Проблема соперничества между Японией и Америкой — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Проблема соперничества между Японией и Америкой

2022-11-14 35
Проблема соперничества между Японией и Америкой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если сопоставить практики Японского и Американского хозяй­ствования, то может показаться, что их "создатели" придерживались принципа "сделай наоборот", т.к. любой элемент хозяйственной практики демонстрирует противоположность подходов.

В отношении цели функционирования предприятия: "погоня за прибылью" в США, выражаемая в установлении целей на основе показателей прибыли на акционерный капитал, и продолжение су­ществования организации в Японии посредством завоевания рынка и осуществления внутреннего накопления.

В отношение к человеку: Американское управление характе­ризуется подходом к человеку как к рабочей силе, упором на инди­видуализм (работают отдельные личности), индивидуальным приня­тием решений на основе служебных полномочий, концентрацией на понятиях самоответственности и самоутверждения, осуществ­лением краткосрочного найма. Американской организации свой­ственны быстрая оценка и продвижение персонала по службе, спе­циализация деятельности, формальные, количественные методы оценки персонала. Человек рассматривается в качестве одного из средств достижения целей организации. Игнорируются его цели. Американскому управлению свойственен капиталоцентризм.

В Японии управленческая практика отличается ориентацией на чело­века (человек — центр хозяйственной деятельности — человекоцентризм), выражаемой в подходе к человеку, как к личности, кол­лективизме (сотрудничестве), коллективном принятии решений (по­стоянная дирекция и система кругового визирования), осуществле­нии долгосрочного найма. Японская организация отличается также постепенной, медленной оценкой и продвижением, неформальны­ми тонкими механизмами контроля деятельности работников, от­сутствием жесткости специализации персонала.

Основными, стратегическими средствами реализации целей функционирования организации в США являются материальная за­интересованность, а также конкуренция, приводящая к победе силь­ного. В Японии — это верность и единство работников организации, их сотрудничество и сосуществование.

Все это позволяет исследователям относиться к американской хозяйственной практике, как к типичному "капиталистическому хозяйствованию", в то время как японское хозяйствование называ­ют "человеческим хозяйствованием".

Преимущества японского подхода к управлению доказываются грандиозным дисбалансом в торговле между Японией и США, тем возмущением, которым сопровождается продажа "с молотка" американского национального богатства, примером чего может служить продажа японским компаниям Института исследований материалов и "Центра Рокфеллера".

Японцы объясняют это, говоря: "Америка смотрит на десять минут вперед, мы смотрим на десять лет вперед".

Самое главное различие между обеими странами лежит в об­ласти отношения к труду и понимания его роли в жизни человека. Японцы склонны объяснять свои успехи культурными особеннос­тями нации и особым отношением к бизнесу, основанном на посто­янном улучшении условий труда рабочих. Доктор Шелдон Вининг, директор Института исследований материалов, отмечает впечатле­ние, произведенное на него японским терпением в ведении бизне­са: один японский бизнесмен вполне серьезно спросил, каков сто­летний план института. Разочарованный деловой близорукостью деловых людей в США, д-р Вининг говорит: "Мы превратились в страну немедленного финансового вознаграждения. Финансисты желают получить "приз" безотлагательно. Американский банкир хочет инвестировать 10 долларов в Понедельник, превратить их в 20 во Вторник, чтобы в среду продать за 30. Американцы переполне­ны поистине дарвиновским индивидуализмом, персональным и кор­поративным, сражаясь друг с другом за выживание".

В Японии ди­ректор "Сони" Акио Морита дополняет эту картину — по принципу контраста: "Если спросить японского руководителя, в чем заключа­ется его главная ответственность, он немедленно скажет, что полная занятость и улучшение жизненного уровня рабочих находятся на первом месте. Чтобы обеспечить это, компания должна получать прибыль, но получение прибыли никогда не стоит во главе угла. Американцы, например, приспособлены к системе, в которой ра­бочий продает свой труд за определенную цену. В какой-то степе­ни это хорошо, потому что не дает работникам лодырничать; они знают, что им следует работать, чтобы заработать свою зарплату, иначе они будут уволены. В Японии мы берем на себя риск обещать работникам постоянную должность. По нашему мнению, большой ошибкой является мысль о том, что деньги — это единственная ком­пенсация человеку за его труд. Люди нуждаются в деньгах, но они хотят также быть довольными своей работой, на своем рабочем месте".

