Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2022-10-29 19
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие о человеке. Коренным, или родовым, исходным понятием является понятие о «человеке». В отличие от других животных, человек наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек вместе с тем существо общественное, и это самый существенный его признак. Общественная жизнь и труд не только совершенствовали природную организацию человека, но и подчинили ее себе. Человек – носитель знания, которое само по себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания человека как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Понятие «индивид» наиболее широко используется в западно-европейской и американской психологии как термин, отражающий психологическую сущность человека. Это понятие отражает все аспекты жизни и деятельности человека и является аналогом понятия «человек».

Понятие о личности. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность – сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль – это соц ф-ция личности. Например, роль матери/отца. Позиция личности – это система ее отношений. Существенными отношениями личности являются отношения к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, ее соц установки. Отношения различают не только по их направленности на объект, но и и по ур-ню их осознанности. Обычно различают отношения малоосознанные и глубокоосознанные. Малоосознанные отношения – это чувство симпатии или антипатии. Глубокоосознанное – это принципиальное отношение, оно определяется не требованием ситуации, а внутренними убеждениями, сложившимся нравственным идеалом личности, созданием долга и обязанности. Философия и психология рассматривают личность как соц сущность. Личность – это тот же человек, только взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности.

Понятие об индивидуальности. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или же сразу во всех сферах. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

 

19. Движения, действия, деятельность. В процессе деятельности происходит формирование сознания. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По делам и поступкам определяют характер и другие кач-ва личности человека. Предметом психологического изучения является личность в деятельности. Деятельность – категория социальная. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Любой вид деятельности связан с движениями. Движение есть моторная ф-ция живого человеческого организма. Все движения человека могут быть разделены на 2 группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее кол-во движений человек приобретает в жизненном опыте, т.е. большинство движений являются условно-рефлекторными.  Лишь небольшое кол-во движений (непроизвольный крик, моргание) являются врожденными. Движения, преследующие определенную цель и направленные на предмет, называются действиями. В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной ф-ции организма, действия носят еще и соц характер. Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем. Появление действий связано с выделением предметов из окружающей среды в соответствии с потребностями ребенка. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в общ-ве нормам поведения, или проступком, если противоречат им. В психологии различают физические и умственные действия с психическими реальностями. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде,чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.  По степени осознанности целей и последствий действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную ф-цию, называется деятельностью.

 

20. Психологическая характеристика деятельности. Существует сложноеотнощение между психикой и деятельностью. С одной стороны, психика формируется и проявляется в деятельности, с другой – психика регулирует деятельность. Формирующую роль деятельности можно проследить при сравнении особенностей людей, занятых в различных областях практики. Вид деятельности формирует устойчивые кач-ва личности, благодаря которым мы можем определить профессию человека. Психика выступает как регулятор действий и движений. Эта регуляция осуществляется на различных уровнях психического отражения. На уровне ощущений и восприятий происходит мускульная дозировка силы и характера движений. Решение мыслительных задач осуществляется на основе чувственных данных, но регулируется мышлением, т.е. на уровне второй сигнальной системы. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. В кач-ве мотивов могут выступать какие-то потребности, мысли, чувства и др психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо знать объект деятельности и соотносить побуждения с этими знаниями и целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности. Поведение человека определятся не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий. Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Длявозникновение предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить эту потребность. Опредмеченная потребность становится мотивом поведения. Для поведения человека характерна динамичность: с изменением обстоятельств могут и мотивы поведения, и ср-ва, необходимые для достижения цели. Успех или неудача влияют на последующую деятельность. Во всех случаях успех окрыляет человека. Уровень притязания – оценка человеком своих возможностей в деятельности. У гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения деятельности. При высокомур-не притязаний и ограниченности возникает конфликт личности с самой собой. Любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление – естественное истощение сил работающего органа или всего организма в процессе деятельности. Усталость – переживание человеком утомления. В чувство усталости включаются отношения человека к работе, привычка к физическому и умственному напряжению. Поэтому усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Утомление выражается не только в субъективном переживании чувства усталости. Объективным показателем утомления являются замедления темпа работы и снижение ее качества.

