Классификация финансовых инструментов в соответствии с МСФО — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Классификация финансовых инструментов в соответствии с МСФО

2022-11-14 34
Классификация финансовых инструментов в соответствии с МСФО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Переход на МСФО/IFRS 9 «Финансовые инструменты»

Александр Мавлютов ACCA, аудитор, Единый квалификационный аттестат аудитора, СРО НП «Аудиторская Палата России», МСФОотчёт.ру

Поделиться в соц. сетях

Оглавление

· 1. Стандарты МСФО

· 2. Учёт элементов финансовой отчётности

o 2.1. Финансовые инструменты: порядок учёта; анализ моделей учёта в соответствии с МСФО (IAS 39) «Финансовые инструменты: признание и оценка» и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости»

§ 2.1.1. Методология учёта финансовых инструментов (с практическими примерами)

§ 2.1.1.1. Финансовые инструменты: нормативные документы, регулирующие учёт финансовых инструментов в соответствии с МСФО

§ 2.1.1.2. Классификация финансовых инструментов в соответствии с МСФО

§ 2.1.1.3. Признание и оценка финансовых инструментов в соответствии с МСФО по категориям

§ 2.1.1.4. Оценка стоимости финансовых инструментов в соответствии с МСФО

§ 2.1.1.5. Обесценение финансовых инструментов в соответствии с МСФО

§ 2.1.1.6. Признание финансовых инструментов и операций с финансовыми инструментами

§ 2.1.1.7. Прекращение признания финансовых инструментов

§ 2.1.1.8. Реклассификация финансовых инструментов в соответствии с МСФО

§ 2.1.1.9. Зачёт финансовых инструментов в соответствии с МСФО

§ 2.1.1.10. Переход со стандарта МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» на новый стандарт МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и сравнительная информация в соответствии с МСФО

§ 2.1.2. Система бухгалтерского учёта и подготовки финансовой отчётности

§ 2.1.2.1. Представление финансовых инструментов в соответствии с МСФО

§ 2.1.2.2. Раскрытие информации о финансовых инструментах

§ 2.1.3. Финансовые инструменты. Отличия между учётными системами РСБУ и МСФО

§ 2.1.4. Финансовые инструменты. Формы сбора данных для трансформации финансовой отчётности

Стандарты МСФО

Министерство финансов Российской Федерации является официальным источником опубликования текстов документов МСФО на русском языке, признанных в установленном порядке для применения на территории Российской Федерации.

Тексты документов МСФО на русском языке размещены на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» www.minfin.ru в разделе «Бухгалтерский учет и аудит - Международные стандарты финансовой отчетности - Документы МСФО». Консолидированная версия МСФО представляет собой полный текст всех стандартов и разъяснений, признанных в установленном порядке для применения на территории РФ. Данный текст размещен в соответствующем разделе на официальном сайте Минфина и содержит все поправки к МСФО, принятые в 2013 году.

В настоящее время в РФ одновременно применяются две системы учета: РСБУ – российская система бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности, МСФО – международные стандарты финансовой отчёности.

Акты и документы

Реформа национальной системы бухгалтерского учета в Международную Систему Финансовой Отчетности в РФ осуществляется с 1998 года. Положения об этом отражены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 года № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности».

Принятыми в соответствии с данным направлением реформы нормативными правовыми актами и документами являются:

· Постановление Правительства РФ от 06.03.98г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности»;

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.05.1998 № 587-р «Об утверждении плана внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику»;

· Приказ Минфина России от 01.07.2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;

· Приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;

· Приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»;

· Приказ Министерство Финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по её применению»;

· Положения по бухгалтерскому учету;

· Приказ Министерство Финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н «Методические указания по бухгалтерскому учета материально-производственных запасов»;

· Отраслевые инструкции (Приказы Минтранса № 153, № 194);

· Программа подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров (Главный бухгалтер, бухгалтер-эксперт (консультант), бухгалтер – финансовый менеджер, финансовый эксперт (консультант)). (Одобрена межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.Протокол № 10 от 08.06.1999 года);

· Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров (Одобрено межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.Протокол № 8 от 30.09.1998 года).

