Погружение: как гипноз меняет наше сознание — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Погружение: как гипноз меняет наше сознание

2023-01-02 25
Погружение: как гипноз меняет наше сознание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди ученых у гипноза сложилась неоднозначная репутация, но это не помешало нескольким исследователям изучить его как возможное окно в природу сознания.

Дэвид Оукли, почетный профессор Университетского колледжа Лондона, использует гипноз, чтобы вызывать у здоровых людей необычные состояния сознания. Его идея состоит в том, чтобы создать «виртуальных пациентов» с симптомами, которые можно буквально включать и выключать по щелчку пальцев, что облегчает изучение вызывающей их ненормальной активности мозга.

Вместе с Питером Халлиганом, нейропсихологом из Университета Кардиффа, они сосредоточились на ряде редких и необычных состояний, при которых нормальная осознанность нарушается.

Эти состояния включают истерическую слепоту, при которой человек не может сознательно видеть, однако не имеет ощутимых повреждений глаз или мозга, а также одностороннее пространственное игнорирование, при котором человек не осознает половину зрительного поля. Сюда входит и истерический паралич – невозможность двигать какой-либо частью тела, несмотря на отсутствие физической травмы, – представляющий собой расстройство свободы воли, при котором страдают произвольные движения. Та же самая конечность при этом может двигаться без каких бы то ни было проблем, пока человек спит. Синдром чужой руки — еще одно расстройство свободы воли, при котором человек чувствует, будто его рука или нога действуют сами по себе (см. далее).

Свобода неволи: когда ваша конечность живет своей собственной жизнью

Люди с так называемым синдромом чужой руки страдают из-за того, что их рука тянется и берет предметы без их собственного на то желания. Они могут попытаться удержать ее другой рукой, а если это не срабатывает, иногда им приходится привязывать ее.

Причиной этого является повреждение головного мозга – обычно в области, известной как дополнительная моторная область (ДМО). Исследование с обезьянами показало, что другая часть мозга, премоторная кора, бессознательно порождает некоторые из наших действий в ответ на то, что мы видим вокруг нас. Затем в действие вступает ДМО, позволяя движению осуществиться или останавливая его, но повреждение ДМО может разрушить этот контроль – отсюда и рука-«анархист», реагирующая на каждый зрительный стимул.

Некоторым людям не везет настолько, что у них повреждаются ДМО обоих полушарий мозга, и обе их руки не подчиняются контролю. «Они находятся во власти стимулов окружающей среды», – говорит Серхио Делла Сала, невролог из Эдинбургского университета, который изучает данное состояние.

Все это звучит как противоположность свободе воле – Делла Сала называет это «свободой неволи». Полученные данные показывают, что, хотя нам кажется, будто наши действия всегда находятся под нашим сознательным контролем, на самом деле многие решения принимаются бессознательно.

Оукли и Халлиган считают, что с использованием гипноза можно воссоздать у здоровых людей эти состояния, что потенциально способно пролить свет на их причины. Исследователи надеются ускорить наше понимание этих состояний, трудных для изучения в силу того, что они встречаются крайне редко и часто сопровождают другие расстройства, такие как депрессия или шизофрения.

Может ли деятельность мозга под гипнозом действительно имитировать то, что происходит при настоящем расстройстве? Оукли и Халлиган убеждены, что у их виртуальных пациентов наблюдаются некоторые из тех же изменений деятельности мозга, что и у пациентов с истинными расстройствами. Халлиган рассказывает, что однажды они вызвали одностороннее пространственное игнорирование у испытуемого, сказав ему, что левая сторона его зрительного поля перестанет существовать. Затем они попросили его скопировать изображение с дюжиной предметов, разбросанных по всему листу. Большинство людей под гипнозом, получивших такую инструкцию, копируют объекты только с правой части листа. Но этот испытуемый, как и настоящие пациенты, нарисовал на листе правую сторону каждого объекта.

По его словам, сходства доходят и до работы мозга. Халлиган и его коллеги ввели в состояние гипноза двенадцать высоковнушаемых студентов, а затем либо говорили им, что их левая нога парализована, либо говорили им просто притворяться, что их левая нога парализована, с обещанием вознаграждения, если им удастся обмануть исследователя. Исследователи, не зная о том, к какой группе принадлежат участники, не могли понять, кто из них имитирует паралич – пока не увидели сканы мозга испытуемых. В активности их мозгов наблюдались явные различия. У тех испытуемых, кто был гипнотически парализован, была высокоактивна правая орбитофронтальная кора – область мозга, которая принимает участие в подавлении эмоций и которая также активна при истерическом параличе.

