Устройство мира. Его обитатели — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Устройство мира. Его обитатели

2022-10-28 36
Устройство мира. Его обитатели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Татьяна Николаевна Джаксон

Скандинавия: боги и герои

 

Татьяна Николаевна Джаксон

Скандинавия: боги и герои

 

Викинги и их боги

 

 

 

Древние скандинавы. Кто они такие? Ну конечно же, викинги – могучие, бесстрашные мореходы и воины. Их корабли под полосатыми или красными парусами, с резными и окрашенными или позолоченными головами драконов на носу, бороздили северные моря. Они даже достигли берегов Северной Америки и сделали это на пятьсот лет раньше знаменитого Колумба. На протяжении нескольких веков викинги нападали на жителей приморских районов Западной, Центральной и Восточной Европы, наводя на них ужас внезапностью и жестокостью этих нападений.

Викинги жили далеко на севере – на Скандинавском полуострове, на полуострове Ютландия и на маленьком островке, затерявшимся в Атлантическом океане, под названием Исландия. Этот остров открыл норвежец Флоки Вильгердарсон. Он назвал его Исландия, или «Ледяная страна». Через несколько лет еще один норвежец, Ингольв Арнарсон, и его побратим Хьёрлейв отправились в Исландию на двух ладьях, с семьями, слугами и всем своим добром. То место, где поселился Ингольв в 874 году, называется Рейкьявик, или «Залив дымов».

Исландцы сохранили в своей памяти, а затем записали на пергамене предания далекой старины – рассказы о том, как возникла земля, как появились люди, легенды о богах и о древних героях.

 

Предыстория

 

В начале времен не были в мире ни песка, ни моря, ни волн холодных; земли еще не было, не было небосвода. И только зияла огромная черная бездна Гинунгагап, или Мировая бездна. К северу от нее был Нифльхейм, Темный мир. Оттуда шел холод и свирепая непогода. А к югу от Мировой бездны располагалась светлая и жаркая страна Муспелльхейм. С севера Мировая бездна заполнялась льдом и инеем, а с юга в нее залетали искры из Муспелльхейма. Когда же иней и теплый воздух встретились, иней стал таять, и капли, стекавшие вниз, приняли образ человека.

Так возникло первой живое существо в мире – великан Имир. От него пошло племя инеистых великанов. Он был очень злой, и все его родичи тоже. Когда растаял иней, из него тотчас возникла корова по имени Аудумла. Из ее вымени текли четыре молочные реки – этим молоком кормила Аудумла Имира. Сама же она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к вечеру первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день – голова, а на третий день возник могучий гигант. Его прозывают Бури, что значит Родитель. Он был высок и хорош собою. У него родился сын по имени Бор – Рожденный. Он взял в жены Бестлу, дочь великана Бёльторна, и она родила ему трех сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве. Это были первые асы. А кто это такие, ты скоро узнаешь.

 

Сотворение мира

 

 

 

Один и его братья не любили великана Имира и убили его. Из его ран вытекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один из них, по имени Бергельмир, или Ревущий как медведь, укрылся со всей своей семьей. Один с братьями бросили тело Имира в самую глубь Мировой бездны и сделали из него землю, и снаружи она округлая. Из крови Имира сделали они океан, и окружает он землю кольцом. Из черепа великана сделали они небосвод и укрепили его над землей, загнув кверху ее четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Карликов прозывают так: Аустри – Восточный, Вестри – Западный, Нордри – Северный и Судри – Южный.

Собрав сверкающие искры, вырывавшиеся из Муспелльхейма, они прикрепили их к середине неба. Так получились звезды и солнце. Часть звезд они укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, чтобы по ним вести счет дням и годам. Из мозга Имира они сделали облака.

Один позвал к себе великаншу Нот – ночь и ее сына Дага – День. Дал им Один двух коней и две колесницы и посла их в небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю.

Много‑много позднее, когда боги уже создали людей, жил на земле гордый человек по имени Мундильфари. Его дети были столь светлы и прекрасны, что он назвал сына Мани – Месяц, а дочь Соль – Солнце. Богов прогневала гордыня людей, и забрали они брата с сестрою у отца и отправили их на небо. Боги повелели Соль править конями, впряженными в колесницу солнца. Мани боги поручили возить по небу месяц, следя за новолунием и полнолунием, и управлять ходом звезд.

 

Мировое древо

 

В центре мира растет ясень Иггдрасиль. Этот ясень больше и прекраснее всех других деревьев. Его ветви простерты над всем миром и поднимаются выше небосвода, а три корня, поддерживающие дерево, расходятся в разные стороны.

 

Ясень я знаю по имени Иггдрасиль,

Дерево, омытое влагою мутной;

Росы с него на долы нисходят;

Над источником Урд зеленеет он вечно.

