Люди и ресурсы. Система «responsiones» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Люди и ресурсы. Система «responsiones»

2022-10-28 36
Люди и ресурсы. Система «responsiones» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возник вопрос переправки человеческих, материальных и денежных ресурсов между Западной Европой и Восточным Средиземноморьем и, в меньшей степени, между Германией и Пруссией – Ливонией. В Испании после 1250 г. ордены, так или иначе входящие в боевые подразделения королевской армии, могли не искать слишком далеко в тылу то, в чем они нуждались для войны на границах эмирата Гранада.

Западные владения предоставляли орденам Храма и Госпиталя основные материальные и денежные средства, необходимые для выполнения их задач на фронте – содержания крепостей, оплату наемников и на прочие расходы. Треть (как правило) доходов, получаемых от эксплуатации патримония орденов, выделялась в форме responsio (responsiones) на нужды Святой земли. От них немного отличался Wartegeld [пенсия (нем.)], который взимал Тевтонский орден на содержание сторожевых постов на границах Польши и Литвы, потому что платить его были обязаны все командорства, как фронтовые, так и тыловые[379].

Responsiones, чаще всего в денежной форме, переправлялись разными способами. Статуты 1181 г. предписывали каждому госпитальерскому приорату на Западе посылать простыни для больных в заведения Иерусалима: сто простынь из окрашенной хлопчатобумажной ткани с приората Франции, две тысячи бумазейных – с приората Италии, столько же с приората Пизы или Венеции и т. д.[380] Но перевозили также лошадей, зерно, оружие и, разумеется, деньги.

Тамплиеры и госпитальеры построили для своего использования несколько кораблей. Суда Храма и Госпиталя обеспечивали связь между Англией и Ла‑Рошелью, между каталонским побережьем, Марселем, портами Южной Италии и восточным побережьем Средиземного моря, о чем свидетельствуют нотариальные акты Марселя или реестры Сицилийского королевства; известны «Анжелика» – корабль Храма (1270 г.), «Боннавентура» – корабль Госпиталя (1278 г.), а также знаменитый «Сокол» брата‑тамплиера Роже де Флора, который, послужив у короля Арагона, отвез наемников «Каталонской компании» в Византию для борьбы с турками[381]. Но не стоит преувеличивать мореходные возможности орденов: им приходилось пользоваться судами Генуи, Венеции или Анконы.

Отправка из командорств Южной Италии, Сицилии или Каталонии продуктов в Акру, а потом на Кипр не могла производиться без получения от монархов разрешения на вывоз[382]. Карл II Анжуйский в Южной Италии, Федерико III Арагонский на Сицилии, Хайме II в Арагоне желали контролировать экспорт, ссылаясь на свои суверенные права. И неважно, в Святую землю или нет! В 1363 г. папа Урбан V был вынужден призвать суверенов Запада не чинить препятствий таким перевозкам между их государствами и Родосом[383].

В связи с вопросом переправки денег было пролито немало чернил. Обильная историография сделала тамплиеров – и только их – «банкирами Запада»; под пером некоторых авторов орден Храма, после того как его изгнали из Святой земли, превратился в банк! Это утверждение явно ложное, даже если тамплиеры действительно практиковали трансферт, или перевозку, монет между западным и восточным побережьями Средиземного моря как за свой счет, так и за счет частных лиц, вклады которых они принимали. Они давали ссуды. Они использовали финансовые приемы своего времени, контракт и переводные векселя, практику текущих счетов, бухгалтерию, отчасти двойную. Все это так. Но их операции никогда не имели ни масштаба, ни новаторского характера операций итальянских банков; они не делали капиталовложений и даже порой при потребности в крупных денежных суммах были вынуждены брать займы у итальянских банкиров. К ним обращались, потому что они были людьми надежными, серьезными и знающими дело. Именно по этой причине короли Франции начиная с Людовика VII доверяли управление королевской казной казначею парижского Храма. Управление, которое строго отделялось от управления собственным фондом Храма. Так что не надо смешивать обе кассы![384] Добавим, что госпитальеры вели такие же финансовые операции, как и Храм, и по тем же причинам. Но они не заведовали королевской казной и потому меньше были на виду. Это не причина не видеть – либо не желать видеть – их операций: 1 ноября 1344 г. папа Климент VI «перевел» на Восток через Гарена де Шатонёфа, приора Наварры и прокурора Госпиталя при римской курии, сумму в 13 600 флоринов. Папа также отдал Гарену 335 флоринов из расчета 2, 5 флорина за 100 пересылаемых флоринов в качестве вознаграждения[385]. То есть госпитальеры взимали плату за свои услуги! Впрочем, выдачей ссуд занимались все монашеские ордены. Специфика военных орденов состояла в том, что они должны были тем или иным образом отсылать часть доходов, которые получали от эксплуатации своих владений.

