Глава 1. Теоретические основы проблемы внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1. Теоретические основы проблемы внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников.

2022-10-29 33
Глава 1. Теоретические основы проблемы внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Теоретические основы проблемы внеклассной деятельности как средство экологического воспитания младших школьников.

           Задачей первой главы является анализ литературы по проблеме исследования экологического воспитания, особенности экологического воспитания в начальной школе, сущность понятия «Экологическое воспитание», характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя в начальной школе.

Содержание, формы, методы, средства и приемы внеклассной работы.

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. В решении этой проблемы главное место отводится школе, прежде начальной. Ведь природная любознательность, искренний интерес к окружающему - характерные психологические особенности младших школьников, создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.      В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.                                                                 В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности.     Проблема формирования экологического воспитания школьников достаточно полно разработана в теории и практике (написать название школы где проходили практика)                                                      Сущность экологического воспитания делится две типа: первый - экологическое сознание, второй - экологическое поведение, в данном исследовании рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной работе и неурочной деятельности.           Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.                                                                                Московский профессор Н.Ф. Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» считает, что «процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»                                                                                           Ленинградские же экологи С.Д. Деребко и В.А. Ягвин считают необходимым «разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.».                                              Таким образом, проблема экологического образования вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания.                                            Существуют различные точки зрения ученых на модели организации экологического образования: С.Д. Деребко и В.А. Ягвин предлагают разработать отдельный предмет «экология», Н.Ф.Виноградова считает необходимым включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины.                                                                             А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является как мы уже говорили начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения.           Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, как высказывал Л.Д. Бобылева, включает в себя следующие основные компоненты:                                                                                                  - интерес к природе;                                                                                      - знания о природе и ее охране;                                                                - эстетические и нравственные чувства к природе;                                  - позитивная деятельность в природе;                                                       - мотивы, определяющие поступки детей в природе.                           Все эти процессы формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.      Воспитанию бережного отношения к природе, как отмечает Е.Н. Ердаков в своей работе, способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать общественно полезном труде. Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы её улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы.     По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по экологии очень разнообразна. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением того материала, который изучается в школе. Внеклассная работа дополняет урок, т.к. её содержание может быть развернуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами.                                                   Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется её содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, экологическое, умственное, трудовое, экономическое).                                                                         Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить её воспитательное значение с позиции её цели, задачи, функции.

    Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы.                                                                                         Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания – явления окружающей действительности, которые учитель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании. Средства воспитания – это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и др.                                                                      Огромное множество методов можно сгруппировать и вырастить в систему:                                                                                                 Первая группа – методы формирования социального опыта детей.            - требование                                                                                  

это прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.

    - упражнение                                                                                

Это повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков.

    - поручение                                                                                                      

Один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольники и младшие школьники особенно трепетно относятся к поучениям своего воспитателя, учительницы; для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей

- пример                                                                                        

Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта.

  - ситуации свободного выбора                                             

Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Ведь в жизни люди постоянно встают перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть.

Вторая группа – методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.

       - рассказ                                                                                     

Это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.

        - лекция

Представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся (вписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).

            - беседа

Является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

            - дискуссия

Этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

Третья группа – методы самоопределения личности ребенка.

            - «шаг вперед»

На каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог.

           - «задание самому себе»

        С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести какое-то недостающее качество.

            -«мой секрет»

Этот метод- вариант «задания самому себе». Младший школьник ставит перед собой цель – выполнить какое –либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищем.

Четвертая группа - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

           - соревнование;

            - поощрение

Является важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.

           - наказание

Этот метод принято считать антиподом поощрению.

    Средства внеклассной работы представляют собой средства обучения, воспитания и развития, выбор которых определяется содержанием и формами внеклассной работы.                                                                      В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.                            Выделяют 3 вида внеклассной работы по экологическому воспитанию:                                                                                                 - индивидуальная работа;                                                                     - групповая работа;                                                                                - массовые мероприятия.                                               Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.                                                                                                      Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкина, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.                                                     К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представления о строении, образе жизни, развития живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.                                            К самым распространенным формам групповой внеклассной работы по экологии следует относить:                                                                  - эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.                                                                            - основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно- тематическую специализацию.                 Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Чаще всего в кружках занимаются 15-20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее плавно, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров других видов внеклассной работы.                                                                Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:             - проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;                                                                                      - экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;                                                                                               -внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;                                                                   - организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;                                                                                        - проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;                                                                                                            - ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;                                                                                                    - беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;                                                                                          - оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов.             Рассмотрим некоторые из них более подробно.                          Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий-необходимое условие формирования экологической культуры учащихся.                                                                                 Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда её проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.                                                              Особую значимость имеют экскурсии в природу. Попадая в природную среду со всем её многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.                                                                   Велики и воспитательные возможности экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу.                                                                                   Среди форм внеклассной работы по экологии выделяют эколого-краеведческую исследовательскую работу. Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования и воспитания. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического воспитания: изучения разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния окружающей среды, основных её компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также в практическую природоохранную деятельность.                                                                             Проведение недели экологии также является одной из форм внеклассной работы. В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремиться повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями. Праздники имеют большое воспитательное значение.                                                                  Экологический праздник – это форма экологического воспитания и образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате.                                     В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования.     Экологическая игра – форма экологического образования и воспитания, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.                                                                                              Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.                               Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знания. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.                      Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащиеся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.                                              Существует определенная последовательность организации внеклассной работы:

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившейся в классе ситуации воспитательных задач.

2. Моделирование предстоящей внеклассной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. В соответствии с целью, общими задачами, функциями внеклассной работы подбираются конкретные содержание, методы, формы и средства.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.                                                                             Таким образом, для того чтобы достичь высоких результатов при проведении внеклассной работы по экологии с детьми младшего школьного возраста необходимо руководствоваться выше перечисленным формами, методами и средствами. Только тогда работа будет проделана наиболее продуктивно и учитель сможет достичь наилучших результатов.

 

Мир животных

1) Лошадь, свинья, корова – кто относится к рогатому скоту?


2) Животные, которые сами добывают себе пищу, устраивают жилье, выводят потомство – дикие животные.


Да   ; Нет     .

3) Где живут белые медведи, моржи?

На севере ; на Юге.

Растительный мир

1) К каким растениям относятся капуста, огурцы, лук, морковь?

Комнатные растения ; овощные растения .

2) Сосна, ель, береза, лиственница. Какое слово лишнее?


3) Кустарники, деревья, полевые цветы, комнатные растения относятся к растительному миру.

 

Да ; Нет  .

Неживая природа

1) Камень, сосулька, облако, глина, песчинка – это неживая природа.

Да    ; нет.

2) Кто может дышать, размножаться, говорить, расти, питаться, умирать?

Элементы живой природы; элементы неживой природы  .

3) Скворец, кузнечик, береза, тюльпан, луна, волк. Что из перечисленного не относится к живой природе?                                     

Времена года

1) Времена года: весна, лето, осень, зима, март. Что лишнее?


2) Деревья сбрасывают листву весной.

 


Да   ; нет  .

3) Когда день становится короче?

Зимой  ; летом.

Отношение к миру природы.

1) Почему нужно заботиться о животных?

Потому что они приносят пользу   ;

Потому что они могут навредить природе  .

2) Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

Да     ; нет.

3) Чтобы помочь птицам зимой их нужно: кормить, приносить домой, делать кормушки. Выберите лишнее.

 

 


Оценка результатов:

Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень-13 – 15 баллов.

Знает представителей животного мира, распределяет их по группам. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Знает объекты неживой природы, их отличительные характеристики. Правильно называет времена года, знает характерные признаки каждого времени года. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и растений, выражает свое отношение к представителям животного мира.

Средний уровень -8 – 12 баллов.

Ребенок в основном знает представителей животного мира, иногда не может назвать их характерные признаки. Классифицирует растения по видам, иногда не может назвать их характерные признаки. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Почти всегда правильно называет времена года, иногда не знает их характерных признаков. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и растений. Выражает свое отношение к представителям животного мира.

Низкий уровень –5 – 7 баллов.

Часто допускает ошибки, затрудняется назвать характерные признаки, не знает объектов неживой природы, путает времена года, не может установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и растений. Выражает свое отношение к представителям животного мира.

Задания анкеты:

Отношение к миру природы.

1. Что природа дает человеку?

2. Назовите лекарственные растения.

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Как человек разрушает природу?

5. Что могут сделать дети для охраны природы?

Мир животных

1. Что вы относите к миру животных?

2. Назовите зимующих птиц нашего края.

3. Как приспособились животные нашего края к смене времен года?

4. Чем отличаются дикие животные от домашних?

5. Назовите хищных животных.

Растительный мир

1. Можно отнести комнатные цветы к растительному миру?

2. Что происходит с деревьями осенью?

3. Какие растения можно отнести к дикорастущим?

4. Назовите хвойные растения.

5. Груши, яблоки, сливы – это овощи?

Оценка результатов:

Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень: 12 – 15 баллов

Ученик дает полный, развернутый ответ на вопрос; знает представителей животного мира, распределяет их по группам, классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки; оценивает состояние окружающей среды, знает, что делать для охраны и защиты природы.                                                                                Ученик не всегда дает полный ответ, затрудняется ответить на некоторые вопросы; не ярко показывает свое отношение к природе; в основном знает представителей животного мира, иногда не может назвать их характерные признаки; классифицирует растения по видам, иногда не может назвать их характерные признаки.