Исключительно национальным нормативным правовым актом является:

· Федеральный Закон от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Нормативными правовыми актами, регламентирующими прямое применение МСФО в РФ являются:

· Федеральный закон от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 года № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 № 35)»;

· Приказ Минфина России от 22.11.2011 года № 156н "Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности";

· Письмо Минфина России от 12.12.2011 года № 07-02-06/240 «Об официальном опубликовании документов международных стандартов финансовой отчетности»;

· Приказ Минфина России от 25.11.2011 года №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 года № 179 "О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетностью";

· Приказ Минфина России от 30.03.2012 года № 148 "Об образовании Межведомственной рабочей группы по применению МСФО".

Этапы реформы РСБУ к МСФО

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 года № 283, предполагается создание системы национальных российских стандартов [Р I, Р II № 283]:

1. подлежащих взаимоувязке с международными стандартами финансовой отчетности, непротиворечащих им;

2. ориентированных на внешних пользователей и в основном на инвесторов;

3. переориентированных с регулирования бухгалтерского учета на регулирование бухгалтерской отчетности;

4. сопоставимых с системами налогообложения российской федерации;

5. создаваемых с привлечением к реформе и к созданию нормативной правовой базы профессиональных международных организаций и профессиональных российских организаций.

Первая задача в настоящее время выполнена, что отражено в «Заключениях по результатам экспертизы применимости МСФО и РМСФО на территории РФ», созданных Фондом НСФО от 10.10.2011 г., от 22.10.2011 г., ожидаемых к 24.05.2012 г., в соответствии с Постановлением № 107, уполномоченного Министерством Финансов Российской Федерации, что отражено в Информационном сообщении от 21.07.2011 года. [5]

Вторая задача в настоящее время выполняется, в том числе и путем приближения РСБУ к МСФО, так как одной из двух целей МСФО является раскрытие информации, что позволяет внешним пользователям анализировать показатели отчетности.

Третья задача находится в процессе усовершенствования в РСБУ.

Четвертая задача не выполняется, наоборот, в настоящее время применяемые системы налогообложения по многим показателям не совместимы с бухгалтерским учетом. По нашему мнению, совмещения и сопоставления не должно происходить, так как цели и задачи финансовой (бухгалтерской) отчётности и налогового учёта различны: целью финансовой (бухгалтерской) отчётности является представление информации о финансовом положении и результатах деятельности экономического субъекта, а целью налогового учёта – представление информации в государственные органы для выполнения фискальных функций государства.

Пятая задача в Российской Федерации не выполняется, РСБУ базируется на основании НПА, создаваемых законодательно.

Применение МСФО в РФ

По состоянию на 30.04.2012 года Министерством Финансов Российской Федерации признаны к применению на территории РФ 29 Международных Стандартов Финансовой Отчетности (IAS) (с 1 по 41, кроме 3, 4, 5, 6, 9, 13, 14, 15, 22, 25, 30, 35), 8 Международных Стандарта Финансовой Отчетности (IFRS) (с 1 по 8), 10 Разъяснений ПКР (SIC), 16 Разъяснений КРМФО (IFRIC).

Однако, как отражено на официальном сайте Министерства Финансов Российской Федерации, «Фонд МСФО отказался от права на защиту своих авторских прав в отношении Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации. Фонд МСФО сохраняет за собой все права за пределами указанной территории».

Возможно, это означает что отчетность, сформированная на территории РФ, не будет признаваться соответствующей МСФО на территории других стран.

Применение опубликованных Министерством Финансов МСФО законно в связи с выполнение всех условий, обязательных для вступления их в силу, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 года № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 № 35) (далее – № 107):

· Официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

· Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации;

· Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;

· Опубликование документа международных стандартов.

· Официальное получение от Фонда стандартов МСФО обеспечивает МФ РФ.

· Экспертиза стандартов МСФО провелась, в отношении признанных и проводится в отношении подлежащих признанию, Фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности», утвержденным Министерством Финансов РФ как организацией, имеющей право осуществлять такую экспертизу, так как она выиграла в конкурсе по определению экспертного органа, заявка на который была подана только одним претендентом – Фондом НСФО, в соответствии с Информационным сообщением МинФина России от 21.07.2011 года «О заключении соглашения об экспертизе применимости Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности».

