Параграф 1.4 Анализ современных элективных курсов по физике. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Параграф 1.4 Анализ современных элективных курсов по физике.

2022-11-14 31
Параграф 1.4 Анализ современных элективных курсов по физике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В первую очередь - это занятия, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне нее. Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Реформирование всей системы образования предусматривает не только возможность для любого учащегося получить базовые знания, но и возможность уделять внимание тем направлениям обучения, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Это стало возможным благодаря введению в процесс обучения в старших классах элективных курсов, которые являются согласно нормативным документам обязательным компонентом.
 Анализ педагогической деятельности позволил выявить основные направления работы по профильной подготовке. Уже сегодня можно сказать, что работа проходит небезрезультатно. Ребята учатся грамотно анализировать происходящие события, перерабатывать полученную информацию.

Элективных курсов по физике существует огромное количество. Рассмотрим несколько рабочих программ элективного курса по физике и проанализируем их.

1. Элективный курс по физике«Методы решения физических задач» составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.; авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

По словам автора, процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения, обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.

При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. При решении задач по механике, главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.

В конце изучения основных тем проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения. Но исходя из содержания курса не представлены задачи на закон сохранения момента импульса, а сама рабочая программа написана не в рамках ФГОС.

2. Метод аналогий для решения задач по физике. Автор: Лебедева И.В.

По словам автора, аналогиями недостаточно пользуются при преподавании физики в средней школе. Между тем этот метод обучения полезен, но положительный эффект дает только при условии грамотного отбора материала. Метод аналогий формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод. Программа курса должна обеспечить учащимся практику овладения умениями и навыками для успешного усвоения курса физики. Программа восполнит пробелы в подготовке ученика, даст возможность проявить инициативу, добиться успеха. Работа по этой программе не требует специальной литературы. Программа позволяет отслеживать успехи ученика. При завершении работы по этой программе учащиеся выполняют проверочные работы.

В программу 11 класса, рассчитанную на 17 часов входят такие темы как: «Аналогия между силой Кулона и гравитационной силой», «Движение спутников земли и движение электронов в резерфордовской модели атома водорода», «Механические и электрические колебательные системы». Следует отдельно отметить, что в программу входит тема «Дифференциальные уравнения экспоненциального убывания», что предполагает использования математического аппарат высшей математики.

Очевидно, что, проблема создания элективного курса не нова, но как показал анализ современных элективных курсов по физике, проблема создания элективного курса по физике, как средства профессиональной ориентации обучающихся средней школы: «Решение задач повышенной сложности по механике » ещё не осуществлялось.

Решение задач помогает развивать интеллектуальное мышление и готовить будущих инженеров и конструкторов к различным вычислениям.

Элективный курс рассчитан на 34 часа. Элективный курс по механике имеет ряд актуальных тем, которые рассматриваются в меньшей степени на базовом уровне, в частности на изучение «Абсолютно твёрдого тела» отведено 4 часа. В рамках этой темы рассмотрены понятия: момента силы, момента инерции и импульса, а также представлен основной закон динамики вращательного движения и закон сохранения момента импульса. Например, во всех технических ВУЗах на большинстве факультетах рассматривается понятие момента инерции и момента импульса, но в школьном курсе эти темы рассматриваются в малой степени поэтому ученик, который стал студентом первого курса института не совсем подготовлен к решению задач по данной теме. Также подробно рассмотрены задачи по гидростатике. Так как данная тема изучается в 7ом классе, а затем 2,5 года её не изучают и как показывают тесты, уровень остаточных знаний по данному разделу очень мал.

Элективный курс рассчитан на обучающихся 10-ых профильных физико-математических классов и призван расширить знания по механики, подготавливая тем самым учеников к выбору профессии и поступлению на определённый факультет в техническом ВУЗе.

 

Глава 2.Методика организации проведения элективного курса по физики «Элективный курс как средство профессиональной ориентации обучающихся средней школы: «Решение задач повышенной сложности по механике»


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.