Низкий уровень: 4 – 7 баллов

Учащиеся затрудняются установить взаимосвязь между деятельностью человека и природой; не дают развернутых ответов; часто допускают ошибки.

        

Результаты занесли в таблицы. (Приложение №1, №2, №3, №4)

Изучив результаты, полученные в ходе анкетирования, можно сделать следующий вывод: в данном классе присутствуют три уровня сформированности знаний по экологии. Полученные данные позволяют сделать вывод, что в экспериментальном классе преобладают дети со средним уровнем -55%, а также присутствуют дети с низким уровнем, что составляет 30% и 15% - составляют дети с высоким уровнем. В контрольном классе также преобладают дети со средним уровнем – 50%, низкий уровень составляет 35% и 15% - высокий уровень.                                           Таким образом, в классе необходимо проводить целенаправленную работу по повышению знаний по экологии, используя различные формы внеклассной работы и методы стимулирования.

 

КВН «Земля – наш дом»

Цель: повторение и обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира, на внеклассных занятиях, расширение кругозора детей. Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, воспитание культуры общения в атмосфере сотрудничества и доброжелательности. Развитие речи, воображения, логического мышления, памяти, внимания, развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы. Систематизировать имеющиеся знания об окружающем мире и увлекательной игровой форме.                                               Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер               Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир. И. Никитина

Ход мероприятия:
1. Вступление 2. Основная часть 1 конкурс «приветствие» Ведущий: максимальный балл за данный конкурс 5 баллов. 2 конкурс «разминка» Ведущий: команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл. Чем питаются ласточки, стрижи? Чем питаются журавли, цапли?(лягушками) Сколько ног у жука? (6) Сколько ног у паука?(8) В воде купался, а сух остался?(гусь) Кто круглый год серый?(волк) Почему зимой идет снег, а не дождь?(вода замерзает, т.к. температура ниже нуля) Устройство для измерения температуры тела, воздуха, воды, почвы(термометр) 3. конкурс «узнай явление природы» за каждый правильный ответ 2 балла. Звучат фонограммы:ветер, дождь, гром, гроза 4. конкурс «отгадай загадки» за каждый правильный ответ 1 балл. 5. Конкурс «народные приметы» За каждый правильный ответ 1 балл. Составьте народные приметы. Дым столбом                         к долгой весне Длинные сосульки               к морозу Листочки низко летают       к грозе Муравьи прячутся                дождь предвещают 6. Конкурс «конкурс капитанов» Собери из букв названия животных. За каждое название 2 балла. Тому, кто соберет быстрее еще 1 балл. Каждому капитану выдаются карточки с заданиями. БРУСКА (барсук) ОБКАСА (собака) ВЮРДЛЕБ (верблюд) МВДЕЬЕД(медведь) 7. Конкурс «сценки о животных» Ведущий: каждая команда приготовила для команд – соперницы задание. За правильные ответы 3 балла.

    К концу мероприятия дети узнали, что такое «правила вежливости в природе», углубили знания об окружающем мире. Проявили желание бережно относиться к природе, научились сотрудничать друг с другом.

Заключение

Важной задачей внеклассной работы по экологии с детьми младшего школьного возраста является формирование экологических знаний, бережного отношения к объектам природы, так как это в дальнейшем позволяет успешно овладевать данной дисциплиной в старших классах.       Выбранная тема является актуальной, так как на уроках по курсу «окружающий мир» уделяется недостаточно внимания формированию основ экологической культуры, поэтому необходима система внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников.                      Данной проблемой занимались: И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова, Н.В. Добрецова, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Н.Ф. Виноградова, А.А Плешаков, Л.И. Божович, А.И. Леонтьев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.                                                                                   Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и проведение опытно-экспериментальной работы доказывают практическую значимость выбранной мною темы дипломной работы и подтверждают сформулированную в начале работы гипотезу о том, что если различные формы внеклассной работы по экологии и методы воспитания используются систематически и грамотно, то у учащихся повышается уровень экологического образования и формируются прочные экологические знания.    Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения внеклассных занятий по экологии с учащимися младшего школьного возраста было проведено 10 внеклассных занятий, на которых проводились различные конкурсы, соревнования, игры, инсценировки на экологическую тему. Они принесли положительные результаты. У учеников экспериментального класса повысился уровень знаний по экологии по курсу «окружающий мир»: сформировалось представление и многообразии растений, животных, подробнее узнали о правилах поведения в природе, о защите окружающего мира.                                                                 Подводя итоги всей работы можно сделать следующие выводы:

1. внеклассные занятия по экологии проводиться должны.

2. Такие занятия дают зн<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.