· Принятие решения о введении осуществляет МФ РФ по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам, с ЦБ РФ.

· Опубликование стандарта МСФО осуществляется в журнале «Бухгалтерский учет» или на официальном сайте МФ РФ. Стандарт считается опубликованным, если не определен иной порядок вступления его в силу, со дня его официального опубликования (п. 7, гл. 1 № 107). Журнал «Бухгалтерский учет» является официальным источником публикации в соответствии с Приказом Минфина России от 25.11.2011 года №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством, инициативное применение МСФО не предусмотрено, обязательное применение МСФО предусмотрено на основании ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее – № 208):

1. Кредитных организаций;

2. Страховых организаций;

3. Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;

4. всех организаций, составляющих консолидированную отчетность в соответствии с законодательством РФ или её учредительными документами. (п. 2 № 208)

Применение РСБУ в РФ

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность на основании законодательства РФ, за исключением филиалов и представительств иностранных организаций, в отношении которых у РФ заключен международный договор, отменяющий эту обязанность.

В соответствии с п. 91 Приказа от 29.07.1998 года 34н, все организации, имеющие дочерние или зависимые общества обязаны составлять сводную бухгалтерскую отчетность.

Следовательно, в связи с применение МСФО в РФ, имеющиеся ранее обязательства организаций в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности не отменены. В тех случаях, когда организация обязана составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО, она выполняет параллельно этому обязательству все обязательства в соответствии с РСБУ.

Финансовые инструменты: порядок учёта; анализ моделей учёта в соответствии с МСФО (IAS 39) «Финансовые инструменты: признание и оценка» и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости»

2.1.1. Методология учёта финансовых инструментов (с практическими примерами)

В оглавление

Признание и оценка финансовых инструментов в соответствии с МСФО по категориям

В оглавление

Виды финансовых инструментов

Стандарт

Оценочные категории

На дату первоначального признания

Оценка стоимости финансовых инструментов в соответствии с МСФО

В оглавление

1. Оценка по справедливой стоимости

1.1. Справедливая стоимость это цена, которая может быть получена при продаже актива или уплачена при передаче (с учетом расходов на транспортировку (если применимо) и без корректировки на сумму затрат по сделке) обязательства при проведении обычной операции на добровольной основе между участниками рынка на основном (или наиболее выгодном) рынке на дату оценки в текущих рыночных условиях, независимо от того, является ли такая цена непосредственно наблюдаемой(с учетом расходов на транспортировку (если применимо) и без корректировки на сумму затрат по сделке) или рассчитывается с использованием другого метода оценки.

Обычные операции это вид операций, которые проводятся на рынке на протяжении определенного периода до даты оценки, достаточного для того, чтобы наблюдать рыночную деятельность, обычную и общепринятую в отношении операций с участием таких активов или обязательств. Это не принудительная операция (например, принудительная ликвидация или вынужденная реализация).

Участники рынка это покупатели и продавцы на основном (или наиболее выгодном) для актива или обязательства рынке, которые обладают всеми нижеуказанными характеристиками: независимы друг от друга, хорошо осведомлены, могут участвовать в операции, желают участвовать в совершении операции.

Объектом оценки является конкретный актив или обязательство. Поэтому при оценке актива или обязательства необходимо принимать во внимание специфические для данного объекта характеристики, которые рассматривали бы другие участники рынка при определении его цены.

Основной и наиболее выгодный (благоприятный) рынок при отсутствии основного. Основной рынок это доступный компании рынок с наибольшим объемом сделок с оцениваемым активом или обязательством. Для определения основного рынка необходимо среди доступных рынков определить основной рынок, и, если нет доказательств обратного, основным рынком считается рынок, на котором компания заключает сделки по продаже активов (передаче обязательств).

В случае отсутствия основного рынка рассматривается наиболее выгодный рынок. Наиболее выгодный рынок это рынок, на котором актив был бы продан за наибольшую (а обязательство передано за наименьшую) сумму с учетом транзакционных затрат и затрат на транспортировку.