Как пишет в своей статье "Японский феномен" Ефим Маневич: "Тема заката Америки очень популярна в Японии". Книга Сейки Ся так и называется — "закат Америки", и в ней затрагиваются основ­ные болезненные проблемы Соединенных штатов: крушение аме­риканской системы образования; города, пораженные преступно­стью; финансовая безответственность и корпоративная близору­кость. Согласно опросу института Гэллапа, треть японцев "меньше уважает" Америку, чем пять лет назад". Однако помимо финансо­вого успеха Японии не следует забывать о следующих критериях:

• Америка тратит на оборону 270 млрд. долл. ежегодно, что равно сумме выручки Японии от экспорта.

• Производительность труда американского рабочего все еще почти в полтора раза превышает производительность японского рабочего. Америка все еще остается первой промышленной державой на сегодняшний день.

• Международные финансовые резервы Японии (без золота) в 1990 году лишь на 8 млрд. долл. превышали величину американских. В то же время золотой запас Японии — всего 24 млрд. унций, тогда как в США он достигает 261 млрд. унций.

• Культурное господство Америки.

• Мощь политического влияния Соединенных Штатов.

• Таким образом, сравнение Японии и США по всем перечисленным показателям не оставляет места для сомнений: никакой "японской эры" в мировом сообществе пока не предвидится.

Япония.

Японские компании — это не только хозяйственные единицы, но и в значительной мере социальные организации. Каждая фирма имеет собственную корпоративную философию, упор в которой делается на такие понятия, как искренность, гармония, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества. Основные факторы, определяющие престиж компании в Японии, — ее правовой статус, контролируемая доля рынка, членство на бирже и корпоративная философия. Эти показатели являются более существенными, чем цена акций или уровень прибыльности. Престиж компании определяет ее доступ к внешним финансовым источникам, возможности привлечения ЧР с высоким потенциалом.

От престижа фирмы, на которую работает японец, в значительной мере зависит его признание в обществе. В общественном сознании трудовая жизнь равноценна личной, индивидуальное выживание и развитие человека зависят от выживания и развития предприятия, на котором он работает. В этих условиях работник отождествляет себя со своей фирмой и готов разделить ее судьбу.

Корпоративная философия находит отражение в иерархической структуре фирмы, системе организации труда, производства и управления. В отличие от традиционных принципов, направленных на обеспечение прибыльности хозяйственной единицы (формализация, специализация и разделение труда), при построении систем труда в Японии ориентируются на неформальность, гибкость и кооперацию.

Организационные принципы японской компании:

•   Ориентация на рынок.

• Непрерывное внедрение новшеств.

• Внимание не к отдельным функциям, а к их взаимосвязи. Японский стиль управления базируется на убеждении, а не на принуждении работников. Начальник не выделяет себя из массы подчиненных, его задача не руководить работой, которую выполня­ют другие, а способствовать взаимодействию сотрудников, оказы­вать им необходимую поддержку и помощь, формировать гармо­ничные отношения. Как правило, в японских фирмах нет подробных должностных инструкций, а положения о структурных подразделе­ниях носят общий характер.

 Сотрудник, направляемый на работу получает лишь справку о назначении, информирующую о том, что с такого-то числа он назначается в такой-то отдел на такой-то тариф­ный разряд, без указания конкретных обязанностей, сферы ответ­ственности или срока работы. Поступив в подразделение, работ­ник овладевает трудовыми операциями и особенностями межлич­ностных отношений в коллективе при поддержке коллег по работе и непосредственного руководителя. Организация рабочего места и производственных помещений всемерно способствует коллек­тивному труду.

