Сорные растения как особая группа растений агроценоза — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сорные растения как особая группа растений агроценоза

2022-11-14 30
Сорные растения как особая группа растений агроценоза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Сорно-полевые растения – это группа растений, которая не культивируется, не возделывается человеком, но входит в состав агроценозов. Процесс формирования сорно - полевой флоры длился тысячелетиями, и продолжается до сих пор. В посевах культурных растений дикорастущие виды стали ненужными и человек начал их выпалывать, чтобы повысить урожайность полевых культур. За тысячелетия сорные растения в результате естественного отбора приобрели высокую жизнестойкость, дают большое число семян и почек возобновления. Актуальность исследования заключается в том, что сорняки угнетают культурные растения, затеняют их, занимают пространство, берут из почвы питательные вещества и снижают урожайность. Для разработки мероприятий по борьбе с сорными растениями необходимо знать биологические особенности этих растений. 

Цель работы: изучение видового состава и экологических групп сорных растений, составление рекомендаций для эффективной борьбы с сорняками.

Задачи:

1. Изучить биологические особенности сорных растений по литературным источникам.

2. Составить эколого-биологические характеристики сорных растений.

3. Исследовать видовой состав сорных растений на учебно-опытном участке МОУ «Карагайская СОШ № 2» и в личном подсобном хозяйстве.

4. Провести анкетирование учащихся.

5. Предложить меры борьбы с сорными растениями.

6. Подготовить электронную презентацию и фотогербарий сорных растений.

 

 

Обзор литературы

Сорные растения как особая группа растений агроценоза

 

Сорные растения возникли в результате деятельности человека в неолите, когда возникло первичное земледелие. Археологические находки подтверждают, что культурным растениям всегда сопутствовали дикорастущие.

Местом произрастания сорных растений является посев – искусственное сообщество растений, созданное человеком. На полях и огородах культурные растения конкурируют с растениями-сорняками. Растения – сорняки более выносливы, чем культурные растения, и быстро размножаются. Появившись из семян, сорняки быстро растут, обгоняя в росте культурные растения. В случае если человек вовремя не освободит культурные растения, то они или погибнут, или сильно отстанут в росте, не дадут урожая (Никишов и др., 1999). Посев является кратковременным сообществом, что вызывает частые смены экологических сообществ, к которым сорняки должны приспосабливаться. В посевах сорняки располагаются по ярусам: 1 ярус – сорные растения выше культурных (бодяк полевой, пастернак посевной, осот полевой), 2 ярус – сорняки соответствуют высоте культурных растений, 3 ярус – высота сорняков равна половине высоты культурных растений, 4 ярус – высота сорняков ниже половины высоты культурных растений.  

 

Приспособления сорных растений к жизни в агроценозе

В процессе длительного развития земледелия у сорно-полевых растений возник ряд особенностей, отличающих их от культурных растений.

1. Повышенная семенная продуктивность. Она обеспечивает засоренность почвы и длительное существование вида в посевах. Если культурное растение образует около 200 зерен, то 1 экземпляр василька синего – 6680 семян, осота полевого – 19000, мари белой – 100000 семян. У высокостебельных сорняков семена созревают и осыпаются до уборки урожая. У низких растений семена частично опадают на почву, частично попадают в семенной материал. Их трудно отделить от семян культурных растений.

2. Высокая энергия прорастания семян. Семена всходят при температурах от 2 до 5 градусах Цельсия. Оптимальной является температура 13 градусов. Низкие температуры стимулируют всхожесть семян, и у некоторых видов она повышается до 100 %.[4]

3. Повышенная жизнеспособность зародышей семян позволяет им приспособиться к неблагоприятным условиям.

4. Всхожесть семян сохраняется несколько лет. Одни семена всходят сразу, а другие остаются в резерве. Семена с большей глубины всходят плохо или не всходят совсем.

5. Некоторые сорняки переносят температуру до – 11 градусов Цельсия в фазе цветения, перезимовывают и сохраняют жизненные свойства.

6. На корневищах многолетников находится множество почек, которые дают многочисленные побеги.

Все эти приспособления позволяют сорным растениям выжить в посевах культурных растений.

Методика и материалы

При изучении сорных растений использовались следующие методы:

1. Маршрутный метод. По территории пришкольного участка был проложен маршрут, на котором исследовано 10 учётных площадей по 100 м². На каждой учётной площади произведён учёт видового состава сорных растений.  

2. Метод визуальных наблюдений.

Путём визуального наблюдения отмечались виды сорных растений в цветнике, на участках, занятых парниками, ягодными кустарниками, морковью и капустой. Отмечалась жизненность и фенофазы сорных растений, отмечался период отрастания сорных растений после прополки.

