О разнице в воспевании любви в мире и христианстве — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

О разнице в воспевании любви в мире и христианстве

2022-11-14 22
О разнице в воспевании любви в мире и христианстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как известно, практически все люди, независимо от веры или неверия в Бога, воспевали и воспевают любовь. Но мы не будем приводить в нашем труде цитаты и афоризмы о любви, написанные поэтами, писателями, философами и др., т.к. некоторые из этих слов только относительно верны, есть среди них и абсурдные, в некоторых видны страсти тех, кто говорит, а в некоторых даются определения любви, которая поражена грехом, но о ней говорится, как о правой любви. О таких мудрецах плотских и мирских можно сказать следующее:

Иннокентий Херсонский (Лекции, л.6): «…писатели мирские, когда начинают говорить о предметах духовных, то лепечут, как младенец, и признаются иногда, что этого-де нельзя понять».

Есть и определения любви, сказанные с сарказмом или уничижающие ее, и к тому же противоречащие христианским ценностям, например:

«Любовь – битва двух полов. Женщине надо защищаться сперва, мужчине надо защищаться позже, и горе побежденным!» (Александр Дюма – сын); «Продлить молодость зрелому мужчине может только счастливая любовь. Любая другая мгновенно превращает его в старика» (Альберт Камю); «Любовь ранит даже богов» (Петроний); «Целомудрие – самое неестественное из всех сексуальных извращений» (О. Хаксли); «Любить того, кто очевидно нас ненавидит, не в природе человека» (Г. Филдинг); «Любовь - единственное запрограммированное разочарование, единственное предсказуемое несчастье, которого хочется еще» (Ф. Бегбедер).

Думаю, что более нет смысла приводить подобные высказывания о любви, потому что их неправость и греховность очевидна для христиан, хотя этими словами восторгаются или считают их правильными многие и многие люди.

Кстати сказать, различные неправые самолюбивые мнения людей мира, которые они принимают за правые и благие, в корне противоречат Христовым заповедям и учению. Вот, например, какие это мнения:

Иннокентий Пензенский (Проповеди, Из слова на новый год («Не сообразуйтесь с веком сим»)): «Когда ослабевает благочестие, когда истина облекается в одежду призраков, когда сердца человеческие исполняются духом сопротивления, тогда нравственность может быть только испорченной. Чем менее основываются на истине Евангелия обыкновения века сего, тем более они отвратительны, ужасны, пагубны. Где действуют одни прихоти, управляют неистовые страсти, царствует самолюбие, то какая может быть там сообразность Евангелию? Обратите внимание на общие правила, приемлемые и утверждаемые в мире, на которых основываются прочие бесчисленные — Вот они: "Первая любовь — есть любовь к самому себе; лета молодости суть лета удовольствий. Позволительно проводить время как заблагорассудится. Мы не обязаны быть более благочестивыми, чем другие. Можно жить так, как все. Острые слова, сказанные на счет другого, суть соль в обращении. Честному человеку не свойственно сносить поношения — благоразумным душам прилично мщение. Честолюбие есть знак великого духа. Хитрые разумны, а простосердечные достойны посмеяния. Лесть и обман не запрещаются, но даже нужны во многих случаях. Ради своей выгоды, но только с осмотрительностью, можно себе все позволить" Какое из сих правил не разрушает основ учения Христова?».

Дай нам, Господи, возыметь духовный христианский разум и очисти наш плотской ум, если в нас есть такие правила!

Что же касается правильных слов о любви, произнесенных философами или писателями, то их мы не будем их приводить, и потому что у христиан есть великие духоносные учения об истинной любви в Святом Писании и в учениях святых отцов. Тем более что самое большое и истинное восхваление любви есть только в христианском учении. И т.к. невозможно привести все эти прославления, то приведем только пару цитат об этом.

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, О любви): «О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви – ни на небе, ни на земле».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 1, О любви к ближнему): «Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?».

В христианстве говорится о христианской любви, т.е. любви к Богу, любви христианина к людям, о самой добродетели любви, ведущей к исполнению заповедей о прощении обид, любви к врагам, самопожертвованию ради другого человека и др., и это все приводит к спасению души.