Японского работника оценивают не по индивидуальной выра­ботке, а по вкладу в работу коллектива и в совокупную производи­тельность корпорации. Важными критериями оценки считаются: отношение к труду, аккуратность и пунктуальность, взаимодействие с коллегами, нацеленность на выполнение производственных про­грамм.

В литературе по вопросам организации и использованию ЧР или "человеческого капитала", первенство неизменно отдается Японии. К примеру, на страницах журнала "Ю.С. ньюс энд уорли рипорт" даются характеристики среднего американского и японского рабочего. Анализ показывает, что по мнению 10 ведущих специа­листов по вопросам управления США: "среднего" японского рабо­чего + "среднего" американского рабочего:

• проявляет более высокую заботу о качестве;

• отличается большим трудолюбием;

• честнее относится к работе;

• в большей мере предан компании;

• имеет более высокий общеобразовательный уровень;

• более надежен в работе;

• более склонен к сотрудничеству с коллегами.

• более инициативен;

• более амбициозен;

• имеет более высокий уровень профессиональной подготовки. Возникает вопрос: являются ли черты японских работников уникальными или же они — результат удачного решения общих для развитых промышленных стран организационных проблем? Значи­тельная часть исследователей считают, что эти черты — результат сохранения в японском обществе социокультурных традиций. Дру­гие объясняют эффективность человеческого фактора характером современного японского управления.

Как отмечает профессор К. Пиджельс, целью японского пред­принимателя является использование в самой полной мере мас­терства, таланта и способностей каждого работника. Японский менеджмент видит в своих работниках те ресурсы, которые могут принести экономическую прибыль, если персонал обучать и ис­пользовать в соответствии с максимум возможностей. Это согла­суется с тем, что японские компании используют операционную стратегию, т.е. стратегию, непосредственно относящуюся к произ­водственному процессу. Типичный взгляд западного предприни­мателя предполагает существование противоречивых отношений между трудом и управлением. Западный менеджмент рассматри­вает работника как нанятого для выполнения определенного зада­ния, или как взятого на определенное место работы. Западный менеджмент использует в своей работе метод командного управ­ления "сверху вниз" с элементами авторитарно-надзирательского стиля, т.е. метод менеджерского надзора и указаний, вместо по­буждения рабочих к сотрудничеству.

Одним из серьезных управленческих различий между амери­канскими и японскими компаниями является разный характер их временной ориентации. Японские компании уделяют больше вни­мания своему долгосрочному развитию.

Существуют также значительные различия в действиях меха­низма контроля. Контроль в японских компаниях отличается его концентрацией в руках рядовых работников и "ориентированнос­тью на процесс". Внутри компании имеют место обмен информа­цией, частые контакты и принятие решений на основе принципа консенсуса.

В использовании и развитии ЧР японские компании предпочита­ют, чтобы их работники были "генералистами", т.е. имели широкий опыт и знания, соответствующие целям и интересам именно этой компанией, в то время, как в США компании ищут специалистов, знания и опыт которых могут быть использованы в любой другой компании на данном виде работ.

К числу основных особенностей, оказывающих непосредствен­ное влияние на мобилизацию ЧР в Японии, относят: пожизненный найм, оплату труда в соответствии с выслугой лет, компанейские профсоюзы, внутрифирменный рынок рабочей силы, внутрифир­менное производственное обучение, ротацию системы коллектив­ного подряда и коллективного приятия решений, внутрифирменное социальное обеспечение, системы совместных консультаций ра­бочих и предпринимателей, кружки контроля качества. Некоторые исследователи не считают все эти структуры исключительно япон­скими, признавая их наличие в той или иной степени и в других развитых странах, но все согласны с тем, что именно в крупных компаниях Японии они получили свое наиболее полное и эффек­тивное развитие.