Данное исследование показало, что области мозга, в норме связанные с намеренным торможением движений, при истерическом параличе и гипнозе неактивны. Значит, такие состояния действительно связаны с расстройством свободы воли. Проблема заключается не в том, что люди не хотят двигаться, но в том, что они не могут этого сделать.

Помогут ли подобные исследования разработать новые методы лечения, пока еще только предстоит выяснить. Возможно, самым важным шагом будет простое убеждение врачей и пациентов в том, что эти состояния реально существуют.

Невосприимчивость к гипнозу

Если гипноз на вас не действует, вините в этом «проводку» вашего мозга. Похоже, что люди, в большей степени чувствительные к гипнозу, с большей вероятностью будут демонстрировать дисбаланс в работе полушарий мозга.

Примерно 15 % людей считаются чрезвычайно восприимчивыми к гипнозу, в то время как еще 10 % почти невозможно загипнотизировать. Остальные из нас находятся где-то посередине. Скептики утверждают, что некоторые из нас просто более внушаемы и потому склонны скорее играть роль загипнотизированного, нежели впадать в подлинный транс. Однако недавние исследования выявили, что во время гипноза между различными областями мозга обнаруживается меньшее количество связей, активность в левом полушарии мозга понижается, а в правом – повышается. Эти данные свидетельствуют о том, что гипноз – нечто большее, чем просто игра.

Чтобы узнать, наблюдаются ли также различия между мозгами восприимчивых и невосприимчивых к гипнозу испытуемых вне состояния транса, Питер Нейш из Открытого университета в Милтон-Кинсе, Великобритания, использовал стандартный тест на восприимчивость к гипнозу (гипнабельность), сочетающий двигательные и когнитивные задачи, чтобы выявить по десять испытуемых каждого типа. Затем он дал каждому испытуемому пару очков со светодиодами, установленными на левой и правой стороне оправы. Светодиоды быстро загорались один за другим, и испытуемые должны были сказать, какой из них загорелся первым. Нейш повторял это задание, пока интервал между вспышками не стал настолько коротким, что испытуемые больше не могли вынести суждение об их правильном порядке.

Нейш обнаружил, что восприимчивые к гипнозу испытуемые лучше справлялись с заданием, когда первым загорался правый светодиод, чем когда первым был левый. Это показало, что левое полушарие их мозга работает более продуктивно (зрительные пути перекрещиваются в мозгу, поэтому левое полушарие управляет правым глазом и наоборот). В то же время невосприимчивые к гипнозу испытуемые одинаково справлялись с заданием независимо от того, какой светодиод загорался первым.

Эти различия в балансе эффективности работы мозга сохранялись, когда Нейш попытался загипнотизировать обе группы. Во время гипноза мозг испытуемых из восприимчивой группы, казалось, переключал «состояния», выполняя задачу быстрее, когда первым загорался левый светодиод. Между тем у невосприимчивых испытуемых продуктивность полушарий оставалась относительно одинаковой. Они не входили в транс, но их выполнение задачи стало ухудшаться.

Нейш предполагает, что успешный гипноз требует временного доминирования правого полушария мозга, и это состояние намного легче вызвать у тех, кто уже склонен к дисбалансу в работе полушарий, даже в состоянии бодрствования. Это согласуется с теорией о том, что гипноз предполагает передачу господства от левого к правому полушарию. Золтан Дьенеш из Университета Сассекса в Брайтоне, Великобритания, использовал для временного снижения активности в левом полушарии транскраниальную магнитную стимуляцию и обнаружил, что это повышает восприимчивость к гипнозу.

 

Внетелесный опыт

Однажды утром один молодой человек проснулся с чувством головокружения. Он встал и обернулся, только чтобы увидеть самого себя, все еще лежащего в постели. Он закричал на свое спящее тело, встряхнул его и запрыгнул на него. Следующее, что он увидел – он снова лежал, но теперь видел себя, стоящего у кровати и трясущего свое спящее тело. Объятый ужасом, он выпрыгнул из окна своей комнаты на третьем этаже. Позднее его нашли сильно травмированным.

