Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

2022-10-29 36
Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие “ личность ” относится к понятию “человек” и неразрывно связано с ним. Человек рассматривается в науке как бисоциальное существо, т.е. это понятие синтезирует в себе как биологические качества человека, так и его социальные свойства.

Личностью человек становится постепенно, по мере усвоения им многообразия социальных (общественных) отношений.

Понятие “личность” характеризует общественную сущность человека и связано с усвоением того разнообразного производственного и духовного опыта, который накоплен в обществе.

Определений понятия “личность” много. В философии личность определяется как человек в совокупности общественных отношений ( К. Маркс ), как человек разумный, ответственный, свободный, с чувством личного достоинства, имеющий ярко выраженную индивидуальность ( В.П. Тугаринов ).

Индивид – это человек как единичное природное существо, отдельно взятый человек, представитель вида Homo sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт. Индивид представляет собой отдельного представителя человеческой общности, он выходит за рамки своей природной (биологической) ограниченности и является социальным существом, использующим орудия труда, знаки (слово, жест, сигнал), и через них овладевающим собственным поведением и психическими процессами.

 

Вопрос №19

              Источники и движущие силы развития личности.

  Личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, особенно в условиях специально организованного образовательно-воспитательного процесса, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятий “развитие” и “формирование” личности.

Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении нравственности, мировоззрения (И.Ф. Харламов).

Понятие “формирование” тесно связано с понятием “развитие”, так как представляет собой какой-то результат процесса количественных и качественных изменений. Формирование – это результат развития личности, означает ее становление, приобретение устойчивых свойств и качеств. Условно принято считать, что личностное формирование происходит к 18 годам (возраст, когда в основном завершается физическое созревание, человек получает среднее образование, по большому счету овладевает основами общественных отношений), однако личностное развитие может происходить и происходит и в дальнейшей жизни человека.

При таком подходе развитие личности рассматривается как сложный и противоречивый процесс, в котором двигают личностные изменения именно противоречия между новым и старым. Таким обр., движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе количественных и качественных изменений человека.

К таким противоречиям относятся:

– противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

– противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

– противоречия между растущими требованиями со стороны общества, определенной группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий).

Понимание противоречий (между старым и новым, между потребностями и возможностями человека) как движущих сил развития личности позволяет определить, что источником личностного развития служат потребности человека.

Вопрос №22

 

1. Сущность мировоззрения, его виды. В общем плане мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в нем. В философском понимании «мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности

В связи с этим различают два основных вида мировоззрения:

- обыденное или житейское мировоззрение ( оно есть на разных уровнях у каждого человека, основано на здравом смысле и житейском опыте);

- научное мировоззрение ( в его основе лежит теоретическое осмысление сущности и причинно-следственных связей, т.е. закономерностей, характеризующих развитие природных и общественных явлений). В процессе школьного обучения и воспитания необходимо формировать именно научное мировоззрение как специфическую форму сознания человека, в которую включены система научных знаний, взглядов, идеалов и убеждений, выражающих его отношение к развитию природы и общества, определяющих жизненную, гражданскую позицию.

Вопрос №23

 

Структура и функции мировоззрения.

В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают:

а) система знаний (наиболее востребованное обществом на современном этапе научное мировоззрение, поэтому речь идет о системе научных знаний);

б) взгляды;

в) убеждения;

г) идеалы.

Научное мировоззрение во всей полноте его структуры выполняет ряд важных функций:

- просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций;

- воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые на основе познанного взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (воспитывается воля, твердость характера, гуманизм, чувства ответственности и долга, формируются эстетические идеалы общественной и личной жизни);

- развивающая функция заключается в том, что работа по усвоению мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делает его гибким, творческим, изучающим явления в движении, взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества;

- организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Научное мировоззрение является активным организующим началом в жизни человеческого общества, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни;

- прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов природного и общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении направлений, тенденций общественного бытия, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

Вопрос №24

 

Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся. Формирование мировоззрения – это долговременный и сложный процесс развития в органическом единстве и одновременно научного сознания, базирующегося на научных знаниях, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий.

