Деятельность аукционов в торговом обороте. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Деятельность аукционов в торговом обороте.

2022-11-14 28
Деятельность аукционов в торговом обороте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из форм торговой деятельности по ГК РФ является участие предприятий в проведении торгов, которые проводятся в виде аукционов.

Аукционы являются одним из старейших институтов. Они существовали еще во времена Древнего Рима и Вавилона. Одним из самых известных аукционов был аукцион, проводимый преторианской охраной по продаже всей древнеримской империи, который датируется 193 г. н.э. На аукционах заключается огромное количество сделок. Этот способ является главным, когда речь идет о продаже предметов искусства, вин, чая, пушнины и других товаров.

Правительства многих стран, в том числе и России, активно используют аукционы как для продажи государственного имущества, так и для покупки товаров для государственных нужд.

На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства (качество, внешний вид, вкус и т.д.)

Аукцион - способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров.

Существуют постоянно действующие аукционы, которые проводятся один или несколько раз в год, обычно в определенное время, но может быть организован и разовый аукцион для продажи конкретного товара или партии товаров. В отличие от товарных бирж аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической торговли реальными товарами.

Аукционы — коммерческие организации, располагающие необходимыми помещениями, оборудованием и соответствующим персоналом. Наиболее распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ.

Нередко это крупные компании, сосредоточившие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их, получая прибыль от разницы цен. Эти же аукционы принимают на перепродажу товары от независимых производителей. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров (например, пушнины).

Другие аукционы представляют собой специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии, получая вознаграждение от продавцов. Сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют.

Аукцион может проводиться на принудительной и добро­вольной основах. Первый способ используется главным образом государственными органами для продажи невостребованных, неоплаченных, конфискованных товарно-материальных ценно­стей, заложенного и не выкупленного в срок имущества и т.д. Аукционные торги на добровольной основе проводятся обычно по инициативе владельцев товаров, имущества.

Организаторами аукционов могут выступать и предприятия, для которых аукционные торги не являются основным видом деятельности: музеи, художественные салоны, биржи, постоянно действующие выставки, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности.

Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица (владельцы товаров или имущества). Они же могут выступать и в качестве покупателей. Аукционы проводятся специализированными предприятиями, организациями акционерного, кооперативного, ассоциативного типа. Иногда аукционы могут проводиться субъектами товарно­го рынка, для которых подобные торги не являются основным видом деятельности, но уставом предусматривается возможность их проведения» (биржи, постоянно действующие выставки, торговые предприятия, музеи, салоны художников и др.). Однако такие аукционные торги проводятся эпизодически.

Участниками аукционных торгов являются аукционеры (юри­дические и физические лица) и аукционист (лицо, непосредст­венно проводящее аукцион). Каждый аукцион организует аукци­онный комитет в составе председателя (директора), коммерсанта, эксперта, аукциониста, бухгалтера и юрисконсульта.

Субъекты товарного рынка заблаговременно оповещаются о сроках, месте проведения аукционных торгов, примерном товар­ном ассортименте.

Основными сторонами аукциона являются: владелец товара, продавец, организатор аукциона, покупатель.

Аукцион, в котором участвует только один участник, считается недействительным.

Объектами торгов на аукционе могут быть как предметы личного пользования с индивидуальными особенностями (картины, антиквариат), так и пушнина, крупный рогатый скот, лошади, табак, чай, кофе, немытая шерсть, цветы, фрукты и др.

На аукцион могут предлагаться как большие партии товара, так и отдельные изделия. При продаже с аукциона, в отличие от обычной продажи, ни продавец, ни организаторы аукциона не несут ответственности за качество товара.

Предлагая товар на аукционе, продавцы оформляют так назы­ваемое предложение, содержащее сведения о владельце данного товара (имущества), наименование товара, его характеристику, ко­личество и др. Владелец товара заблаговременно доставляет товар на склад аукциона. Аукционный комитет дает экспертную оценку товару (имуществу) с установлением стартовой цены (иногда про­давец и работник аукционного комитета договариваются о резерв­ной цене, ниже которой товар не предлагается), после чего сторо­ны фиксируют условия продажи в аукционном соглашений.

