Основы экономики организаций (предприятий) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основы экономики организаций (предприятий)

2022-10-29 31
Основы экономики организаций (предприятий) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебное пособие

Основы экономики организаций (предприятий)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности …………………………………………………………….…….…5

1.1 Понятие предприятия и его основныехарактеристики……………………5

1.2 Основы создания предприятия…….……………………………………….25

Глава 2. Основы организации и функционирования предприятия ……………37

2.1 Основы создания предприятия……………………………………………..37

2.2 Структура предприятия……………………………………………………53

2.3 Типы производства и организационная структура управления предприятия…………..………………………………………………………….66

2.4 Организация производственного процесса предприятия……………87

Глава 3. Ресурсное обеспечение деятельности предприятия ……………….102

3.1 Трудовые и финансовые ресурсы предприятия ……….…………….....…102

3.2 Производственные фонды предприятия …………………………...…..….122

Глава 4. Планирование деятельности предприятия ………………………….144

4.1Планирование на предприятии……………………………………………......144

4.2 Маркетинг в деятельности предприятия…………………...…………..…..169

Глава 5. Результаты деятельности предприятия …………………….......….190

5.1 Прибыль и рентабельность предприятия……………………...………..….190

5.2Банкротство и ликвидация предприятия……………………………….…..199

Список литературы……………………………………………………………….214

Глава 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности

Понятие предприятия и его основные характеристики

 

Основы с оздания предприятия

Выбор места расположения предприятия

 

Решение о размещении предприятия - один из важнейших аспектов его создания. С одной стороны, проект создания предприятия влечет за собой долгосрочные обязательства, которые делают ошибки трудноопределимыми, а с другой - выдвигает требования относительно капиталовложений, эксплу-атационных расходов и т.д.

Расположение предприятия представляет собой географическое место, где организован выпуск продукта (товара, услуг). Оно определяется местом его государственной регистрации, сели в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Принятие решения в отношении расположения предприятия базируется на различных критериях. Следует различать ряд ситуаций при выборе место-положения предприятия:

• создание нового предприятия;

• перемещение предприятия в другое место (например, из-за сокращения объемов основных ресурсов и т.д.);

• создание и перемещение подразделений предприятия (например, при создании филиала, дочернего предприятия, склада и т.д.).

При планировании размещения предприятия рассматриваются четыре возможности:

• расширение существующих мощностей;

• создание новых мощностей в другом месте при сохранении уже суще-ствующих;

• свертывание деятельности в одном месте и перемещение ее в другое;

Общая процедура выбора места под производство обычно состоит из следующих шагов:

• определение критериев, по которым будут оцениваться варианты раз-мещения предприятия (например, увеличение доходов, общественная полезность и т.д.);

• установление расположения рынков сбыта и сырья;

• разработка альтернативных вариантов;

• оценка альтернативных вариантов и выбор оптимального.

На выбор места для вновь создаваемого предприятия оказывают влияние ряд факторов:

• снабженческие (земельные участки, сырье и материалы, рабочая сила, энергия, транспорт и т.д.);

• производственные (природные и технологические особенности и т.д.);

• сбытовые (потенциал сбыта, транспорт, рыночная инфраструктура и т.д.);

• государственные (налоги, экономическая система, государственная помощь, мероприятия в области охраны окружающей среды и т.д.).

Важность того или иного фактора определяется в зависимости от специфики создаваемого предприятия. Так, энергоемкие предприятия будут ориентированы на близость источника энергии и минимальные затраты, связанные с энергосбережением, а предприятия электронной промышленности - на близость к источнику квалифицированной рабочей силы и т.д. В таблице 2 приведены основные факторы, влияющие на выбор места расположения предприятия. Цель предприятия при выборе местоположения определяется экономическими и неэкономическими критериями.

 

Таблица 2. - Основные факторы, влияющие на выбор места расположения предприятия

Вид бизнеса

Производственный Сервисный Сфера бытовых услуг
Близость к транспортным магистралям Транспортные потоки Потребительский профиль района
Наличие сырья и близость к поставщикам Пешеходные потоки Плотность населения Демографическая структура населения
Близость заказчиков Расстояние до остановок общественного транспорта Транспортные связи
Наличие складских помещений Наличие стоянок для автомашин Уровень и динамика спроса на услуги Частота пользования услугами
Обеспеченность трудовыми ресурсами Навыки, обучение, проживание Возможность обустройства удобных входов, выходов, подъездов Потенциал и размещение действующих фирм сферы услуг
Спрос-предложение на рынках Общий фон, привлекательность места Состояние и перспектива развития района

 

К основным экономическим критериям относятся:

• определение оптимального соотношения между преимуществами и недостатками того или иного фактора;

• максимизация разницы между доходами и затратами при реализации выбранного варианта.