 

Один корень находится у асов. Под ним течет источник, почитаемый за самый священный. Имя ему Урд. Каждый день туда съезжаются асы и вершат там свой суд. Второй корень протянулся к инеистым великанам, туда, где прежде была Мировая бездна. Под этим корнем журчит источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Третий корено тянется к Нифльхейму. Под ним шумит поток Хвергельмир – Кипящий котел. Снизу подгрызает корень дракон Нидхёгг, и нет числа змеям, там живущим.

В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир, Полинявший от непогоды. Белка по имени Рататоск, Грызозуб, снует вверх и вниз по ясеню. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву.

 

Асы и ваны

 

Один и все, кто от него родились, это асы. Все они – божественного происхождения. О них еще будет подробный рассказ.

Кроме асов, есть и другие боги. Они называются ваннами. В то время как асы любят свет и живут на небе, ванны предпочитают мрак и живут под землей в своей стране, зовущейся Ванахейм.

Когда‑то асы и ванны враждовали, и была между ними долгая война. Удача сопутствовала то одним, то другим, но поскольку силы были равны, никто не мог добиться победы. И так продолжалось долго‑долго. Наконец, все устали от этой войны и назначили встречу для заключения мира. Но так как обе стороны по‑прежнему не доверяли друг другу, Один предложил обменяться заложниками. Ванны отдали лучших из лучших: Ньёрда, самого богатого из них, а также сына Фрейра и дочь бога Хёнира, который потом тайно вернулся домой. На том асы и ванны помирились.

 

Асгард

 

В середине созданного ими мира, высоко‑высоко над землей, асы построили себе жилище и назвали его Асгард, или Усадьба асов.

Боги построили мост от земли до неба и назвали его Биврёст – Трясущаяся дорога. Люди называют этот мост радугой. Он трех цветов и очень прочен и сделан – нельзя искуснее и хитрее. Красный цвет в радуге – это жаркое пламя. Инеистые великаны захватили бы небо, если путь по Биврёсту был открыт для всякого. Но проникнуть на мост нельзя – его охраняет живущий рядом с ним ас по имени Хеймдалль.

В Асгарде воздвигнуто святилище с двенадцатью тронами и престолом для Одина. Нет дома больше и лучше построенного. Все там внутри и снаружи из чистого золота. Люди называют тот дом Гладсхейм, или Чертог радости. Кроме Одина, на престолах восседают двенадцать божественных асов – Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Видар, Вали, Улль, Форсети, Ньёрд, Фрейр и Локи.

Есть там и другой чертог – это святилище богинь, столь же прекрасное, и зовется оно Вингольв, или Зал друзей. Богини – Фригг, Фрейя, Идунн и другие – столь же священны, как и асы, и ничуть не меньше их божественная сила.

 

Один

 

Один – самый старший и главный из асов. Он живет от века и правит в своих владениях, а властвует надо всем на свете, большим и малым. И как ни могущественны другие боги, все они ему служат, как отцу. Одина называют Всеотцом, поскольку он – отец многим богам и людям, всему, что мощью его было создано

Один – бог войны и военной дружины, дарователь победу и поражения, покровитель героев, сеятель военных раздоров. У него есть копье – не дающий промаха Гунгнир – символ военной власти и военной магии. Ты еще узнаешь, как оно ему досталось.

Один – воплощение ума, он хитер и коварен. Он даже отдал глаз великану Мимиру за то, чтобы испить из источника знания и мудрости, но об этом речь впереди.

Один – бог поэзии, покровитель поэтов и сказителей, прозывавшихся скальдами. Он – отец колдовства и колдовских заклинаний, владелец магических рун.

Фригг, дочь Фьёргвина, – имя жены Одина. От них родились все те, кого мы зовем родом асов и кто населяет древний Асгард и соседние страны. Их сына зовут Бальдр. Есть у Одина и другие дети. От Ринд у Одина есть сын Вали, от Грид – сын Видар. Тор и Хермод – тоже его сыновья.

Один живет в Асгарде в небесном, крытом серебром жилище, называемом Валаскьяльв. Когда он восседает там на престоле Хлидскьяльв, виден ему оттуда весь мир.

Один часто меняет имена и обличья. Порой он ходит под видом бедного старика, одетого в синий плащ и надвинутую на лоб широкополую шляпу. Он бродит по свету, заходит к разным людям, и плохо бывает тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

Два ворона сидят у него на плечах и шепчут на ухо обо всем, что видят или слышат. Их прозывают Хугин – Домашний и Мунин – Помнящий. Один шлет их на рассвете летать над всем миром, а к завтраку они возвращаются. От них‑то и узнает он все, что творится на свете. Поэтому его называют Богом воронов.

