Ложная кротость и неправедное молчание — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ложная кротость и неправедное молчание

2022-11-14 24
Ложная кротость и неправедное молчание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первой в главе в разделе: «О неправедном внешнем молчании в состоянии гнева» мы уже говорили, что не всегда наше видимое спокойствие является добродетелью и называли примеры такого молчания. А сейчас скажем о том же, только в случаях, когда нас злоречат.

Следует знать, что бывает и так, что мы можем спокойно перенести злоречие, но это не означает, что мы отреагировали бесстрастно.

Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди. 3-я запов. блаженства): «Не всякий молчащий уже кроток. Можно молчать, а в душе злиться, ненавидеть, презирать. Кто в этих словах узнает свое внутреннее "Я" – себя узнает, – кайтесь Господу, ибо если от людей по природному устроению вашего скрытного, молчаливого характера вам удастся скрыть раздражение и гнев, гнездящиеся в вашем сердце, то Господь смотрит прямо в сердце и по нему судит нас».

Есть различные причины, почему человек может не отвечать на гнев другого человека и делать это не по добродетели кротости, а по своим страстям.

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.7): «Исследуем, братия, от чего происходит что иногда кто-либо, услышав оскорбительное слово, не обращает на него внимания, и переносит оное без смущения, как будто вовсе и не слыхал его; иногда же, как только услышит, тотчас смущается. Какая причина такого различия? И одна ли причина этого различия, или многие? Я нахожу, что это имеет многие причины, но есть одна, так сказать, рождающая все другие причины. И скажу вам, как (это бывает)».

Перечислим некоторые причины.

1. Молчание на злоречие от презрения к злоречащему.

Далее приведем пример, показывающий, как можно сдерживать свой гнев путем презрения ближних и при этом не испытывать таких явных ненавистных чувств к другому человеку, а оставаться спокойным внутренне и внешне. К сожалению, такая наша видимая «кротость» может обманывать и нас самих и других людей.

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.7): «Бывает также, что иной презирает желающего оскорбить его, и потому не обращает внимания на его обиды, не считает его за человека, и потому не вменяет ни во что все, что тот говорит или делает. И скажу вам нечто такое, чему вы удивитесь. В общежитии, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил (оскорбления) от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: “мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них (обиды), как от людей? Это - лающие псы” Услышав это, я преклонил голову и сказал себе: нашел путь брат сей, и перекрестясь удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его».

2. О молчании с тщеславными и горделивыми мыслями.

Человек молчит и просит прощения при злоречии и при этом думает типа: «обо мне подумают: какой он смиренный»» и т.п.

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.14): «…иной поклонится, желая тем заслужить похвалу, и (в нем) оказывается смирение, смешанное с тщеславием».

Также человек может молчать, думая о себе типа: «сейчас я смиряюсь». Но у истинного смирения нет такой мысли, оно просто чувствует свою греховность и недостойность, т.е. его смирение исходит не от ума, а от сердца.

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.14): «Опять, иной не считает себя (лучше других) и думает, что он делает нечто великое и что он смиряется; но не знает, что он ничего не имеет, потому что неразумно действует, а кто разумно не считает себя лучше других, тот думает, что он ничто и что он не достоин быть в числе людей, как говорил о себе и авва Моисей: “чернокожий! ты не человек, зачем же ты являешься между людьми?».

От гордости также может исходить молчание, когда, например, человек молчит для того, чтобы показать свою, так называемую, «интеллигентность» или «умение держаться в обществе» и не выражать свои эмоции перед людьми. Или когда человек молчит, чтобы показать разгневанному или злоречащему какой я, а какой ты. 

3. Молчание оттого, что придумываются ответное оскорбление или мщение.

Феофан Новоезерский (Наставления. п.458): «…если будем молчать, да злобствовать и выдумывать, чтобы какое-нибудь оскорбительное слово сказать…».

4. Бывают и менее страстные причины, по которым мы можем спокойно отреагировать.

Так, например, если мы в хорошем настроении или у нас произошло какое-то приятное событие, то мы можем не обратить особого внимания на злоречие и не отреагировать на него печалью или гневом.

Иоанн Златоуст (т.4, ч.2, Пять слов об Анне, сл.2): «…неодинаково действуют на нас оскорбления, когда мы наслаждаемся благополучием, и когда находимся в несчастии: когда постигнет нас неудача, тогда они трогают нас более и поражают сильнее».

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.7): «…случается, что иной после молитвы, или доброго упражнения, находится, так сказать, в добром расположении духа, и потому снисходит брату своему и не смущается (его словами)».

Также безобидная реакция может быть от пристрастия к человеку.

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.7): «Случается также, что иной имеет пристрастие к кому-нибудь и потому без огорчения переносит все, от него наносимое».

Поэтому некоторым из нас необходимо не обольщаться, если по подобным причинам мы спокойно восприняли злоречие.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.