Товары, принятые от продавцов, сортируются по лотам (еди­ница измерения биржевых сделок с товарами, т.е. стандартная пар­тия или единица товара), а от каждой партии отбирается образец. Лоту присваивается номер, по которому ориентируются в процессе аукционного торга. Выпускается каталог, где товары представлены по группам и указаны номера лотов. Для предварительного осмот­ра выставляются образцы (иногда партия товаров). Потенциальные покупатели имеют возможность заблаговременно ознакомиться с товарами, подлежащими продаже на аукционе. Это очень важно, поскольку в случае приобретения товара претензии по качеству (за исключением скрытых дефектов, которые невозможно обнаружить при осмотре товара) впоследствии не принимаются.

Для участия в аукционе необходимо подать заявку установ­ленной формы, внести определенный денежный залог.

Аукционные торги начинаются строго в заранее определенные день и час в специальном помещении (зале) или на оборудован­ной площадке.

Товарная продукция и объекты различного назначения про­даются на аукционах:

а) с повышением цены — по принципу «кто дороже заплатит»(так реализуются уникальные, и принципиально новые виды изделий, вновь освоенная продукция малых серий отечественного производства, особо дефицитные виды отечественной продук­ции, дефицитная импортная продукция, в том числе полученная по бартерным сделкам с предприятиями и организациями других стран, современные технологические и автоматические линии, установки, автотранспортные и грузоподъемные средства и изде­лия, отдельные производственные участки (цеха) промышленных предприятий (объединений), строительных и других организаций, пушнина, племенные лошади, произведения изобразительного искусства, драгоценные камни, антиквариат и др.).

Торги могут вестись двумя способами — гласным и неглас­ным. В первом случае покупатели подают аукционеру заранее согласованные соответствующие знаки о согласии поднять ми­нимальную первоначальную или последующую цену на товар. Аукционер в свою очередь каждый раз объявляет новую пред­ложенную цену (не называя покупателя или указывая место, от­куда поступила цена) и спрашивает: «Кто больше?» Если после трехкратного повторения вопроса не последовало повышения цены, аукционист ударом молотка подтверждает, что данный лот (товар) продан лицу, которое последним назвало наивысшую цену.

Негласное проведение торга предполагает сохранение в тай­не имени покупателя, а общение с ним аукциониста происходит с помощью условных знаков;

б) с понижением цены, или, как говорят, с «молотка» (таким об­разом реализуются устаревшие технологические установки, автома­тические линии и оборудование, подлежащее выбытию из состава основных фондов; залежалая продукция (нереализуемая длитель­ное время), подлежащая выбытию из состава материальных обо­ротных средств, продукция, изготовленная по индивидуальным заказам, но не принятая потребителем, вторичные ресурсы и дело­вые отходы, трудно реализуемые обычным порядком, убыточные, низкорентабельные и другие объекты (сооружения) промышленно­
го, строительного и другого назначения, производственные участ­ки, цеха, подлежащие коренной реконструкции и модернизации).При проведении аукциона с понижением цены целесообразно устанавливать стартовую (первоначальную) цену, не превышающую
прейскурантную (оптовую). В ходе проведения аукциона цена должна понижаться до тех пор, пока не появится покупатель, же­лающий приобрести названную продукцию (объект).

После окончания торгов покупатель по каждому лоту оформ­ляет аукционную сделку, подписывает типовой контракт, на ос­новании которого получает счет к оплате. Обычно платеж про­изводится по частям: примерно 1/3 вносится сразу после подпи­сания контракта (при этом вычитается сумма предварительного залога), остальная часть суммы (большая) — после отгрузки то­вара или при его получении. Бухгалтер выписывает товарный чек, регистрирует продажу в аукционной ведомости.

Если аукционер не приобрел товар, то его денежный залог полностью возвращается. При невнесении платы за товар в уста­новленный срок организаторы аукциона могут счесть сделку на­рушенной (недействительной) и распорядиться товаром по своему усмотрению.

В отличие от обычной сделки купли-продажи при аукционной торговле продавец не несет ответственности за качество проданно­го товара, а проданный товар не подлежит замене или возврату.