Цена, действующая на основном (или наиболее выгодном) рынке, использованная для оценки справедливой стоимости актива или обязательства, не должна корректироваться с учетом затрат по сделке.

Затраты по сделке должны отражаться в учёте в соответствии с применимыми МСФО.

Затраты по сделке не являются характеристикой актива или обязательства; они скорее являются специфическими для сделки и будут отличаться в зависимости от того, как компания вступает в сделку в отношении актива или обязательства.

Затраты по сделке не включают транспортные расходы. Если местонахождение является характеристикой актива (как, например, может быть в случае с товаром), цена на основном (или наиболее выгодном) рынке должна корректироваться с учетом расходов, при наличии таковых, которые были бы понесены на транспортировку актива от его текущего местонахождения до данного рынка.

Оценка справедливой стоимости финансовых инструментов, учитываемые по справедливой стоимости, производится по следующим категориям (иерархии) источников и способов определения справедливой стоимости:

Уровень 1 – котируемые цены на активных рынках для идентичных активов и обязательств, доступ к которым у компании есть на дату оценки. Порядок определения справедливой стоимости финансовых инструментов, отнесенных к данной категории, приведен в п. 1.4.1.2.

Уровень 2 – исходные данные, отличные от котируемых рыночных цен, включенных в Уровень 1, наблюдаемые для актива или обязательства напрямую или косвенно. Порядок определения справедливой стоимости финансовых инструментов, отнесенных к данной категории, приведен в п. 1.4.1.3.

Уровень 3 – ненаблюдаемые исходные данные для активов и обязательств. Порядок определения справедливой стоимости финансовых инструментов, отнесенных к данной категории, приведен в п. 1.4.1.4.

Иерархия справедливой стоимости отдаёт наибольший приоритет котируемым ценам (некорретируемым) на активных рынках для идентичных активов и обязательств и наименьший приоритет ненаблюдаемым исходным данным. При этом наибольший приоритет отдаётся исходным данным, применяемым в методах оценки, нежели методам оценки.

Схема применения этапов оценки по иерархии источников и способов определения справедливой стоимости

1.2. Справедливая стоимость финансовых инструментов представляет текущую цену спроса на финансовые активы и цену предложения на финансовые обязательства, котируемые на активных биржевом либо внебиржевом рынках по данным рыночных котировок дилеров либо других профессиональных участников рынка ценных бумаг (котировки на покупку для длинных позиций и котировки на продажу для коротких позиций) без вычета затрат по сделке участников рынка ценных бумаг.

Финансовый инструмент является котируемым на активном рынке, если котировки можно свободно и регулярно получить на открытых финансовых рынках, и эти цены отражают действительные и регулярные рыночные операции, осуществляемые на коммерческих условиях.

1.3. Для финансовых инструментов, торговля которыми не осуществляется на активном рынке, но исходные данные являются наблюдаемыми для актива или обязательства напрямую или косвенно, справедливая стоимость определяется путем применения соответствующих методик оценки. Такие методики могут включать:

· использование цен недавно проведенных на коммерческой основе сделок;

· использование текущей справедливой стоимости аналогичных инструментов.

1.4. Для финансовых инструментов, торговля которыми не осуществляется на активном рынке, справедливая стоимость определяется путем применения соответствующих методик оценки. Такие методики могут включать:

· доходный подход (например, метод оценки по приведенной стоимости, при котором учитываются будущие потоки денежных средств, которые участник рынка ожидал бы получить от обязательства или долевого инструмента, который он удерживает как актив (пункты B10 и B11 МСФО (IFRS) 13);

· рыночный подход (например, используя котируемые цены на аналогичные обязательства или долевые инструменты, удерживаемые другими сторонами как активы; см. пункты B5 - B7 МСФО (IFRS) 13).

Если для оценки справедливой стоимости используются множественные методы оценки, то результаты (то есть соответствующие показатели справедливой стоимости) должны оцениваться путем рассмотрения целесообразности диапазона значений, обозначенных данными результатами.

