А-) Метод построения “дерева проблем”. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

А-) Метод построения “дерева проблем”.

2022-11-14 26
А-) Метод построения “дерева проблем”. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1-) С помощью экспертов составляется общий список проблем (в письменной форме).

2-) Из этого списка предлагается исключить одинаковые проблемы по содержанию, но возможно различные по формулировке, т.е. исключаются повторяющиеся проблемы. (несмотря на то, что они не нужны для построения дерево проблем, но информацию о них сохранить важно, поскольку они дают представление о распространенности проблем в организации). В завершении устанавливается единая нумерация.

3-) Построение иерархии проблем или “дерево проблем”. На 1-м высшем уровне располагаются те проблемы, которые являются только причинами, а на последнем те проблемы, которые являются следствиями. Порядок построения дерева от 1-го уровня к последнему.

 1-й уровень – те которые не фигурируют в скобках. Их этого перечня необходимо исключить изолированные проблемы.

2-й уровень – следствие высших проблем и т.д.

Проблемы, находящиеся в функциональной зависимости находятся на одном уровне. Поскольку проблем следствий обычно больше чем проблем причин. Возникает “дерево проблем”, обращенная кроной вниз. Порядок решения проблем от 1-го уровня к последнему. Решая проблему 1-го уровня, проблемы ниже стоящие разрешаются сами по себе или будут ослаблены. Проблемы, находящиеся в функциональной зависимости будут решаться одновременно.

Достоинства метода – его простота и иллюстративность.

Недостатки – в этом построении не обозначается сила влияния проблем, возникают сложности при отражении в этом дереве сложных функциональных связей между проблемами.

Б-) Метод граф проблем.

Призван устранить недостатки “дерево проблем”. Построение графа проблем начинается с построения матрицы проблем.

1-) Ее построением определяем причинно-следственные связи. Если влияние обнаруживается, то ставим определенное условное обозначение.

2-) Определяется сила влияния проблем, которая также определяется экспертом обычно по 5 бальной шкале.

3-) Подсчитываем, сколько баллов влияния имеют все проблемы, обозначаемые в матрице (суммой).

Последовательность решений от проблем с большим балом к проблемам с меньшим. После окончания работы с матрицей возможна графическая интерпретация полученных данных, которая и называется граф проблем. Для построения графа определяется связь между проблемами, и каждый номер проблемы помещается в круг, диаметр которого прямо пропорционален количеству набранных балов, т.о. в графе проблем учитывается и сила влияния проблем, также граф проблем позволяет отображать сложные функциональные связи между проблемами. Их размещение произвольно.

 

7. МАСШТАБНОЕ ДИАГНОСТИЧЯЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (МДИ)

 

1. Понятие об МДИ

В МДИ исследователь имеет дело с большим количеством единичных фактов (первичных статистических единиц). Их должно быть несколько сотен и более того. МДИ проводится в более крупных организациях, и используется при изучении крупномасштабных процессов в социально-экономической или политической сфере. Денными МДИ оперируют менеджеры на более высоких уровнях управления, где сравнительно высока цена управленческой ошибки и это в свою очередь повышает требования к полноте и точности результатов исследования. Необходимые полнота и точность данных МДИ обеспечиваются благодаря хорошо разработанной программе исследования и особым методам сбора и анализа получаемой информации.

Но разрабатывать программу исследования, пользоваться специальными методами могут пользоваться только исследователи профессионалы, специалисты. Сведения об МДИ нужна руководителю для того, чтобы он мог эффективно организовать работу специалистов, правильно поставить перед ними цель, содействовать их выполнению, осуществлять контроль за их деятельностью.

 

2. Природа научной исследовательской деятельности, ее отличие от стихийно-эмпирического процесса познания

Основные отличия научной исследовательской деятельности от стихийно эмпирического процесса познания.

    Исследовательская деятельность является разновидностью деятельности познавательной. Кроме нее к этой сфере относят обычно процесс обучения и стихийно эмпирический процесс познания.

    В рамках процесса обучения человек знакомится с уже полученными до него знаниями. Такие знания являются новыми только для самого познающего субъекта. Этими двумя обстоятельствами обучение и отличается от научного исследования.

