Сущность, функции и виды денег. Их происхождение и эволюция. Эмиссия денег. Ликвидность. Спрос на деньги. Уравнение обмена. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сущность, функции и виды денег. Их происхождение и эволюция. Эмиссия денег. Ликвидность. Спрос на деньги. Уравнение обмена.

2022-11-14 30
Сущность, функции и виды денег. Их происхождение и эволюция. Эмиссия денег. Ликвидность. Спрос на деньги. Уравнение обмена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления. Сущность денег заключатся в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Сущность денег характеризуется их участием в:1)осуществлении различных видов общественных отношений;2)распределение валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. Здесь проявление сущности неодинаково, так как различные возможности денег объясняются разными социально-экономическими условиями;3)определение цен, выражающих стоимость товаров. Кроме того, сущность денег характеризуется тем, что они:1) Служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведения искусства, драгоценности и др. Эта особенность денег становится заметной при сравнении с непосредственным обменом товаров (бартером). Дело в том, что отдельные товары также способны обмениваться на другие на условиях бартера. Однако подобные возможности обмена ограничены рамками взаимной потребности и соблюдением требования эквивалентности таких операций. Только деньгам присуще свойство всеобщей непосредственной обмениваемости на товары и другие ценности. В различных социально-экономических условиях проявление данного свойства денег меняется. 2)Улучшают условия сохранения стоимости. При сохранении стоимости в деньгах, а не в товарах уменьшаются издержки хранения и предотвращается порча. Поэтому предпочтительнее сохранять стоимость в деньгах. Функциям денег присуща стабильность, они мало подвержены изменениям, в то время как, например, роль денег в различных условиях может меняться. Особенности функций состоят в том, что они в большинстве случаев осуществляются лишь деньгами. Деньги выступает в качестве:1) Меры стоимости. Заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен.2) Средства обращения. Используется для оплаты приобретаемых товаров. Употребляются наличные денежные знаки. Только рубли.3) Средства платежа. Выполняется при предоставлении и погашении денежных ссуд, при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами (налоговые платежи, получение средств от финансовых органов), а также при погашении задолженности по заработной плате.4)Средства накопления - деньги, непосредственно не участвующие в обороте, в том числе в функциях средства обращения и средства платежа, образуют денежные накопления и выполняют эту функцию. В состав денежных накоплений входят остатки наличных денег, хранящихся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах в банках. Помимо перечисленных функций, нередко признается выполнение деньгами функции мировых денег (международного платежного средства), в которой они используются для денежных операций между странами. Функция мировых денег проявляется во взаимоотношениях между юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. Происхождение денег связано с 7-8 тыс. лет до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения - это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров. При натуральном хозяйстве, когда товар менялся на товар, потребность в деньгах не была столь острой, как при развитом рынке. И, тем не менее, даже самые примитивные государства создали свои виды денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, который был в изобилии или на который был наибольший спрос. Деньги известны из глубокой древности. Они появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. До настоящего времени остается загадкой феномен денег. Он состоит в том, что увеличение количества денежных знаков у отдельного лица приумножает его богатство, а рост денежной массы у общества в целом не способствует возрастанию его благосостояния. Эми́ссия денег — выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы. Эмиссия бывает наличная и безналичная. Ликвидность денег - возможность в любой момент или в течение определенного периода времени превратить деньги в любой вид товаров или услуг, которые понадобятся владельцу денег, является их естественным свойством как средства обращения и средства платежа. Ликвидность определяет возможность денежного обращения, т.е. движения денег в обществе и экономике в качестве средства оплаты частных и публичных долгов. Это включает не только товарное обращение, но и движение рабочей силы и капитала. К сожалению, монетаристские теории сужают проблемы денежного обращения до обслуживания товарного оборота. При таком подходе центральной проблемой денежного регулирования становится вопрос о количестве денег, необходимых для обращения. Спрос на деньги — количество денег, которое домохозяйства и фирмы хотят иметь в своем распоряжении в зависимости от номинального валового внутреннего продукта (ВВП в денежном выражении) и ставки ссудного процента. Спрос на деньги складывается из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок (операционный спрос на деньги) — спрос со стороны домохозяйств и фирм для приобретения товаров и услуг, расчетов по своим обязательствам. Операционный спрос на деньги зависит:1)от объема номинального валового внутреннего продукта: чем больше производится товаров и услуг, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций;2)скорости обращения денег чем она больше, тем меньше лепет надо для торговых сделок и наоборот;3)уровня дохода в обществе: чем он выше, тем больше совершается сделок и тем больше требуется денег для совершения этих сделок;4)уровня цен: чем он выше, тем больше денег надо для осуществления торговых сделок.

Операционный(а),спекулятивный(б),совокупный(в) спрос на деньги.

Уравнение обмена — уравнение, описывающее соотношение денежной массы, скорости обращения денег, уровня цен и объёма производства продукции. MV=PQ - номинальный доход,где M - денежная масса;V- скорость обращения денег;P- уровень цен;Q - объём производства.

