В городе созданы и работают два современных реабилитационных центра для детей-инвалидов, в числе первых реализуется проект дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

В городе созданы и работают два современных реабилитационных центра для детей-инвалидов, в числе первых реализуется проект дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

2022-10-29 29
В городе созданы и работают два современных реабилитационных центра для детей-инвалидов, в числе первых реализуется проект дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важным приоритетом социальной политики области является укрепление престижа гармоничной многодетной семьи. Органами и учреждениями социальной защиты населения проводится работа по профилактике семейного неблагополучия, оказанию помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В г. Уфе проживает 187 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Из них, около 3000 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на сопровождении органов опеки и попечительства (в том числе, 2486 детей – в замещающих семьях:       1739 – под опекой; 158 – в приемных семьях; 156 – на патронатном воспитании;             433 – усыновлено посторонними гражданами (находятся на контроле 3 года)), 504 ребенка находятся в учреждениях города (детских домах, приютах, социально-реабилитационных центрах, доме ребенка).

В 2006 г. в структуре Администрации г. Уфы создано Управление по опеке и попечительству, основной задачей которого является обеспечение единой муниципальной политики в области опеки и попечительства в г. Уфе и развитие института замещающей семьи. Принята и реализуется Городская целевая программа по созданию и сопровождению замещающих семей «Замещающая семья столицы Башкортостана на 2009-2013 гг.» с общим финансированием из бюджета города 148973,5 тыс. руб.

С 2006 г. в семьи граждан устроено около 3000 детей, из них в 2006 г. в семью был устроен 531 ребенок, в 2007 г. – 737 детей, в 2008 г. – 688, в 2009 г. – 650, за 9 мес. 2010 г. в семьи граждан устроены 355 детей, в том числе 16 детей возвращены в кровную семью.

Начиная с 2008 г., в г. Уфе работает Межведомственный совет по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате, по итогам деятельности отлаженного межведомственного взаимодействия наметилась тенденция к сокращению количества детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях г. Уфы. По сравнению с 2006 г. их количество уменьшилось на 40% (в 2006 г. в учреждениях воспитывалось около 850 детей-сирот, на сегодняшний день – 504 ребенка).

С 2008 г. при Управлении создано муниципальное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья», основными направлениями работы которого являются: комплексное сопровождение замещающей семьи (психолого-педагогическое, медицинское, социально-правовое); работа с кровной семьей; работа по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов.

Особое внимание уделяется организации летнего оздоровительного отдыха для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно около 2000 детей отдыхают в детских оздоровительных учреждениях республики. Приоритетным направлением является санаторно-курортное лечение и оздоровление детей.

Цели и задачи. Целью муниципальной политики в области социальной защиты населения является повышение качества жизни социально незащищенных слоев населения.

Реализация данной целевой установки может быть обеспечена в рамках следующих направлений и мероприятий:

1. Оказание социальной защиты остронуждающимся и малообеспеченным категориям населения путем:

- организации летнего оздоровительного отдыха детей из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, воспитанников приютов;

- социальной поддержки безработных граждан;

- оказания материальной помощи, в том числе через содействие в ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- развития сети служб помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2. Расширение сферы социальных услуг через развитие сети учреждений социального обслуживания и видов предоставляемой помощи на основе:

- организации и проведения мероприятий социальной направленности по тематическим датам (международный день семьи, Международный день инвалидов, день Победы и др.);

- открытия салона бытовых услуг, отделений по предоставлению различных социальных услуг при территориальных комплексных центрах социального обслуживания населения.

3. Развитие института замещающей семьи в г. Уфе через:

- поиск, подбор и подготовку кандидатов в замещающие родители (усыновителей, опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей);

- комплексное психолого-педагогическое, социально-правовое и медицинское сопровождение замещающих семей;

- проведение городского конкурса «Лучшая замещающая семья столицы Башкортостана»;

- подготовку детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, к возврату в кровные семьи.