1.5. При первоначальном признании справедливая стоимость финансовых инструментов, как правило, соответствует цене операции, уплаченной за приобретение актива или полученной за принятие обязательства (входная цена). Напротив, справедливая стоимость актива или обязательства это цена, которая была бы получена при продаже актива или выплачена при передаче обязательства (выходная цена).

Если цена сделки не равна справедливой стоимости при первоначальной оценке, разница признаётся в отчёте о прибылях и убытках.

1.6. При оценке справедливой стоимости обязательства компания должна читывать влияние своего кредитного риска (кредитоспособность) и любые другие факторы, которые могли бы повлиять на вероятность того, будет ли обязательство выполнено или нет. Такое влияние может отличаться в зависимости от обязательства, например, условия требования обеспечить поддержку кредитного качества, связанного с обязательством, при наличии таковых.

Справедливая стоимость обязательства отражает влияние риска невыполнения обязательств на основе его единицы учета. Эмитент обязательства, выпущенного с неотделимым требованием обеспечить поддержку кредитного качества третьей стороны, которое отражается в учете отдельно от обязательства, не должен включать влияние требования обеспечить поддержку кредитного качества третьей стороны (например, гарантия погашения долга третьей стороны) в оценку справедливой стоимости обязательства.

1.7. После первоначального признания (при последующем признании) справедливая стоимость финансовых инструментов, оценивается в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (см. п. 1.4.1.1. – 1.4.1.4).

1.8. Согласно МСФО (IFRS) 9 прекращено действие положения относительно возможности оценки некотируемых инвестиций в долевые финансовые инструменты по стоимости приобретения, если справедливая стоимость не может быть определена с помощью надёжных методов оценки. Однако, стандарт предусматривает, что стоимость приобретения может соответствовать справедливой стоимости, когда, например, отсутствует достаточно данных для определения справедливой стоимости, или когда существует широкий диапазон данных о возможной справедливой стоимости инструмента, и стоимость приобретения представляет собой наиболее репрезентативный показатель оценки внутри указанного диапазона. Также стандарт предусматривает ряд критериев, когда стоимость приобретения не может быть признана соответствующей справедливой стоимости. Например, когда существует существенный разброс данных о результатах деятельности сравниваемых объектов. При принятии решения о соответствии стоимости приобретения финансового инструмента его оценке по справедливой стоимости руководство экономического субъекта должно рассматривать все доступные данные.

Амортизируемая стоимость финансового инструмента

2.1. Амортизируемая (-рованная) стоимость финансового инструмента это стоимость, по которой инструмент был оценен при первоначальном признании за вычетом выплат основной суммы долга и процентов, увеличенная на сумму начисленных процентов, представляющих собой сумму накопленной амортизации разницы между (дисконтированной) стоимостью инструмента на дату первоначального признания и стоимостью инструмента на дату его погашения.

2.2. При первоначальном признании финансовые инструменты оцениваются по справедливой стоимости, как правило, соответствующей цене операции, уплаченной за приобретение актива или подлежащей передаче за принятие обязательства, увеличенной при приобретении финансового актива и, соответственно, уменьшенной при оплате финансового обязательства на сумму затрат на совершение сделки, непосредственно относящихся к осуществлению операции.

Затраты на совершение сделки, непосредственно относящиеся к осуществлению операции, включают затраты по сделке и транспортные расходы.

Затраты по сделке включают расходы на продажу актива или передачу обязательства на основном (или наиболее выгодном) для актива или обязательства рынке, которые непосредственно относятся на выбытие актива или передачу обязательства и удовлетворяют следующим критериям:

· затраты возникают непосредственно из операции и являются существенными для нее;

· компания не понесла бы такие расходы, если бы решение продать актив или передать обязательство не было бы принято.

Транспортные расходы это затраты, которые были бы понесены при транспортировке актива от его текущего местонахождения до места его основного (или наиболее выгодного) рынка.

2.3. Накопленные начисленные процентные доходы и процентные расходы, включая накопленные купонный доход и дисконт или премию (включая отложенную при предоставлении комиссию, при наличии таковой), не отражаются отдельно, а включаются в балансовую стоимость соответствующих финансовых активов и обязательств.