Педагогика исходит из научно-философских основ учебного плана, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности достаточно полно раскрыть перед учениками мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению школьниками наук. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи:

- раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки (прямая педагогическая задача);

- включение фактов и законов изучаемого учебного материала в целостную систему научного мировоззрения школьника (косвенная педагогическая задача). Научное мировоззрение формируется, прежде всего, в процессе изучения учащимися предметов естественно-математического цикла. Важное значение для формирования мировоззрения как совокупности знаний, взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. Центральное место в формировании мировоззрения учащихся занимают предметы гуманитарно-художественного цикла ( они рассматриваются скорее как искусство, а не как учебные предметы). Литература, изобразительное искусство, музыка и танцы проникают в содержание различных учебных предметов. Наиболее важные проблемы преподавания искусства в школе связаны с идеей целостного освоения детьми художественных произведений. Реализация данной идеи в педагогическом процессе содействует выработке взглядов и убеждений, способствует формированию эстетических идеалов как структурных компонентов мировоззрения. Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельность в различных видах искусства, поэтому необходимо не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и учить детей овладевать языком искусства, вооружать творческими умениями и навыками в соответствии с их склонностями и способностями.

Вопрос №25

 

4. Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Компоненты нравственно-эстетического воспитания. Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в педагогическом процессе является осуществление нравственно-эстетического воспитания.

Чтобы изучить и усвоить основы нравственно-эстетического воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль, нравственность, этика, эстетика, нравственно-эстетические категории.

Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или безнравственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика».

В науке о морали и нравственности (этике) определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.

Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной. Нравственно-эстетические идеалы находят свое отражение в сознании. Нравственно-эстетическое сознание – сложное явление, которое складывается из следующих компонентов:

v нравственно-эстетические представления;

v нравственно-эстетические понятия, они переживаются человеком как нравственно-эстетические чувства (чувства совести, долга, собственного достоинства и т.д.).

v нравственные потребности и воля, вне которых нравственно-эстетическое развитие человека невозможно;

v нравственно-эстетические привычки и навыки, определяющие проявление нравственно-эстетического сознания, уровень нравственной воспитанности.

 

Компоненты нравственно-эстетического воспитания. Можно определить его общие структурные компоненты в соответствии со структурой нравственно-эстетического сознания, которое является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся:

v формирование моральных, нравственно-эстетических знаний школьников в процессе преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие нравственно-эстетических представлений и понятий;

v на их основе – выработка нравственно-эстетических чувств, так понятия переживаются человеком как чувства; воспитание чувств совести, долга, собственного достоинства и т.д.

v помощь учащимся в определении собственных нравственно-эстетических жизненных позиций и выработке нравственно-эстетических потребностей и воли;

v создание условий для формирования нравственного поведения, культуры общения, вежливости, развития умений и навыков творческой деятельности, созидания прекрасного в жизни.

Вопрос №28

1. Экологическая культура. Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой. Термин «экология» в 1866 г. впервые употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (слово, мысль). Под экологией Геккель понимал «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся в широком смысле все «условия существования». В CC столетии экологию определяют как биологическую науку об организации и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто ее рассматривают также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Мир природы – это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем человек, преобразовывая окружающую действительность, вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах, иногда забывая, что он сам – тоже часть природы. Если деятельность человека протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых природных ресурсов, биологический баланс природе может быть разрушен, что неизбежно повлечет за собой гибель человеческого сообщества.

Вопрос №27

2. Содержание понятий «экологическая культура», «экологический кризис», «экологическое воспитание», «экологическое образование».

Экология – общая наука об отношении организмов в окружающей среде (Э. Геккель), наука об организации и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы.

Экологический кризис – трудности, проблемы экологического характера вследствие техногенной деятельности человека.

Экологическое образование – процесс овладения учащимися системой научных знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности.

Экологическое воспитание – это целенаправленная, специально организованная, систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей. Под экологической образованностью и воспитанностью понимается:

v сформированность экологических знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности;

v развитие нравственно-эстетических чувств по отношению к природе;

v осознание учащимися положения о том, что человек – это часть природы, природа – среда обитания человека;

v наличие твердой воли к осуществлению природоохранительной работы.

Вопрос №29

 

3. Компоненты экологического образования и воспитания. Сопоставление сущности понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» позволяют выделить их общие и специфические проявления (компоненты). Так, общим для данных понятий является компонент – экологические знания как система научной информации об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности людей на природу, об экологических кризисах и проблемах, путях их разрешения, способах выживания человека в неблагоприятных экологических условиях.

В основном данный компонент формирования реализуется в процессе экологического образования.

Экологическое образование осуществляется на уроках естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов. Так, биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы современного производства. Важнейшим компонентом экологического воспитания является формирование экологического сознания (см. глоссарий), где наряду со знаниями экологического характера формируются экологические взгляды, чувства, убеждения, твердая воля к решению экологических проблем, к природоохранной деятельности.

В системе экологического воспитания большая роль принадлежит туристско-краеведческой работе, созданию школьных лесничеств, уголков природы в Домах и Дворцах школьников, объединений учащихся-экологов, кружков юных натуралистов и т.д.

