А) Открытый конфликт, прямая агрессия. Герои выходят из машин и начинают палить из всех стволов. Б) Полицейский проверит документы, качнет головой, попросит соблюдать правила и все разъедутся. В) Полицейский подойдет к машине, навстречу ему молча выйдут два наших героя… они тепло поздороваются и даже обнимутся. А потом вместе подойдут к багажнику. Приготовят пистолеты. Взведут курки. Один из них щелкнет замком багажника, приоткрывая дверцу…

Итак, как вовлечь человека в процесс?

Шаг 1. Разжечь любопытство.

Универсальный способ вовлечения человека. Работает безотказно в большинстве случаев. Любопытство – универсальная черта, от нее трудно избавиться полностью. Кто в багажнике? Что будет дальше? Как они поступят?

Шаг 2. Вызываем чувство сопереживания.

Мы отождествляем себя с главным героем и волнуемся за него, как за себя. Представьте, что вы знаете, кто в багажнике. И это главный положительный герой, от которого зависит судьба целого города или мира. Выберется или нет? Как выберется?

Шаг 3. Саспенс (напряженное ожидание) или удивление (неожиданный поворот).

Герой поднимается по темной скрипучей лестнице в пустом доме, услышав непонятный шорох на втором этаже. Зачем идет один? Почему не включит свет? Нам хочется крикнуть ему: «Не ходи туда, стой!!!» Саспенс! Вы уже внутри фильма.

В обычной жизни мы бы никогда так не сделали. Включили бы везде свет. Разбудили жену. И шумно поднялись наверх, чтобы встретиться с домашним котом, который решил пошалить посреди ночи.

Посмотрим, как эти способы вовлечения работают на мероприятии.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.