4. Реализация мероприятий по профилактике социального сиротства за счет:

- развития сети служб помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию;

- разработки и реализации программ реабилитации семей, находящихся в кризисной ситуации;

- подготовки детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, к возврату в кровные семьи;

- сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

5. Повышение квалификации специалистов, работающих в системе защиты семьи и детства на основе:

- организации семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации;

- организации участия специалистов в конференциях и семинарах регионального и всероссийского уровней;

- проведения открытой научно-практической конференции по проблемам профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов путем:

- реализации программ по подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни;

- сопровождения выпускников интернатных учреждений в первый год обучения в учебных заведениях систем начального, среднего и высшего профессионального образования города;

- обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

7. Развитие информатизации сферы социальной защиты, в том числена основе разработки единого формата информационного взаимодействия между различными подразделениями в рамках Программы информатизации городского округа.

Экономика

Промышленное производство

Уфа является крупнейшим производственным центром Республики Башкортостан – в ней сосредоточено 52,1% обрабатывающих производств региона и 83,8% производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

В г. Уфе сконцентрировано 61,4% производства пищевых продуктов; 37,1% текстильного и швейного производства; 41,3% производства кожи, изделий из кожи и производство обуви; 95% обработки древесины и производства изделий из дерева; 40,3% целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности; 63,5% производства кокса и нефтепродуктов; 36,6% производства резиновых и пластмассовых изделий; 30,7% производства прочих неметаллических минеральных продуктов; 30,6% машин и оборудования; 81,7% производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 65,8% производства транспортных средств и оборудования; 90,4% прочих производств.

Промышленность является бюджетообразующим сектором экономики. Крупнейшими налогоплательщиками промышленности являются: ОАО АНК «Башнефть»; ОАО «Башкирэнерго»; ОАО «Новойл»; ОАО «Уфанефтехим»; ОАО «УНПЗ»; ОАО «УМПО»; ОАО «Уфаоргсинтез»; ОАО «УЗЭМИК»; ООО «Уфимский фанерный комбинат»; ООО «Уфимский фанерно-плиточный комбинат»; ОАО «Фармстандарт – УфаВИТА»; ФГУП «Уфимское агрегатное производственное объединение»; ОАО «Башкирнефтепродукт».

Достаточно стабильная динамика промышленного производства. Так, негативное влияние мирового экономического кризиса на экономику г. Уфы было отмечено только в 2009 г. – снижение объема отгруженной продукции в добывающих и обрабатывающих отраслях составило 2,4%.

Спад производства в 2009 г. был отмечен по всем видам экономической деятельности, за исключением химического производства, производства транспортных средств и оборудования, производства машин и оборудования, в которых рост составил 11,7%, 6,8%, 2,0% соответственно.

Рост производительности труда на 11,3% в обрабатывающих производствах в 2009 г. по сравнению с 2005 г. (в сопоставимых ценах). Лидерами в этом процессе стали текстильное и швейное производство (на 88,9%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (на 40,1%), производство машин и оборудования (на 38,8%), производство транспортных средств и оборудования (на 33,9%). Снижение производительности произошло в: производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 33,5%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (на 14,8%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 3,4%).

Стабильность структуры активов в 2005–2009 гг. в целом по промышленным производствам. Значительно сократилась доля оборотных средств только в производстве нефтепродуктов (на 8,6%), металлургическом производстве (на 4,4%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (на 4,1%), текстильном и швейном производстве (на 2,1%), прочем производстве (на 9,2%).

Реализация крупных и наукоемких инвестиционных проектов. Среди реализуемых в настоящее время проектов наиболее крупными являются проекты в области нефтедобычи, нефтехимпереработки, машиностроения. Реализуются и проекты по развитию инновационной инфраструктуры в сфере нефтехимпереработки, наноиндустрии, авиационных технологий, фармацевтики, по модернизации конструкторской базы машиностроения.

Наиболее крупные проекты ОАО «УМПО» – создание сверхлегкого гражданского соосного вертолета Р-30 «Роторфлай»; участие в производстве двигателя для самолета пятого поколения и др.

Среди крупных проектов ФГУП «УАПО» – производство асинхронных специальных электродвигателей для нефтегазовой промышленности и атомных электростанций, разработка плазменной системы зажигания ГТД и ГПА и др.

Проект «Разработка и организация производства малоразмерной энергетической газотурбинной установки (МЭГТУ)» в ФГУП УАП «Гидравлика» является основой создания энергомашиностроительного кластера Республики Башкортостан.