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, О любви): «Не будем же, братья мои возлюбленные, дорожить ничем, кроме любви, не будем ни о чем, кроме нее, заботиться; пусть никто не имеет вражды против другого, пусть никто не воздает за зло злом…, но оставим должникам нашим все их прегрешения. …Без любви всякое дело и всякая заслуга нечисты и несовершенны; хранит ли кто девство, постится ли, бодрствует ли неусыпно, молится ли, питает ли нищих, приносит ли, как ему кажется, дары, или начатки, или плоды, строит ли церкви или другое что-либо делает, без любви все это ни во что вменяется в очах Божьих. Не жди в таком случае благоволения Божьего. …Итак, кто имеет любовь со всеми братьями, кто не питает вражды против кого-либо, кто исполняет заветы апостола: "солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф.4:26), тот любит Бога, тот ученик Его, сказавшего: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13:35). Очевидно отсюда, что ученики Христовы познаются по этому признаку – по истинной любви между собой. А кто ненавидит брата своего, тот хотя бы и думал про себя, что любит Христа, ложь есть и самого себя обманывает».

В мире же напротив, не признаются отношения между людьми, основанные на исполнении евангельских заповедей, а любовь часто является человекоугодием, что ведет к погибели души.

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, Поучение 1 в 25 неделю): «…правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно (Божиих) евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчетам и понятиям лжеименного разума. Исполнение евангельских заповедей относительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них, они ищут и требуют, чтоб была исполняема воля их, чтоб были удовлетворяемы страсти их. Это они называют любовью, и эту любовь, исполненную лицемерства, лукавства, обмана, приносят сыны мира тем, кто нужен им в видах земного, плотского преуспеяния. Эту неправильную любовь, это искажение любви, эту ненависть, прикрытую личиною любви, Писание называет человекоугодием. Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге».

И самое главное, что говорит христианство о любви, это – о любви Бога к человеку, так как через эту любовь люди получают спасение.

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, О любви): «(Любовь) Сына Божьего низвела с небес к нам на землю. По любви Бестелесный воплощается, Безначальный начинается, Сын Божий делается Сыном человеческим; любовью устраивается все дело спасения: упразднена смерть, низложен дьявол, Адам возвращен в рай, Ева стала свободной; любовь соединила ангелов и людей в единое стадо; любовь разрешила клятву, отверзла рай, прояснила жизнь, обещала царство небесное. Она, уловив рыбаков, сделала их ловцами людей, она воспламенила и укрепила мучеников, она населила пустыни, она наполнила горы и пещеры псалмопением, она ангелов и людей соединила в одно, она побудила мужей и жен идти путем узким и тесным».

То же, что говорят и воспевают поэты и философы, и что думает большинство людей, то относится к любви естественной и мирской, и часто противоречит христианским понятиям и прославлениям любви. То, что хвалится в любви естественной и мирской, то в христианстве порицается.

Ефрем Сирин (О любви): «Слыша же о любви, не предполагай любви мирской и плотской, в корчмах и на пиршествах, между людьми, которым слава и бог — чрево. Их любовь ограничивается временем трапезы, их любовь — вражда на Бога. Сюда зовут друзей, а не врагов; здесь нет места бедным; здесь смех, рукоплескания и шум; здесь пьянства и бесчестия. О сей любви сказал Апостол: «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак.4, 4). О сей любви, или, лучше сказать, о сей прелести, и, чтоб не выразиться еще сильнее, о сей любви, на которую не призирает Бог, сказал Сам Бог, что и язычницы так же творят: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5, 46; Лк. 6, 32)? Но мы говорим не о такой любви, не ее возвещаем, не ее домогаемся, разумеем же любовь нелицемерную, неукоризненную, нескверную, не корыстную, всеобъемлющую и отличающуюся всяким добрым делом, на какую указал Господь наш, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)».

Игнатий Брянчанинов (Письма к мирянам, п.232): «Понимаю только ту любовь, которая действует по священным велениям Евангелия, при его свете, которая сама – свет. Другой любви не понимаю, не признаю, не принимаю. Любовь, превозносимая миром, признаваемая человеками их собственностью, запечатленная падением, недостойна именоваться любовью: она – искажение любви. Потому-то она так враждебна любви святой, истинной. Истинная, святая любовь к Богу и ближнему отчетливо изображена в евангельских заповедях; правильное, непорочное действие ее является в исполнении евангельских заповедей. «Кто любит Мя, – сказал Господь, – заповеди Моя соблюдет». В такой любви не может быть ни мечтательности, ни плотского разгорячения, потому что исполнение Христовых заповедей совершается новоначальными с насилием над собою».

И, к сожалению, многие из нас, христиан, понимают любовь и ищут ее именно в общепринятом смысле, о которой Ефрем Сирин говорит как о прелести.