Показателями экологической образованности и воспитанности являются:

v знание и понимание школьниками современных экологических проблем;

v осознание ими личной ответственности за сохранение природы;

v активная природоохранная деятельность в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

v развитое чувство любви к природе; умение видеть и понимать красоту природы, любоваться и наслаждаться ею.

Вопрос №27

 

4. Уровни формирования экологической культуры личности. Разработкакритериев сформированности экологического сознания учащихся позволяет определить уровни экологической культуры личности:

v Высокий уровень характеризуется представленностью в сознании конкретной личности всех компонентов экологического сознания (глубокие и прочные экологические знания, развитое экологическое мышление, отношение к природе как к источнику эстетического наслаждения, сформированность эстетических чувств и переживаний восприятия природы, устойчивые ЗУН(ы) в области природоохранной деятельности, стремление к их реализации, то есть твердая воля к защите и сбережению природных ресурсов, флоры и фауны).

v Достаточный уровень формирования экологической культуры человека обусловлен сформированностью знаний, умений и навыков по охране природы, хотя экологические знания, мышление, эстетические чувства могут быть развиты минимально.

v О низком уровне развития экологической культуры можно говорить в том случае, если человек экологически неграмотен, воспринимает природу только как источник благосостояния человека, не замечая ее эстетических проявлений, не осведомлен о региональных и глобальных экологических проблемах.

Экологическая грамотность – это способность и готовность к участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью людей. Экологическая грамотность складывается из понимания природы как среды обитания человечества, его дома; из естественнонаучных знаний человека и знаний о процессе взаимодействия природы и общества; из умений и навыков природоохранной деятельности.

Об уровнях формирования экологической культуры учащихся средних школ необходимо говорить в связи с их возрастными особенностями.

Для младших школьников высокий уровень экологической культуры проявляется в основных знаниях об окружающем их мире природы, в эмоционально-нравственном отношении к природной среде (этика очеловечивания природы). В плане экологического образования и воспитания предполагается освоение детьми простых нравственно-экологических понятий, норм и правил (изучение понятий о природных закономерностях, о взаимозависимости природы и человека, о социальных мотивах отношения человека к природе и т.д.).

Высокий уровень экологической культуры учащихся подросткового возраста характеризуется наличием системы научных знаний экологического характера, которая усваивается в процессе экологического образования на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов, и сформированностью определенного опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к природе во всех видах деятельности. Экологические образование и воспитание в этом возрасте направлены на осознание подростками своей личной ответственности за последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Учащихся этого возраста необходимо включать в такие формы организации экологической деятельности, как экспедиции, походы, экскурсии, акции, практикумы, кружки, клубы экологического характера. Педагогам, работающим над формированием экологической культуры учащихся подросткового возраста, необходимо понимать, что экологическое просвещение и приобщение учащихся-подростков к экологической деятельности должны быть паритетны (равнозначны).

Проявления высокого уровня экологической культуры у старшеклассников связаны с углублением и систематизацией знаний о природе, об экологических проблемах индустриального и постиндустриального общества. Реализация этих знаний предполагает организацию общественно полезной экологической деятельности в связи с профессиональной ориентаций старшеклассников.

Вопрос №30

 Понятие воспитательного коллектива. Роль коллектива в развитии и формировании личности.

Слово «коллектив» происходит от лат. colligo, что в переводе на русский язык означает «объединяю» (а лат. collectivus – собирательный).

 На основе результатов собственного педагогических опыта А.С. Макаренко определил, что детский воспитательный коллектив – это высокоразвитая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»

Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные условия для формирования социально ценной сущности личности и проявления ее индивидуальности.

Таким обр., на вопрос: «Что дает коллектив личности?» можно ответить следующее:

- удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;

- является сферой жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то общественно и личностно значимых объединениях, вступая в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми);

- дает богатый эмоциональный опыт;

- формирует поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в жизни;

- в коллективе человек познает в большей степени себя, адекватно оценивает свои достоинства и недостатки;

- развивает социально значимые качества и свойства характера, позволяющие полноценно реализовать индивидуальные возможности и способности.

-

Вопрос №31

3. Динамика и этапы становления воспитательного коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (этап) – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, он организовывает жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные по смыслу и содержанию, решительные требования. Актив только выявляется и определяется, уровень самостоятельности членов коллектива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще неустойчивы, нередко конфликтны. Субъект воспитания на этом этапе – учитель.