Осуществляется модернизация и развитие нефтехимического производства. В ОАО «Новойл» идет строительство установок сернокислотного алкилирования, гидрокрекинга, водородной установки; техническое перевооружение и реконструкция ряда существующих установок. Осуществляется реконструкция производства и в ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод».

Реализуются инвестиционные проекты и в пищевом производстве (филиал ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАН» «Уфамолагропром», ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес», ЗАО «Боска-Рус»), фармацевтической промышленности (ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА»), трикотажном производстве (ОАО «Уфимская трикотажная фабрика»).

Кроме перечисленных выше положительных тенденций имеются и негативные:

Недостаточно диверсифицированная структура производства: несмотря на то, что в 2009 г. на обрабатывающие производства приходилось 79,6% общегородского объема отгруженной продукции, 49,4% составило производство нефтепродуктов, 5,2% – химическое производство, 8,8% – производство транспортных средств и оборудования и 5,3 % – производство пищевых продуктов (включая напитки), еще 18,6% приходилось на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Вместе с тем, за период 2005–2009 гг. произошли положительные структурные изменения: наблюдается снижение доли производства нефтепродуктов на фоне роста доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды; доли продукции машиностроения. Произошедшее изменение структуры не связано со значительными изменениями объема производства, а обусловлено ценовым фактором.

Высокий износ основных производственных фондов. Несмотря на снижение износа основных фондов по обрабатывающим и добывающим производствам в 2009 г. до уровня 37,3% и 39,5%, соответственно, можно отметить, что модернизация производственной базы осуществляется в большей мере в производстве нефтепродуктов, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; металлургическом производстве, где произошло снижение степени износа основных фондов.

По остальным видам промышленного производства наблюдается значительное возрастание износа основных фондов. Наиболее тяжелая ситуация в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (52,9%); производстве транспортных средств и оборудования (49,5%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (49,3%). Положительным является тот факт, что износ основных фондов в целом по промышленным видам деятельности ниже, чем в среднем по экономике и социальной сфере (41,3%).

Снижение спроса и увеличение доли запасов готовой продукции в структуре запасов обрабатывающих отраслей в 2008-2009 гг. до 16,6%. В первом полугодии 2010 г. значение показателя несколько снизилось. Высокая доля готовой продукции в запасах наблюдается в производстве пищевых продуктов (29%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (42,3%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (49,7%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (43,1%).

Снижение инвестиционной активности:

· сокращение доли инвестиций промышленных производств в общем объеме инвестиций в основной капитал [10] с 35% в 2005 г. до 33% в 2009 г. Доля инвестиций в основной капитал сократилась в добывающих и обрабатывающих производствах. Увеличение доли инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал наблюдалось только в производстве нефтепродуктов и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды;

· нестабильная динамика инвестирования в условиях финансового кризиса. В период 2005–2008 гг. наблюдалось ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал в добывающей промышленности, а в 2005–2007 гг. – в обрабатывающих отраслях, производстве, распределении электроэнергии, газа и воды. В 2009 г. произошло падение объемов инвестирования в основной капитал, вызванное влиянием мирового финансового кризиса. Уровень инвестиций в основной капитал в 2009 г. по отношению к 2005 г. (в сопоставимых ценах) по крупным и средним предприятиям в добывающих отраслях составил 85,6%, в обрабатывающих – 83,4%, что было ниже среднего значения по экономике – 103%. В 2009 г. инвестиции в основной капитал в производстве электроэнергии, газа и воды составили 185% от уровня 2005 г. (в сопоставимых ценах).

Стабильный рост инвестиций (в сопоставимых ценах) в рассматриваемом периоде наблюдался в производстве кокса и нефтепродуктов, производстве электроэнергии, газа и воды;

· недиверсифицированная структура источников инвестиций. В структуре инвестиций в основной капитал[11] наибольшую долю занимают источники собственных средств предприятий: по добывающим производствам – 100%, обрабатывающим – 90,7%. При этом доля прибыли в структуре источников финансирования снижается.

Наиболее диверсифицированная структура источников инвестирования наблюдается в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; текстильном и швейном производстве.

Высокая доля заемных средств в инвестициях в основной капитал отмечается в текстильном и швейном производстве, обработке древесины и производстве изделий из дерева, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов;

· отсутствие стратегических планов развития промышленных предприятий, свидетельствующее о краткосрочной модели поведения хозяйствующих субъектов, что может привести к значительному снижению конкурентных позиций в будущем.