У Одина еще есть много имен: Альфёдр – Всеотец, Хаар – Высокий, Игг – Страшный, Гримнир – Скрывающийся под маской, Харбард – Седая борода и другие. И еще зовут его Вальфёдр – Отец павших, поскольку все, кто пал в бою, – его приемный сыновья. Им отвел он Вальхаллу, и зовут их эйнхериями.

 

 

Вальхалла

 

Вальхалла – это палаты Одина в Асгарде, в которых живут храбрые воины, павшие в битве с врагами. Перед воротами Вальхаллы растет роща по имени Гласир, Блестящая. Все листья в ней из красного золота, и это прекраснейший лес у богов и людей. Чертоги Вальхаллы огромны: одних дверей, в них ведущих, – пятьсот сорок. Там собирается великое множество людей, и все это воинство повинуется Одину. Воины либо пируют в Вальхалле, либо забавляются в сражениях. Эта дружина Одина сражается, умирает и снова воскресает для новых битв.

Когда они садятся пировать, всегда хватает им мяса вепря по имени Сэхримнир. Каждый его варят, а к вечеру он снова цел. Коза по имени Хейдрун стоит в Вальхалле и щиплет листья с ветвей ясеня Иггдрасиль. А мед, что течет из ее вымени, каждый день наполняет большой жбан. Меду так много, что хватает напиться допьяна всем эйнхериям.

Один не есть с эйнхериями. Всю еду, что стоит у него на столе, он бросает двум волкам. Они зовут Гери – Жадный и Фреки – Прожорливый. Вино – вот ему и еда, и питье.

В Вальхалле прислуживают воинственные девы валькирии – они подносят питье и смотрят за всякой посудой. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен погибнуть в сражении. Гунн – Битва, Рота – Сеющая смятение, а также норна, предсказательница судеб, по имени Скульд – Долг – всякий раз скачут на поле брани и решают ее исход.

 

Богини

 

Славнейшая из богинь, живущих в Асгарде, – Фригг, жена Одина. Ей ведомы любые людские судьбы, хотя она и не делает предсказаний. Ее двор зовется Фенсалир, и чудной он красоты. Богини Фулла, Сага, Хлин и Гна прислуживают ей и выполняют ее поручения.

Дочь Ньёрда и сестра Фрейра, богиня Фрейя, что значит Госпожа, почитаема наравне с Фригг. Фрейя – богиня плодородия, любви, красоты. Ее называют также богиней ванов. Владения ее на небе зовутся Фолькванг, или Поле боя. На поле брани ей достается половина убитых, а другая половина – Одину. А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви.

 

 

Фрейя вышла замуж за человека по имени Од. Дочь их зовут Хносс, или Сокровище. Она так прекрасна, что именем ее называют все, что прекрасно и высоко ценится. Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее – это красное золото.

Жена Браги, кротка и нежная Идунн, – богиня вечной молодости. Она хранит в своем ларце яблоки. Их должны отведать боги, как только начнут стариться, и тотчас же она помолодеют, и так будет до конца света. Ее ларец – волшебный: он никогда не пустее – на месте каждого вынутого яблока в нем появляется новое. Без Идунн богов давно уже не было бы в живых. И один раз чуть не вышло беду, но об этом рассказ будет позже.

Гевьон, или Дарующая, – юная дева, и ей прислуживают те, кто умирает девушками.

Забота богини Сьёвн – склонять к любви сердца людей, мужчин и женщин. Ее именем называют любовь.

Ловн, Позволение, добра и благосклонна к мольбам людей.

Богиня Вар помогает людям держать клятвы и обеты, которым они обмениваются. Потому эти обеты зовутся ее именем.

Богиня Эйр – Пощада, Милость – покровительница врачей. Она излечивает все болезни и раны, и никто лучше ее не врачует.

От богини Вёр, что значит Сведущая, ничего не скроешь, потому что она умна и любопытна.

Богиня Снотра, Мудрая, тоже умна и сдержанна, и ее именем зовут мудрых женщин и сдержанных мужчин.

Соль – Солнце и Билль – Время тоже причисляют к богиням. К ним относятся также валькирии, а еще Ёрд, мать Тора, и Ринд, мать Вали.

 

Норны

 

Под ясенем Иггдрасиль стоит у источника прекрасный чертог, в котором живут три девы. Их зовут Урд – Судьба, Верданди – Становление и Скульд – Долг. Это – норны, определяющие судьбы людей. Каждый день они черпают из источника Урд священную воду и поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли его ветви.

Кроме трех главных норн, есть и другие: они приходят к каждому младенцу, появившемуся на свет, и наделяют его судьбой. Норны бывают добрыми и злыми. Одни из них происходят от богов, другие от светлых альвов, а третьи – от карликов.