Система пожизненного найма или, еще одно ее название — долгосрочная гарантия занятости, широко распространена в Япо­нии. По оценкам специалистов ею охвачено около 35% занятых, но в крупных компаниях — до 50% и выше. Система предполагает наем работника сразу же после окончания им учебного заведения и неформальное, т.е. юридически неоформленное, сохранение за ним места в компании вплоть до обязательного ухода на пенсию. При благоприятном для компании положение дел на рынке "пенси­онный потолок" может быть повышен, но сотрудники пенсионного возраста будут переведены на более низкие оклады. Согласно психологии пожизненного найма работник не перебегает из одной организации в другую. Организация заботится о нем в течение всей его жизни и не может легко прервать союз с работником. Если же сам работник покидает компанию или подвергается увольнению, это серьезно сказывается на его дальнейшей карьере.

Бытует много ошибочных представлений о пожизненном найме. Это не контракт. Это способ мышления нанимателя и нанимаемо­го. Система пожизненного найма коренится в традиционном япон­ском складе мышления, в рамках которого посвящение себя орга­низации является ценностной установкой. Кроме того, после вто­рой Мировой войны эта система укоренилась еще больше, по­скольку была выгодна обеим сторонам. До войны компании мало заботились о рабочей силе, которая рассматривалась как один из многих взаимозаменяемых элементов производственной системы. Следствием этого было интенсивное движение рабочей силы. Не­обходимость пожизненного найма начла осознаваться как след­ствие потребности удержать квалифицированный персонал в пе­редовых отраслях промышленности. После войны удельный вес современных отраслей промышленности увеличился. Организо­ванные профсоюзы требовали стабильной занятости. Демократи­ческие идеи стали преобладающими, что способствовало установ­лению системы пожизненного найма.

Однако, на рубеже 70-80-х годов отчетливо проявились недо­статки системы пожизненного найма. В частности она затрудняет своевременное освобождение от ставшей неэффективной рабо­чей силы и привлечение способных работников "со стороны", сдер­живает межфирменный обмен опытом и передовой информаци­ей. Кроме того, большой удельный вес выплат за стаж (до 50%) искажает связь вознаграждения с реальным трудовым вкладом; жесткие схемы развития карьеры создают почву для конфликтов лиц старшего возраста и молодежи с высоким образовательным уровнем. Это потребовало от менеджмента внесения существен­ных корректировок в практику управления ЧР при сохранении оп­равдавших себя элементов системы пожизненного найма. Фирмы стремятся удерживать численность постоянного персонала на воз­можно более низком уровне при расширении контрактных форм занятости, резко повысилось внимание к новаторским работникам, более дифференцированными стали соответствующие рычаги и стимулы. Гарантия занятости тесно связывает работника и компа­нию, повышает ее заинтересованность в развитии творческих воз­можностей своих сотрудников и ассигновании дополнительных средств на эти цели. Широко распространена практика привлече­ния временных работников, что позволяет компаниям сохранить гиб­кость при рыночных колебаниях посредством возможности сокра­щения производства за счет их увольнения. В последние годы круп­ные корпорации Японии для сохранения постоянных кадров начали широко практиковать "сдачу в аренду" на определенный срок сво­их рабочих испытывающим дефицит рабочей силы компаниям.

Японские компании тщательно отбирают и комплектуют свои ЧР, и у руководителей много времени уходит на неформальную оцен­ку работы подчиненного. Обычно работник в японской компании получает новое назначение через два-три года и знает, что каче­ство исполнения им своих обязанностей определит характер его очередного назначения.

Следует отметить, что в США, в отличие от Японии и России, про­фессиональная мобильность рассматривается как явление весьма положительное. Например, инженер, который в течение 20 лет про­работал в четырех компаниях, ценится значительно выше, чем тот, который работал все эти годы в одной. Используемая в компаниях Японии система оплаты труда и продвижения в соответствии с выс­лугой лет предполагает сильную зависимость вознагражде­ния от стажа работы на одном предприятии и его непре­рывности. Так, например, японский рабочий в возрасте 30-34 лет, поменявший место работы, мог получать лишь 75% заработной платы своего коллеги того же возраста, работающего в одной компании непрерывно с момента окончания учебного заведения. С возрас­том разница в оплате растет: сменивший место работы в возрасте 35-39 лет мог рассчитывать только на 71%, а 40-49 лет — на 59% заработной платы своего ровесника, продолжавшего постоянно работать в одной компании. Подобная система оплаты труда эко­номически стимулирует преданность работника и связана с систе­мой пожизненного найма. Подобная система оплаты труда эф­фективна при равновесии в возрастной структуре рабочей силы. Однако в условиях происходящего сегодня процесса старения на­селения и рабочей силы эта система становится обременительной для многих компаний. Но коллективные договоры о заработной плате в крупных японских компаниях пересматриваются каждый год, а система дополнительных выплат взаимосвязана с доходами компании, поэтому имеется возможность увязать интересы компа­нии с интересами ее ЧР. Поэтому большинство японских работни­ков связывают рост доходов с успехами своих компаний.