Низкая инновационная активность. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляет только 1,76%. Наибольшая инновационная активность наблюдается в производстве пищевых продуктов, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве транспортных средств. По таким видам деятельности, как целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность; обработка древесины и производство изделий из дерева, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви инновационная продукция отсутствует.

Опережающий по сравнению с ростом производительности труда рост оплаты труда. Так, реальная заработная[12] плата в обрабатывающих производствах возросла на 23,6%. Отмечен рост реальной оплаты труда по всем видам промышленного производства, кроме обработки древесины и производства изделий из дерева. Превышение темпов роста оплаты труда над темпами роста производительности труда за период 2005–2010 гг. составило 11,0%.

Наибольший рост реальной оплаты труда за 2005–2009 гг. достигнут в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий              (в 2,2 раза), производстве нефтепродуктов (на 42,0%), производстве пищевых продуктов и табака (на 37,2%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (на 33,0%).

Разрыв в темпах роста оплаты труда и производительности труда наиболее характерен для металлургического производства и производства готовых металлических изделий (в 2,2 раза), производства резиновых и пластмассовых изделий (в 1,4 раза), производства нефтепродуктов (в 1,36 раза). Темпы роста производительности труда превышали темпы оплаты труда в текстильном и швейном производстве (в 1,33 раза), производстве машин и оборудования (1,26 раза), производстве транспортных средств (в 1,26 раза), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (на 5,4%).

Финансовое состояние предприятий промышленности характеризуется разнонаправленными тенденциями:

· снижение рентабельности продаж за период2005–01.10.2010 гг.в обрабатывающих отрасляхс 29,0% до 19,0%, в добывающих – с 17,0% до 16,0%. Наиболее рентабельными являются производство нефтепродуктов, химическое производство, металлургическое производство, текстильное и швейное производство, производство транспортных средств;

· незначительное снижение финансовой устойчивости в обрабатывающих отраслях и в производстве электроэнергии, газа и воды, гдеуровень заемного к собственному капиталу составлял по результатам 9 мес. 2010 г. 56,0% против 40,0% в 2005 г. и 19,0% против 14,0% в 2005 г. соответственно. В добывающей отрасли отмечено снижение уровня заемного капитала с 112,0% в 2005 г. до 96,0% по результатам 9 мес. 2010 г.

Наибольший уровень привлечения заемного капитала, превышающий собственный капитал, наблюдается в производстве пищевых продуктов; текстильном и швейном производстве; обработке древесины и производстве изделий из дерева; целлюлозно-бумажном производстве, полиграфии; производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; производстве транспортных средств; производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования; прочем производстве.

· улучшение состояния расчетов в обрабатывающих производствах, где за период 2005–01.10.2010 гг. произошло снижение уровня как просроченной кредиторской, так и просроченной дебиторской задолженности на 21,0% и 7,0% соответственно. В добывающей отрасли, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды наблюдался рост просроченной дебиторской задолженности, что, в свою очередь, привело к некоторому росту и просроченной кредиторской задолженности.

По состоянию на 01.10.2010 г. просроченная кредиторская задолженность превышала просроченную дебиторскую задолженность на предприятиях текстильной и швейной промышленности; металлургии; в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования; транспортных средств, прочем производстве;

· снижение уровня просроченной задолженности в бюджет в обрабатывающих производствах в период 2005–01.10.2010 гг. составило 3,3%. Увеличение просроченной задолженности в бюджет произошло только в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, на которое приходится 80,6% всей просроченной задолженности в бюджет.

Целью развития промышленного комплекса г. Уфы является обеспечение его конкурентоспособности в условиях нарастания глобализационных процессов.

Для достижения поставленной цели необходимым является решение следующих задач:

1. Структурная и технологическая модернизация промышленного производства с целью увеличения выпуска конкурентоспособной продукции с более высокой добавленной стоимостью.

2. Повышение адаптивности производственных систем к потребностям рынка и кризисным явлениям.

3. Привлечение инвестиций, достаточных для комплексной модернизации промышленного комплекса.