 

О мудрости Одина

 

Под тем корнем ясеня Иггдрасиль, что протянулся в Ётунхейм, находится источник, в котором сокрыты знание и мудрость.

Хозяин источника – великан Мимир. Он исполнен мудрости, оттого что каждый день пьет воду из этого источника.

Однажды, еще в молодые годы, Один пришел к Мимиру и попросил дать ему напиться из источника, но не получил ни капли.

– Ничто не дается даром, а особенно мудрость, – ответил великан. – Что я получу от тебя взамен?

Долго думал Один и решил, что мудрость всего дороже.

– Все, что хочешь, – ответил он.

– Тогда отдай мне свой правый глаз, – потребовал великан.

Вновь задумался Один, но потом ответил так:

– Я согласен. Ведь умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя.

И вот отдал Один свой глаз великану Мимиру за право испить из источника мудрости, но нет с тех пор аса мудрее Одина.

 

Знаю я, Один,

где глаз твой спрятан:

скрыт он в источнике

славном Мимира!

 

 

О детях Локи

 

Ангрбода, или Предвещающая беду, – так звали одну великаншу Ётунхейма. У нее родилось от Локи трое детей. Первый сын – Фенрир – Волк, другой – Ёрмунганд, он же Мировой змей, а дочь – Хель.

Боги дознались у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед, – и послал богов Всеотец взять их и привести к нему.

И когда они пришли к нему, бросил он того змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что, посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост.

 

 

А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости. Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая морось зовутся ее палаты, Голод – ее блюдо, Истощение – нож, Лежебока – слуга, Сони – служанка, Напасть – падающая на порог решетка, Одр болезни – постель, Злая кручина – полог ее. Сама Хель – наполовину синяя, а наполовину цвета мяса, и ее легко узнать по тому, что она сутулится и вид у нее свирепый.

Асы взрастили Волка, и лишь Тор отваживался кормить его. Пророчества говорили, что рожден он богам на погибель. Но так чтили они свой кров, что не хотели осквернять его кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина.

И когда боги увидели, как быстро он рос со дня на день, решили они изготовить крепчайшую цепь. И прозвали ее Ледингом, и принесли к Волку. Лишь уперся Волк, сразу же лопнула цепь, и так избавился он от Лединга.

Тогда асы сделали другую цепь, вдвое крепче прежней, и назвали ее Дроми. И вновь показали Волку.

– Ну эту‑то цепь тебе не разорвать, – говорили они весело, с ужасом замечая про себя, как вырос Волк за то время, что ковалась цепь. – Но если тебя, Фенрир, не удержит такая чудо‑цепь, ты прославишься силою, – заявляли они.

Подумал Волк: «Пусть крепка эта цепь, но и силы у меня, верно, прибавилось с той поры, когда я разорвал Лединг». Пришло ему тогда на ум, что стоит и отважиться, чтобы стяжать славу, и он дал надеть на себя те узы. И когда асы сказали, что, мол, пора, рванулся Волк, уперся, и разлетелись кольца во все стороны. Так освободился он и от Дроми.

Стали тут асы опасаться, что не связать им Волка, и поняли, что без хитрости им не обойтись. Тогда Всеотец послал Скирнира, гонца Фрейра, под землю в Страну черных альвов к карликам и повелел им изготовить путы, прозванные Глейпнир. Карлики выковали неразрывную цепь, в которой шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, рыбье дыханье и птичья слюна были скреплены тончайшими медвежьими жилами. Путы получились гладкими и мягки, как шелковая лента.

Тут говорит Волк:

– Как погляжу я на эту ленточку, не стяжать мне через нее славы, хоть бы и разорвал я ее на куски. Если же есть в ней секрет или хитрость, не бывать ей на моих ногах!

Тогда асы сказали:

– Тебе ведь легко разорвать столь тонкую шелковую ленточку. А если не удастся тебе порвать эту ленту, то уж и богов ты не напугаешь, и мы тебе тогда отпустим.

– Если вы свяжете меня так, что мне не вырваться, отвечает Волк, – то поздно мне будет ждать от вас пощады. И, чем обвинять меня в трусости, пусть лучше один из вас вложит мне в пасть руку в залог того, что все будет без обмана.

Тогда переглянулись асы и подумали, что вот прибавилось им заботы: никому не хотелось лишаться руки. И лишь Тюр наконец протянул правую руку и вложил ее Волку в пасть.

И когда Волк уперся лапами, путы стали лишь крепче, и чем больше он рвался, тем сильнее они врезались в его тело.

– Не могу! – зарычал наконец Волк. – Снимите их с меня!