Важную роль в управлении ЧР в Японии играют компанейские профсоюзы, которые создаются на базе предприятия и объединя­ют постоянных работников. В них входят как "белые", так и "синие воротнички", руководители избираются исключительно из своей сре­ды. Постоянный работник остается членом профсоюза и защищает­ся им в течение всего срока работы в компании. По этой причине японские профсоюзы часто называют "вторым отделом кадров", служ­бой управления ЧР компании. Коллективные переговоры становятся не переговорами между управляющим аппаратом и профсоюзом, но координацией или консультацией по поводу принятия решений между двумя отделами кадров одной компании.

Существенным аспектом формирования ЧР компании является практика внутрифирменного профессионального обучения. Каж­дая компания готовит ЧР для себя, и стремится, чтобы ее работник не был узким специалистом, работающим в любой компании, но разносторонне и многофункционально отвечал бы именно ее це­лям и задачам.

Составной частью формирования "работника компании" явля­ется также служебная ротация всех категорий наемных работни­ков. Как говорит управляющий Банка долгосрочного кредита Япо­нии Такэути Хироси: "...рабочие — "синие воротнички" обучаются работать на всех видах машин и даже управлять заводом. Все на­емные работники приобретают опыт различного рода работ, пони­мания взаимосвязи различных рабочих мест и интересов компании в целом. Несмотря на высокие затраты на такие переходы, компа­нии практикуют их, поскольку убеждены, что в долгосрочной перс­пективе выгоды превысят краткосрочные затраты". Рабочий осва­ивает поначалу все виды работ, а затем закрепляется на одном ме­сте. Поэтому японских работников иногда именуют "поливалент­ными", т.е. способными выполнять различные виды работ. Причем эта поливалентность характерна в большей мере для крупных ком­паний, чем для мелких.

Все это придает большую гибкость компаниям в вопросах живо­го труда: в моменты спада или перестройки есть возможность пе­реводить работников на новые виды работ, быстро и гибко дивер­сифицировать производство. Подобная практика в целом взаимо­связана с политикой долгосрочного гарантированного найма, что осознается работниками компаний. Это, в частности, нашло свое выражение в том, произошедший процесс компьютеризации и роботизации не вызывал у работников опасений потери рабочих мест.

Процесс ротации в японских компаниях высоко функционален еще и потому, что сама организация производственного процесса и управления на предприятиях носит характер производственного подряда с "распыленной ответственностью" за выполняемую ра­боту.

Японские рабочие предпочитают коллективный труд и счита­ют, что при такой организации труда они работают значительно производительнее и эффективнее. Любопытный пример большой важности коллективизма для японских рабочих приводит амери­канский специалист по вопросам управления профессор У. Оути. Он рассказывает о случае из практики одной американской компа­нии, попытавшейся создать на своем заводе в Японии систему инди­видуальных вознаграждений в виде премий за полученную компа­нией экономию от внедрения рационализаторских предложений. Поскольку в установленный срок предложений сделано не было, американцы обратились за разъяснениями к своим японским ра­ботникам. От них они получили такой ответ: "Никто не может в одиночку разобраться в вопросах улучшения в работе. Мы рабо­таем сообща, и любая идея, которая может появиться у одного из нас, фактически возникает из наблюдений за другими и в разгово­рах с ними. Если бы один из нас был бы признан ответственным за такую идею, то это бы всех нас привело бы в замешательство". После этого компания сочла необходимым внедрить систему кол­лективного премирования рационализаторских предложений. Вне­сшим их группам выплачивались бонусы, которые чаще всего сбе­регались их членами-рационализаторами до конца года для уст­ройства вечера в ресторане или для совместного проведения от­пуска. Внедрение новой системы привело к тому, что предложения хлынули, как из рога изобилия.