Среди основных направлений, способствующих решению поставленных задач, необходимо выделить:

- формирование стратегических приоритетов развития промышленного комплекса г. Уфы, направленных на организацию производства наукоемкой и конкурентоспособной продукции, активизацию кооперационных взаимодействий;

- повышение эффективности взаимодействия бизнеса и власти, способствующего развитию промышленного комплекса города за счет развития государственно-частного партнерства, расширения сфер, форм и механизмов взаимодействия;

- создание эффективной системы привлечения инвестиций, способствующей технологической и структурной модернизации экономики города;

- создание условий возникновения и внедрения инновационных технологий производства и управления на предприятиях промышленного комплекса за счет активизации инновационной деятельности на самих предприятиях, расширения взаимодействия с научно-образовательным комплексом г. Уфы и импорта передовых технологий.

Строительство

Строительный комплекс г. Уфы относится к числу ключевых, фондообразующих комплексов, во многом определяющих темпы развития экономики города, решение важнейших социально-экономических задач, поскольку именно его состояние во многом предопределяет эффективность других видов экономической деятельности.

ВУфе имеется достаточно развитый, технически оснащенный строительный комплекс, включающий в себя 97 строительных предприятий и организаций, различных форм собственности, в том числе: 59 частных, 22 смешанной собственности, 14 государственных и 2 муниципальных. Строительный комплекс города имеет важнейшее значение по выполнению строительно-монтажных работ, вводу в действие жилья, больниц, образовательных учреждений, производственных мощностей и объектов и т.д. не только для города Уфы, но и для республики в целом. Так по объему работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», доля города в Республике Башкортостан в 2005–2010 гг. стабильно превышает 60,0%.

Вместе с тем, в развитии строительного комплекса имеются негативные тенденции, связанные, прежде всего, с разрушительным влиянием глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. Так, за период с 2005–2010 гг. отмечены:

· рост кредиторской и дебиторской задолженности, более чем в 2 раза (до 14,8 и 13,3 млрд руб. соответственно);

· увеличение износа основных фондов на 1,8 п.п. (с 44,7% до 46,5%), что является наихудшим показателем среди других видов экономической деятельности по Республике Башкортостан и более чем на 5% превышает среднереспубликанский уровень;

· сокращение количества строительных предприятий и организаций на 40,0% (со 163 до 97);

· снижение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», до 15 млрд руб. в 2009 г. по сравнению с докризисным уровнем и др.

Факторами, сдерживающими развитие строительного комплекса г. Уфы, являются:

· разобщенность, строительных и проектных организаций, научно-образовательных учреждений, поставщиков оборудования, предприятий, выпускающих строительные материалы, органов государственного и муниципального управления и, как следствие, недостаточно эффективное взаимодействие элементов строительного комплекса города;

· дефицит строительных площадок на территории Уфимского полуострова и необходимость вложения больших объемов финансовых средств на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры на территории Забелья и Зауфимья;

· острая нехватка квалифицированных кадров в строительном комплексе города и, как следствие, высокая зависимость от «приезжих» специалистов и рабочих;

· дефицит качественных строительных материалов в условиях постоянного роста на них цен;

· устаревшие технологии и высокий износ основных фондов;

· дефицит мощностей по производству строительных материалов и, как следствие, высокая зависимость от импортной продукции и др.

Целью развития строительного комплекса города является повышение конкурентоспособности строительной отрасли.

Для достижения цели развития строительного комплекса города необходимо решение следующих задач:

1. Содействие разработке строительными организациями и предприятиями города планов инновационного развития и подготовки их стандартов, рекомендаций по повышению качества строительства, расширения объемов строительства на основе инновационных базовых технологий.

2. Внедрение инновационных технологий путем совершенствования информатизации строительного комплекса, проведения НИОКР по созданию для предприятий города новых высокоэффективных материалов, изделий, технологий и их внедрения.

3. Содействие решению комплексных задач кадрового обеспечения на основе создания городского регионального «Учебного центра» по подготовке, переподготовке, повышения квалификации рабочих строительных специальностей.

4. Совершенствование муниципальной нормативно-правовой базы через принятие нормативных актов, реализующих федеральные и региональные законы и постановления в области градостроительства, жилищной политики, развития рынков земельных ресурсов, жилья, положения о координационном совете по подготовке кадров для строительного комплекса г. Уфа.

