Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-10-29 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психологические аспекты изменения отношения личности к процессу профессионального становления обусловлены сравнительно длительным периодом овладения профессией и относительно быстрым обновлением (около 500 видов профессий в год) и сменой (более 5000 за десять лет) видов профессионального труда. Данная противоречивая ситуация выступает в качестве одного из субъективных условий, определяющих настрой и внутреннее отношение человека к процессу профессионализации.
Учитывая это, Н.С. Пряжников выделил наиболее общие ожидания клиентов различных образовательно-возрастных групп (таблица 2).
Таблица 2
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп
Образовательно-возрастная группы | Типичные ожидания и проблемы | Основные акценты профориентационнойпомощи |
1 | 2 | 3 |
Дошкольники | Выбор кружков (часто выбирают родители) Интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду») Интерес к профессиям родителей Стремление попробовать себя (в игровой деятельности) | Помощь в выборе кружков (работа с родителями). Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей (но не надо навязывать знания о неинтересных для ребенка профессиях) Проигрывание профессий (с целью осознания их смысла и общественного значения) |
Учащиеся младших классов и средней школы (1-7-й классы) | Интерес к модным (ярким) профессиям Стремление увязать с профессиями учебные предметы Выбор кружков, секций | Увлекательные рассказы об интересующих профессиях Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отельных элементов труда в разных профессиях) |
|
Учащиеся 8-9-х классов | Проблема «куда пойти учиться после 9-го класса?» Более конкретный интерес к профессиям Появление интереса к профессиональным учебным заведениям Выбор подготовительных курсов Интерес к своей профпригодности | Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения Помощь в самопознании (но без окончательных выводов о профессиональной непригодности) Основной акцент — на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений |
Учащиеся 10-11-х классов | Выбор профессии Выбор учебного заведения Выбор подготовительных курсов Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности Стремление к более конкретному выбору профессии | Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения Профинформационная помощь (акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения) Проигрывание различных вариантов выбора |
Выпускники школ | Конкретный (окончательный) выбор профессии Стремление к «философствованию» (как вариант ухода от решения конкретных задан) | Помощь в конкретном выборе профессии Формирование альтернативных вариантов профессионального пути |
Абитуриенты | Выбор факультета, кафедры, специальности | Помощь в выборе специальности |
Студенты | Уточнение специальности Выбор темы курсовой или дипломной работы Выбор научного руководителя Выбор места производственной практики Проблемы, связанные с кризисом профессионального обучения | Помощь в уточнении специальности выборе темы курсовой или дипломной работы Акцент на ценностно-смысловой стороне учебной деятельности |
Выпускники профессиональных учебных | Поиск места работы Поступление в аспирантуру | Помощь в поиске работы |
Работающие специалисты (период профессиональной адаптации) | Установление контактов с коллективом Проблемы недостаточности опыта, незнания особенностей организации и т. п. | Помощь в профессиональной адаптации (во взаимодействии с руководителем и авторитетными опытными сотрудниками данной организации) |
|
Специалисты, работающие в стабильных организациях | Перемещение по служебной лестнице (принятие решения о переходе на другой участок работы, на руководящую должность) Проблемы, связанные с нормативными кризисами профессионального становления: 30 лет— смена друзей (бывшей среды сокурсников на среду коллег по работе), 40 лет — оценка своей успешности | Помощь в принятии решения Помощь в обретении новых смыслов в работе |
Специалисты, работающие в нестабильых организациях | Поиск резервных вариантов (на случай расформирования данной организации) Психологические проблемы, связанные с ухудшением психологического климата и общей неопределенностью | Помощь в нахождении резервного варианта (работы по профессии в другом месте) Помощь в выборе другой профессии и места для ее получения |
Безработные | Срочное трудоустройство | Помощь в скорейшем трудоустройстве Помощь в выборе новой профессии и места ее получения Помощь в нахождении личностного смысла в непривлекательных профессиях (в случае невозможности трудоустроиться) |
Работники предпенсионного возраста | Отсрочка выхода на пенсию Выбор занятия на пенсии Стремление осмыслить свою жизнь | Помощь в максимальной самореализации в последние годы (через обретение нового смысла) Помощь в подборе подходящего хобби или увлечения |
Пенсионеры | Стремление поделиться опытом, рассказать о себе Стремление осмыслить свою жизнь и найти сферы применения своей активности | Помощь в обретении смысла Ретроспективная консультация |
В практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения (в зависимости от типа учебного заведения) у учащихся наблюдается дестабилизация отношения к выбору профессии и процессу овладения ею. При этом отмечается потеря интереса, разочарование в профессиональном выборе, которые сопровождаются мыслями о смене учебного заведения и специальности. Учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного заведения (т. е. на второй стадии процесса профессионального развития), субъективно (по психологическим критериям) вновь оказывается на пороге первой стадии этого процесса.
|
При объяснении подобных ситуаций, как правило, обращаются к изучению интересов учащихся, установлению их роли в процессе профессионального становления. В качестве субъективной причины разочарования в избранной специальности выступает снижение или угасание интереса к процессу профессионального обучения, к избранной профессии, к учебному заведению, выбор которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и осознанно. Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует особенно пристального внимания к ним со стороны педагогов и самих учащихся.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!