Но асы лишь смеялись в ответ – никто и не думал освобождать Волка. Не смеялся только Тюр – ведь он поплатился рукою.

Увидев, что Волк связан надежно, асы взяли конец пут и закрепили его так, что не вырваться Волку. Он страшно разевал пасть и метался, и хотел всех покусать. Они просунули в пасть ему меч: рукоять уперлась под язык, а острие – в нёбо. И так он будет лежать, пока не придет конец света.

 

О копье Одина и молоте Тора

 

Однажды Локи, знаменитый своими злыми шутками, совершил очередную проделку. Он отрезал ночью у спящей Сив, белокурой жены Тора, ее прекрасные длинные волосы. Обнаружив пропажу, Сив горько расплакалась. Тор, проведав о том, пришел в ярость. Он поймал Локи и пообещал переломать ему все кости. Но тут Локи взмолился:

– Отпусти меня, Тор. Я пойду в Страну черных альвов и попрошу, чтобы они сделали для Сив волосы из золота, которые росли бы, как настоящие.

Тор отпустил Локи, и отправился тот к карликам, которых называют сыновьями Ивальди. Карлики согласились ему помочь. Они выковали новые волосы для Сив, построили удивительный корабль Скидбладнир, а также смастерили копье, Гунгнир.

И тогда Локи поспорил с карликом по имени Брокк, чтор брат того карлика, Эйтри, тоже искусный мастер, не сумеет сделать трех сокровищ, которые сравнялись бы с этими.

Вот пришли они втроем в кузницу. Эйтри сразу же принялся за работу и попросил своего брата Брокка помогать ему. Он положил в горн свиную кожу и велел Брокку поддувать, не останавливаясь, пока он не вернется.

Эйтри вышел из кузницы, а Брокк взялся за меха. Он работал добросовестно, и пламя в горне горело все ярче. Локи, испугавшись, что так он проиграет пари, решил помешать Брокку. Он обратился назойливой мухой, уселся ему на руку и принялся его жалить, но Брокк работал, как ему было велено, пока Эйтри не вынул из горна готовую вещь – вепря с золотой щетиной.

Потом Эйтри положил в горн кусок золота и велел Брокку снова поддувать без остановки. Он ушел, а Брокк раздувал и раздувал огонь. Тут прилетела муха и, сев на шею Брокку, укусила вдвое больней, чем раньше. Но тот все поддувал, пока кузнец не вынул из горна золотое кольцо, что зовется Драупнир.

Тогда положил Эйтри в горн железо.

– Дуй из всех сил, – сказал он брату, – и знай, что если ты прервешься хоть на мгновение, ничего не получится.

А муха тут уселась промеж глаз Брокку и ужалила его в веко. И когда кровь залила ему глаза, так, что он ничего не видела, он быстро поднес руку ко лбу и смахнул муху. Тут в кузницу вошел Эйтри.

– Ты плохо поддувал в этот раз! – вскричал он. – Верно, слишком рано остановился, и рукоять у молота вышла слишком короткая. Тем не менее им все можно пользоваться.

Кузнец отдал все сокровища Брокку и велел идти с ними в Асгард, чтобы там решили, кто победил в споре. Брокк отнес туда то, что изготовил Эйтри, а Локи – то, что сделали сыновья Ивальди. Асы дивились, глядя на замечательные вещи, – ведь ничего подобного раньше в Асгарде не бывало. Все должно было решиться по приговору Одина, Тора и Фрейра.

Тогда Локи вручил Одину копье Гунгнир, Тору – волосы для Сив, а Фрейру – корабль Скидбладнир.

– Копье разит, не зная преграды, – пояснил он. – волосы стоит их приложить к голове Сив, тотчас прирастут. А кораблю куда бы ни лежал его путь, всегда будет дуть попутный ветер, лишь поднимут на нем парус; а сойдя на берег, корабль можно свернуть как просто платок, умещающийся в кармане.

Но тут Брокк достал свои сокровища. Он отдал Одину кольцо, Фрейру – золотого вепря, а Тору – молот:

– Каждую девятую ночь капают из кольца по восемь точно таких же золотых колец. Вепрь может бежать по водам и по воздуху; даже ночью будет ему светло, потому что так светится его щетина. А молотом можно бить с какою угодно силой по любой цели; и никогда не откажет молот; куда бы его Тор ни бросил, он никогда не промахнется; и как бы далеко ни залетел молот, он всегда вернется Тору в руку; и если Тор захочет, молот сделается таким маленьким, что его можно будет носить за пазухой.

Посовещавшись, боги решили, что лучшее из всех сокровищ – молот. Ведь, получив его, асы приобретали непобедимое оружие против великанов. Итак, Локи проиграл свой заклад, а с ним и голову. Локи стал предлагать выкуп за свою голову.