Как отмечает японский исследователь Томиномори Кэндзи, в Японии "основной функциональной единицей организации уп­равления является не индивид, как в управлении западного типа, а самая малая группа". Такой малой группой являются, например, рабочие бригады на заводе, кружки контроля качества и т.д.

Важная роль в укреплении коллективистских принципов работы и ответственности за нее принадлежит также распространенной в японских компаниях системе принятия решений по общему согласию ("ринги сейдо"). Эта система предусматривает пред­варительное обсуждение и согласование решения того или иного вопроса на различных иерархических уровнях вплоть до принятия окончательного решения на высших уровнях управления.

Среди важных особенностей организации работы, стимулиру­ющих и мобилизующих активное участие работников в делах сво­их предприятий, называют также постоянно действующие системы совместных консультаций, в которых менеджеры и рабочие регулярно обмениваются информацией о своих делах и планах. Они действуют на 70% крупных фирм Японии и сыграли важную роль в относительно быстрой и спокойной перестройке японских компаний при внедрении роботов и компьютерной техники.

Дополнительным источником мобилизации человеческих ресур­сов служит и то, что японские компании берут на себя, по выраже­нию У. Оути, "целостную заботу" о своих работниках. Значи­тельная часть их затрат на ЧР реализуется в форме расходов на социальные нужды (жилищное строительство, медицинское об­служивание и организацию досуга). Эта деятельность японских компаний ориентирована на упрочнение привязанности ее работ­ников, на их эмоциональную и духовную интеграцию. Ежегодно устраиваются красочные церемонии официального зачисления в компанию новобранцев. Программа обучения принятых на рабо­ту в фирму рассчитана иногда на несколько лет и включает не толь­ко широкую профессиональную подготовку, но также изучение истории, целей, принципов деятельности фирмы. Иногда компании используют методы религиозного тренинга. С целью укрепления групповой солидарности новых работников могут поселить на вре­мя в общежитие фирмы. В каждой компании есть своя фирменная одежда, значки, песни и лозунги, а также свое "учение о духе "че­ловека Мапуситы", "человека Сумитомо", "человека Санва", но для стороннего человека этот дух поразительно одинаково выражается в энтузиазме, лояльности и преданности.

По мнению ряда специалистов, вышеперечисленные особенно­сти японского менеджмента способствовали быстрому распрост­ранению и эффективной деятельности на предприятиях кружков контроля качества. Кружки представляют собой небольшие доб­ровольные объединения работников (6— 12 человек) непосред­ственно на рабочих местах (в цехах и на производственных участ­ках). Их члены избирают из своей среды руководителей, которыми обычно становятся неформальные лидеры группы. Непрерывная и многосторонняя деятельность кружков охватывает самые разные области работы организации. Хотя им оказывается всемерная по­мощь и поддержка со стороны администрации, отбор изучаемых проблем осуществляется ими самостоятельно, и это признается очень важным. Специалисты высокой квалификации не входят в кружки, но они и ИТР консультируют их. Анализ выдвигаемых предложений осуществляется коллективно всеми членами кружка по принципу "критикуются идеи, а не люди". Решения принимаются коллектив­но. В кружках используется своя технология работы, включающая стадии:

• выявление проблемы;

• ее разбор и анализ;

• выработка предложений;

• рекомендации администрации завода по решению проблемы.

По оценкам японских специалистов, средняя экономия в год за счет реализации одного предложения кружка составляет около 5 тыс. долл., на долю одного кружка приходится в год в среднем 50-60 внедренных предложений. Помимо подобного материального эффекта, деятельность кружков контроля качества способствует повышению образовательного уровня и квалификации персонала, улучшению морально-психологического климата в коллективе, уси­лению активности работников и развитию их творческих способно­стей.