То, что пережил этот 21-летний человек – это внетелесный опыт (или внетелесное переживание), одно из самых своеобразных и необычных состояний сознания. Вероятно, его спровоцировала эпилепсия. Позднее он сказал врачам, что не пытался убить себя, он выпрыгнул в отчаянной попытке воссоединиться со своим телом.

Со времени этого драматического происшествия ученые, в том числе Питер Брюггер, нейропсихолог, занимавшийся с этим молодым человеком в Университетской клинике Цюриха в Швейцарии, прошли долгий путь к пониманию внетелесных переживаний. Они сузили возможные причины до дисфункции в работе определенной области мозга и теперь пытаются понять, как это приводит к почти сверхъестественному опыту покидания собственного тела и наблюдения за ним со стороны. Также они используют внетелесный опыт для решения давней проблемы: как мы создаем и поддерживаем чувство собственного «я».

Такие авторы, как Достоевский, Уайльд, де Мопассан и По (некоторые из которых знали, о чем пишут, не понаслышке), как нельзя более сгустили краски, описывая в своих произведениях внетелесные переживания, благодаря чему их обычно связывают с эпилепсией, мигренями, инсультами, опухолями головного мозга, употреблением наркотиков и даже околосмертными опытами. Однако ясно, что люди без явных неврологических нарушений также могут пережить внетелесный опыт. По некоторым оценкам, около 5 % здоровых людей в какой-то момент своей жизни испытывали нечто подобное.

Ваш двойник

Так что же это такое – внетелесный опыт? Недавно появившееся определение включает в себя множество странных ощущений. Наименее серьезное из них – ваш двойник: вы ощущаете присутствие или видите человека, который, как вы знаете, является вами, хотя вы сами остаетесь в своем теле. Часто это переходит во вторую стадию, когда ваше чувство собственного «я» перемещается туда и обратно между вашим настоящим телом и вашим двойником. Это как раз то, что испытал пациент Брюггера. Наконец, ваше сознание полностью покидает ваше тело и наблюдает за ним со стороны, часто с возвышенного положения вроде потолка.

Некоторые внетелесные переживания включают только одну из этих стадий, некоторые – все три по нарастающей. Удивительно, но многие люди, пережившие подобное, сообщают об этом как о приятном опыте. Итак, что может происходить в мозге, порождая такое, казалось бы, невозможное ощущение?

Первые существенные ориентиры появились в 2002 году, когда нейрофизиолог из Федеральной политехнической школы Лозанны Олаф Бланке и его команда наткнулись на способ вызвать полноценный опыт выхода из тела. Они выполняли эксплоративную операцию на мозге у 43-летней женщины с тяжелой эпилепсией, чтобы определить, какую часть ее мозга нужно удалить, чтобы вылечить. Когда они простимулировали область вблизи задней части мозга, называемую височно-теменным узлом, женщина сообщила, что она парит над собственным телом и смотрит вниз на себя.

В этом есть некоторый неврологический смысл. Височно-теменной узел обрабатывает зрительные и тактильные сигналы, информацию о равновесии и положении тела в пространстве от внутреннего уха, а также проприоцептивные ощущения от суставов, сухожилий и мышц, которые говорят нам, где находятся части нашего тела относительно друг друга. Его задача – объединить все это вместе, чтобы создать ощущение телесности: ощущение того, где находится ваше тело и где оно заканчивается, а весь остальной мир начинается. Бланке и его коллеги предположили, что внетелесные переживания возникают, когда по какой-либо причине височно-теменной узел не справляется со своей работой должным образом.

Перемещая собственное «Я»

Впоследствии появилось еще больше доказательств того, что в основе внетелесных переживаний лежит дисфункция височно-теменного узла. Так, в 2007 году Дирк Де Риддер из Университетской больницы Антверпена в Бельгии пытался помочь 63-летнему мужчине справиться с неподатливым звоном в ушах. В последней отчаянной попытке заставить звон в ушах утихнуть команда Риддера имплантировала электроды рядом с височно-теменным узлом пациента. Это не вылечило его, но привело к тому, что он испытал что-то близкое к внетелесному опыту: он почувствовал, что его собственное «я» сдвинулось примерно на 50 сантиметров назад и влево от его тела. Чувство длилось более 15 секунд, достаточно долго, чтобы провести ПЭТ-сканирование его мозга. И, разумеется, команда обнаружила, что во время этих переживаний был активен височно-теменной узел.