    Обычно более дифференцированно проводят различия между научной исследовательской деятельностью и стихийно эмпирическим процессом познания. Эти различия сводятся к следующим обстоятельствам:

1. Стихийно эмпирический процесс познания является побочным продуктом другой, прежде всего практической деятельности. Он как правило не имеет четкого продуманного плана. Научно исследовательская же деятельность - процесс целенаправленный, специально созданный для получения знаний. Эта деятельность заранее и порою весьма тщательно планируется.

2. Стихийно эмпирический процесс познания не оперирует специальными методами познания, или зачастую делает это не осознанно. Здесь знания получают в результате проб и ошибок. Полученные знания зачастую не объективны, поскольку зависят от особенностей познающего субъекта. В научно исследовательской деятельности используется специальные методы познания, которые обеспечивают объективность получаемого знания, т.е. его независимость от субъективных особенностей познающего субъекта.

3.  Стихийно эмпирический процесс познания осуществляется людьми не имеющими специальной подготовки, хотя определенный опыт такой деятельности здесь может присутствовать. Что касается научной исследовательской деятельности, то поскольку эта деятельность предполагает планирование и использование специальных методов, то ее может осуществлять только специалисты, т.е. подготовленные люди.

4. Стихийно эмпирический процесс познания изучает, рассматривает эмпирически очевидные факты, явления. Научная исследовательская деятельность начинает рассматривать не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практической деятельности, но и те которые выявляются в ходе развития самой науки. Специально изучаются результаты познавательной деятельности – научные знания. /Сн: Бор … Основы … с. 17 – 18; Герасимов … с. 44 – 54; Пукшанский … с. 24 -25\

5. Результатом стихийно эмпирического процесса познания являются знания, которые несут на себе отпечаток особенностей познающего субъекта. Результатом научного познания являются знания имеющие объективный характер, т.е. такие, где влияние особенностей познающего субъекта сведено к минимуму.

 

И тем не менее, нельзя совершенно противопоставлять обыденное и научное знание, так как между ними существует преемственность. Она состоит в том, «…что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями.» /Сн: Рузавин … с. 5\

 

3. Теоретико-онтологические основания научной исследовательской деятельности, гипотетико-дедуктивная модель познания

Содержательно диагностическая познавательная модель заключается в том, что здесь познание более целенаправленно. В данном случае цель - это выявление проблем функционирования и развития организации, определение их причин, прогнозирование тенденций негативных и позитивных процессов и проч. Но при этом необходимо помнить, что здесь формируется модель реальной ситуации и представление о том, в какой степени она нас устраивает. Пути, способы решения этих проблем здесь не определяются, поскольку для этого нужна не исследовательская, а проектная методология. Обычно такая модель реализуется в рамках дедуктивной или гипотетико-дедуктивной стратегии познания. Это движение знания от общего к частному. Условие данного пути - это наличие предварительных знаний о предмете познания. Они и составляют теоретико-онтологические основания научной исследовательской деятельности. Здесь путь движения знаний происходит через выдвижение гипотез и их последующую проверку. /Сн: Блауг … Методология … с.44 – 46; Управл. конс. с.165\

 

4. Методологические основания научной исследовательской деятельности, метод и методика

Методология - это наука о путях, способах осуществления познавательной деятельности ученого. Это система принципов научного исследования. /Сн: Ядов … Стратегия … с. 53\

 

Если модели познания определяют его общую стратегию, то методология обеспечивает способ достижения конечных и промежуточных познавательных целей этой стратегии. Метод – это «… осной способ сбора, обработки и анализа данных». /Сн: Ядов … Стратегия … с. 63\ В более развернутом виде метод - это соответственно определенный способ:

n получения знания, сбора информации, например, опрос, наблюдение и т.д.;

n построения знания, например, такие логические приемы, как обобщение, правило вывода и т.д.;

n обоснование достоверности получаемого знания, например, способы построения выборочной совокупности;

n оценки полученного знания на предмет его значения для менеджера, например, сравнение, сопоставление.

    Каждая исследовательская стратегия использует методы из всех обозначенных групп, но их количественное соотношение бывает различным.

    Каждый метод обеспечивается методикой. Методика - это «… совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.» /Сн: Ядов … Стратегия … с. 63\ Методика - это определенная технология познания, которая и обеспечивает однозначность использования соответствующего метода различными исследователями. Как мы уже говорили ранее, тем самым обеспечивается объективность получаемого знания.

 

 

Содержание процедур составления программы МДИ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.