29. Инфляция: сущность, виды, причины возникновения, последствия (социальные и экономические), измерение. Антиинфляционные меры. Особенности инфляционных процессов в России.

 Сущность инфляции. Инфляция представляет собой непрерывный общий рост цен, деньги при этом обесцениваются (особенно бумажные), падает их покупательная способность. Виды: I. С точки зрения проявления различают: 1) открытая – характерна для стран с рыночной экономикой. Происходит открытый неограниченный рост цен. 2) скрытая (подавленная) – присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами, что не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. Внешне цены остаются стабильными, денежная масса возрастает, ее избыток вызывает товарный дефицит, который становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса. Появляется «черный рынок» нелегальная форма инфляции. II. По темпу роста цен различают: 1)умеренная (ползучая) – цены растут менее 10% в год, рассматривают как элемент нормального развития экономики, а по мнению некоторых экономистов даже необходима, потому что такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям. 2)голопирующая – рост цен до 200% в год. Считается опасной для народного хозяйства, требует применения антиинфляционных мер. 3)гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Разрушается благосостояние, даже для высших слоев населения. Экономические связи разрушаются, начинается переход к бартеру. III.По степени сбалансированности роста цен различают: 1)сбалансированная инфляция – цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, необходимо лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые являются производителями сложной продукции и стоят последними в цепочке цен. 2)несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу меняются различными темпами (в разных пропорциях), цены комплектующих могут превышать цену готового изделия. Для бизнеса такая инфляция является страшной бедой. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. IV. По степени ожидания различают: 1)Ожидаемая – предсказывается и прогнозируется заранее, а иногда является прямым результатом действий правительства. 2)Неожидаемая – внезапный скачок цен. Очень негативно сказывается на системе налогообложения и денежном обращении. Причины инфляции: 1)Диспропорция государственных доходов и расходов (дефицит гос.бюджета). Часто покрывается за счет использования печатного станка. 2)Инфляционно опасные инвестиции. 3)Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции (существование монополии) 4)Импортируемая инфляция – происходит при открытости экономики и вовлечение ее в мировые хозяйственные процессы. 5)Инфляционные ожидания – возникновение у инфляции самоподдерживающего характера. Цены растут. 6)Инфляция спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. 7)Инфляции издержек – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны издержек, прибыль сокращается, ведет к сокращению выпуска и росту цен на товар. Последствия (социально-экономические): 1)Падение темпов роста ВНП, НС, НТП. 2)Дезорганизация правительства. 3)Диспропорция между отраслями экономики. 4)Искажение системы потребительского спроса. 5)Проблема реализации товара на внутреннем рынке. 6)Подрыв стимула к денежному накоплению. 7)Снижение жизненного уровня населения в результате снижения реальных доходов. 8)Безработица. 9)Появление новых средств обмена подавления национальной валюты иностранной в результате падения ее покупательской способности. 10)Повышение уровня мировых цен. 11)Ослабление конкурентной способности экспортной продукции. 12)Усиление неэквивалентности валютных курсов в следствие неравномерности падения покупательской способности разных валют.

 Но инфляцию нельзя рассматривать как абсолютное зло, т.е. нельзя оценивать однозначно, потому что в некоторых случаях инфляция является инструментом, который используется государством для блага общества.

Необходимо правильно оценивать конкретно исторические и национальные особенности страны и принять правильные меры.

Измерение. Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (CPI). В РФ служба гос.статистики публикует официальные CPI, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например при расчете размера компенсации, ущерба и т.д. Помимо CPI:1) Индекс цен производителей. Отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Его значение по времени опережает CPI. 2) Индекс расходов на проживание. Учитывает баланс, повышение доходов и роста расходов .3) Индекс цены активов (акции, недвижимость, заемный капитал облигации). Цены на активы растут намного быстрее, чем цены на потребительские товары, поэтому владельцы активов в следствие инфляции только богатеют. 4) Дефлятор ВНП – расчет измерения цен на группы одинаковых товаров .5) Индекс Пааше. Показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного дохода в ценах базисного периода. 6) Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют. Антиинфляционная политика: 1.Адаптационная политика: Субъекты рыночного хозяйства в своих действиях должны учитывать инфляцию через учет потерь от снижения покупательной способности денег. Методы компенсации потерь. 1)индексация ставки в % (в банковской сфере)2)Индексация первоначальной суммы инвестиций. Домохозяйство пытается найти дополнительный источник доходов, корректировать зарплату и перестроить семейный бюджет. Фирмы берутся за реализацию только долгосрочных проектов, которые быстрее возвращают инвестиции и соответственно быстрее приносят прибыль.

2. Антиинфляционные меры: Предполагают более активное воздействие государства, включая временное замораживание роста цен или роста доходов. Налоговое стимулирование предприятий, сбережения населения, поддержку жизненно важных отраслей производства. Существует и противопоставление мнению, которое заключается в минимизации вмешательства государства в экономику и включение рыночных регуляторов хозяйственного механизма.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.