Общая хар-ка градостроительных процессов в России во 2-й половине 19 века — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общая хар-ка градостроительных процессов в России во 2-й половине 19 века

2022-10-28 37
Общая хар-ка градостроительных процессов в России во 2-й половине 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1861-Александром 2 подписан указ о освобожд. от крепост. зависим. В конце 1870 завершился промышленный переворот, промышленный подъем длился до 1917.. Формир. крупные пром. р-ны, развивается строительство дорог. Железнодорожная сеть получает решетчато-полосовой характер. Ж/д начинает влиять на развитие городов. Всего на ж/д расположилось 270 городов. На 95% вся ж/д сеть была построена до 1918. К концу 19 в. население выросло до 140 млн чел.

В это время городами считают административные центра губерний или уездов. В городах проживало менее 10% населения. (В Питере и Москве проживало более 1 млн. человек)

К концу 19 в численность в городах увеличилась в 4 раза. Появляются города промышленного типа(Иваново, Новокузнецк).

Не менее характерно для капиталистических городов усиление противоположности между относительно благоустроенными центрами и крайне неприглядными рабочими окраинами.

Городские территории в связи с развитием промышленности оказывались охваченными тесным кольцом промышленных предприятий. Стихийная застройка городов и крайнее переуплотнение центральных районов привели к типичной для капиталистических городов запутанной планировке внутриквартальных пространств, разбивавшихся на узкие замкнутые дворы, лишенные зелени и благоустройства, темные и плохо проветриваемые. Даже при постройке новых городов, возникавших в это время в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, не было создано ничего архитектурно ценного: при регулярной планировке центральных частей городов их застройка была лишена стилевого единства и выглядела пестрой и случайной.

Появляются поселки представляющие собой крупные ж/д узлы.

Рост городов в России во второй половине XIX и начале XX в., сопровождавшийся некоторым повышением уровня их благоустройства— развитием водопровода, канализации и городского транспорта, улучшением замощения улиц, их освещения и т. п., — был отмечен в то же время все большим ухудшением их архитектурного облика. Главной причиной этого было безраздельное господство частновладельческих интересов в застройке города. Застройщики старались выделить дом среди остальных построек, сделать его бросающимся в глаза, а при таких условиях не могло быть и речи об архитектурно единой и целостной застройке улиц и площадей. Застройка в городах ведется в 4-5, 6 этажей. Появляются новые типы зданий: банки, пассажи, гостиницы, доходные дома.

В 1870 принимается новое городовое положение и проводится городская реформа. В результате городское хоз. управление начало выполнять след. функции: благоустройство, обеспечение продовольствием, устройство водопровода и канализации, меры против пожаров.

К середине XIX в. на смену строгой и величественной классической архитектуре пришли показное великолепие и напыщенность эклектической архитектуры, смешивавшей воедино элементы различных стилей прошлого и явившейся архитектурным воплощением самодовольства богатого капиталиста. Главенств. направлением в арх. является русско-византийский стиль

Первые признаки упадка классической школы в русской архитектуре уже отмечались в работах А. Брюллова и А. Монферрана; почти окончательно порвали с ее традициями А. И. Штакеншнейдер (1802—1865 гг.) в Петербурге и М. Д. Быковский (1801—1885 гг.) в Москве.

 

39. Арх-планир развитие Москвы во 2ой полов 19 в.

 

В это время было решено переустроить центральный район примыкающий к кремлю. В 1883 завершается строительство здания исторического музея(по проекту Шервуда)Рядом было построено здание Московской городской думы. В восточной части Красной площади, на месте Верхних торговых рядов (арх. Бове)строят новое здание торговых рядов(по проекту Помиранцева), затем их перекрыли по проекту Шухова. Поблизости от центра размещают отели (в 1900 гостиница Континенталь, Метрополь)Московские рынки занимали площади (Охотный ряд, Лубянская площадь)Начинается благоустройство Старой площади - здесь появляется памятный знак-часовня (арх. Шервуд) и здания Политехнического музея. Все эти сооружения задали новый масштаб Москвы –в пределах Китай-города.