Пока что прорыву в знаниях способствуют только внезапные находки в ходе операций на головном мозге или при лечении неврологических расстройств, не в последнюю очередь из-за редкости подобных случаев. Требуются более масштабные исследования, и для достижения этого Бланке и другие используют методику, называемую «задачи на трансформацию собственного тела», чтобы заставить мозг делать то, что он, по-видимому, делает во время внетелесных переживаний. В этих экспериментах испытуемым показывают последовательность из кратких появлений карикатурных фигур с перчаткой, надетой на одну руку. Некоторые фигуры стоят лицом к испытуемому, другие повернуты спиной.

Задача состоит в том, чтобы представить себя на месте фигуры и определить, на какую руку надета перчатка. Чтобы сделать это, вам придется мысленно поворачивать свое тело по мере того, как одно изображение сменяет другое. Пока испытуемые выполняли эти задачи, исследователи регистрировали деятельность их мозга с помощью ЭЭГ и обнаружили, что височно-теменной узел активировался тогда, когда испытуемые представляли себя в положении, отличном от их фактического положения, – в положении вне тела.

Команда также воздействовала на височно-теменной узел с помощью транскраниальной магнитной стимуляции, неинвазивного метода, который позволяет временно «отключать» части мозга. При этом деятельность височно-теменного узла нарушалась, и выполнение задачи по трансформации собственного тела у испытуемых занимало значительно больше времени.

Стимулировались и другие области мозга, в том числе близкие к височно-теменному узлу. Результаты показывают, что, пока эти области работают хорошо, мы чувствуем себя единым целым с нашим телом. Но стоит их работе нарушиться, и наше чувство телесности может улетучиться.

Однако это не объясняет наиболее поразительную особенность внетелесных переживаний: почему большинство людей, находясь вне тела, видят не только собственное тело, но и окружающие их предметы и других людей. Откуда приходит эта информация?

Сонный паралич

Один из источников данных относится к состоянию, известному как сонный паралич, при котором здоровые люди обнаруживают, что их тело неподвижно, как во сне, несмотря на пробуждение. Опросив почти 12 000 человек, испытавших сонный паралич, Аллан Чейн из Университета Ватерлоо в Онтарио, Канада, обнаружил, что многие люди сообщили об ощущениях, схожих с внетелесными переживаниями: они выплывали из собственного тела и оборачивались, чтобы посмотреть на него.

Чейн предполагает, что это может быть результатом конфликта информации в мозгу. Во время сонного паралича возможно войти в состояние, подобное быстрой фазе сна, в которой вы видите сон, где вы движетесь или летаете. При таких обстоятельствах вы осознаете ощущение движения, но ваш мозг осознает, что ваше тело двигаться не может. В попытке разрешить этот сенсорный конфликт мозг отпускает чувство собственного «я». Возможно, подобные сенсорные конфликты вызывают и классические внетелесные переживания.

Как кто-то может видеть, даже если глаза закрыты? На этот счет у Брюггера есть предположение, связанное с одним из его пациентов, сообщивших о внетелесном опыте. По словам отца этого пациента, который сидел у постели, его глаза были закрыты. Тем не менее, позже пациент рассказал, что из положения над своей кроватью он видел, как его отец идет в ванную, возвращается с мокрым полотенцем и вытирает ему лоб.

По-видимому, пациент слышал, как его отец идет в ванную и включает воду, а затем, должно быть, почувствовал прикосновение влажного полотенца к своему лбу. Брюггер считает, что его мозг сконвертировал эти стимулы в зрительный образ подобно тому, что происходит при синестезии. Тем не менее, это все еще не объясняет внешнюю точку наблюдения.

На этот счет у Томаса Метцингера из Университета имени Иоганна Гутенберга в Майнце, Германия, есть свои соображения. Представьте себе эпизод какого-нибудь недавнего праздника. Вы визуализируете его с точки зрения первого или третьего лица с самим собой на сцене? Удивительно, но большинство из нас делает именно последнее. Если мозг реконструирует воспоминания подобным образом, то точка зрения со стороны может иметь место и в процессе восприятия.

Какими бы ни были механизмы, исследование внетелесных переживаний обещает помочь ответить на принципиальный вопрос нейробиологии и философии: как появляется самосознание? Нам совершенно очевидно, что у нас есть чувство собственного «я», которое чаще всего находится в нашем теле. Тем не менее, из внетелесных переживаний нам также ясно, что чувство собственного «я» может отделяться от нашего физического тела. Итак, как же связаны «я» и тело?