К основным неэкономическим критериям относятся:

• стабильный рост и надежность предприятия;

• научно-техническая политика;

• социальная стабильность;

• престиж;

• экономическая стабильность;

• сохранение самостоятельности фирмы;

• снижение перегрузки менеджмента и др.

При принятии решения относительно своего местоположения пред-приятия могут быть связаны рядом ограничений: финансовые ограничения; поддержание традиций существующего предприятия; политические ограни-чения; естественные характеристики места; предписания в области строи-тельства и экологии и т.д.

 

1.2.2. Этапы и содержание мероприятий по созданию предприятия

Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

• возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

• изучение и определение возможностей использования новых техноло-гий, средств и предметов труда;

• изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

• подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

• подбор соучредителей предприятия (организации);

• определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);

• разработка учредительных документов и бизнес-плана;

• проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

• осуществление государственной регистрации предприятия, открытие необходимых счетов в банках;

• изготовление печатей, штампов;

• постановка на учет в органе федеральной налоговой службы, тер-риториальных органах государственных внебюджетных фондов и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами. Юридическое лицо возникает, живет и прекра­щает свое существование по правилам, определен­ным Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регист­рации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и специальными законами, приня­тыми для каждой формы организации, это, в част­ности Федеральные законы:

- от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- от 8.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

- от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ог­раниченной ответствен-ностью»;

- от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унита-рных предприятиях»;

- от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

- от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».

На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа.

Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.).

Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка (например, создание хозяйственных обществ и товариществ, общественных объединений и т.д.).

Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два осно-вных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от их организационно-правовой формы: устав и учредительный договор.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:

• наименование юридического лица;

• местонахождение;

• цели и предмет деятельности;

• порядок управления деятельностью;

• размер и состав уставного фонда;

• порядок образования имущества;

• условия и порядок распределения прибыли и убытков;

• порядок реорганизации и ликвидации и др.

Кроме того, в учредительных документах юридического лица должны быть перечислены виды экономической деятельности, которые будут осуществляться данным субъектом хозяйствования, и соответствующие им коды в соответствии с Общероссийским классификатором видов эконо-мической деятельности (ОКВЭД), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистри-рующих органах свое наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

1.2.3. Государственная регистрация и оформление предприятия

 

Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания юридического лица, а также само юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Регистрация юридических лиц регулируется специальным законодательством.

Регистрация - это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо счи-тается созданным с момента его государственной регистрации.

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахо-ждения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регис-трацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перере-гистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и др.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган:

• заявление, оформленное в установленном порядке;

• копию решения о создании юридического лица;  

• учредительные документы;

• документы, подтверждающие формирование в соответствии с законо-дательством уставного фонда коммерческой организации;

• документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учре-дителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;

• справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (неком-мерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и иму-ществе;

• гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту нахождения;

• платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию и др.

Существует дифференцированная система оплаты за государственную регистрацию. В случае отказа от регистрации заявителю возвращается 50% от внесенной суммы. Срок государственной регистрации субъектов хозяйствования - один месяц со дня подачи всех необходимых документов.

До принятия решения о регистрации уполномоченный орган проверяет достоверность представленных данных и имеет право запрашивать дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий. В таком случае срок госу-дарственной регистрации может быть продлен до двух месяцев с уведом-лением об этом собственника имущества предприятия.

Подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования. К ним относятся:

• непредставления заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

• представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

• несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

• подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

• выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

• несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

• несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

• получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

• если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

• если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринима-тельской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

• если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

• если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

• при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных законом;

• неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с законом;

• неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с законом;

• неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складоч-ного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с законом;

• несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

• представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных законом;

• представление документов, содержащих недостоверные сведения и др.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения закона. Это решение принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

При принятии решения о государственной регистрации субъекта хозяй-ствования или индивидуального предпринимателя, сведения о нем вносятся в Единый государственный реестр  (ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и выдается свидетель-ство о регистрации.

После государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать свою деятельность путем проведения следующих действий:

• зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;

• выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установленном порядке и размере уставный фонд;

• стать на учет в органах государственных социальных внебюджетных фондов;

• нанять квалифицированный персонал;

• заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные дого-воры;

• обеспечить движение денежных средств по расчетному счету в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия;

• разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу бухгалтерских документов и отчетности.

Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны:

• своевременно уплачивать налоги и сборы;

• обеспечивать надлежащий учет деятельности;

• обеспечивать безубыточную деятельность;

• контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда;

• вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные доку-менты при изменении состава участников, смене юридического адреса, изме-нении размера уставного фонда и др.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Какие факторы оказывают влияние на выбор местоположения предпри-ятия?

2. Раскройте сущность порядка образования юридического лица.

3. Назовите этапы создания предприятия.

4. Раскройте сущность государственной регистрации предприятия.

5. Перечислите основные документы, представляемые для государствен-ной регистрации.