– Нечего и надеяться, – рассмеялся карлик.

– Тогда лови меня! – воскликнул Локи.

И когда его попытались схватить, он был уже далеко. Дело в том, что у Локи были башмаки, в которых он мог бежать по водам и по воздуху.

– Поймай его, Тор, – взмолился карлик, обращаясь к Тору.

Тор на своей колеснице мигом настиг беглеца. Когда Локи привели к карлику, Брокк взял большой топор и высоко поднял его.

– Остановись! – заверещал Локи. – пусть ты выиграл у меня голову, но шея‑то моя! Не смей к ней прикасаться!

Брокк рассвирепел. Он схватил шило своего брата, проткнул Локи губы и сшил из прочным ремнем. Он считал, что так избавляет себя и асов от гнусных шуточек Локи. Только тому удалось впоследствии разорвать этот ремень.

 

Похищение Идунн

 

Как‑то раз три аса, Один, Локи и Хёнир, отправились в путь. Шли они через горы, через пустыни, и у них нечего было есть. В одной долине они обнаружили стадо быков и, убив одного, собрались зажарить его мясо между раскаленными камнями и съесть. Когда им показалось, что еда готова, они разгребли костер и видят: не изжарилось мясо. Спустя некоторое время они снова заглянули в костер, но только мясо опять не было готово.

– Что бы это значило? – пробормотал Локи. – не иначе не обошлось тут без колдовства.

И вдруг с дуба, под которым они сидели, раздался голос.

– Это по моей воле не жарится ваше мясо. Пообещайте дать мне бычьего мяса досыта, тогда оно и изжарится.

Смотрят они вверх, а там сидит орел, и не маленький.

– Согласны, – говорят они.

Тут орел слетает с дерева, садится у костра и тотчас принимается за бычьи окорока и лопатки. Тогда разгневался Локи и, схватив большую палку, замахнулся что есть силы и ударил орла. Орел от удара встрепенулся и взлетел. Но палка при этом пристала к спине орла, а руки Локи – к другому концу палки.

 

 

И вот летит орел на такой высоте, что Локи задевает ногами камни и деревья. Кажется ему, что вот‑вот и вырвутся у него руки. Он вопит, он молит о пощаде. И тут вновь заговорил орел:

– Не бывать тебе, Локи, на свободе, если не дашь мне одной клятвы.

– В чем хочешь – поклянусь! Только отпусти!

– Клянись, что выманишь из Асгарда богиню Идунн.

Не долго сомневался Локи:

– Клянусь! Будет тебе завтра в полдень Идунн.

Засмеялся орел и опустил Локи на землю. Тот вернулся к своим спутникам, и они возвратились в Асгард без приключений.

На следующий день в условленный час Локи пришел к Идунн.

– Пойдем, – говорит он, – я покажу тебе, какие я нашел яблоки. Они тебе, я уверен, покажутся замечательными. Но возьми все‑таки свои, чтобы сравнить их с теми, ладно?

И вот идут они из Асгарда в лес. Тут прилетает в обличье орла великан Тьяцци и, схватив Идунн, уносится с нею в Ётунхейм.

Как только исчезла Идунн, асам пришлось плохо – они сразу же постарели и поседели. Они собрались вместе и стали вспоминать, кто и когда в последний раз видел Идунн. А видели ее в последний раз, когда она шла с Локи из Асгарда. Они схватили Локи и стали грозить ему смертью и пытками. И Локи струсил?

– Я знаю, где Идунн. Ее унес великан Тьяцци. Если Фрейя даст мне свое соколиное оперенье, я готов отправится за Идунн в Ётунхейм.

Локи прилетел в Ётунхейм великану Тьяцци, когда того не было дома. Он превратил Идунн в орех и, взяв орех в когти, помчался прочь. Тьяцци вскоре вернулся домой и, не обнаружив Идунн, надел свое орлиное оперенье и полетел в погоню за Локи. Асы же, завидев, что летит сокол с орехом, а за ним орел, вышли за стены Асгарда и вынесли ворох древесных стружек. Сокол, лишь только влетел в город, камнем упал у городских стен. Тогда асы развели в стружках огонь. Высоко взметнулся огонь, и орел, не сумев остановиться, опалил себе крылья и упал на землю. Тут подоспели асы и убили великана Тьяцци. А Идунн снова стала жить в Асгарде, сохраняя богам вечную молодость.

 

Ньёрд и Скади

 

Дочь великана Тьяцци по имени Скади, узнав о том, что асы убили ее отца, надела шлем и кольчугу и с оружием в руках пошла в Асгард мстить за отца. Асы, однако, предложили ей решить дело миром и пообещали выкуп:

– Выбери лучше, Скади, себе мужа среди асов, и на том давай помиримся. А если ты согласишься на наше предложение, то выбирать будешь только по ногам, ничего больше не видя.