Исследователи японского опыта управления подчеркивают, что японским компаниям удается успешно функционально и структурно сочетать экономические и социальные цели, "связывать воедино свои интересы с личными интересами работников". Высоко оценивая эффективность японских компаний, известный американский вос­токовед Э. Вогел утверждает, что "по международным стандартам крупная современная японская корпорация — весьма удачный ин­ститут. Он удачен не вследствие какой-то мистической групповой лояльности, коренящейся в характере японцев; а потому, что он сообщает чувство принадлежности, чувство гордости работникам, которые верят, что их будущему лучше всего служит успех их ком­пании".

Директор Японского института молодежных исследований Сенгоку Тамоцу связывает большую заинтересованность японских ра­ботников в высокопроизводительном труде в компании с тем, что для них" организация, к которой они принадлежат, — основа и центр жизни. Японские рабочие зависят от нее с точки зрения сво­их доходов, человеческих отношений и социальной жизни. Если японский рабочий покинет свою компанию, то у него возникнут не только финансовые сложности. Он также лишится хороших дру­зей, возможности организованно проводить досуг... Проще гово­ря, он даже перестанет быть членом общества". В этом отношении показательна очень невысокая текучесть кадров на крупных пред­приятиях Японии.

Характерной чертой японского управления является примене­ние бюрократической системы. Ее особенности, касающиеся уважения самого статуса руководителя, коллективизма, рациона­лизации, обезличенности и справедливости, хорошо соответствуют традиционным культурным особенностям дальневосточного регио­на.

Управление ЧР в японских компаниях

Основные черты управления трудом на японских предприятиях следующие:

• гибкость распределения работ и ротация работников;

• мобильность и долгосрочность обучения ЧР;

• использование механизмов, заинтересовывающих работников в результатах их труда;

гибкая организация системы материального стимулирования;

•   жесткая дисциплина на рабочем месте;

• ориентация на развитие ЧР.

Эти особенности связаны с принципом долгосрочного найма, подкрепляются взаимным доверием работников и администрации, а также их стремлением к поддержанию гармоничных отношений.

Сердцевиной японской системы управления является развитие ЧР.

В японских компаниях есть два отдела, которые по своим функ­циям и структуре не имеют точных аналогов в западных организа­циях. Один из них — так называемый отдел общих вопросов ("сому бу"), который занимается юридическими вопросами, внутренними отношениями, отношениями с акционерами, государственными уч­реждениями, торговыми ассоциациями и родственными компания­ми, документацией, а нередко и закупками. Другой — отдел кад­ров, управления персоналом, ЧР, часто представляющий собой от­ветвление "сому-бу" и выделяющийся из него, когда компания дос­тигает определенного размера.

Управление ЧР в Японии является большим, чем просто одной из множества функций, характерных для любой деловой организа­ции. По значимости оно стоит в том же ряду, что и управление производством, сбытом и финансами. В нем проявляются корпора­тивная философия и своеобразная организация труда в частном секторе, которую можно обозначить термином "промышленная семейность".

Промышленная семейность означает, что коммерческая орга­низация рассматривается не только как экономическое образова­ние, но и (что еще важнее) как сообщество работающих здесь людей. Свой нынешний и будущий общественный статус равно как и возможности развития японские работники связывают со своей компанией, которая берет на себя заботу о людях, включая сферы, не связанные со службой. Чтобы сплоченность в "семье" сохраня­лась и усиливалась, в ней должна постоянно поддерживаться гар­мония ("ва") на всех уровнях. Вместо вердикта "вы правы, а он не прав" всегда следует искать компромисс. Собрания персонала про­водятся не столько для принятия решения или информации о нем, сколько для поощрения участия в делах компании. Неформальные и частные контакты существенно помогают достижению консенсуса. В такой системе отношений руководитель в основном поддер­живает гармонию, а не тянет за собой или подталкивает группу.