 

21. Виды деятельности.

Различают три вида деятельности: игру, учение и труд. Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда – создание общественно значимого продукта деятельности. Игра не создает общественно значимого продукта. Обучение, являясь непосредственной подготовительной стадией к труду, лишь в конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. В разные периоды жизни человека эти виды деятельности имеют неодинаковое значение. До поступления ребенка в школу основной вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника – учение, взрослого – труд.   

Игра. Игра – понятие не столь однозначное, как кажется на первый взгляд. В широком понимании слова «игра» охватывает человеческую деятельность во всех ее проявлениях. В разных ситуациях человек играет различные соц роли. Практический опыт, подтвержденный соц исследованиями, показывает, что востребованность в реальной игровой деятельности велика, причем у разных возрастных групп – от детей до взрослых. В игре отрабатываются новые, очень важные социальные св-ва личности, которые по ряду причин либо были утрачены, либо не сформировались. Надо заметить, что в психологии значительную долю исследований составляют исследования по детской игре, и это, безусловно, связано с тем, что игра в детстве является ведущим видом деятельности. Игра понимается в психологии развития как деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание природной и соц действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Т.о., игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Играми называют так же некоторые формы поведения животных. Игра, по определению, явл деятельностью, кот в психологическом отношении удалена от реального мира. Это деятельность ради самого себя. Игра служит серьезной цели образования, но игрок преднамеренно не обучает себя. Игрок играет только ради забавы играть, а не для чего-нибудь еще. Образование – побочный продукт. Специальный анализ игровой деятельности показал, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, это путь познания окружающего мира. В первых играх ребенка отчетливо выступает руководство взрослых. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. С развитием ребенка игра изменяется. Первые 2 года жизни ребенок овладевает движениями, что приводит к возникновению функциональных игр. В такой игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него св-ва предметов и способы действия с ними. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки и т.д. Конструктивные игры, в которых ребенок начинает осмысливать назначения предметов и отношения между людьми, превращаются в сюжетные. Ребенок начинает играть в «дочки-матери», «магазин», беря на себя определенную роль. До 3-4 лет дети играют рядом, но не вместе. После 4 лет игры становятся коллективными, вводятся правила игры. Эти игры воспитывают чувства коллективизма и ответственности, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

Учение сопряжено с несколькими понятиями: научение, обучение, учебная деятельность. Научение есть процесс приобретения опыта любой биологической системой. В целом научение в болшей степени происходит тогда, когда нечто усваивается человеком неосознанно. В жизни человека наиболее важную роль играют 2 взаимосвязанные деятельности: обучение (как передача общественно-исторического опыта) и учение (как усвоение этого опыта). В анализе деятельности учения особенно подчеркивается его осознанность, целенаправленность. Обучение же является деятельностью того, кто передает знание и опыт. Обучение проводится в специально организованных условиях. Понятие «учебная деятельность» относится только к тому, кто учится. Это деятельность по овладению обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Т.е. это деятельность, направленная на развитие умений мыслить, анализировать. Обобщать, используя термины разных наук.

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет рабочего совершенствовать знания, умения, навыки. Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства для человека нет безразличных факторов.

 

Понятие о коммуникации.

Общение – обмен мыслями, совершаемый посредством языка. Изучение различных форм коммуникации позволило расширить представление и об общении людей. Наряду с речевыми ср-вами начали широко изучаться и неречевые ср-ва общения: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. Облик человека складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска складывается под влиянием господствующих у человека мыслей, чувств, отношений. Дополняет облик и одежда, которая часто является показателем возрастной, классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Внешний вид и физиогномическая маска относительно статичны. Динамическая сторона общения проявляется в мимике и жестах. Мимика—динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест – социально отработанное движение, передающее психические состояния. И мимика, и жесты развиваются как общественные ср-ва коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. В последнее время в психологических исследованиях обратили внимание на коммуникативное значение дистанции между общающимися и расположением партнеров (проксемика). Выделены 4 дистанции между общающимися: интимная, личная, социальная, публичная. Первые 2 дистанции свидетельствуют о близкой дружбе; соц дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичной – чужие люди. Рассмотренные неречевые ср-ва общения сопровождают обычно речевое общение, создают его подтекст, кот легко считывается даже детьми.