– Согласна, – отвечала Скади, надеясь, что ей удастся выбрать Бальдра, отличавшегося удивительной красотой.

Увидев пару красивых ног, она воскликнула:

– Вот кого я выбираю. И, конечно, это окажется Бальдр, бог весны, – ведь вряд ли что некрасиво у Бальдра.

Однако она ошиблась – то были ноги Ньёрда. Опечалилась Скади и говорит:

– А как же еще одно мое условие? Ведь вы обещали рассмешить меня – но вам это вряд ли удастся.

Долго старались боги, но ничего у них не получалось, и вдруг верхом на громко блеющей козе выехал Локи. Он поскакал к Скади и повалился на колени. Тут она и рассмеялась. Тогда между нею и асами был заключен мир.

Ньёрд взял Скади в жены с большой радостью. Но никак они не могли договориться, где им жить.

Скади хотела поселиться там, где жил ее отец, в горах, в месте, что зовется Трюмхейм – Ньёрд же хотел жить у моря. И они порешили, что девять суток они станут жить в Трюмхейме, а другие девять оставаться в Ноатуне. Но, вернувшись раз с гор в Ноатун, Ньёрд сказал:

– Не любы мне горы, и не хочу я сменять клик лебединый на вой волков. Я могу жить только на берегу моря.

Тут откликнулась Скади:

– Птичьи крики не дают мне спать на берегу моря. Всякое утро будит меня морская чайка. Нет, только в горах могу я жить.

Так они и расстались: Ньёрд остался в Ноатуне, а Скади вернулась в горы и поселилась в Трюмхейме. И часть встает она на лыжи, берет лук и стреляет дичь. Ее называют богиней‑лыжницей.

 

Локи, Тор и великан Гейррёд

 

 

 

Однажды Локи летал для забавы в соколином оперенье богини Фригг.

Из любопытства он залетел во двор к великану Гейррёду и, увидев там высокие палаты, опустился и заглянул в окошко. Гейррёд увидел птицу:

– Поймайте ее и принесите ко мне, – приказал он слугам.

Один из посланных им слуг полез по высоченной стене к окошку, на котором сидел Локи. А Локи заметил его и с ехидство наблюдал, как тому приходится трудиться. И решил Локи не улетать, пока тот не поделает почти весь свой нелегкий путь.

Когда же слуга был рядом, Локи расправил крылья, хотел оттолкнуться, и тут оказалось, что ноги его пристали к крыше.

Схватили тогда Локи и принесли к Гейррёду. И, увидев глаза Локи, великан заподозрил, что перед ним не настоящая птица, а один из богов. И велел Гейррёд ему держать ответ.

– Кто ты? – грозно спрашивал великан, но Локи молчал.

Тогда запер Гейррёд его в сундук и три месяца морил его голодом. Наконец, он открыл сундук и, обращаясь к обессилевшему от голода асу, повторил свой вопрос:

– Кто ты? Я приказываю тебе говорить. А не то ждет тебя голодная смерть.

– Я Локи, сын Лаувейи, бог огня.

– Я рад, что поймал тебя, хотя сам ты мне и не нужен. Тем не менее, я могу тебя уничтожить. Если же ты хочешь избежать смерти, дай мне клятву привести ко мне Тора, но не в полном вооружении, а без молота и без Пояса силы.

– Клянусь, – едва произнес слабым голосом Локи.

Был он тут же отпущен на свободу, вернулся в Асгард, и много хитрости ему понадобилось, чтобы уговорить Тора отправиться безоружным в путь. И хотя Локи понимал, к чему может привести это путешествие, ничего иного он сделать не мог – ведь не выполнить клятву было нельзя.

Тор и Локи пустились в дорогу. Они остановились на ночлег у великанши Грид, которая и поведала Тору всю правду о Гейррёде:

– Великан очень хитроумен, и трудно с ним справиться. Берегись идти туда безоружным. Лучше возьми у меня мой Пояс сил, железные рукавицы да посох, что зовется посохом Грид.

Тор не стал возражать и принял с радостью все, что дала ему великанша. Наутро пошли они дальше, и дорогу им перегородила река Вимур, величайшая из рек. Опоясался Тор Поясом силы и воткнул посох Грид ниже по течению, а Локи ухватился за Пояс силы. Когда же Тор дошел до середины реки, вода внезапно поднялась так высоко, что стала перекатываться через плечи Тора. Тогда Тор сказал:

– Вимур, спади! Это я, Тор, иду вброд в Ётунхейм. Если вода будет прибывать, знай, что вырастет до неба мощь аса.