3. Статистическая обработка результатов исследования.

 4. Метод анкетирования. Проведено анкетирование учащихся и обработка анкет.

5. Фотографирование сорных растений.

6. Представление результатов исследования в форме электронной презентации.

Для определения сорных растений были использованы определители: «Иллюстрированный определитель растений Пермского края» под редакцией С.А.Овеснова, «Определитель сорно-полевых растений Нечерноземной зоны» (Шляков, 1982), «Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР» (Губанов и др., 1982), «Флора Средней полосы Европейской части СССР» (Маевский, 1964).

Для составления характеристик сорных растений использовались сведения из определителей, а также из научно-популярных изданий, приведённых в списке литературы.

При составлении фотогербария и электронной презентации использованы фотографии руководителя работы и иллюстрации из определителей.

 

Результаты исследования

Результаты анкетирования.

Для изучения отношения учащихся к сорным растениям проведено анкетирование, в котором было предложено ответить на 4 вопроса.

1. Какая группа растений называется сорняками?

2. Какие способы борьбы с сорными растениями вы знаете?

3. Какой вред приносят сорные растения?

4. Как вы думаете, на сколько % сорные растения снижают урожай.

1) 20 %

2) 15 %

3) 35 %

4) 10 %

На первый вопрос правильные ответы дали - 12 человек из 40. Остальные учащиеся не сумели дать верные ответы. Они не могли выделить главный признак сорных растений: ненужность для человека именно в посевах культурных растений. Среди неверных ответов встречаются следующие: «вредные», «ядовитые», что не отражает биологической сути сорняков.

На второй вопрос учащиеся дали следующие ответы:

· Прополка.

· Запахивание в почву.

· Опрыскивание химикатами.

Данные ответы показывают, что понимание борьбы с сорняками происходит на бытовом уровне, без осознания того, что эффективно бороться с сорняками можно только в случае знания их биологических особенностей.

На третий вопрос дано 40 % правильных ответов, это подтверждает нашу мысль о том, что учащиеся особо не задумываются над тем, для чего необходима борьба с сорняками. Только 15 человек указали, что сорняки снижают урожайность культурных растений. Среди правильных ответов отмечены: «мешают растениям развиваться» - 34 человека, «затеняют растения» - 29 человек, «угнетают» - 9 человек, «вызывают полегание» - 7 человек. Никто не отметил, что сорняки служат местом развития и размножения насекомых – вредителей.

На четвертый вопрос дано 23 правильных ответа. Остальные учащиеся ответили так: 20% - 7 человек, 35 % - 8 человек, 10 % - 2 человека.

Анкетирование показало, что школьники особенно и не задумываются над тем, как правильно бороться с сорняками и какой вред они приносят, поэтому для подтверждения нашей гипотезы необходимо проводить просветительскую работу по данной теме.

Выводы

По исследованию можно сделать следующие выводы:

1. На учебно-опытном участке выявлено 35 видов сорных растений из 18 ботанических семейств. Наиболее распространенными являются растения из семейства Сложноцветные – 8 видов и семейства Крестоцветные – 5 видов.

2. По продолжительности жизни наиболее распространенными сорняками являются многолетники (17 видов) и однолетники (12 видов). По жизненной форме наиболее распространены терофиты (16 видов) и гемикриптофиты (17 видов), которые являются наиболее приспособленными в меняющихся условиях окружающей среды. По способам расселения среди сорняков преобладают растения – автохоры – 26 видов.

3. Наибольшая встречаемость (в %) отмечена у следующих видов: 70 % - 2 вида (пырей ползучий, желтушник левкойный), 80 % - 2 вида (одуванчик и пастушья сумка), 90 %– 1 вид (марь белая).

4. Предлагаемые способы борьбы с сорными растениями основаны на знании эколого-биологических особенностей этих растений - способах размножения и распространения семян, особенностях развития корневой системы: глубокая осенняя вспашка, весенняя культивация почвы, рыхление, срезание побегов с корневой шейкой, удаление корневищ.

5. Для ознакомления с видовым составом сорных растений и способами борьбы с ними на учебно-опытном участке и в личных подсобных хозяйствах учащимся продемонстрирована электронная презентация и проведены экскурсии по учебно-опытному участку.

Заключение

Работа по изучению видового состава и биологических особенностей сорных растений была очень полезной, как в теоретическом, так и практическом плане. Выявлены виды сорных растений, составлены списки сорной флоры учебно-опытного участка нашей школы, проведено анкетирование. Для учащихся подготовлены рекомендации для борьбы с сорными растениями. В ходе работы над темой подготовлена электронная презентация и фотогербарий «Сорные растения».