К тому же среди православных христиан можно встретить много пустых философствований о любви, при которых цитируются Св. Писание, говорятся высокоумные и красивые речи. Например, люди любят произносить следующие слова: «Сам Бог есть Любовь, и значит мы должны любить друг друга». И всё в этих словах верно, но они произносятся, или когда люди ищут плотских отношений, или когда подразумевают свойственное всем чувство любви.

Симеон Новый Богослов (Слова, сл. 62): «О любви человеческой можешь ли ты сказать, что она есть Бог? Да не будет».

Да и заповедь о любви часто понимается неверно.

Симеон Новый Богослов (Слова, сл.20): «Заповедь о любви есть самая великая и важная. …Великая и совершительная, Богом данная заповедь любви изречена не о естественной любви, а о любви самопроизвольной»

(Любовь самопроизвольная значит осознанно любить другого ради исполнения Христовых заповедей, например, любить врага и жертвовать собой ради блага другого, как сделал это Иисус Христос, а не просто любить родных, как любят их абсолютно все люди).

К тому же люди любят красиво рассуждать о любви, но как только происходят ситуации, когда надо проявить христианскую любовь, они проявляют обиду, злобу, осуждение, непрощение и т.д. В истинном же христианстве о любви не разглагольствуют, а учатся исполнять дела любви.

Максим Исповедник (Главы о любви, сотн.4, ст.100): «Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви».

Также не все христиане знают или помнят, что любовь может быть безрассудной, и тогда она несет великий вред.

Иоанн Златоуст (т.11, ч.1, Толкование на Филипп., беседа 2): ««И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» …Что такое – «в познании»? То есть, с рассуждением, с размышлением, с чувством. Есть ведь и такие, которые любят безрассудно, зря, как случится, отчего и дружба их не бывает крепка. "В познании, – говорит, – и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее", то есть, полезное. …Потому что опасно, как бы кто, любя еретиков, не заразился от них».

Но не только еретиков можно любить себе во вред, но и ближних, в том случае если в нас не будет главной любви – любви к Богу. И поэтому будем просить Бога, чтобы наша сила любви была сопряжена с христианским разумом, и в ней не было неправых уклонений.

Феофан Затворник (Толкование на Филип.1,9): «Святой Павел желает, чтобы любовь, избыточествуя сама, избыточествовала и в разуме, … в познании. Так выразился он; мысль же его такая: молюсь, чтобы вы избыточествовали не в одной любви, но и в познании. Любовь имеет нужду в свете ведения… Познание здесь обнимает все христианское ведение, предмет которого не одни заповеди, но и все догматы, и все другие соприкосновенные с христианством предметы. Только знание всего освещает как должно все пути жизни и обезопашивает деятельную силу любви от неправых уклонений».

И для того чтобы нам иметь христианское понимание любви и жить по законам Христовой любви, приведем учения святых отцов, раскрывающие разные вопросы о любви. При этом составитель этих бесед понимает, что:

Иоанн Златоуст (т.10, ч.2, беседа «Любовь по Богу…»): «Ни в каком слове невозможно по достоинству прославить любовь, …для достойной похвалы ее не достанет ни языка, ни находчивости ума…»

Дмитрий Ростовский (Поучение второе на праздник Успения Пресвятой Богородицы): «…любовь — это одна из неведомых тайн сердечных, одному только Богу, «сердца и утробы испытующему» (см. Пс. 7, 10), известная. Отчасти и мы можем уразуметь любовь из некоторых внешних действий, случаев и времен».

Георгий Затворник (Письма, п.2, 306): «И все это, что говорю я о любви, крайне слабо и недостаточно! Ибо любовь нельзя изъяснить словом, подобно как свет не можно нарисовать на бумаге. Все видимые нами вещи подлежат воображению: но любовь никак не вообразима; она превосходит все то, о чем говорится на языке человеческом; она такой неизреченный свет, которым пленяются в безмолвии и самые высшие ангельские умы...».

И хотя вопрос о любви, как и вопрос о счастье, очень объемен и мы все же, благодарение Богу, кратко укажем на некоторые аспекты: скажем о любви к человеку противоположного пола, к родственникам, ко всему человечеству и к Богу. А также дадим некоторые характеристики любви, как естественному чувству, скажем как любовь искажена грехом, а также о том, что относится к любви христианской. И пусть святые учителя Православной веры научат нас христианским качествам любви, которые нам надо приобрести с помощью Божией!

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.