Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные знания — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные знания

2022-10-27 27
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельная работа – 6 часов:

1. Подготовка сообщения, используя СМИ:

ü Мировоззрение человека

ü Типы мировоззрения

ü Потребности, способности, интересы

ü Глобализация

 (см. п. 2, п. 5).

2. Составление схемы связей человека с окружающим миром.

В данном задании изобразите схематически свои основные роли в обществе. Например:

 

 

Я Я

 

 


                            Студент                                   

                          (учеба)

 

 

                                                     Дочь

                                                   (семья)    и т. д.

 

3. Решение межличностных конфликтных ситуаций с учетом опыта студентов.

Ситуация 1. Назовите известные вам правила этикета в общении педагога и студента. Нарушение каких правил может привести к конфликтной ситуации?

 

Ситуация 2. Проблема отцов и детей существовала всегда. Как вы видите эту ситуацию. Объясните причины и последствия конфликтов между родителями и детьми.

Тема 1.2. Общество как сложная система

 

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Анализ революции и реформы:  Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика революции и реформы».

 Используя дополнительную литературу, заполните таблицу, выделяя основные отличительные черты:

 

вопросы революция реформа
определение    
причины    
повод    
движущие силы    
участники    
ход    
результат    
примеры    

 

 

РАЗДЕЛ 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Тема 1.2. Духовная культура личности и общества

Самостоятельная работа – 4 часа:

1. Поиск,  систематизация информации и подготовка сообщений по теме «Выдающиеся деятели культуры».

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 4.1. Общественное разделение труда и социальные статусы

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Описание своего статусного набора, определение главного статуса.

Ситуация 1. Перечислите свои статусы. Какие из них вы считаете социально важными? Раскройте содержание статусов. Укажите свой главный статус. Почему он – главный?

 

Ситуация 2.  Определение алгоритма исполнения основных социальных ролей.

 На основании конспекта урока по теме «Социальные роли, их многообразие» дать характеристику своим социальным ролям и ожидаемому поведению внутри каждой роли.

 

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Анализ типичных социальных ситуаций. Решение познавательных задач.

Задача 1. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Объясните на примерах.

Задача 2. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой и истерией? Расскажите, как они протекают, приведите примеры.

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

 

Самостоятельная работа – 6 часов:

1 Поиск и систематизация информации о проявлениях защитного и воинствующего национализма в современном мире» (или эссе на тему «Межнациональные проблемы в России»).

2. Анализ современной демографической ситуации в России, Свердловской области, Артёмовском городском округе.  Подготовка доклада (см. п. 5).

РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Самостоятельная работа – 4 часа:

1. Написание эссе на тему «Является ли Россия правовым государством?».

Тема 5.2. Участники политического процесса

Самостоятельная работа – 6 часов:

1. Анализ программ политических партий.

2. Работа с Конституцией, другими нормативными актами.

Задание 1. Выписать из Конституции РФ (глава 2) политические права граждан.

Задание 2. Выписать из УК РФ виды ответственности, наступающих за политические правонарушения.

3. Подготовка реферата по темам на выбор: «Четвертая власть, ее роль в политической жизни», «Свободные выборы – утопия или реальность» (см. п. 3).

 

ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ТЕМЕ

Вид самостоятельной работы: Составление презентации.

Срок выполнения: к зачету.

Содержание: по предложенной теме.

Требования к оформлению презентации:

· наличие аннотации (указывается автор, тема, её актуальность, цели, сфера применения);

· раскрытие темы;

· использование схем, таблиц и др.;

· объем - 15-25 слайдов.

Критерии оценки презентаций:

· соответствие объявленной теме:

·  теоретические знания темы;

· культура оформления;

· использование анимации;

· творческий подход;

· оригинальность исполнения.

Форма контроля: защита презентации на занятии.

 

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА

            

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Выделение главной мысли

 

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
      Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем.

 

                         2.2. Способы конспектирования

 

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть материала, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
      Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя подчеркивание, выделение цветом и т. д.

      Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

       Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально – лаконичного и запоминающегося конспекта.
       Конспект может рассматриваться как одна из форм самостоятельной работы на оценку, а также являться основой для подготовки к написанию реферата, эссе, устному сообщению (докладу).

Критерии оценки конспекта

1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.

2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.

3. Выделение главной мысли, определение деталей.

4. Умение переработать и обобщить информацию.

РЕФЕРАТ

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
        Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

                                3.1. Структура реферата

1.  Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1).

 

2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом


Подготовительный этап работы.
Формулировка темы


      Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.


Создание текста.
Общие требования к тексту


      Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
      Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
      Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

        Заключение. Заключение — последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
       Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.


3.3. Требования к оформлению реферата


       Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт 12-14, интервал – 1или 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

                            3.4. Критерии оценки реферата

- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;

- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;

- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- использование литературных источников;

- культура письменного изложения материала;

- культура оформления материалов работы.

НАПИСАНИЕ ЭССЕ

      Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство.

 

Алгоритм написания эссе

 

1. Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.

2. В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами).

3. В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.

4. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.

5. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Критерии оценки эссе

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы

- раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА

Доклад—это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

5.1. Этапы подготовки к докладу

• выбрать под контролем преподавателя тему;

• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

• вычленить основные идеи будущего выступления;

• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

• составить план доклада или сообщения;

• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

• составить тезисы выступления;

• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;

• подготовить текст доклада (сообщения);

• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;

• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.