 

 

Глава 8

Военно‑монашеские ордены и война

 

В XII и XIII вв. рыцарь, хотя по преимуществу и был бойцом, профессиональным военным еще не был: его военная активность была. периодической и не занимала всю его жизнь. В основе западной военной системы лежали феодально‑вассальные отношения и фьеф. Ее приспособили к условиям крестового похода, Реконкисты или сражений на Балтике: например, на латинском Востоке, как в Иерусалиме, так и в Морее, служба вассала была более долгой и предъявляла больше требований, чем на Западе. Выражение «профессиональный военный» больше подходит «коттеро» или «брабансонам», этим презираемым, но необходимым в средневековых армиях наемникам, к которым, как мы видели, обратился основатель арагонского ордена Монжуа[386].

Таким образом, феодальные армии не были армиями профессиональными, постоянными. Эту роль в условиях и контексте, достаточно разных в зависимости от конкретного места, сыграли военно‑монашеские ордены. Поэтому к военной деятельности орденов – на Святой земле, в Испании, в Пруссии – необходим аналитический подход.

 

На Святой земле

 

Иерархические статуты ордена Храма, первая часть retrais, приложенных к уставу (статьи 77–197), образуют военный устав, не имеющий аналогий в других орденах и единственный в средние века[387]. Он дает точные сведения об опыте войны на Святой земле и послужит мне справочником.

 

«Монастырь» как боевое формирование

 

Все боевые братья, рыцари или сержанты, в совокупности составляли «монастырь» (couvent). Они жили в «estage» (казарме) или же «в военное время, когда братья при оружии и в полях», – в «herberge», то есть в лагере[388]. При выполнении операций тамплиеры формировали «походный порядок» (route), вид которого различался в зависимости от того, мирным или военным было время.

В мирное время братья ехали на мулах или походных конях, оруженосцы вели перед ними в поводу sommiers, или вьючных животных, которые везли снаряжение и материалы для лагеря. Ехали по «пастбищу» (равнине), как днем, так и ночью, чтобы защищать и контролировать людей и имущество[389] Устав различает переход по «мирной земле» (замиренной и спокойной территории) и по «земле, требующей бдительности» (terre de regart – плохо подчиненной территории, возможно, пограничной); братья,

 

минуя водный поток на мирной земле, могут напоить своих животных, если хотят, но пусть не задерживают отряда. Если они минуют воду на земле, требующей бдительности, и стяг (gonfanon – тот, кто несет знамя и ведет отряд) минует ее без водопоя, они не должны поить животных без разрешения[390].

 

В военное время тамплиеры организовали особое командование, отличное от обычной организации ордена. Магистр сохранял свое главенство, но военачальником становился маршал[391]. Под его началом подмаршал отвечал за оружие, туркопольер – за туркополов и сержантов, знаменосец – за оруженосцев. При этом братья строились в порядок eshiele (echelle [лестница], или эскадрон); они все так же ехали на походных конях, но уже были одеты в доспехи; оруженосцы, ехавшие перед рыцарями, несли мечи и копья, а другие, позади, вели в поводу «декстрариев» (destriers), или боевых коней. Эскадронная форма «походного порядка» характерна для военного времени; эскадрон строился в колонну для переходов или цепью, когда армия на поле боя готовилась к атаке.

Различие между переходом в мирное и военное время – принципиальное: «Когда монастырь следует походным порядком, знаменосец должен двигаться впереди стяга, а стяг поручает нести оруженосцу. <…>. В военное же время и когда братья следуют эскадроном, нести стяг должен туркопол…»[392]

 

Лагерная жизнь

 

Жизнь тамплиеров делилась на монастырскую и лагерную, на жизнь в «доме» (каком угодно постоянном поселении) и в «herberge», лагере.

Когда братья ездили верхом, они брали коней из «каравана», а вьючных животных из «sommaige» (так назывался обоз)[393]. Гардеробмейстер раздавал одежды и материал для постели – «carpitte», или толстое покрывало, «дабы покрывать их ложе или их кольчуги, когда они едут», а также сумки, одна из которых была из кольчужной ткани («treslis») для перевозки одежды и кольчуг[394]. Снаряжение и материал для устройства лагеря грузили на вьючных животных, тогда как братья ехали на конях или на мулах. Во время перехода один брат мог приблизиться к другому и заговорить с ним, но только с разрешения маршала и стараясь «подъезжать и отъезжать с подветренной стороны», так как иначе «пыль нанесла бы колонне вред и неприятность»[395].

Маршал давал команду остановиться, провозглашая: «Становитесь лагерем (herbergies vos), господа братья, во имя Bora»[396]. Различали ночевку в общей спальне (herberge en dortoir) и ночевку в шатрах (herberge sous tente). Во время войны отличали также «привал на постоялом дворе» (herberge en ostel) или «установленный привал» (herberge arrestee) от простых остановок, например для охраны фуражиров, а также от более или менее длительного стояния в засаде: тогда не следовало «снимать ни узды, ни седла»[397]. Материал для устройства лагеря состоял из палаток; магистр имел право на палатки круглые, «островерхие» (aguillier) или (и) «гребелеры» (grebeleur), из которых последняя была меньше «островерхой»[398]. Братья старались содержать в хорошем состоянии стойки и колышки (laborer pels et chevilles), как и свои доспехи[399]. Начинали с установки походной часовни – где братья собирались, чтобы читать по часам, – рядом с которой ставили палатку магистра, палатку командора Земли и палатку для мяса, а потом остальные[400]. Действительно, в походе назначали «командора по мясу», чтобы он раздавал пищу[401].