Поскольку все сотрудники в равной мере разделяют судьбу компании, отношение к ним должно быть одинаковым, но не унифи­цированным. В компаниях действуют общепризнанные социальные нормы, отличающие одного работника от другого. Критерии отли­чия — уровень образования, выслуга лет, возраст, занимаемое по­ложение, пол (хотя дискриминация по признаку пола запрещена законодательством), На основании этих данных строится стандарт­ная система заработной платы, распространяющаяся на всех по­стоянных работников. Индивидуализация оплаты, отступающая от системы, недопустима.

В крупнейших корпорациях управляющий, который возглавляет участок работы с ЧР, является членом правления и имеет должность директора по ЧР; в его подчинении находятся начальник и сотруд­ники отдела управления ЧР. Нередко происходит совмещение в одном лице функций директора по ЧР (т.е. лица, защищающего интересы акционеров, кандидатура которого утверждается общим собрание акционеров) и начальника отдела управления ЧР (т.е. наемного работника). Этот особый статус учитывается при оплате труда и является особо значимым в процессе коллективных пере­говоров, когда этот человек как бы представляет обе стороны.

Основной документ, регулирующий трудовые отношения в ком­пании, — внутрифирменное положение о занятости. Все фирмы с численностью занятых от 10 человек обязаны зарегистрировать свои внутренние нормативные акты в местном бюро нормативов по тру­ду. Положение о занятости действует как трудовой контракт. Оно определяет условия труда, его оплату, требования к постоянным работникам; хранится в отделении кадров.

В фирмах, где существует профсоюз, еще одним базовым доку­ментом является коллективный трудовой договор. По своему со­держанию и практической значимости он схож с положением о занятости. Отличает его то, что в нем определен статус профсоюз­ной организации и ее членов в компании.

В отделении ведется обширная документация по вопросам уп­равления ЧР: оформляются заявления на очередные отпуска, пре­доставление льгот, отсутствие на рабочем месте с разрешения администрации и др. (решение этих вопросов требует согласования с управляющими на различных уровнях), ведутся личные дела сотрудников, фиксируются присутствие персонала на работе, раз­мер заработной платы, накапливается статистика по труду для вне­шних и внутренних нужд. Все это достаточно трудоемкие опера­ции, так что не удивительно, что в среднем в японских компаниях на каждые 100 единиц персонала приходится 2,7 работника, занима­ющегося вопросами ЧР (в США — 0,87). Отделение управления ЧР ответственно за сбор данных об опыте работы с ЧР, уровнях заработной платы, условиях труда и прочих показателях в других компаниях. Это обеспечивается благодаря личным контактам с парт­нерами, а также систематическим визитам в специализированные агентства и правительственные организации (Министерство труда, Японский центр производительности и др.). Единственный показа­тель рабочей силы, систематически контролируемый в масштабах компании в долговременной перспективе, — возрастная структу­ра.

Круг обязанностей организационного подразделения, занима­ющегося вопросами управления ЧР, определяется термином "регу­лирование трудовых отношений", охватывает найм и назначение персонала, его обучение профориентацию, продвижение, контроль за дисциплиной, ротацию, управление заработной платой, органи­зацию условий труда, предоставление льгот, решение трудовых споров.

В японских компаниях обычно существуют два уровня управле­ния ЧР — уровень компании и индивидуальный уровень.

На уровне компании отдел управления ЧР — централизованное подразделение, занимающееся институцианализированными и фор­мальными аспектами управления ЧР. Кроме того, он всеми воз­можными средствами помогает осуществлению этого руковод­ства на индивидуальном уровне, на котором все работники компа­нии, члены "семьи" — начальники, подчиненные и коллеги — долж­ны заниматься личными и неформальными аспектами работы с ЧР, или, иными словами, гармонизацией межличностных отношений на местах.

Центральное, ключевое положение службы управления ЧР не зафиксировано организационно. Его устанавливают сами работни­ки. Обычно они исходят из того, что их наняли работать на благо компании, а не выполнять определенную работу, что свидетель­ствует о преобладании групповой ориентации над индивидуальной. Они знают, что их будут п<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.