6. Раскройте сущность организационного оформления предприятия.

7. Назовите действия предприятия в организационный период.

8. Назовите основные обязанности субъекта хозяйствования.

Глава 2. Основы организации и функционирования предприятия

Структура предприятия

Путь от добычи исходного сырья до производства готового изделия именуется сквозным производственным процессом. В целом сквозной производственный процесс рассматривается специалистами лишь схематично, главным образом при разработке межотраслевых балансов. Конкретно этот процесс разрабатывается и осуществляется на предприятиях постадийно.

Одна часть массы готового продукта поступает на потребительский рынок. Другая ее часть (машины, производственное оборудование, производственные здания и сооружения, материалы и инструмент) остается в производственной сфере. Различие в конечном назначении продукции является основой разделения производства на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления.

Однако в реальном производстве при многостадийной обработке сырья и материалов лишь на последних операциях определяется конечное назначение изделия и то не всегда. Поэтому целесообразно, очевидно, различать по признаку потребления не само производство, а лишь товарную массу, поступающую к различным потребителям. При этом за основу разделения продукции принимается потребительский спрос, за которым должно следовать производство.

Рынок труда и занятость

Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыноч­ного механизма хозяйствования, который представляет собой со­вокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена.

Рынок труда - это, во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вто­рых, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, поле взаимоотношений отдель­ного предприятия и его сотрудников, как потенциальных, так и фактических.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель - это наниматель, в качестве которого могут выступать: государственные унитарные предприятия, акционер­ные общества, общест-венные организации, частные унитарные предприятия, хозяйственные ассо-циации, совместные предпри­ятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники - это трудоспособные граждане, для ко­торых работа по найму - главный источник средств существова­ния. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального ста­туса и ряда социально приобретенных качеств - ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, пред­приимчивости и др.

Система отношений на рынке труда складывается из трех ком­понентов (см. рис. 1):

- отношений между наемными работниками и работодателями;

- отношений между субъектами рынка труда и представителя­ми (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

- отношений между субъектами рынка труда и государством.

 

Рынок труда выполняет ряд функций:

- организует взаимодействие работодателей и наемных работ­ников;

- обеспечивает конкуренцию, как между работодателями, так и между наемными работниками;

- устанавливает равновесные ставки заработной платы;

- содействует решению вопросов занятости;

- осуществляет социальную поддержку безработных.

Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы в националь­ном хозяйстве между отраслями и сферами производства и рабо­той незанятого населения.

Рынок труда включает в себя следующие элементы:

- спрос на рабочую силу;

- предложение рабочей силы;

- цену рабочей силы.

Спрос на рабочую силу - это потребность экономики в опреде­ленном количестве работников на конкретный момент времени. Обычно такая потребность выражается в количестве населения. Общий спрос должен быть равен численности занятых плюс коли­чество имеющихся вакансий.

Спрос на рабочую силу на рынке труда складывается из сле­дующих составляющих:

- потребности в работниках за счет создания новых рабочих мест;

- выбытия с производства работников в связи с уходом на пен­сию или смертностью, поступлением на учебу, призывом в воору­женные силы.

Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования. В количественном вы­ражении оно равно числу лиц, выходящих на открытый рынок тру­да и обращающихся по вопросам найма в службы занятости или не­посредственно на предприятия и в организации.

На перспективу предложение рабочей силы должно включать лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а так­же лиц, которые войдут на рынок труда в течение прогнозируемо­го периода. К последним относятся: высвобождаемые работники; увольняемые работники (по причинам текучести кадров и в связи с окончанием срока договора); выпускники общеобразовательных учреждений; лица, прибывшие из других регионов; лица, выходя­щие на рынок труда из домашнего и личного подсобного хозяйства.

Одной из составляющих рынка труда наряду со спросом и пред­ложением является цена рабочей силы. Оплачивая рабочую силу, как товар, собственник стремится наиболее эффективно ее исполь­зовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют собственников и организаторов производства уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь ра­бочего времени, обеспечению соответствующего уровня производст­ва, труда и управления. Эффективное использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился в хорошем состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда и быта ра­ботников, постоянно развивать их способность к труду путем не­прерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повыше­ния их квалификации. Все это увеличивает цену рабочей силы.

Равновесие на рынке труда определяется равенством спроса и предложения рабочей силы. Если предложение труда меньше, чем спрос на него, то возникает дефицит кадров, в противоположном случае - безработица.

Под безработицей обычно понимается ситуация на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него, причем это несо­ответствие может быть как количественным, так и качественным. Современные экономисты рассматривают безработицу как ес­тественную и неотъемлемую часть рыночной экономики.