Вторая стадия характеризуется тем, что требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их товарищам, требования педагога становятся опосредованными. Второй этап – это переход воспитанников к самоуправлению. Для второй стадии формирования коллектива характерна стабилизация его структуры. Коллектив уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от свои членов определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. В эти периоды большая часть членов детской группы предъявляет требования к себе и товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого в отдельности. Требования коллектив предъявляет в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих отношение коллектива (или большей его части) к событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития группы, превращения ее в коллектив.

 

Вопрос №32

 Семья – воспитательная среда ребенка.. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка.

Определяющая роль семейного воспитания обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физического и духовного развития растущего в ней человека.

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка.

Можно говорить о многодетных семьях и семьях с одним, двумя детьми, в которых тоже можно определить свои ярко выраженные особенности протекания семейного воспитания.

И.П. Подласый классифицирует семьи по принципу взаимоотношений в них родителей и детей:

v семьи, уважающие детей, где царят взаимная любовь, понимание и разумная требовательность друг к другу. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, дружелюбными;

v отзывчивые семьи,

v материально-ориентированные семьи, в которых главное внимание уделяется материальному благополучию, детей в них с раннего детства приучают смотреть на мир прагматически, во всем видеть свою выгоду. В таких семьях детей чаще всего заставляют хорошо учиться, но не ради саморазвития и самореализации как личности, а с единственной целью – обеспечить свое благосостояние в будущем. Интересы детей чаще всего не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей жизни, от бедности, осчастливить их в плане материального благополучия, обеспечить безбедное будущее, родители фактически обрекают свое потомство на неправомерные ограничения и даже страдания, так как богатство и счастье – это разные понятия;

v враждебные семьи характеризуются тем, что детей в них не уважают, присутствует недоверие к ним, слежка за их поведением, телесные и психологические наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, агрессивными. Они плохо относятся к своим родителям, не ладят со сверстниками, не хотят учиться, иногда могут убегать из семьи. И хотя родители фактически могут быть правы в предъявлении определенных требований к своим детям, но они педагогически правильно не могут реализовать свою правоту, не зная и не понимая, что существуют психологические барьеры общения с детьми, неприемлемые по отношению к ним поступки, обращение и поведение;

v антисоциальные семьи, скорее даже не семьи, а временные пристанища для детей, которых не ждали, не любят, не приемлют. Родители в таких «семьях» ведут аморальный образ жизни, часто не в ладу с законом, пьянствуют, воруют, дерутся, совершают противоправные действия. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Исследования Г.А. Филатовой показали, что, как правило, в таких семьях дети лояльно относятся только к матери (80% от числа исследованных), характерны высказывания об отцах: «много пьет, а пьяный избивает нас с мамой», «не заботится о нас», «он злой».

С точки зр. уровня воспитательного потенциала различают следующие типы семей:

v Благополучная семья

v Неблагополучная семья

v Маргинальная семья (по классификации И.П. Подласого – последний тип – антисоциальная семья. Маргиналы (от лат. marginalis – находящийся на краю – личности, занимающие промежуточное положение между разными социальными институтами, группами, слоями, потерявшие признаки принадлежности к конкретному из них. Маргинальность семьи проявляется по-разному: и в антисоциальном поведении, и в тунеядстве, в равнодушии к общественным ценностям, но все маргинальные проявления семьи отрицательно сказываются на личностном развитии детей, поэтому, как правило, государство берет на себя заботу о воспитании детей из таких семей. Уровень воспитательного потенциала в таких семьях крайне низок, либо отсутствует вовсе.

v Преступная

Вопрос №33

6. Формы и методы взаимодействия школы с семьей.

Основными формами работы школы по этим направлениям являются:

v коллективные (проведение родительских собраний, конференций, педагогических всеобучей в виде лекториев, родительских университетов, родительских школ, круглых столов и т.д.);

v групповые и индивидуально-групповые (организация родительских комитетов, объединений, советов, психолого-педагогическое групповое консультирование, создание родительских клубов, психолого-педагогические тренинги для определенной категории родителей и т.д.);

v индивидуальные (личные встречи и беседы с родителями, посещение педагогами семей с целью оказания конкретной педагогической помощи, индивидуальное педагогическое консультирование).

Основными принципами реализации форм и методов работы школы с семьями учащихся, которые одновременно рассматриваются и как важнейшие условия осуществления взаимодействия педагогов с родителями в вопросах обучения и воспитания, являются:

v открытость школы как воспитательной системы, отсутствие формально-административного подхода к организации работы с родителями, семьями школьников;

v признание школой ценности семьи как важнейшего института воспитания;

v установление равноправных отношений между школой и семьей;

v дифференцированный подход педагогов к работе с родителями;

v обновление форм и методов работы школы по организации воспитательного взаимодействия с семьями учащихся.

Вопрос №34

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.