2.4. Для определения амортизируемой стоимости финансовых инструментов, используются методы оценки на основе дисконтирования будущих денежных потоков (метод эффективной процентной ставки).

Метод эффективной процентной ставки заключается в распределении процентных доходов или процентных расходов в течение периода действия финансового инструмента с целью обеспечения непрерывного начисления процентов (эффективной процентной ставки) на балансовую стоимость инструмента. Эффективная процентная ставка это ставка, которая наиболее точно дисконтирует ожидаемые будущие денежные потоки – платежи или поступления (исключая будущие кредитные убытки) в течение срока действия финансового инструмента или более короткого периода, если уместно, до чистой балансовой стоимости финансового инструмента. Эффективная процентная ставка дисконтирует денежные потоки, генерируемые финансовыми инструментам с плавающей процентной ставкой до следующей даты изменения плавающей ставки за исключением премий или скидок, которые отражает кредитный спред, заложенный в плавающей ставке, или другие переменные, которые не относятся к рыночным факторам, влияющим на ставки. Такие премии или дисконты амортизируются в течение всего предполагаемого срока действия финансового инструмента. Эффективная процентная ставка дисконтирует денежные потоки, генерируемые финансовыми инструментами с фиксированной процентной ставкой в течение всего срока действия инструмента до даты погашения. Расчет дисконтированной стоимости включает все расходы, непосредственно связанные с уплатой соответствующих комиссионных вознаграждений, выплаченных и полученных сторонами сделки, и которые влияют на размер эффективной процентной ставки.

Порядок определения амортизируемой стоимости финансовых инструментов по методу эффективной процентной ставки с приложением входных данных, алгоритма расчёта, схемы бухгалтерских проводок по учёту финансовых инструментов, в т.ч. с учётом обесценения финансовых активов, приведён в приложении к стандарту «Расчёт амортизируемой стоимости».

2.5. Эффективная процентная ставка

Эффективная процентная ставка определяется с учётом данных о рыночных процентных ставках, преобладающим в настоящее время на рынке в отношении новых инструментов с аналогичным кредитным риском и сроком, оставшимся до погашения соответствующих инструментов. Показатель среднерыночных процентных ставок применяется для оценки справедливой стоимости финансовых инструментов на дату их признания (возникновения) и последующего определения амортизируемой стоимости.

В случае изменений рыночных условий по сравнению с предыдущей отчётной датой или датой последней известной сделки на рынке показатель эффективной процентной ставки подлежит соответствующему изменению, принимая во внимание сущностные разницы в сравниваемых инструментах.

Какую ставку следует практически применять в качестве эффективной ставки процента

Стандарты МСФО IAS 32, IAS 39, IFRS 7, регламентирующие правила оценки финансовых инструментов, не содержат прямого указания на конкретные методы определения эффективной ставки процента для применения в качестве ставки дисконтирования.

На сегодняшний день среди представителей аудиторско-бухгалтерского сообщества, включая аудиторские фирмы «большой четверки» и компании «второго эшелона» отсутствует согласованное мнение относительно выбора единого метода и подхода к определению эффективной ставки процента.

Таким образом, право выбора метода определения эффективной процентной ставки в настоящее время предоставлено экономическим субъектам, выпускающим финансовую отчётность.

2.6. В случае признания обесценения финансовых активов начисление процентов в отношении уменьшенной балансовой стоимости актива продолжается по процентной ставке, использованной для дисконтирования будущих денежных потоков с целью оценки убытка от обесценения.

Переоценка финансовых инструментов, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Финансовые инструменты, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в функциональную валюту по курсу национальной валюты, устанавливаемому ЦБ РФ, действующему (а) на дату признания, (б) отчётную дату и (в) дату прекращения признания финансовых инструментов в финансовой отчётности (далее – даты переоценки).

При пересчёте стоимости финансовых инструментов, стоимость которых выражены в иностранной валюте, по состоянию на даты переоценки и последующем сравнении полученных величин, возникают курсовые разницы между стоимостью финансовых инструментов по состоянию на текущую и предыдущую даты переоценки, включаемые в балансовую стоимость финансовых инструментов.