Чтобы ответить на этот вопрос, Метцингер объединился с Бланке и его коллегами в эксперименте, в котором у здоровых испытуемых индуцировали внетелесные переживания. Они снимали каждого испытуемого на видеокамеру со спины и проецировали изображение на дисплей, который испытуемый надевал на голову, так что он видел изображение самого себя, стоящего в двух метрах впереди. Затем экспериментаторы прикасались к спине испытуемого – что ему виделось как происходящее с его виртуальным «я». Это создало сенсорный конфликт, и многие сообщили о том, что они ощущают, что их чувство собственного «я» перемещается из их физического тела в виртуальное.

С точки зрения Метцингера эти эксперименты показывают, что самосознание начинается с чувства владения собственным телом, но в этом есть нечто большее, чем просто чувство телесности. Метцингер полагает, что чувство собственного «я» состоит из множества компонентов, и мы только начинаем их объединять.

 

Эпилептическое блаженство

В жизни Федора Достоевского это было одним из самых глубоких переживаний. «Счастье, которое невозможно в обыкновенном состоянии и о котором не имеют понятия другие люди. Я чувствую полную гармонию в себе и во всем мире», – говорил писатель своему другу, русскому философу Николаю Страхову. Что лежит за такими чувствами? По описанию можно было бы предположить религиозное пробуждение, но на самом деле Достоевский описывал моменты, предшествующие эпилептическому припадку.

Эти ощущения, похоже, повлияли на характер князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот». «Да, за этот момент можно отдать всю жизнь», – говорит князь о кратком мгновении в самом начале эпилептического припадка, мгновении, «переполненном безграничной радостью и упоением, экстатическим благоговением и полнотой жизни».

В последние годы ученые снова проявляют интерес к сообщениям о чувстве эпилептического блаженства как к окну в самосознание. Также они хотят понять, есть ли другие способы, с помощью которых нас всех можно было бы погрузить в аналогичные состояния.

Эпилептические приступы в общих чертах делятся на две группы: генерализованные и фокальные. При генерализованных приступах электрические разряды перегружают наружный слой мозга, кору, и часто приводят к потере сознания. «Экстатические» приступы, похоже, относятся ко второй группе. При фокальной, или парциальной, эпилепсии электрический «шторм» ограничивается небольшой областью мозга, и человек обычно остается в сознании. Фокальный приступ может перейти в генерализованный, если аномальная электрическая активность распространится за пределы первичного очага.

Фабьенн Пикар, невролог из Университетской клиники в Женеве, Швейцария, взяла интервью у множества пациентов с экстатическими припадками и выделила три широкие категории эффектов.

Первая категория – обостренное самосознание. Например, 53-летняя учительница рассказала Пикар: «Во время приступа я чувствую, словно я очень, очень сознательна, я больше осознаю, и ощущения, и вообще все вокруг кажется больше, ошеломляя меня». Вторая – это чувство физического благополучия. 37-летний мужчина описал это так: «бархатистое ощущение, как будто бы я защищен от всего плохого». Третья – сильные положительные эмоции, лучше всего сформулированные 64-летней женщиной: «Безмерная радость, которая наполняет меня и выходит за пределы физических ощущений. Это чувство полного присутствия, абсолютная интеграция самого себя, ощущение невероятной гармонии всего моего тела и меня самой с жизнью, с миром, со всем сущим».

Когда Пикар начала искать неврологическое происхождение этого расстройства, подобные описания указали ей на островок – область коры, которая вызывает повышенный интерес у ученых, изучающих сознание. Островок погружен в глубину борозды, отделяющей лобную и теменную доли от височной, и его основная функция, по-видимому, заключается в интеграции «интероцептивных» сигналов, приходящих изнутри тела, таких как сердцебиение, с «экстероцептивными» сигналами, такими как ощущение прикосновения.

Есть также свидетельства того, что по направлению от задней части островка к передней обработка этих сигналов усложняется. Задняя часть островка имеет дело с объективными свойствами, такими как температура тела, а передняя часть, или передняя островковая доля, порождает субъективные ощущения состояний тела и эмоции, хорошие и плохие. Другими словами, передняя островковая доля отвечает за то, как мы чувствуем свое тело и самих себя, помогая создать сознательное чувство «бытия». Из-за этого Бад Крейг из Неврологического института Барроу в Финиксе, штат Аризона, утверждает, что эта часть мозга является ключом к «предельной репрезентации всех своих собственных чувств, то есть чувствующему “я”».


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.