Но воды все прибавлялось. Тор посмотрел выше по течению и обнаружил, что стоит там в расщелине скалы Гьяльп, дочь Гейррёда, упирается ногами в оба берега и тем вызывает подъем воды. Тут взял Тор со дна большой камень и бросил в нее со словами:

– Будет в устье запруда!

И попал прямо в цель. Скоро вода пошла на убыль, и течение ослабло. Опираясь на посох, Тор добрался до противоположного берега и, ухватившись за деревцо рябины, выбрался из потока.

Тор и Локи двинулись дальше. Когда они пришли к Гейррёду, их поместили на ночлег в козий хлев.

– Ведь Тор же к козлам привык, – дерзко пошутил Гейррёд.

В хлеву стояла скамья, на которую Тор, уставший от путешествия, тут же и сел. Но не успел он сесть, как почувствовал, что скамья вместе с ним поднимается к самой крыше. К счастью, в руках Тора был посох Грид. Чтобы не оказаться раздавленным между потолком и скамьей, Тор уперся посохом Грид в стропила, а сам покрепче прижался к скамье. Скамья опустилась на место, но раздался громкий хруст и жуткий крик: оказалось, что скамью поднимали на своих плечах дочери Гейррёда – Гьяльп и Грейп, – им обеим Тор переломал спины.

Потом Гейррёд велел позвать Тора в палату – позабавиться играми. Вдоль всей палаты были разведены костры, и когда Тор вошел в палату и встал против Гейррёда, тот ухватил щипцами раскаленный брусок железа и швырнул им в Тора. Но Тор поймал брусок железными рукавицами – теми, что дала ему великанша Грид. Тор поднял брусок, замахиваясь на Гейррёда, и тот, отскочив, укрылся за железным столбом. Но Тор так сильно кинул раскаленное железо, что оно пробило столб, самого Гейррёда и стену дома и ушло глубоко землю

Честь Асгарда была спасена, а Тор и Локи смогли благополучно вернуться домой.

 

 

Пропажа молота Мьёлльнир

 

Случилось так, что как‑то утром бог Тор проснулся и обнаружил пропажу: исчез его замечательный молот Мьёлльнир. Разъярился Тор, стал повсюду искать и шарить, но безрезультатно. Он рассказал об этом богу огня Локи, и тот, понимая, что означает для асов пропажа молота Тора, вызвался ему помочь.

Они вместе отправились к дому прекрасной богини Фрейи.

– Фрейя, не дашь ли нам свой наряд из перьев, чтобы быстрее облететь все земли и сыскать мой молот, – попросил Тор.

– Я бы дала вам свое оперенье, будь оно даже серебряным или золотым, – живо откликнулась Фрейя.

Полетел тогда Локи в опереньи Фрейи, покинул он Асгард и отправился прмяо в Ётунхейм, потому что он считал, что только великаны могли похитить молот Тора. Первый, кого увидел, подлетая к Ётунхейму Локи, был великан Трюм. Он сидел на кургане и плел своим псам ошейники из золота

– Что там у асов? – спросил он, едва завидев Локи. – Зачем ты один прилетел в Ётунхейм?

– Неладно у асов, – отвечал Локи. – Пропал у Тора его молот. Не ты ли его куда запрятал?

Трюм не стал скрывать, что это дело его рук:

– Ты угадал. Это я запрятал молот Тора, и запрятал его так, что никто достать не сумеет. Я могу его вернуть, правда, при одном условии, если боги отдадут мне в жену прекрасную Фрейю.

Узнав, что хотел, Локи стрелой полетел назад к Тору.

– Ну что? Нашел ли ты молот? – с нетерпением стал спрашивать Тор.

– Найти‑то нашел, да вернуть его нелегко. Молот у великана Трюма, но отдаст он его не раньше, чем Фрейя станет его женой.

Отправились они тут же к Фрейе.

– Послушай, Фрейя, – начал Тор. – чтобы вернуть мой молот, ты должна стать женой великана Трюма. Собирайся в путь.

Но кроткая дочь Ньёрда внезапно впала в ярость. В гневе порвала она висевшее у нее на шее драгоценное украшение – ожерелье Брисингов. И выгнала она Тора из своего дома.

Собрались тут все асы и стали совещаться, как им вернуть молот Тора. Долго они судили да рядили, как вдруг Хеймдалль, Светлый ас, предложил:

– Пускай Тор сам добывает то, за чем не досмотрел. Давайте наденем на Тора брачный убор, спрятав лицо, скроем ему колени женской одеждой, украсим его ожерельем Брисингов и так отправим к великанам за молотом.

Возмутился Тор, оскорбился. Не хотел он надевать женскую одежду. Но тут раздался голос Локи:

– Напрасно ты споришь и теряешь врем<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.