Обесценение финансовых инструментов в соответствии с МСФО

В оглавление

Периодичность проведения анализа на предмет обесценения финансовых активов и признаки обесценения финансовых активов

Периодичность проведения анализа на предмет обесценения финансовых активов

Оценка финансового актива проводится по состоянию на каждую отчетную дату с целью выявления объективных признаков обесценения. Финансовый актив признаётся обесценившимся, если существуют объективные свидетельства того, что после его первоначального признания произошло событие, повлекшее убыток, и что это событие оказало отрицательное влияние на ожидаемые будущие потоки денежных средств от использования данного актива, величину которого можно оценить с достаточной степенью точности.

Признаки обесценения финансовых активов

К объективным признакам (свидетельствам) обесценения могут относиться следующие события:

· неплатежи или иное неисполнение должниками своих обязательств;

· реструктуризация задолженности перед Группой на условиях, которые в ином случае Группой даже бы не рассматривались;

· признаки возможного банкротства должника или эмитента;

· невозможность реализации имеющегося обеспечения;

· если первоначальная стоимость инвестиции в долевую ценную бумагу, соответствующая справедливой стоимости на дату приобретения финансового инструмента, которая, в свою очередь, включает стоимость приобретения, увеличенную на сумму затрат, непосредственно связанных со сделкой, на протяжении длительного времени существенно превышает справедливую стоимость данного финансового инструмента;

· прочие наблюдаемые данные, указывающие на наличие поддающегося оценке снижения ожидаемых будущих денежных потоков по финансовому инструменту, в частности, такие как изменение объемов просроченной задолженности или экономических условий, находящихся в определенной взаимосвязи с отказами от исполнения обязательств по выплате долгов.

Определение убытка от обесценения финансовых активов, учитываемых по амортизируемой стоимости

Для определения убытка от обесценения Группа сначала проводит оценку существования объективных свидетельств обесценения индивидуально значимых финансовых активов либо совокупно по финансовым активам, не являющимся индивидуально значимыми. Если Группа определяет, что объективные свидетельства обесценения индивидуально оцениваемого финансового актива отсутствуют, вне зависимости от его значимости она включает данный актив в группу финансовых активов с аналогичными характеристиками кредитного риска, а затем рассматривает данные активы на предмет обесценения на совокупной основе. Активы, отдельно оцениваемые на предмет обесценения, по которым признается либо продолжает признаваться убыток от обесценения, не включаются в совокупную оценку на предмет обесценения.

При наличии объективного свидетельства обесценения убыток от обесценения финансового актива определяется как разница между его балансовой стоимостью и приведенной стоимостью ожидаемых будущих потоков денежных средств, дисконтированных с применением эффективной ставки процента по данному активу (без учета будущих ожидаемых кредитных убытков, которые еще не были понесены).

Приведенная стоимость расчетных будущих денежных потоков дисконтируется по первоначальной эффективной процентной ставке по финансовому активу. Если процентная ставка по займу является переменной, ставка дисконтирования для оценки убытка от обесценения представляет собой текущую эффективную ставку процента.

Расчет приведённой стоимости будущих денежных потоков обеспеченного финансового актива также отражает денежные потоки, которые могут возникнуть в результате вступления кредитора во владение имуществом должника, за вычетом затрат на получение и продажу обеспечения.

Порядок определения убытка от обесценения финансовых активов с приложением входных данных, алгоритма расчёта, схемы бухгалтерских проводок по учёту финансовых инструментов, приведён в приложении к стандарту «Расчёт обесценения».

3. Особенности определения убытка от обесценения дебиторской задолженности и займов выданных.

Для оценки обесценения дебиторской задолженности применяются положения следующих стандартов:

· МСФО (IAS) 32 (в части положений об обесценении) применяется для оценки актива, когда имеет место 'кредитный убыток' от снижения балансовой стоимости актива: полностью или его части. Под обесценением, вызванным реализацией кредитного риска, понимается невозможность получить полностью или частично дебиторскую задолженность по причинам экономического характера, что может быть вызвано неспособностью или
Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.