Язык и речь.

Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве ср-ва общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Значение слова – это отношение его к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в сознании. В словарном запасе языка сохранены знания о мире той общности людей, которые говорят на данном языке. Ср-вами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (в разговорном языке) и графемы (в письменном языке). Из этих соц отработанных звуков и графических знаков строятся слова, являющиеся носителями опыта человечества. Т.о., в языке аккумулированы всевозможные жизненные ценности, созданные предшествующими поколениями. Речь – процесс пользования языком. Предметом психологического изучения является речь. Развитие речи ребенка проходит ряд этапов, связанных с постепенным овладением языком. Первый этап – развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Начало этого этапа – гуление и лепет на первом году жизни. Второй этап – овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Начало второго этапа – второй год жизни, произнесение отдельных слов в целях общения. К 7-ми годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи. Третий этап – овладение семантикой языка. Наиболее ярко выражен этот период в подростковом возрасте. В это время складывается мировоззрение, развиваются высшие чувства и произвольное поведение. Для того, чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и т.д. Эта ф-ция речи получила название сигнификативной. Она отличает речь от коммуникации животного. Звук, издаваемый животными, не обозначает объекта. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Вторая ф-ция речи – обобщение. Слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Третья ф-ция речи – ф-ция коммуникации – передачи знаний, отношений, чувств. В коммуникативной ф-ции речи можно выделить три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с ф-циями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего впредмету сообщения. Волеизлияние направлено на то, чтобы подчинить действия слушателя замыслу говорящего. 

 

24.Речевые свойства личности.

Коммуникативные черты характера. Общительность – это оптимальное проявление потребности в контактах с другими людьми. Вступая в речевой контакт, человек ставит перед собой цель передать другим свои мысли, чувства, желания, высказать отношение к происходящим событиям и этим самым повлиять на точку зрения слушающих. Общительность предполагает избирательное отношение к людям, с которыми человек вступает в разговор: нужно знать, кому, что и в какой форме можно сказать. Чертой, противоположной общительности является замкнутость. Замкнутый человек оставляет «при себе» те чувства и мысли, которыми он мог бы поделиться с окружающими. Замкнутости противоположна болтливость. Болтливость – проявление несдерживаемой речевой активности. Она выражается в неудержимом желании говорить. Степень общительности в данный момент иногда бывает результатом эмоционального состояния. Отличительной чертой личности может быть красноречие. Эта черта чаще всего появляется у общественных деятелей, ораторов, преподавателей, актеров. Для таких людей характерно единство мысли и слова.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь. В речи проявляются морально-волевые кач-ва личности. Оценивая разговор с человеком, можно всегда отмечать, говорил ли он уверенно, убежденно или неуверенно. Скрыть отношение к высказываемому трудно даже искусному оратору. Не меньшее влияние оказывают на речь и чувства человека. Всегда можно увидеть, увлекла ли речь самого рассказчика или он безразличен и безучастен к сообщаемому. Эмоциональность речи издавна принимается психологами за показатель темперамента.

Направленность личности и стиль речи. В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях, и в общении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоционально выразительнее. Для характеристики культурного уровня человека существенное значение имеет стиль речи. Различают несколько стилей речи: обиходно-бытовой, художественный, деловой и научный и их различные сочетания. Обиходно-бытовой стиль связан с общением на житейские темы. Художественный стиль господствует в устных рассказах и событиях, в письменной речи он представлен различными формами прозы и поэзии. Деловой стиль связан с трудовыми официальными отношениями. Научный стиль связан с учебной и познавательной деятельностью и отчетливо выражен в лекциях, научных трудах.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.