Сколько эскадронов было? Когда война шла в Триполи и Антиохии, формировали два эскадрона рыцарей: один под командованием маршала монастыря, который прибывал в Триполи или Антиохию, другой под командованием маршала Земли (Триполи или Антиохии)[402]. Не имелись ли в виду скорее «баталии», каждая из которых состояла из определенного количества эскадронов? Ведь, согласно тексту, эскадрон отдавался под начало эскадронного командора, имевшего стяг и десять рыцарей для охраны последнего: «И все, что сказано о Маршале, верно для всех командоров, начальствующих над эскадронами»[403]. К рыцарским эскадронам добавлялись эскадроны боевых сержантов и один эскадрон оруженосцев.

 

В бою

 

Наставал момент идти в бой.

Рыцари брали копье и щит и садились на декстрариев; те оруженосцы, которые прежде несли оружие, становились на охрану мулов и походных коней, а те, которые вели декстрариев, строились в эскадронный порядок – они последуют сразу за господами, готовые помочь им или заменить раненого либо убитого коня:

 

И если Маршал и братья атакуют, оруженосцы, каковые ведут коней одесную (то есть декстрариев, боевых коней), должны пойти в бой следом за их сеньорами, другие же должны взять мулов, на коих ехали их сеньоры, и вернуться на прежнее место или (остаться со) Знаменосцем[404].

 

Сражение, атака тяжелой конницы – это только один аспект боев. Вспомним принципиальное различие, предложенное Жоржем Дюби, между войной, состоящей из набегов и грабежей, и сражением (Бувин в 1214 г.), настоящим судом Божьим[405]. Сражения на Западе были редкими и на Востоке немногим чаще. Реймонд Г. Смейл насчитал их 27 с 1097 по 1192 г., из которых 17 состоялось до 1127 г.[406] В них вступали с величайшей отвагой, уповая на Господа и не страшась смерти, распахивающей врата рая. Хронисты часто ссылались на библейский пример Маккавеев и цитировали знаменитую фразу: «Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1 Мак., 3:18–19). Не ее ли вспомнил магистр Храма Жерар де Ридфор, безрассудно бросаясь в безнадежную схватку с тысячами воинов Саладина у источника Крессон в мае 1187 г.?[407]

О тренировке этих людей, которые, в принципе, прибывали на Восток взрослыми и посвященными в рыцари, то есть уже сформировавшимися, ничего не известно. Устав Храма не разрешал тамплиерам участвовать в турнирных поединках без разрешения[408]; значит, они в таковых участвовали! Возможно, на том поле, которое Цецилия, вдова графа Понса Триполитанского, отдала своему казначею и «где воины упражнялись в копейной потехе»[409]. Михаил Сирийский, который привел некоторые подробности о происхождении ордена тамплиеров, пишет: «Хотя их заведение первоначально было рассчитано на паломников, прибывающих молиться, дабы сопровождать их, однако впоследствии они ходили с королями на войну против турок»[410].

В самом деле, тамплиеры и госпитальеры очень скоро вошли в состав королевских армий – с тамплиерами это случилось в Дамаске в 1129 г. Но всегда надо помнить, что первой миссией ордена Храма, как и Госпиталя, была защита паломников. В самом Иерусалиме группе из десяти тамплиеров было специально поручено «сопровождать и охранять паломников, идущих к реке Иордан»[411]. Теодорих, совершавший паломничество, сообщает, что тамплиеры и госпитальеры стерегли сон паломников, делавших привал на ночь в садах Авраама, у подножья горы Искушения[412]. Эта защитная функция оставалась характерной для военной практики орденов в течение всей их истории: в 1147 г. в горах Малой Азии тамплиеры спасли от катастрофы армию французского короля Людовика VII, прикрыв ее фланги[413]. Очевидцы Третьего крестового похода рассказали, как госпитальеры и тамплиеры охраняли авангард и арьергард армии Ричарда Львиное Сердце во время боев на марше: отягощенная обозом, везущая паломников и больных, она с трудом продвигалась по дороге из Акры в Яффы. Надо было не давать ей растянуться, сохранять ее цельность и в то же время отражать нападения на нее[414]. Рассказывая о Пятом крестовом походе, все хронисты подчеркивали самоотверженность братьев при защите армии и лагеря под Дамьеттой[415].

Братья этих орденов, более опытные и дисциплинированные, чаще всего старались умерять энтузиазм крестоносцев и даже удерживать их от необдуманных действий. А те не всегда к ним прислушивались[416].

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.