Ул. Ильинка становиться центром торговли:здесь строятся Биржа и здания Верхних и Нижних торговых рядов.

Ул. Тверская становится главной улицей города, здесь строятся самые лучшие здания(гостиница Националь, магазин Елесеева) В это время лидирующим направлением в арх. был модерн.

Москву начинают благоустраивать. На Бульварном кольце(оно первое от центра)появляются решетки и деревья, цветники. Застройка здесь не менее 4 этажей. Садовое кольцо (2 ое от центра) долгое время застраивается только с 1 стороны. В начале 20 в здесь появляются многоэтажные дома. (до 8 эт)

Благоустраиваются площади при вокзалах. Появляется Повелецкий вокзал(1900). На Каланчеевской площади последовательно строятся 3 вокзала:в сер 19 в Николаевский(Ленинградский), Ярославский (1907 арх. Шехтель) и Рязанский(Казанский) по проекту Щусева. Площадь имеет ассиметричную композицию.

Благоустраиваются набережные. В пределах Садового кольца были собраны все промышленные предприятия Москвы. Осваивается тер-рия вдоль железных дорог(Московские вокзалы были в основном тупиковыми)В 1912 была предпринята первая попытка создания города-сада. Его композицию определили лучевые аллеи, которые сходились к центру поселка, где располагался вокзал. Он был застроен коттеджами и большими участками.

Застройка в Москве уплотнялась, а границей по –прежнему считался Камер-Коллежский вал. И лишь после 1917 тер-рия города была расширена.

 

40. Арх-планир. развит Петербурга в период капитализма

 

Уже в середине 19 в в Петербурге (который был официальной столицей)имелась развитая промышленность и железные дороги. Коренным образом облик города изменился после отмены крепостного права в 1861, когда в городе стремительно росло население. Это изменило облик окраин Петербурга. Во 2 половине 19 в промышленные предприятия стали возникать в южных и северо-восточных районах. Рядом с предприятиями возникают жилые дома, бараки для рабочих. Например Путиловский завод(предприятие по произв. рельсов, вагонов)Жилые районы для рабочих, примыкавшие к заводу, получили регулярную планировку. А со временем здесь появились школы, больницы и тд.

Петербург стал крупнейшим транспортным центром. Появляются новые ж/д линии, которые отрезали некоторые районы от центральной части.

Петербург был крупнейшим портовым городом. На Гутуевском острове появился новый порт, а от него прорыли канал к Финскому заливу(длинной 32 км).

Растет население страны, к 1917 оно составляло 2, 5 млн. чел.

В связи с этим растет и жилой фонд(как за счет освоения тер-рии, так и за счет уплотнения застройки)

Началась застройка Петербурга доходными домами. Они возникали вдоль главных улиц. Чаще здания были протяженными и не превышали 4 эт. Так как утверждение фасадов требовалось только для Невского проспекта, то доходные дома стали решаться в различных стилях(эклектика), что разнообразило застройку города. Но в начале 20 в возникают доходные дома занимающие целые кварталы. Их фасады имели пластический хар-тер. Возводятся банки, торговые здания, отели. Появляются здания в стиле модерн. Например на Каменноостровском переулке появляется даже площадь в стиле модерн. Здания в «русском стиле» в городе строиться мало-редкий пример церковь Спаса на Крови на грибоедовском канале(арх. Парландом 1907). В целом застройка в городе переуплотненная.

В 1800 создается новый план города. Он предусматривал улучшение планировки, санитарныхи жилых условий. Город озеленяется строятся набережные и мосты, но это касалось лишь центрального района. Город находился в антисанитарном состоянии(прокладка канализации началась только после эпидемии холеры в 1908). Создаются планы перепланировки города, но они не реализовываются.

С ростом населения возрастала жилищная проблема. Появляются попытки создать поселения идеального типа. Например в юго-восточномйокраине Был распланирован крупный город-сад. Он получил веерную планировку, но поселение не завершили.

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.