Нормируемые

Оборотные

Средства

 

 

Фонды

Обращения

СФЕРА

ОБРАЩЕНИЯ

4. Готовая продукция на складе и отгруженная, находящаяся в оформлении


5. Товары отгруженные, но не оплаченные покупателями

6. Денежные средства в кассе и на счетах в банках

7. Дебиторская задолженность

8. Средства в прочих расчетах

  Ненормируемые оборотные средства

 

Рисунок 4. Состав оборотных средств предприятия

 

Сравнительная характеристика основных производственных фондов (ОПФ) и оборотных производственных фондов (ОбПФ) представлена в таблице 1.

Оборотные производственные фонды включают:

• производственные запасы;                                                                          

• незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготов-ления;

• расходы будущих периодов.

Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс.В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомо­гательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

 

Таблица 1. - Сравнительная характеристика воспроизводства ОПФ и ОбПФ

ОПФ ОбПФ
Имеют длительный срок службы, участвуют в нескольких оборотах Полностью расходуются в течение одного производственного цикла
Не изменяют натурально-вещест-венную форму, сохраняют свою потребительскую стоимость дли-тельное время Изменяют свою натурально-веществен-ную форму в процессе труда, утрачивают свою потребительскую стоимость в процессе производства
Переносят свою стоимость на продукт постепенно, по частям Переносят свою стоимость на готовую продукцию целиком и сразу
Совершают один кругооборот длительное время (более 12 мес.) Кругооборот зависит от производствен-ного цикла (может быть несколько кругооборотов в год)

 

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изго­товления – это предметы труда, вступившие в производственный про­цесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе об­работки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовле­ния, не законченные полностью производством в одних цехах и под­лежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов - это невещественные элементы обо­ротных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Фонды обращения не участвуют в производственном процессе (в отличие от оборотных производственных фондов), но обеспечивают обращение производственных ресурсов, переводя затраченные ресурсы из производ-ственной формы в денежную.

Фонды обращения состоят из следующих элементов:

• готовая продукция на складах;

• товары в пути (отгруженная продукция);

• денежные средства;

• средства в расчетах с потребителями продукции (дебиторская задолжен-ность).

Готовая продукция – конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам, предназначенные для реализации, принятые на склад готовой продукции или заказчиком.

Товары отгруженные и находящиеся в пути - это готовая продукция (полуфабрикаты), документально переданные (отгруженные) заказчику (покупателю), срок оплаты которых не наступил, просрочен или находящиеся на ответственном хранении у заказчиков (покупателей).

Денежные средства – сумма денег в кассе, на расчетных, текущих и иных счетах в банках, денежные переводы, другие наличные денежные средства, готовые к дальнейшему обороту.

Краткосрочные финансовые вложения - затраты организации на приобретение акций и облигаций на срок до одного года, краткосрочные займы (в т.ч. под векселя), денежные средства на срочных депозитных счетах банков, другие финансовые вложения (например, ссуды или ценные бумаги), инвестированные для извлечения дохода в виде процентов, дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их перепродаже. Обычно они высоко ликвидны (быстро обращаются в деньги).

Средства в текущих расчетах (дебиторская задолженность) - это обязательства (задолженности) физических и юридических лиц перед организацией (задолженность покупателей, заказчиков и других дебиторов по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам; задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; задолженность подотчетных лиц по авансам выданным; задолженность по признанным претензиям, не возмещенный материальный ущерб и т.п.).

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями называется структурой оборотных средств.

Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчетов с потребителями и поставщиками.

Указанные элементы оборотных средств группируются различным образом. Обычно выделяют две группы, различающиеся по степени плани-рования и управления: нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

Нормирование – это установление экономически обосно­ванных (плано-вых) норм запаса и нормативов по элементам оборот­ных средств, необхо-димых для нормальной деятельности предпри­ятия. К числу нормируемых оборотных средств обычно относятся оборотные производственные фонды и готовая продукция. Фонды обращения (кроме готовой продукции) обычно являются ненормируемыми элементами фондов обращения.

К источникам, используемым для формирования оборотных средств, относятся собственные, заемные и привлеченные средства.

В течение года потребность предприятий в оборотных средствах может изменяться, поэтому нецелесообразно полностью формиро­вать оборотные средства за счет собственных источников. Это при­вело бы к образованию излишков оборотных средств в отдельные мо­менты (а значит, необоснованной иммобилизации в них финансовых ресурсов) и ослаблению стимулов к их экономичному использованию. Поэтому предприятия используют для финансирования оборотных средств заемные источники. Дополнительная потребность в оборотных средствах, обусловлен­ная временными нуждами предприятия, обеспечиваетсякраткосрочными креди­тами и ссудами банков или других организаций.

Кроме собственных и заемных средств в обороте предприятия находятся привлеченные средства. Это кредиторская задолженностьвсех видов, а также средства целевого финансирования до ихиспользова­ния по прямому назначению.

Рассмотренные элементы и виды оборотных средств можно обобщить в виде их классификации. В практике планирования, учета и анализа оборотны


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.