Автор работы научилась выявлять видовой состав растений, определять растения по определителю, выделять биологические группы растений, узнала о мерах борьбы с сорными растениями, обрабатывать результаты анкетирования. Полученные во время работы над темой знания и умения будут использованы для борьбы с сорняками на приусадебном участке.

Автор выражает благодарность руководителю работы Трефиловой Раисе Поликарповне за помощь в проведении исследования и подготовке фотогербария.

 

Библиографический список

1. Алексеев Е.Ю. Травянистые растения СССР. Т.1, 2. - М.: изд. Мысль.

2. Верещагина В.А., Колесникова Н.С. Растения Прикамья: учебное пособие. Пермь: «Книжный мир», 2001

3. Губанов И.А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР. – М.: Просвещение, 1981.

4. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя практика по ботанике. Учеб. Пособие для студентов пед. фак. ин-тов.- М.: Просвещение, 1976.

5. Иллюстрированный определитель растений Пермского края. / С.А.Овеснов, Е.Г.Ефимик, Т.В.Козьминых и др. / Под ред. Доктора биол. Наук С.А.Овеснова. – Пермь: Книжный мир, 2007.

6. Козьминых Т.В. Конспект флоры подзоны южной тайги Пермской области (Экология и современное состояние). – Пермь, 1999.-181 с.

7. Летние школьные практики по биологии. Методическое пособие. – сост.А.Б.Шипунов. Под ред. П.Ю.Жмылева.- М.: МЦНМО, 1998.

8. Маевский П.Ф. Флора Средней полосы Европейской части СССР. Под ред. Чл.-корр. АН СССР Б.К.Шишкина. 9-е издание. Л., отделение издательства «Колос», 1964. 

9. Методы геоботанических исследований / Сост.А.С.Боголюбов.- М.: Экосистема, 1996.

10. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - учебник из Федерального комплекта для 9-11классов. Изд.2. – М.: АОМДС, 1996.

11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука. – Уфа.РИО, 1992.

12. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.

13. Овеснов С.А. Растительный покров Пермской области и его охрана: Межвузовский сборник научных трудов / Перм. ун-т; Управл. по охрне окруж. среды Перм. обл.; Перм. отд-ние русского бот. об-ва. - Пермь, 2003.

Введение

Сорно-полевые растения – это группа растений, которая не культивируется, не возделывается человеком, но входит в состав агроценозов. Процесс формирования сорно - полевой флоры длился тысячелетиями, и продолжается до сих пор. В посевах культурных растений дикорастущие виды стали ненужными и человек начал их выпалывать, чтобы повысить урожайность полевых культур. За тысячелетия сорные растения в результате естественного отбора приобрели высокую жизнестойкость, дают большое число семян и почек возобновления. Актуальность исследования заключается в том, что сорняки угнетают культурные растения, затеняют их, занимают пространство, берут из почвы питательные вещества и снижают урожайность. Для разработки мероприятий по борьбе с сорными растениями необходимо знать биологические особенности этих растений. 

Цель работы: изучение видового состава и экологических групп сорных растений, составление рекомендаций для эффективной борьбы с сорняками.

Задачи:

1. Изучить биологические особенности сорных растений по литературным источникам.

2. Составить эколого-биологические характеристики сорных растений.

3. Исследовать видовой состав сорных растений на учебно-опытном участке МОУ «Карагайская СОШ № 2» и в личном подсобном хозяйстве.

4. Провести анкетирование учащихся.

5. Предложить меры борьбы с сорными растениями.

6. Подготовить электронную презентацию и фотогербарий сорных растений.

 

 

Обзор литературы

Сорные растения как особая группа растений агроценоза

 

Сорные растения возникли в результате деятельности человека в неолите, когда возникло первичное земледелие. Археологические находки подтверждают, что культурным растениям всегда сопутствовали дикорастущие.

Местом произрастания сорных растений является посев – искусственное сообщество растений, созданное человеком. На полях и огородах культурные растения конкурируют с растениями-сорняками. Растения – сорняки более выносливы, чем культурные растения, и быстро размножаются. Появившись из семян, сорняки быстро растут, обгоняя в росте культурные растения. В случае если человек вовремя не освободит культурные растения, то они или погибнут, или сильно отстанут в росте, не дадут урожая (Никишов и др., 1999). Посев является кратковременным сообществом, что вызывает частые смены экологических сообществ, к которым сорняки должны приспосабливаться. В посевах сорняки располагаются по ярусам: 1 ярус – сорные растения выше культурных (бодяк полевой, пастернак посевной, осот полевой), 2 ярус – сорняки соответствуют высоте культурных растений, 3 ярус – высота сорняков равна половине высоты культурных растений, 4 ярус – высота сорняков ниже половины высоты культурных растений.  

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.