Введение в профессиоведение. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Введение в профессиоведение.

2022-10-29 22
Введение в профессиоведение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важным концептуальным понятием профориентологии является понятие «профессия». Трактовок данного понятия в литературе много. Прежде всего, это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Далее, профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием.

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. professio) — это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Для решения многих вопросов профориентологии необходима классификация профессий. Разные авторы предлагают различные основания для анализа профессий: содержание и объем конкретной области труда, технико-организационные условия, рабочие функции; общее описание профессии, характеристику профессионального труда и его организации (Н.Д. Левитов); степень автоматизации и значение волевых процессов в труде (С.Г. Струмилин); изучение рабочих профессий и их критический анализ (А.А. Смирнов) и др.

На сегодняшний день нет общепринятой классификации профессий. А. Ро выделяет восемь групп профессий (обслуживание, деловые контакты, организация и руководство, технология, наружные загородные работы, наука, общая культура, искусство). К.М. Гуревич выделяет два типа: профессии с абсолютной профессиональной пригодностью и профессии с относительной профессиональной пригодностью.

Е.А. Климов выделяет пять блоков профессиональной направленности: «человек-техника», «человек-образ», «человек—знак», «человек— живая природа» и «человек —человек». Именно эта классификация является максимально личностно ориентированной, поскольку во главу угла ставится человек.

Дж. Голланд на основе компонентов личностной направленности, интересов и ценностных ориентации выделил шесть типов личности (реалистический, социальный, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный, художественный), которые представляют интерес в исследовании предпрофессиональной дифференциации направленности. Представители каждой профессии создают определенную профессиональную среду. Идея классификации Дж. Голланда состоит в том, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворение, получаемое от собственного труда, обусловлены соответствием типа личности типу профессиональной среды.

Каждый человек проходит некоторую лестницу становления его личности, идя по нарастающим ступеням трудности в вопросах образования. Это ступень достижения элементарной профессиональной грамотности, ступень общего образования, ступень профессиональной компетентности, ступень широко понимаемой культуры, ступень формирования индивидуального менталитета личности, придающая человеку неповторимость и уникальность. Менталитет личности, её поведение, восприятие окружающего, мировоззрение не сформируются без предыдущих ступеней образования. Таким образом, качественное обучение и место человека в мире взимозависимы (Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, А.А. Вайсбург, Е.А. Климов, Б.В. Чебышева, П.А. Шавира).

Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков.

Результаты профессиографирования оформляются и виде профессиограммы, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста, Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.