Решение целей и задач развития строительного комплекса города может быть достигнуто при интеграции строительного комплекса города, ключевая роль координатора процессов в которой должна принадлежать Администрации г. Уфы.

Инвестиционная деятельность

В ситуации мирового финансового кризиса и технологической отсталости российской экономики особую актуальность приобретает вопрос о переходе к инновационной модели экономического роста. Создание эффективной системы привлечения инвестиций, позволяющей обеспечить и максимально ускорить инновационную направленность инвестиций, будет способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности экономики города в условиях глобализации.

В развитии инвестиционной деятельности необходимо отметить следующие тенденции:

· высокая инвестиционная привлекательность. Согласно рейтингу РБК г. Уфа обладает высокой инвестиционной привлекательностью, входя последние 3 года в десятку городов-лидеров по благоприятности условий ведения бизнеса. В 2009 г. Уфа заняла четвертое место в России, уступив только городам Екатеринбургу, Краснодару и Сочи.

Для Уфы характерно стабильное социально-экономическое состояние. Так, в 2010 г. по сравнению с 2008 г. были улучшены рейтинги г. Уфы по сравнению с другими крупными городами России по следующим позициям: объем рынка (с 12-го на                  5-ое место), в торговле (с 10-го на 2-ое), достаток населения (с 6-го на 2-ое). Значительное ухудшение произошло по параметру городские финансы (с 29-го на 42-ое), на строительном рынке (с 23-го на 36-ое), по параметру безопасность (с 26-го на                   35-ое место).

Ориентация Администрации городского округа город Уфа РБ на решение социальных вопросов города дает положительные результаты в сфере формирования трудовых ресурсов, обеспечивая приростные демографические показатели, относительно достойный уровень достатка населения и низкий уровень безработицы, динамичное развитие торговли и сферы обслуживания. В г. Уфе реализуется крупномасштабный проект «Инфраструктурное обеспечение развития производственно-технологического комплекса городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Развитие транспортной инфраструктуры г. Уфы)» с объемом инвестиций 186 млрд руб. Ожидаемый мультипликативный эффект от проекта составит 1:3, количество вновь созданных рабочих мест составит около 20,0 тыс.

Основным направлением повышения инвестиционной привлекательности г. Уфы является определение стратегии развития города, формирование привлекательного и узнаваемого для инвесторов имиджа города, привлечение прямых инвестиций в крупные высокотехнологичные проекты, способные значительно увеличить экономический и финансовый потенциал города;

· привлекательные кредитные рейтинги. Одним из факторов инвестиционной привлекательности муниципального образования для инвесторов является уровень кредитного рейтинга. Международное кредитное агентство Standard & Poor's 28 апреля 2010 г. подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг г. Уфы «BB-» и рейтинг «ruAA-» по национальной шкале. Прогноз по рейтингам – «Стабильный». По величине кредитного рейтинга среди российских городов г. Уфа уступает только г. Москве и г. Санкт-Петербургу (табл. 4.3);

Таблица 4.3

Кредитный рейтинг г. Уфы

Дата

Рейтинг по международной шкале

Рейтинг по
национальной шкале

В иностранной валюте / Прогноз В национальной валюте / Прогноз
28-04-2010 BB-/ Стабильный/--(подтверждение) BB-/ Стабильный/-- ruAA-
20-04-2009 BB-/ Стабильный/--(подтверждение) BB-/ Стабильный/-- ruAA-
02-04-2008 BB-/ Стабильный/-- BB-/ Стабильный/-- ruAA-
16-04-2007 B+/ Позитивный/-- B+/ Позитивный/-- ruA+
24-03-2006 B+/ Стабильный/-- B+/ Стабильный/-- ruA+
29-04-2005 B/ Стабильный/-- B/ Стабильный/-- ruA-

· устойчивая, самофинансируемая инвестиционно-заемная система города, обеспечившая в период 2002–2009 гг. привлечение средств на общую сумму 2 млрд руб. по 5 муниципальным займам г. Уфы и широкий спектр направлений их использования по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы. Все 5 муниципальных займов своевременно погашены, что создало положительную кредитную историю города;

