Послевоенная реконструкция городов, пострадавших во время ведения боевых действий (Сталинград, Минск, Киев, Воронеж и др). — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Послевоенная реконструкция городов, пострадавших во время ведения боевых действий (Сталинград, Минск, Киев, Воронеж и др).

2022-10-28 59
Послевоенная реконструкция городов, пострадавших во время ведения боевых действий (Сталинград, Минск, Киев, Воронеж и др). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Восстановление разрушенных войной городов - героическая страница советской архитектуры. Еще во время войны, в 1943-1944 гг. началась работа по составлению генеральных планов разрушенных городов. При Академии архитектуры СССР под руководством ведущих архитекторов (К. Алабян, В. Веснин, М. Гинзбург, Г. Гольц, Л. Руднев, В. Семенов и др.) были созданы архитектурные мастерские.

В ноябре 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 старейших русских городов. В 1945-1950 гг. только по РСФСР разрабатывались генеральные планы 250 городов. Над генеральными планами и проектами застройки центров восстанавливаемых городов работали с коллективами коллег лучшие силы советской архитектуры: К. Алабян (Сталинград), Н. Баранов (Ленинград, Псков), В. Гельфрейх (Орел), Г. Гольц (Смоленск), Н. Колли (Калинин), И. Николаев (Великие Луки), Г. Бархин и Л. Поляков (Севастополь), Л. Руднев (Воронеж), И. Соболев (Краснодар), А. Щусев (Новгород). В первой половине 50-х годов восстановление городов и сел нашей страны в основном было закончено.

Особенно сложным было восстановление Сталинграда, битва за который стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны. Город лежал в руинах, не осталось ни одного целого здания. Разработанная под руководством К. Алабяна в 1945 г. схема генерального плана города была одобрена СНК РСФСР.

Неудобные для застройки крутые изрезанные откосы Волги и склоны холмов были отведены под озеленение, массивы которого связывали с рекой продольные городские магистрали и вместе с тем создавали защитные зоны в виде парков и садов, отделяющие промышленность от жилья. Сложный рельеф позволил создать интересную многоярусную композицию центральной набережной.

В генеральном плане были и недостатки - недостаточно учтены перспективы роста населения и механического транспорта, измельчены отдельные кварталы, преувеличены территории, отводимые под индивидуальную застройку, и т. д. Но вместе с тем неоспоримы достоинства проделанной работы. Генеральный план Сталинграда создавал основу для широкого ансамблевого строительства. В каждом районе города предусматривался свой местный районный центр, индивидуальный по размерам, конфигурации, характеру намечаемого архитектурного решения. Особо важной задачей было создание общегородского центра, который по своей выразительности был бы созвучен всемирно историческому значению Сталинграда. Новым для Сталинграда стало раскрытие центра на реку.

Восстал из руин и другой город-герой-Севастополь. Г. Бархин заложил в основу его генерального плана идею раскрытия центральной части к морю и создания выразительных ансамблей, увековечивающих героическую оборону города. Более органичное объединение отдельных частей города, расчлененных бухтами со значительным перепадом рельефа, обеспечивалось путем создания кольцевой магистрали. Было упорядочено зонирование промышленных территорий.

Разработанный под руководством А. Щусева генеральный план Новгорода предусматривал сочетание новой застройки с уникальными памятниками старины, которым был нанесен огромный ущерб и восстановление которых входило в число первоочередных мероприятий. Бережное восстановление памятников было намечено также в планах развития Пскова (Н. Баранов), Калинина (Н. Колли) и Смоленска (Г. Гольц). Решительной реконструкцией сопровождалось восстановление города Ростова-на-Дону по генеральному плану, разработанному под руководством В. Семенова. Большие разрушения позволили автору ликвидировать два крупных недостатка города, образовавшихся в его хаотической дореволюционной застройке, - освободить набережную Дона от антисанитарных зданий мелких мастерских заводов, нефтебаз и разного рода складов для разбивки на этом месте зеленого партера и соединить огромный железнодорожный район с центральным районом города при помощи устройства путепровода.

Примером коренного преобразования города является восстановление столицы БССР Минска. Генеральный план Минска был разработан белорусскими проектировщиками (М. Трахтенберг, М. Андросов, К. Иванов, Р. Образцова, В. Толмачев) в 1946 г., а в 1948 г. утвержден.

Следуя установившимся принципам реконструкции советских городов, авторы сохранили в основном сложившуюся в прошлом планировочную структуру города, но подвергли ее решительному улучшению. В Минске создавалась крупная промышленность, а разрушения представляли возможность усовершенствования структурных узлов генерального плана.

Старый Минск был беден зеленью и особенно водой. Новый генеральный план намечал большие работы по созданию путем запруд в верховьях Свислочи озера, на берегах которого разбивался Парк культуры и отдыха. Вследствие крайне острой нужды в жилище в начальный период (1946-1948 гг.) в Минске строились малоэтажные дома.

Значительным архитектурным событием последнего года войны стал конкурс на проект застройки Крещатика. В нем приняли участие К. Алабян, А. Власов, В. Гельфрейх, и др. При всем разнообразии решений в представленных проектах ясно выявилось стремление сохранить исторически сложившиеся композиционные узлы, использовать специфические особенности рельефа местности.

Оригинальные творческие идеи, полученные в результате конкурса, во многом повлияли на дальнейший ход работы. В окончательном проекте застройки была преодолена характерная для градостроительства послевоенных лет концепция плотно обстроенной парадной улицы-коридора. Широкая, решенная в нескольких уровнях новая магистраль объединяет пространственно развитую систему площадей с многоплановым раскрытием живописного рельефа и организацией зрительной связи с ансамблем Софийского собора и другими элементами исторической и новой городской застройки.

Воронеж был разрушен на 93%. Город освободили в январе 1943г. Изначально город собирались построить на новом месте, но за 3 месяца после освобождения в город вернулось 490 тыс. человек и они отстояли восстановление города на прежнем месте.

Еще в годы войны начинается работа над генеральным планом Воронежа. В составе авторского коллектива, возглавляемого академиком архитектуры Л. В. Рудневым, самую активную роль играл Н. В. Троицкий.

Н. В. Троицкий продолжал и собственную проектную работу. Возрождается из руин учебный корпус Воронежского Инженерного-строительного института, строится пятиэтажный жилой дом на углу площади Ленина и улицы Кирова. Своеобразной эмблемой восстановленного Воронежа стала семидесятиметровая башня управления ЮВЖД, по сути дела заново отстроенного автором в 1952 году в новых классических формах.

В 1945г Воронеж получил генплан. Город восстановили 10 лет.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.