Доходы аукционной организации образуются за счет разни­цы между начальной прейскурантной и конечной продажной ценой. Распределяются доходы таким образом: одна часть денеж­ных средств направляется в соответствующий бюджет (обще­российский, отраслевой, региональный, местный), другая часть предназначается аукционной организации и бывшему владельцу реализованной продукции в пропорциях, установленных аукци­онным соглашением.

 

Коммерческий смысл аукциона состоит в том, что максимальная цена на реализуемый товар устанавливается путем непосредственной конкуренции покупателей, одновременно присутствующих в месте продажи. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Сущность торговли на аукционах и ее значение в современных условиях заключается в том, что аукционы, как вид торговли используются преимущественно для сбыта сравнительно ограниченного перечня товаров: пушнины, предметов антиквариата, художественных изделий, изделий из драгоценных металлов, лошадей и др.

Аукционная продажа проводится также с целью дополнительного привлечения на то­варный рынок материально-технических средств из запасов пред­приятий и излишков, имеющихся в сфере обращения.

Практическая часть.

Задача.

АО «Прометей» по договору, заключенному 6 февраля с ООО «Аврора», обязалось поставить партию импортных сигарет на сумму 540 тыс. руб. В соответствии с договором покупатель должен был оплатить стоимость сигарет в порядке предоплаты в течение семи дней после подписания договора, а поставщик - осуществлять равномерную поставку сигарет, которая должна быть в целом завершена к 1 ноября того же года. По всем вопросам, не урегулированным в договоре, стороны договорились руководствоваться действующим законодательством.

В феврале, марте и апреле товар не поставлялся, в мае было поставлено сигарет на сумму 160 тыс. руб. В июне, июле и августе поставка не осуществлялась, а в сентябре было поставлено сигарет на сумму 180 тыс. руб. В октябре и ноябре товар вновь не поставлялся, а в декабре было поставлено сигарет на сумму 200 тыс. руб.

Покупатель от принятия последней партии сигарет отказался и предъявил поставщику требование о возврате 200 тыс. руб. с начислением на эту сумму процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, а также о возмещении причиненных убытков.

Поставщик претензию отклонил, сославшись на то, что: 1) заключенный договор никаких штрафных санкций не предусматривал; 2) покупатель сам нарушил обязанность по предоплате, переведя деньги лишь 13 марта; 3) поставка осуществлена в полном объеме в пределах срока действия договора, который истек только 31 декабря. Покупатель обратился с иском в арбитражный суд. Как должно быть разрешено это дело?

 

Решение.

Периоды поставки в договоре не определены, значит надо руководствоваться п. 1. ст. 508 ГК РФ «Периоды поставки товаров». В случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Данные действия поставщика можно квалифицировать с точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации как недопоставка товаров (пункт 1 статьи 520 ГК РФ).

Согласно ст. 511 ГК РФ недопоставка товара в отдельном периоде поставки восполняется в следующем периоде в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором. Недопоставка товаров в отдельном периоде по общему правилу обязывает поставщика восполнить недопоставленное в следующем периоде (периодах), т.е. влечет увеличение в количественном выражении обязательства следующего периода. Восполнение недопоставленного по такому договору количества товаров в следующем периоде допустимо лишь при наличии согласия покупателя.

Пунктом 3 статьи 511 ГК установлен порядок отказа покупателя от принятия товаров, поставка которых просрочена. Покупатель обязан в письменной форме уведомить поставщика о своем отказе от получения товаров. Сам по себе факт просрочки без направления уведомления об отказе не дает покупателю права отказаться от принятия и оплаты товаров, отгруженных по истечении срока поставки, но в пределах срока действия договора.

Судебно - арбитражная практика не признает за покупателем права отказа от принятия и оплаты товаров в следующем периоде поставки, если просрочка поставки была вызвана невыполнением им договорной обязанности, в данном случае - произвести предварительный платеж.

 

 

так как в договоре ничего об этом не сказано, можно сделать вывод, что восполнение идет в пределах действия договора поставки, т.е. до 31 декабря - это следует из условий задачи. Стороны в договоре определили, что они руководствуются действующим законодательством по вопросам, неурегулированным между собой. Таким образом, получается, что претензия со стороны ООО «Аврора» не обоснована и подлежит отклонению.

 

Библиографический список:

 

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.

 

2. "Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая)" от 26.01.96


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.