· инфраструктурная и социальная направленность бюджетных инвестиций. Наибольшую долю в структуре бюджетных инвестиций в 2009 г. занимало коммунальное строительство (47,8%), строительство и инвестирование в здравоохранение (11,5%), образование (12,6%), электротранспорт (10,7%). На жилищное строительство приходилось 5,1% бюджетных инвестиций, на общегосударственные расходы – 4,2%, физкультуру и спорт – 4,0%, культуру – 2,3%;

· структура инвестиций в основной капитал сохраняет существующие пропорции экономики, прежде всего, вследствие инерционности развития экономики города. Традиционно в экономике города наибольший объем инвестиций в основной капитал направляется в обрабатывающие производства (в 2009 г. – 14,2%, в том числе в нефтехимическое производство – 10,0%), добывающие производства (в 2009 г. – 11,6%), операции с недвижимым имуществом (в 2009 г. – 22,2%), транспорт и связь (в 2009 г. – 21,0%), производство электроэнергии, распределение газа и воды (в 2009 г. – 7,4%).

При этом произошли некоторые изменения в структуре инвестирования по видам экономической деятельности. Характерным для кризисного периода стало сокращение доли инвестиций обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства. Увеличение доли инвестиций в 2005–2009 гг. в структуре инвестиций в основной капитал наблюдалось только в производстве кокса и нефтепродуктов, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. По другим видам промышленных производств доля инвестиций в основной капитал уменьшилась;

· снижение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов экономики в условиях мирового финансового кризиса. В 2009 г., впервые за последние 5 лет наблюдается резкое снижение темпов инвестирования в экономику города. Наибольшее сокращение инвестирования от уровня 2008 г.[13] произошло в гостиничном комплексе (на 87,3%), в добывающих (на 52,9%) и обрабатывающих производствах (на 51,8%). Пик снижения инвестиций по таким видам деятельности как сельское хозяйство, финансовая деятельность приходился на 2008 г.;

· недиверсифицированная структура источников инвестиций. В целом по экономике наиболее крупным источником инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций (45,0% в 2009 г.). В 2005–2009 гг. наблюдалась тенденция сокращения доли собственных и привлеченных средств (с 87,6% до 86,6%) и увеличения доли бюджетных средств (с 12,3% до 13,3%).

По большинству промышленных производств основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий. Доля банковских инвестиций была значительна в производстве резиновых и пластмассовых изделий; производстве прочих неметаллических минеральных продуктов. Бюджетное финансирование имело место только в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности; производстве электроэнергии, распределении газа и воды.

Доля бюджетного финансирования традиционно велика в здравоохранении и предоставлении социальных услуг; операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг; государственном управлении, обеспечении военной безопасности; социальном страховании; предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;

· низкий объем и неэффективная структура привлеченных иностранных инвестиций. По состоянию на начало 2010 г. объем накопленных инвестиций в экономику города составил 272,9 млн дол. США, 55,5% из которых сосредоточено в обрабатывающих производствах (в том числе 48,4% в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов), 12,5% – в транспорте и связи, 10,4% – в операциях с недвижимым имуществом, 9,2% – в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении.

Динамика привлечения инвестиций является крайне неустойчивой. В период 2005–2009 гг. произошли следующие изменения в структуре поступивших иностранных инвестиций: значительное снижение инвестиций в обрабатывающие производства (с 97,4% в 2005 г. до 15,4% в 2009 г.) сопровождалось ростом их объема в государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (с 0% в 2005 г. до 22,3% в 2009 г.). В отдельные годы имели место существенные инвестиционные вложения в транспорт и операции с недвижимым имуществом. В этот период доля прямых инвестиций сократилась с 56,9 до 39,4%.

В решении проблем инвестиционной сферы одним из эффективных механизмов является расширение практики применения государственно-частного партнерства.

Цель развития инвестиционной сферы: привлечение инвестиционных ресурсов в экономику и социальную сферу города в соответствии со стратегическими приоритетами развития.

Основные задачи:

- повышение инвестиционной привлекательности города;

- создание эффективной системы привлечения инвестиционных ресурсов;

- повышение эффективности взаимодействия бизнеса и власти в вопросах формирования и привлечения инвестиций.

Ключевые направления:

- определение приоритетных направлений инвестирования в соответствии со стратегическими приоритетами развития города;

- создание эффективной системы разработки и сопровождения инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития города;


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.