Особенности праведных реакций на злые действия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности праведных реакций на злые действия

2022-11-14 24
Особенности праведных реакций на злые действия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кратко отметим характерные особенности праведных реакций на злые действия в свой адрес. Выделим три аспекта данного вопроса: 1. действия Божии; 2. способ защиты христианина от злых действий; 3. действия злоумышленников или варваров.

1. Во всех примерах четко видно, как Господь защищает христиан.

Авва Зосима (Собеседования, п.20): «Часто замышляет иной сделать зло другому; но, если не попускает сего Бог, тщетны бывают усилия его и только испытываются чрез то произволения человеческие. Сколько замышляли сделать зло святым патриархам, но как не попустил сего Бог, то никто никакого не мог сделать им вреда, как написано: «никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс.104:14.15). …Блаженна душа, чрез жаждание Бога истинно уготовившая себя к принятию даров Его; потому что Он ни в чем не оставляет такой души, но во всем покровительствует ей, даже и в том, о чем она по неведению не просит его. Хорошо сказал Премудрый: муж мудрый пребывает под кровом Бога (Пс.30:21). Сколько раз Саул покушался умертвить блаженного Давида? Что не делал? Как не ухитрялся? Но, как Давида покрывал Господь, то всякий умысел Саула оставался тщетным; и не только это, но и сам он часто был предаваем в руки Святого, который, однако ж, щадил его, не имея против него ожесточенной и мстительной злобы».

В вышеприведенных примерах мы видели, что иногда Господь не позволял насильникам даже ударить праведника, у них, например, парализовало руки или они становились как бы слепыми и не видели христианина. Но иногда Он и попускал, что их тяжко избивали и даже убивали, но это все равно приносит им славу, т.к. вменяется в мученичество.

2. Праведники не защищали себя физическим путем, т.е. не били в ответ нападающего, т.к. тогда бы они уподоблялись насильнику.

Иоанн Златоуст (Т.8,ч.1, беседа 51): «Ударил ли кто тебя? Не плати ему тем же; иначе между вами не будет различия».

Единственным оружием защиты истинные христиане имели «молитву в качестве оружия оборонительного…» (Каллист Ангеликуд (О духовной брани…)). Т.е. всю свою надежду они возлагали на Бога и ждали от Него защиты. Вот примеры такой святой защиты.

Луг духовный (Глава 20): «Один из отцов передал мне следующий рассказ воина, бывше­го драконария: «Во время войны в Африке с мавританцами мы потерпели поражение от варваров и подверглись преследованию, во время которого многие из наших были убиты. Один из неприяте­лей настиг меня, - передавал он далее, - и уже поднял копье, что­бы поразить меня. Увидав это, я начал призывать Бога: «Господи Боже, - взывал я, — явившийся рабе Твоей Фекле и избавивший ее от рук нечестивых, избавь и меня от настоящей напасти и спаси меня от злой смерти. Я удалюсь в пустыню и проведу остаток моей жизни в уединении». И обернувшись, я уже не увидал никого из варваров. Немедленно удалился я в эту лавру Копраты. И вот, по милости Божией, прожил в этой пещере тридцать пять лет».

Луг духовный (Глава 99): «Отцы той же обители поведали нам: «Незадолго здесь был один старец, именем Ианф. Всю свою жизнь он прожил в Кутилийской пустыне. Однажды он был в пустыне, и вот пришли сарацины. Увидав старца, один из них обнажил меч и бросился на старца с целью убить его. Но старец, завидев сарацина, устремил свой взор к небу и воскликнул: «Господи Иисусе Христе! Да будет воля Твоя!» И мгновенно земля разверзлась и поглотила сарацина. Старец был спасен и пришел в монастырь, славя Бога».

Вопрос о защите себя и других людей физическим путем будет еще подробно рассмотрен в разделе о естественных способах защиты от насилия. Сейчас же мы рассматриваем праведные способы защиты, которые являются по своей сути незащитой.

3. Что касается действий злоумышленников, то в некоторых примерах мы видели, как бьющие или кравшие приходили к покаянию и просили прощения, а иногда оставались в своей злобе и дальше. В других случаях Господь смягчал сердца разбойников.

Авва Зосима (Собеседования, п.20): «Когда же Бог восхощет показать преизбыточество силы Своей, тогда сердца даже самых немилостивых подвигает на милость, как написано в книге Даниила: и «Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов» (Дан.1:9).

Они, видя благочестие христианина, стыдились своей злобы и не делали христианину большого зла. Приведем еще такие примеры.

Феодорит Кирский (История боголюбцев. Феодосий): «Его (Феодосия) уважали даже свирепые и неукротимые неприятели, которые тогда опустошили и поработили большую часть Востока. Кто из населяющих нашу область не слышал о бедствиях, причинённых народом, известным в древности под именем "солимов", а ныне называющимся “исаврами"? Не дававшие пощады ни городам, ни селениям, опустошавшие всё, чем могли завладеть, и предававшие всё огню, они устыдились его любомудрия и, потребовав только хлеба, попросив его молиться за них, оставили неповреждённым его подвижническое жилище. Подобным образом они поступили не единожды, а дважды».

Григорий Двоеслов (Собеседования о жизни италийский отцов…, кн. 3, гл.36): «Все лонгобарды (попытавшиеся убить святого Санктуле и увидевшие, что палач замер и не смог нанести удар), познав в Санктуле столь святого человека, наперерыв друг пред другом начали предлагать ему в дар награбленных ими волов и коней; но человек Божий отказался принять такие подарки и просил у них лучшего вознаграждения: "Если вы расположены подарить мне что-нибудь, то отдайте мне всех своих пленников, чтобы мне было за что молить о вас Бога". Желание его было исполнено: все пленники были с ним отпущены, и таким образом, по устроению Божия милосердия, один, обрекший себя на смерть за другого, многих освободил от смерти».

Также в патериках описаны и случаи, когда разбойник охранял христиан и их детей от других разбойников.

Луг духовный (Глава 165): «Один христолюбец рассказывал нам о разбойнике по имени Кириак. Кириак разбойничал в окрестностях Эммауса, что теперь Никополь. Он отличался такой жестокостью и бесчеловечием, что его прозвали Волком. В его шайке были не только христиане, но иудеи и самаряне. Однажды некоторые из окрестностей Никополя отправились в Великую Субботу во св. град для крещения детей своих. После крещения они возвращались в свое место, чтобы до­ма отпраздновать день Светлого Христова Воскресения. Навстречу им попались разбойники, но без атамана. Мужчины спаслись бег­ством. Разбойники, евреи и самаряне, побросав новокрещенных детей, захватили женщин и совершили над ними насилие. Бежав­ших мужей встретил атаман и, остановив, спросил: «Что вы бежи­те?» Те рассказали ему обо всем. Вернув их, он отправился к своей шайке и нашел детей, брошенных на земле. Узнав, кто совершил гнусное злодеяние, он отрубил негодяям головы и велел мужьям взять детей, чтобы женщины не смели касаться их, так как были осквернены. Атаман охранял их на пути до самого их местожительства. Спустя немного времени Кириак был схвачен и просидел в тюрьме десять лет, и ни один из начальников не казнил его. Впос­ледствии он и совсем был освобожден. «Ради спасенных детей я избежал злой смерти, — говорил он. — Они явились мне во сне и говорили: не бойся! Мы молим за тебя!»».

Как видим, у Господа много способов защиты христиан и много способов, приводящих к раскаянию и исправлению для злых людей. И слава Ему за это!

На этом закончим приводить примеры праведных реакций на различные виды зла и разберем вопрос о том, благодаря чему возможны такие святые реакции.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.